II. ХАРИБХАДРА. ШАД-ДАРШАНА-САМУЧЧАЯ 15 страница



Климент Strom. V 105. И самый вдумчивый [человек] познает только кажущееся и лелеет его. Но дике на­стигнет лжецов и лжесвидетелей.

Секст adv. math. VII133. Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение.

Стобей Flor. 1176. Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись.

Альберт Великий de veget. VI. Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы бы­ков, когда они находят горох для еды.

Плутарх Coriol. 22. Трудно бороться со страстью! А ведь желание сердца исполняется ценою души.

Стобей Flor. IV 40,23. Нрав человека — его демон.

Ориген contra Gels. VI12. Человек бессловесен пе­ред демоном, как ребенок перед взрослым.

Климент Strom. V 60. Самые достойные [люди] всему предпочитают одно: вечную славу — смертным вещам. Большинство же по-скотски пресыщенно.

Стобей Flor. 1179. Ведь все человеческие законы пи­таются единым божественным.

- Гален de dignosc. puls. VIII. Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший. _ Климент Strom. V 116. И воле одного повиновать­ся — закон.

. Диоген Лаэртский IX 2. Народ должен бороться за закон, как за свои стены.

Стобей Flor. 1178. Разумение — величайшая добро­детель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей вни­мая.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

После завоевания Ионии персами центр античной фило­софской мысли перемещается в «Великую Грецию» (совокуп­ность греческих полисов на о. Сицилия и на юге Аппенинского полуострова). Первую философскую школу основал здесь Пифагор, сын ремесленника, выходец из Ионии (о. Самос).

280


Длительное время Пифагор обучался в Египте и в Вавилонии;
не ужившись на родине с тиранией Поликрата, переселился
в· южноиталийский полис Кротон, где и основал свою школу.
Это была замкнутая корпорация ученых: в нее принимали
только некоторых после длительного испытания. Ранний пифа­
гореизм был тайным учением. Имущество вступающих в пи­
фагорейский союз обобществлялось. Члены пифагорейского
союза жили совместно, у них был общий стол, общий распо­
рядок дня, включающий занятия гимнастикой, музыкой и
науками. Пифагорейский союз участвовал и в политической
деятельности. Одно время пифагорейцы даже стояли у власти
во многих полисах «Великой Греции», но затем союз подвергся
жестокому разгрому. Политическое лицо этого союза неясно.
Во всяком случае это не была партия реакционной родовой
аристократии.                                                                                            <ч

Пифагорейская школа просуществовала в течение двух столетий — с последней трети VI в. до н. э. по вторую половину IV в. до н. э. В этой школе было много выдающихся филосо­фов и ученых, таких, как Пифагор, Гиппас, Фияолай, врачи Алкмеон и .Демокед, драматург Эпихарм, скульптор Поликлет, ботаник Менестор, математик и механик Архит и др.

Пифагорейская школа сыграла огромную роль в развитии античной науки и философии. Будучи математиками и пытаясь исследовать количественную основу явлений природы, пифа­горейцы именно в числе усмотрели важнейшую причину всего сущего, то начало, которое определяет самое по себе беспре­дельную и неопределенную материю (апейрон Анаксимандра).

Главный источник наших знаний о пифагореизме — свиде­тельства Аристотеля и других, еще более поздних античных ученых и писателей. Из сочинений самих пифагорейцев до нас дошло очень немногое.

Отрывки из сочинений Аристотеля даются в переводе А. В. Кубицкого («Метафизика»), В. П. Карпова («Физика»), П. С. Попова («О душе») и А. О. Маковельского («О небе»), которому принадлежит перевод и остальных отрывков (за исключением оговоренных в тексте).

ПИФАГОРЕЙЦЫ В ЦЕЛОМ

Аристотель Metaph. 15. Так называемые пифаго­рейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали счи­тать их начала началами всех вещей. Но в области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, много сходных черт с тем, что существует и происходит, — больше, чем у огня, земли и воды, например такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то — душа и ум, другое —

282


удача, и, можно сказать, в каждом из остальных слу­чаев точно так же. Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим соче­таниям. Так как, следовательно, все остальное явным образом уподоблялось числам по всему своему суще­ству, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю Вселенную [признали] гармонией и числом. И все, что они могли в числах и гармонических соче­таниях показать согласующегося с состояниями и час­тями мира и со всем мировым устройством, это они сво­дили вместе и приспособляли [одно к другому]; и, если у них где-нибудь того или иного не хватало, они стре­мились [добавить это так], чтобы все построение нахо­дилось у них в сплошной связи. Так, например, ввиду того что десятка (декада), как им представляется, есть нечто совершенное и вместила в себе всю природу чи­сел, то и несущихся по небу тел они считают десять, а так как видимых тел только девять, поэтому на десятом месте они помещают противоземлю... Во всяком случае и у них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве [выраже­ния для] их состояний и свойств, а элементами числа они считают чет и нечет, из коих первый является не­определенным, а второй определенным; единое состоит у них из того и другого, оно является и четным, и не­четным; число [образуется] из единого, а [различные] числа, как было сказано, — это вся Вселенная. Другие из этих же мыслителей принимают десять начал, иду­щих [каждый раз] в одном ряду — предел и беспредель­ное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьму, хорошее и дурное, четыреуголь-ное и разностороннее... Пифагорейцы указали и сколько противоположностей, и какие они. И в том и в другом случае мы, следовательно, узнаем, что противополож­ности суть начала вещей; но сколько их — узнаем у од­них пифагорейцев, и также — какие они. А как можно [принимаемые пифагорейцами начала] свести к указан­ным выше причинам, это у них ясно не расчленено, но, по-видимому, они помещают свои элементы в разряд

283


материи; ибо, по их словам, из этих элементов, как из внутри находящихся частей, составлена и образована сущность.

