Философия и наука в Средние века. Проблема соотношения теологии, философии и науки



Средние века в философском аспекте длятся с 529 г н. э. по конец 14 в. Для эпохи средневековья характер­ны религиозная картина мира и «стиль социокультурного пове­дения», опирающийся на теологические ценности. В рамках средневековья философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. С точки зрения средневековых представлений весь мир наполнен таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать, согласовывая с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины дос­тигается лишь на основе смирения и любви. Поэтому наука оценивается как своеобразное интеллектуальное Устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассуд­ками.

1) Онтология теоцентризма (учение о бытие): 1. подлиным бытием обладает трансцендентный миру Богу. 2. креационизм-мир сотворен Богом из ничего (способы творения: генерация (родители ребенок), фабрикация (глина горшок), креация (творение Богом)). 3.провиденциализм-все подчиняется воле Бога. 4.эсхатология-учение о конечных судьбах мира, о втором пришествии и страшном суде. 5.телеологизм-каждая вещь стремится к той цели, которую назначил Бог. 6.иерархизм-вещи различаются по степени одухотворен.

2) Гносеология-теория познания. Теотиан «Верую, ибо абсурдно». Августин Блаженный «Верую, чтобы познать». Вильгельм «Знаю, чтобы верить». 1.основной источник знания Библия и другие священные тексты. 2.метод познания признавалась экзегетика – толкование священных текстов (буквальный, эсхотологический – о запретном мире, аллегорический, духовный). 3.критерий истины-это не противоречие священным текстам. 4.вера выше знания. 5.предметом познания полагалось только имеющее отношение к духовному. 6.символизм – всякая вещь означает не саму себя, а является символом Бога. За ней надо видеть идеальный мир.

3)Антропология и аксеология-теория о человеке и ценностей.1.Критерии ценности – это отношение объекта к духовному, священному, церковному. 2.Смысл жизни человека – спасение души. 3.Идеал жизни - покорность, смирение, принятие воли Бога (монашеская жизнь). 4.человек понимался дуалистически, и как божественное существо, и как изменившее ему, т. е. дьявольское.

4) Эпистемология (научное знание). 1.Становление полумистического экспериментального метода познания природы. Идеологический фундамент опытной деятельности: представление о себе, как о деятеле; человек стал восприниматься как хозяин природы, который должен извлекать из нее пользу; труд для монаха –богоугодное дело, допускается деятельность по облегчению этого труда на основе создания механизмов. Наиболее ярко экспериментальная деятельность проявилась в алхимии, ятрохимии (лекарства) и натуральной химии (цель - воздействие на потусторонние силы). Идеолог экспериментального метода Роджер Бекон. Он выделял 2 вида познания: на основе доказательства и опыта, причем опыт ставил выше, а природу предлагал изучать через понятия материи и силы, где первое описывается физически, а второе – материалистически.

2. Качественный характер знания. В основе лежала идея Аристотеля о неоднородном и анизотропном пространстве, в котором все точки и направления неравноценны, т. е. бытие качественно неоднородно.

3. Отрицание объективных законов природы, не являющейся автономной, природа зависит от Бога.

4. Универсализм мировоззрения. Все отдельное, частное рассматривается как порочное, отпавшее от целого, единство обеспечивает Бог. Ценилось комплексное, универсальное, всеобщее знание, основными жанрами «научных» работ были суммы (Сумма против язычников), компендиумы, бестиарии (договоры против чегото).

5. Комментаторский характер знаний.

Основные направления: 1.Патристика (с лат – отец) – это учение «Отцов церкви» (Террушан, Ориген, Августин) имеющие целью теологизацию греко-римской языческой религиозной мысли, с опорой на учение Платона (Догматика, опологетика, казуистика). 2.Схоластика (от греч. «схола»-комментарий) – это направление средневековой мысли 9-14 вв имеющее целью рационализацию и систематизацию христианского учения с опорой на учения Аристотеля (Знание абсолютно текстовое, они были лишь логиками).

Теология – наука о целесообразности: естественная (вытекает из процессов развития общества) и сверхъестественная (исходит от Бога). Познание при таких условиях могло существовать только под контролем церкви. Все то, что противоречило церкви, подлежало запрету. 1131 г. – запрет на медиц. и юридич. лит-ру. В этот период исследуются не реальные вещи и исследования, а понятия. В мире созданном Богом, не было места объективным законам, без этого наука не могла быть. Существовали области знания, к-е подготавливали возможность рождения науки (алхимия, астрология, натур. магия) и др. Универсальным методом исследования была дедукция Аристотеля (идеалистическая дедукция).

 

Проблема соотношения философии и теологии.

 

Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и фило­софией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном от­ношении любовь к Богу важнее познания Бога .

Фома Аквинский считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются, обе они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия (а сюда относились тогда и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология — на веру. Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию. Например, догмат о существовании сверхприродного Бога в качестве единого существа и одновременно в трех лицах.

Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Вера не иррациональна, не противоразумна. Она трансрациональна, сверхразумна. Разуму просто недоступно то, на что способна вера.

Между разумом и верой, между философией и теологией могут быть противоречия, но во всех таких случаях следует отдавать предпочтение теологии и вере. «Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания» .

Таким образом Фома Аквинский признает земную изменчивость и движение в качестве неустранимого признака универсума. Пути получения истины — через откровение, разум или интуиции — далеко не равнозначны. Философия опирается на разум человека и продуцирует истины разума; теология, исходя из разума божественного, получает непосредственно от него истины откровения. Противоречия возникают от того, что истины откровения недоступны пониманию разума человеческого, ибо они сверхразумны. Таким образом, он решительно отвергает попытки науки и разума критиковать истины откровения .


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!