Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Формирование опытно-экспериментальной науки



Эпоха возрождения характеризуется теорией человека, которая теоретизировала античное и средневековое его понимание. Возрождение средневековой концепции было перестройкой ценностей. Идея культурного человека, активного носителя образованности и знаний, личности, формирующей самую себя в интеллектуальном и нравственных качествах проповедовалась и осуществлялась на практике на всем протяжении Ренессанса. Возникают типы деятельности с ярко выраженной культурной ориентацией, возникает новый стиль мышления, религиозности. Решающую роль в становлении гуманистических идей и обращения к научной проблематики сыграли такие факторы как мореплавание, книгопечатанье, юридическая регламентация всех видов деятельности, которая требовала привлечения специалистов и ученных, появление учебных заведений нового типа, формирование неуниверситетских и немонастырских учебных заведений, вольные академии, частные обсерватории и др. Происходит формирование слоя интеллигенции. Создается престиж людей занимающихся интеллектуальным трудом. В отличие от средневековья наиболее крупные завоевания Возрождения связаны именно с теми областями деятельности, в которых осуществлялась связь между духовным трудом и практикой: мораль, этика, эстетика, политика, история, искусства, прикладные науки и т. п. В целом можно отметить, что гуманизм стал новым стилем мышления и культурной деятельности. Возникает идея святости культуры, осмысляется ее место и ценность в системе всей жизнедеятельности. Ядром было формирование новой теории человека, утверждение антропоцентрических ценностей. Интеллигенция Возрождения как целостный коллективный субъект образованности и познания реализовала три новые взаимосвязанные деятельности.

Первая – идея самодовлеющей, имеющей в самой себе основании культуры

Вторая – идея восстановления культурной Греко-римской традиции, стремление к точности знания и понимания.

Третья – идея активного внедрения новых идей и концепций в сознания современности

Соответственно, наметился и осуществлялся поворот от естественнонаучной деятельности к гуманитарным штудиям (наукам). Пафос творческого самосозидания был в центре внимания. Расцветают герметические науки – алхимия, астрология, магия. Алхимики-философы исходили из идеи, что человеческая природа в ее непосредственной данности изначально повреждена и требует очистки и переделки. В последствии эта идея алхимиков станет центральной у протестантских реформаторов. Алхимия предстает как путь к спасению. Конкретной техникой этого спасения является цикл великоделанья – соединения серы и ртути в герметическом яйце философа. Для алхимика-философа приготовление философского камня означало такую перестройку обыденного сознания, при которой на качественно новый уровень восходили две противоположных способности, а именно погружения, растворения предметности мира и полного самоконтроля, который дает осмысленность такому погружению.

Так, деятельность неоплатоника Пико Делла Миролдолы указанная алхимическая концепция трансформируется в учение о естественном маге. Согласно его учению человек, очистившись от несовершенства, может развивать в себе способности постигать тайны силы макрокосмоса и управлять ими. В конечном счете, человек на основе изучения гармонии вселенной и уяснения взаимного сродства природы вещей сможет вызывать на свет чудеса, которые скрыты в укромных уголках мира или недрах природы, то есть те чудеса, которые Бог скрывает и человек сможет подобно Богу творить эти чудеса.

Т. о. образ естественного мага явился конкретным воплощением идей Пико Делла Миролдолы о достоинстве человека так называемого свободного мастера, который наделен властью создавать свой образ согласно своей воле и своему решению

Указанный взгляд проясняет несколько моментов – в отличии от доминистической линии католицизма, герметическая теология меняет порядок познания, а именно сначала познание Бога, затем души человека, ее самовозделования (благодаря сакральной технике) и, наконец, познание природы.

Во-вторых, в указанных воззрениях ясно проявляется стремление соединить практическое с духовным, сблизить технэ, как искусство великого деланья с духовным. Отсюда становится ясно предпочтение в период возрождения фигуре художника, гения-творца, который как и Бог созидает.

В-третьих. Видна элитарность такого взгляда, ибо подобное деяние является принципиально эзотерическим (скрытое, требует специальной сакральной техники).

В-четвертых таким походом задается принципиальная установка на индивидуализм, Возрождение выработало новый тип отношения коллектива и индивида, общества и личности. Основная ориентация всей культуры Возрождения - приобщение к культуре конкретного индивида и вовлечение в этот процесс все новых и новых членов.

Поэтому педагогика гуманистов была направлена на формирование нового типа личности. Во Флоренции все дети мужского пола должны были учиться в школе. Происходит стирание грани между теоретиком-ученным и практиком. На пике искусства ремесла, науки объединяются новым историческим типом самосознания, а именно самосознания интеллигенции. Возникает «образованный мир» интеллектуалов, которые были известны друг другу по всей Европе, переписывались, печатались и т. д. Помимо гуманистической установки, которая наиболее полно реализовалась в живописи, архитектуре, в гуманитарных дисциплинах, в Возрождении четко проявлялась натуралистическая установка. В пантеистической форме уже у Николы Кузанского четко оформился разрыв с теологией. Пантеизм выступает как стремление ликвидировать запредельность, то есть трансцендентность Бога, как стремление приблизить Бога к миру, стремление реабилитировать земной мир.

