Стадии освобождения навстречу исцелению



 

Иногда психологическая боль может быть столь же трудной для пациента, как и телесная боль. Элизабет Кублер-Росс в своих учениях говорит о пяти стадиях пе­чали, которые также можно описать как пять стадий умирания или исцеления. Я добавила номер шесть, так как поняла, что это важная стадия исцеления: стадия нахождения нашей души снова, капитуляция навстре­чу жизни.

(Когда родственники умирающего испытывают ста­дию капитуляции, я называю ее капитуляция более пол­ному, более расширенному опыту жизни, печаль закон­чена).

 

1. Отрицание Не я, не сейчас (не мой ребенок, работа, друг и т.д.)
2. Торг Я сделаю то-то и то-то, если все останется, как было.
3. Гнев Как смеет Господь (ты, оно, боль, они)? Почему я? Это все вина докторов (Господа, их, ее, его, твоя)?
4. Депрессия У меня ничего не осталось, нет дыхания, чтобы жить; всего слишком много.
5. Принятие Ну что ж, вот оно и произошло; я не могу этого изменить. Именно так и есть.
6. Капитуляция Я поддаюсь жизни, любви. Я принимаю смерть, как принимал земную жизнь.

 

В течение жизни нам приходится иметь дело с поте­рей и отделением, и эти так называемые стадии не ли­нейны. Можно начать с отрицания, перейти к депрес­сии и принятию, так как, когда мы считаем, что все при­нято, неожиданно возникает депрессия или торг. Я заметила это в себе, когда глубоко печалилась по поводу завершенных взаимоотношений.

Отрицание начинается с внутреннего диалога: «Это еще вовсе не конец; просто отношения испытывают Нелегкие времена», даже хотя все во мне знает, что все Кончено.

Затем я могу перейти к гневу: «Как смеет он (она, оно и т.д.) поступать так со мной?»

Вскоре я в раздумье: «Мне намного лучше без него (нее, его и т.д.); в любом случае, я заслуживаю лучшего».

Стадия торга может включать: «Я буду лучше. Я изме­нюсь, и все будет хорошо».

Затем начинается депрессия; я чувствую боль в обла­сти сердца и ничего не могу с ней поделать, чувствую себя беспомощной. Может быть, я буду испытывать больше гнева и торга, до стадии принятия: «Вот оно как, я очень расстроена, смогу ли я продолжить жизнь?»

Когда добираюсь до места капитуляция жизни, внут­ренний процесс становится эмоциональным и стимули­рующим, и я учусь на активной печали. Сердце чувству­ет: «Я снова смогу найти любовь, радость, новую работу и т.д. и благодарна за открытие моего сердца».

Я знаю теперь, что произошло исцеление и смогу до­стичь большего в мире. Умирающий человек, когда до­бирается до места, где протекает упокоение и саможаление, остается наедине со смертью.

Я часто говорю сиделкам и работникам госпиталя: «Если вы не способны присутствовать со своей собствен­ной печалью и болью и жалеть свою ранимость, вы не можете быть с умирающим и его родственниками».

Элизабет Кублер-Росс, доктор медицины, которая умерла 24 августа 2004 года, всегда делала ударение на то, что мы не можем быть полезными для умирающего, если попытаемся «починить» его или себя. Очень мно­гие из нас были сторожами, смотрителями вместо того, чтобы быть заботливыми; мы ухаживаем, чтобы получить признание, так что наша забота ограничена. Когда мы ухаживаем, то ничего не требуем взамен. В течение долгих лет я ухаживала за многими людьми, не понимая, на­сколько они мне были нужны в жизни.

Работая с Элизабет и пройдя через «сушильный бара­бан» (ее собственные слова для обозначения тренинга, который она нам давала), я поняла, что единственный способ исцелить боль — это пройти ее, а не просто по­стараться позитивно ее обдумать. Наша человечность есть величайший дар, благодаря ему мы можем достиг­нуть счастья души в этой жизни и в жизни духа.

Никто еще никогда не давал мне столь важных уро­ков в жизни, как умирающие. Котел просит нас быть бди­тельными к собственным чувствам в отношении умира­ющих, как мы по-другому к ним относимся из-за того, что они умирают. Мне нужно знать мою реакцию на это и мой ответ. Котел советует: «Знай себя и позволь своей душе говорить посредством тебя».

