Становление социально-гуманитарных наук, специфика предмета социально-гуманитарного знания: сходства и различия наук о природе и наук об обществе



 

Реальными объектами изучения в социально-гуманитарных науках являются социальные общности людей и отдельные индивидуумы. Социально-гуманитарные науки тесно связаны и взаимодействуют с естественными, математическими науками, философией. Соц-гум науки используют данные статистики для получения достоверных сведений. Методология соц-гум наук – относительно новая область познания, утверждает Микешина. Она продолжает формироваться наряду с методологией естествознания и технических наук.

Истоки соц-гум наук мы находим еще в древности, отмечает Степин, в накапливаемых знаниях о человеке, способах социального поведения. Но в строгом смысле соц-гум науки конституировались в 19 веке, когда в культуре техногенной цивилизации отчетливо оформилось отношение к различным человеческим качествам, соц феноменам.

Предпосылками становления соц-гум наук было, как отмечает Степин, формирование практик и видов дискурса. В эпоху индустриализма объектно-предметное отношение к человеку становится доминирующим. Главная причина – смена соц культурных приоритетов, развитие товарно-денежных отношений (чел качества - товар). Идеи о роли денег в формировании товарного отношения к человеку были развиты Марксом, Зиммелем, Вевером. Большой вклад в развитие наук соц-гум цикла внес Дильтей (19 в). В книге «Введение в науки о духе» он утверждает, что соц-гум познание не может осуществляться на основе эмпирических методов исследования, путем исключения человека-субъекта из процесса познания (Локк, Юм, Кант, Конт). Дильтей стремится к человеку как целому, в многообразии его сил и способностей. Дильтей принимает в качестве метода исследования опыт, в котором каждая составная часть абстрактного мышления соотносится с целостностью человека (воля-мысли-чувства).

Дильтей ввел новые понятия (т.к. его философия носит герменевтический характер недоступный для естествознания): категории ценности, цели, развития, идеала, темпоральности жизни. Обновил понятия репрезентации, действия, энергии, становления, длительности. В отличии от наук о природе, конституирующих искусственные системы и поэтому имеющих последовательный линейный характер, отмечает франц философ Арон, науки о духе зависят друг от друга (целое имманентно частям), т.к. науки о духе предполагают рефлексию человека над самим собой. 

Развитию методологии соц-гум знания способствовали и идеи Гуссерля о «жизненном мире» и причинах кризиса европейских наук. Естеств науки не могут, по мнению Гуссерля, дать информацию о жизненных нуждах, о смысле жизни.

Идеи герменевтики и феноменологии стали важным фундаментом для становления методологии соц-гум наук.

В 20 веке развитие соц-гум наук происходило в различных направлениях. Многие исследования (стркурализм, семиотика Пирса, теория речевых актов Остина) имели лингвистическую ориентацию и опирались на понятия структуры, саморегулирования, диахронии и синхронии. Постструктуралисты стали рассматривать текст как нечто необобщаемое, вне целостности. В настоящее время, как считают специалисты структурализм, формализм и постстурктурализм исчерпали себя, наметился переворот к новым культурным формам упорядочения.

 

Наука в XVIII-XIX ст.: общая характеристика и главные достижения: диалектизация естествознания, его очищение от натурфилософских представлений

Суть научной революции второй половины XVIII–XIX веков заключалась в процессе стихийной диалектизации естествознания (метафизический метод, при котором объекты и явления рассматривались без взаимосвязи с другими и считались неизменимыми во времени, сменился диалектическим).

Диалектика предполагает изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвязи с учетом их изменения и развития. Начало этому процессу положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта (1724–1804 гг.) «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). В этом труде он сделал попытку объяснить происхождение Солнечной системы.

По гипотезе Канта, Солнце, планеты и их спутники возникли из первоначальной бесформенной туманной массы, некогда равномерно заполняющей мировое пространство. Процесс возникновения Солнечной системы он объяснил действием сил притяжения на частицы материи. Его космическая гипотеза изменила метафизический взгляд на мир. Независимо от Канта французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас (1749–1827 гг.) высказал идеи, дополнившие космогоническое учение Канта, и их гипотезы столетия просуществовали в науке как космологическая гипотеза Канта-Лапласа.

В 1859 году вышел главный труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов в результате естественного отбора». В нем он изучил факты и причины биологической эволюции, утверждая, что вне саморазвития органический мир не существует.

К числу фундаментальных открытий этого времени принадлежит клеточная теория 30-х гг. XIX в. ботаника Маттиаса Якоба Шлейдена и биологии Теодора Шванна.

Открытие закона сохранения и превращения энергии.

Первооткрывателями были немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814–1878 гг.) и английский исследователь Джеймс Джоуль (1818–1889 гг.). Отстаивал этот закон в научном мире и знаменитый физик XIX ст. Гельмгольц (1821–1894 гг.). Он увязал его с принципом невозможности вечного двигателя.

Доказательство сохранения и превращения энергии утверждало единство материального мира. Вся природа отныне была представлена как непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую.

Таким образом, основополагающие принципы диалектики – принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи получили во второй половине XVIII века и особенно в XIX веке мощное естественнонаучное обоснование.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!