Реабилитация земного мира нашла наиболее яркое выражение в тезисе «творение есть полное и законченное выражение сущности Бога». Этот тезис наносил сильный удар концепции тварности, греховности и несовершенства природы.

Указанный поворот отчасти был связан с возвращением к греческому пониманию мира, как некоего целостного организма. Рассматривая отношение Бога ко всем вещам сразу, Кузанский приходит к идее бесконечности, не как пространственной, а как количественного расширения качеств. Это приводит к тому, что различие между количеством и качеством исчезает, это бесконечное Кузанский называет абсолютный максимум, в котором заключено единство всего. Бог, заявляет Кузанский, это все в едином. Если Бог является центром мира то Земля не может претендовать на это, а значит земля может двигаться, а следовательно между земным и небесным миром нет принципиальной разницы, а, следовательно, можно допускать, что есть и другие миры. Само движение всегда относительно за исключением Бога. Поэтому оправдание мира и человека при интерпретации природы шли рука об руку в сочинениях мыслителей Возрождения. Зарождение новой космологии тесно переплетается с антропоморфными взглядами. Именно идея всеобщей одушевленности вела к объяснению самодвижения в космосе. Мировая душа явилась той исходной точкой, которая привела его к идее множественности миров и возможности разумной жизни помимо Земли. Пантеистически истолкованный космос нацеливал на анализ действия таинственных сил, чтобы потом ими управлять посредством астрологии или магии.

Бруно реабилитирует материю, признавая за ней такие атрибуты как вечность, телесность, несотворимость и причину всех своих форм. Переосмыслению подвергаются представления о пространстве и времени в работах Телезио, Бруно, Компанелло. Возродив натурфилософию как естественный подход к познанию законов мироустройства философы Возрождения вновь обратились с доверием к чувственному постижению мира. Т. о. натурфилософия 16 века с апологией наблюдения и точного знания вели к преобразованию субъекта познания, стиля науки, соотношения наблюдения и логики, образа и идеи. Создавались интеллектуальные основы экспериментально-математического естествознания Нового Времени.

Ярким тому примером является деятельность переходной фигуры от Возрождения к новой науки Николая Коперника (1473-1543). Идеи Коперника не были простым указанием на движение земли, здесь мы видим и серьёзную методологическую проработку исходных принципов, критику предшественников (Птоломея), новый способ видения новых проблем физики и астрономии. Т.о. возникает новый тип мыслителя, который объединял в одном лице гуманиста, техника, математика и ремесленника. В научном плане Возрождение характеризуется открытиями в областях астрономии, математики, оптики, анатомии и т. д. Т.о. Возрождение и реформация способствовали формирования нового субъекта деятельности познания.

Возрожденческие концепции человека, развитие художественной деятельности постепенно переориентировали Возрождение с теоцентрического на антропоцентрический взгляд на мир на особую роль человека, который способен стать вторым Богом.

Такая установка на переделку природы и самого человека, стала одной из основных идей техногенной цивилизации.

 

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания.
Для возникновения науки в XVI – XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, запас фактов, подлежащих осмыслению и обобщению.

Образ современной науки, отмечал А. Эйнштейн, был определен в эпоху Нового времени. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт полагали главными ценностями новой науки ее светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность.

Изменялось и само понимание науки. По мнению ученых Нового времени, она должна перестать быть созерцательно-наблюдательной. Прорывом в ее понимании было открытие экспериментальной основы науки. Античная культура знала лишь теоретическую и логическую основы науки, но этого было недостаточно в эпоху, когда наука заявила о себе как об относительно самостоятельном явлении культуры. Наука могла развиваться, определяя свои собственные основы, к которым следует отнести экспериментальные исследования, а в более широком смысле — методологические основы. Человек стал активным началом в исследовании природы, отсюда стремление познать принципы функционирования механизмов и самого человека.

Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализации. Галилей преобразует физику Аристотеля о движении и вводит идею тождества кругового и прямолинейного движения. Оно становится теоретическим образом (идеализацией) совершенства движения.
Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявления исходных интеллектуально очевидных положений. Инструментом исследования становилась математика. Онтологическое обоснование значимости математики дал Галилей: “Книга природы написана языком математики”. Эта методологическая установка была воспринята всеми последующими учеными, что означало переход от качественного описания явлений природы, характерного для натурфилософии, к математическому описанию, вскрывающему взаимоотношения и закономерности.

Само построение новоевропейской науки было совершено И. Ньютоном. Великий ученый оставил огромное научное наследство в разных областях науки — оптике, астрономии, математике. Главным в его творчестве было создание основ механики, открытие закона всемирного тяготения и разработка теории движения небесных тел. В итоге формируется образ классической науки. Характерной ее особенностью становится опора на авторитет знания.
Основные представители: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Мишель Монтень, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мартин Лютер, Галилео Галилей и др.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 821; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!