Мамардашвили, «Как я понимаю философию»



Вопросы по философии

Тексты...................................................................................................................................................... 2

Хайдеггер, "Что это такое — философия?"...................................................................................... 2

Мамардашвили, «Как я понимаю философию»............................................................................ 4

Мамардашвили, «Литературная критика как акт чтения»........................................................... 6

Аверинцев, «Бытие как совершенство, красота как бытие»......................................................... 8

Аверинцев, «Порядок космоса и порядок истории».................................................................... 14

Платон, «Апология Сократа»........................................................................................................... 20

Платон, «Пир».................................................................................................................................. 22

Платон, «Федр»................................................................................................................................ 29

Аврелий Августин. «Исповедь»: Кн. 10, 11................................................................................... 32

Джованни Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»....................................... 36

Вопросы................................................................................................................................................. 42

1. Что такое философия?................................................................................................................. 42

2. История философии как форма философского знания............................................................ 44

3. Стратегии историко-философского исследования................................................................... 45

4. Этапы истории европейской философии. Ключевые парадигмы.......................................... 46

5. Особенности досократического типа философствования. Обзор философских позиций... 47

6. Понятие "природа" (physis) и "истина" (aletheia) в греческой философии........................... 52

7. Досократический и сократический типы филососфствования............................................... 54

8. Изменение существа мудрости в греческой философии: мудрость как sophia и мудрость как philo-sophia................................................................................................................................................. 55

9. Феномен софистики.................................................................................................................... 56

10. Сократовское искусство майевтики и его философские основания.................................... 59

11. Основные понятия философии Платона. Платон об Идее Блага и воспитании................ 60

12. Аристотель о причинах и началах, о материи и форме........................................................ 62

13. Специфика эллинистической философии............................................................................... 65

 

Тексты

Хайдеггер, "Что это такое — философия?"

Точный вопрос. Можно к философии подойти с разных точек зрения. Много мнений. Можно запутаться. Нужно задать точный вопрос. Тем самым мы встанем на твёрдый путь, но он будет не единственным. Преподносит всё как будто это единственная правда: "верный путь, надо идти по верному пути".

 

Философия – не дело разума. Чувства не имеют отношения к философии, это иррациональное. Философия же рациональное, подлинная держательница разума. Мы так вынесли решение, что такое философия. Философия – дело разума. Мы можем противопоставить этому ответу многие вопросы. Что такое разум? Сам ли стал хозяином философии? и т. д. Таким образом, сама философия выработала понятие разума. Поэтому нельзя выносить разум вперёд философии.


Греческое происхождение слова.Часто повторяет слово "философия", связывает его чисто с греческой традицией. Древнегреческий язык есть логос. Западно-Европейская история это тавтология. Философия – её сущность коренится в том, что она завладела сначала греческим миром и развернула себя в нём.

 

Философия восходит к слову философос. Философос пущено в ход Гераклитом. Для него ещё не было гэ философия.

 

Внутри философии. Мы пребываем над философией, задавая вопрос, что такое философия. Но на самом деле мы должны войти в философию, т.е. вести себя в согласии с нею «философствовать». Мы должны двигаться внутри философии. Фактически, определение не нужно.

Аристотель: Философия есть некая состоятельность, позволяющая охватить сущее взором, причем усмотреть, что оно есть, поскольку оно есть сущее. На вопрос "что есть философия" Аристотель уже ответил. Стало быть, наше обсуждение ни к чему. Оно подошло к концу, еще не начавшись.

 

Нет ответа на вопрос. Но мы не должны придерживаться единственно лишь определения Аристотеля. Ответ Аристотеля один из многих возможных. Из этого заключаем другое: надо иметь представление и о более ранних и позднейших определениях философии. А затем? Затем, с помощью сравнительной абстракции, мы выявим общее во всех определениях. А затем? Затем окажемся предельно далеки от ответа на наш вопрос. Почему все пришло к этому? Потому что, следуя только что упомянутому методу, мы чисто исторически собираем имеющиеся определения и растворяем их в некой общей формуле. Нельзя собирать и выявлять общее. Это тупо историческая справка.

«Ответ на наш вопрос не исчерпывается высказыванием, устанавливающим, что следует понимать под "философией". Ответ есть не ответное высказывание, а скорее со-ответствие, которое со-ответствует Бытию сущего.»

Удивление. Платон говорит: "Для философа чрезвычайно характерно именно удивление, πάθος, и другого господствующего Откуда в философии, кроме этого, не существует". Πάθος удивления, таким образом, не просто стоит у начала философии, как, например, мытье рук хирурга предшествует операции. Удивление ведет философию и повсеместно господствует в ней.