Зачастую умирающий показывает части меня самой, которые я бы держала подальше от глаз. Они бросают вызов моим так называемым безопасным границам. Я не могу претворяться в чувствах, я не могу избежать чувств. Их повышенная сознательность видит сквозь мою защи­ту, и это невозможно обманывать. Часто легко видеть себя так называемым спасителем/избавителем и обра­щаться с умирающим, как будто он невидим, и разгова­ривать о нем, а не с ним. Очень важно говорить напря­мую с умирающим человеком столько, сколько он смо­жет общаться.

Многим умирающий человек может показаться не­последовательным в своем поведении; один день в хо­рошей форме, на следующий день зол на всех и вся. Ес­тественно, мы считаем, что виноваты мы. Когда я про­веряю ситуацию, обычно вижу, что дело не во мне или других людях. Это его фрустрация, неспособность де­лать то, что он делал несколько месяцев назад; необхо­димость просить все, даже подкладное судно, может очень сильно раздражать ранее активного мужчину или женщину. Необходимость проводить целые дни в крес­ле-коляске или в постели, так как тело больше не мо­жет их носить, очень гнетет людей, которые, хотя и смертельно больные и не имеют надежды на выздоров­ление, по-прежнему умственно активны и увлечены ок­ружением и всем в нем.

Если вы поработали над собственной фрустрацией в своей жизни, своим собственным нетерпением, то смо­жете быть лучше с другими живыми или умирающими. Если вы относитесь с состраданием к собственному раз­дражению, то будете щадить раздражение в других лю­дях. Естественно, это не означает, что вы смиритесь с оскорблением или пренебрежением других; это просто означает, что когда мы знаем свои собственные ограни­чения, то лучше сознаем ограничения других.

Мы слуги смерти, а не ее рабы, и в этом большая раз­ница. Иногда я дарила жесткую любовь. Ниже приведу вам пример.

 

Проведя всю ночь с Жанет, у которой был рак, и зная, что ей не больно и не нужно ничего, я оставила ее на хо­рошее и любящее попечение других «наблюдателей» в 6 утра. Я пробыла в комнате отдыха пять минут, готовясь хорошо поспать, когда кто-то постучал в дверь. Мне не хотелось открывать, но я это сделала.

 Филида, Жанет говорит, что ей нужно поговорить с тобой.

 Не знаешь случайно о чем?.

— Нет.

— Спроси ее, важно ли это. Если нет, тогда займись Жанет, пожалуйста; я собираюсь поспать до часу дня, буду у нее в 3 часа.

Может показаться неразумным, что я сделала такую вещь, и я знала по лицу наблюдателя, что она была не­уверена. Я знала, что у Жанет есть и другие хорошие люди, которые могут побыть с ней, так что была доволь­на обстановкой. Я хорошо отдохнула и после душа и лен­ча пошла к Жанет.

Когда я вошла, она стала жаловаться на холод и не­удобство в кровати. Наблюдатель сообщил мне, что она хорошо поспала и не жаловалась, пока я не пришла!

Иногда мы обнаруживаем, что умирающие люди при­вязываются к одному человеку, находящемуся с ними, и это дает им ощущение безопасности. Однако, когда мно­го людей делят наблюдение, это прекрасно, так как для одного человека это большой расход энергии.

Когда мы умираем, то возвращаемся в детство физи­чески, эмоционально и интеллектуально. Мы зависим от других, чтобы удовлетворять свои потребности, а это для многих нелегко. Поведение Жанет было примером того, что я объясняла. Если рядом с нами не было присутствия хорошей, близкой мамы, когда мы были детьми, то мы как бы чувствуем себя не в безопасности, когда болеем. В детстве я, бывало, часто падала, но ждала, пока придет моя мама, и только потом плакала. Ее внимание и лю­бовь было именно тем, что мне требовалось, а падение это обеспечивало.

Жанет умерла два месяца спустя после этого эпизода, и мы все были с ней. Она научилась доверять, любой, кто бы ни был, был великим исцелением для нее. Также важ­но осознать, что мы необходимы и что у умирающего че ловека есть вся помощь, которая ему нужна из собствен­ных прекрасных внутренних источников.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!