 

Гречский вопрос: «Что это такое…» Дерево – мы видим его вдали и заключаем, что это дерево. Теперь мы можем спросить что такое дерево. То же философия. Форма вопрошания, которую развили греки.

Сегодня. «Вероятно, какой-то основной настрой сегодня господствует. Однако пока он остается для нас сокрытым. Это следует считать признаком того, что сегодняшнее мышление еще не нашло своего единственного пути.»

Ответ: философия — это когда философствуем: Философствовать – значит говорить с философами. Философствование это диалог. «Именно принятое на себя и проводимое нами соответствие, которое отвечает на зов Бытия сущего, и есть философия. Мы узнаем и знаем, что такое философия, лишь когда испытываем как, каким образом философия существует. Она существует в мелодии соответствия, настраивающегося на голос Бытия сущего.»

Мамардашвили, «Как я понимаю философию»

Текст в форме диалога. Это записанное интервью. Вопрос к философу — его отношение к философии в высших учебных заведениях.

Природа философии: «Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания - это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия.» Философия — это внутренний акт рефлексии.

«Более того, философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить... Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя.» Философия занимается не абстракциями, а самым близким для нас.

Короче говоря, философия — это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта.

«...каждому из нас, окончивших нефилософские факультеты вузов, философия была чем-то вроде упорядоченно организованного винегрета категорий…»

Все ответы существуют в самом языке:«Когда студент встречается с философией..., - он встречается прежде всего с книгами, с текстами. Эти тексты содержат в себе какую-то совокупность понятий и идей, связанных по законам логики. Уже сам факт соприкосновения с их словесной и книжной формой как бы возвышает тебя, и ты задаешься вопросами, которые возникают в силу индукции из самих же понятий. Они сами как бы индуцируют из себя вопросы. Но, очевидно, первым среди них должен бы быть вопрос, а что же, собственно, является вопросом?»

«Я хочу сказать, что в языке существует некоторое потенциальное вербальное присутствие философской мысли. И незаметно для себя мы оказываемся в плену этой вербальной реальности.»

Про Канта: «Вместо того чтобы спрашивать, что такое мышление, что такое причина, что такое время, нужно, считал он, обратиться к экспериментальному бытию этих представлений. Нужно задаться вопросами: как должен быть устроен мир, чтобы событие под названием "мысль" могло произойти? Только в этом случае можно узнать, что такое мысль, и начать постигать законы, по каким она есть; они выступают в этой разновидности эксперимента. Это и называл Кант экспериментальным или трансцендентальным методом, что одно и тоже.»

«Вообще вопрос "как это возможно?" и есть метод и одновременно способ существования живой мысли. Но если это так, то, следовательно, порождать такой вопрос может только собственный невыдуманный живой опыт. До возникновения такого вопроса не имеет смысла читать философские книги. И совершенно иллюзорно то ощущение якобы понимания, которое мы можем испытывать, встречая в них такие высокие понятия, как бытие, дух и т.д.»

Символика "божественной комедии": «Если ты не готов расстаться с самим собой, самым большим для себя возлюбленным, то ничего не произойдет. Кстати, не случаен в этой связи и евангельский символ: тот, кто отдает свою душу, ее обретет, а кто боится потерять, тот теряет.»

«Философский акт - это некая вспышка сознания.»Появляется еще один символ - символ мига, мгновения. Но не в смысле краткости времени. Это мгновение как пик, вершина, господствующая над всем миром.

«Есть опасность дурацких состояний возвышенного, в которых мы самоудовлетворяемся, самоисчерпываемся. Или полны гордости, раз вообще способны судить, что такое жизнь, каков смысл жизни или что такое субстанция.»

Вербальный мир Декарта: «Декарт взялся доказать, что можно доказать все что угодно. При этом он указал на существование вербального мира - того, о котором я уже упоминал, и дал понять, что в принципе всегда на любой данный момент есть все нужные слова. И если заниматься словами, то в общем-то можно создать безупречную конструкцию чего угодно.»

Про мысль: «...мысль существует только в исполнении, как и всякое явление сознания, как и всякое духовное явление. Она существует, повторяю, только в момент и внутри своего собственного вновь-исполнения. Ну так же, как, скажем, симфония, нотная запись которой, конечно же, еще не является музыкой. Чтобы была музыка, ее надо исполнить.»


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!