Аристотель Metaph. 16. Пифагорейцы утверждают, что вещи существуют по подражанию числам.

Аристотель Metaph. XIV 3. Пифагорейцы, видя в чувственных телах много свойств, которые есть у чисел, заставили вещи быть числами, — только это не были числа, наделенные самостоятельным существованием, но, по их мнению, вещи состоят из чисел. А почему так? Потому что свойства, которые присущи числам, даны в музыкальной гармонии, в строении неба и во многом другом. Между тем для тех, кто принимает одно только математическое число, нет возможности в связи с их предпосылками утверждать что-либо подобное... И ясно, что математические предметы не обладают от­дельным существованием: если бы они им обладали, их свойства не находились бы в [конкретных] телах. Если взять пифагорейцев, то в этом вопросе на них никакой вины нет; однако, поскольку они делают из чисел фи­зические тела, из вещей, не имеющих тяжести и легко­сти, — такие, у которых есть тяжесть и легкость, полу­чается впечатление, что они говорят о другом небе и о других телах, а не о чувственных.

Аристотель Phys. IV 6. Пифагорейцы также утвер­ждали, что пустота существует и входит из бесконечной пневмы в само небо, как бы вдыхающее в себя пустоту, которая определяет природные существования, как если бы пустота служила для разделения и определения предметов, примыкающих друг к другу. И прежде всего, по их мнению, это происходит в числах, так как пустота разграничивает их природу.

Стобей Eel. 118,1 с. В первой же книге [сочинения] «О философии Пифагора» [Аристотель] пишет, что небо (Вселенная) едино, что оно втягивает в себя из беспре­дельного время, дыхание и пустоту, которая постоянно разграничивает места, занимаемые отдельными вещами.

Аристотель de caelo II13. Между тем как весьма многие говорили, что [земля] лежит посредине... проти­воположное учение высказывали италийские [филосо­фы], так называемые пифагорейцы, А именно они го-

284


ворят, что в центре [Вселенной] находится огонь, земля же [есть] одно из светил, совершающее круговое движе­ние вокруг [этого] центра и [тем] производящее ночь и день. Кроме того, они выдумывают другую землю, ле­жащую напротив нашей, и называют ее именем «антих-тон» [противоземлие]. [Так они измышляют, потому что] не для явлений ищут оснований и причин, но [насиль­ственно] прилаживают явления к некоторым своим уче­ниям и мнениям и [таким образом как бы] пытаются быть участниками в устроении мира. Пожалуй, многие другие также держались мнения, что не должно при­писывать земле центрального положения; уверенность в этом они почерпают не из [наблюдения] явлений, но скорее из рассуждений. А именно они полагают, что самое почетное место должно принадлежать тому, что достойно наибольшего почитания, огонь же более до­стоин почитания, чем земля, предел же — более чем промежуточные [вещи], конец же и центр — [это] пре­дел. Еще же пифагорейцы [выставляют] в качестве при­чины [этого] то, что самому важному [месту] Вселенной подобает быть наиболее оберегаемым. Таков центр. Его они называют «стражей Зевса»; это место занимает огонь, который [является] как бы центром в собствен­ном смысле, будучи как центром пространственным, так и центром силы и природы.

Аристотель de caelo II9. Как очевидно из сказан­ного, учение, что от движения [светил] возникает гар­мония, так как-де [от этого] происходят гармонические звуки, свидетельствует об остроумии и большой учено­сти высказавших его, однако истина не такова. А имен­но некоторые считают необходимым, чтобы возникал звук от движения столь великих тел, так как [звук бы­вает] при движении у нас тел, не имеющих равных масс и не несущихся с такой быстротой. Когда же несутся солнце, луна и еще столь великое множество таких ог­ромных светил со столь великой быстротою, невоз­можно, чтобы не возникал некоторый, необыкновенный по силе звук. Предположив это и [приняв], что скорости [движения их, зависящие] от расстояний, имеют отно­шения созвучий, они говорят, что от кругового движе­ния светил возникает гармонический звук.

285


Аристотель de anima 13. [Исследователи] стараются только указать, какова душа, о теле же, которое должно принять душу, они больше не дают никаких объяснений, словно возможно любой душе облечься в любое тело, как [говорится] в пифагорейских ми­фах.

Аристотель de anima 12. По-видимому, учение, ис­ходящее от пифагорейцев, имеет тот же смысл. Неко­торые из них говорили, что носящиеся в воздухе пы­линки и составляют душу, другие же, что душа есть то, что их движет.

Аристотель de anima 14. Именно [представители этого взгляда] говорят, что душа есть некая гармония, а что гармония есть смешение и сочетание противо­положностей и что тело также составлено из противо­положностей.

Геродот II123. Египтяне первые высказали учение, что душа человека бессмертна, что с разрушением тела она вселяется в другое животное, которое рождается в то же самое время; обошедши всех животных — зем­ных, морских и пернатых, душа вселяется снова в на­рождающееся тело человека; круговращение совер­шается в течение трех тысяч лет. Учение это излагали и некоторые эллины как свое собственное.

ПИФАГОР

Аэций 13,8. Самосец Пифагор, сын Мнесарха, пер­вый назвавший философию этим именем, [признает] на­чалами числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями, элементы же, называемые геометрическими, [он считает] состоящими из тех и других [начал]. Опять же [он принимает] в на­чалах монаду и неопределенную диаду. Одно из начал у него устремляется к действующей и видовой причине, каковая есть бог — ум, другая же [относится] к причине страдательной и материальной, каковая есть видимый

мир.

Диодор 198,2. Пифагор научился у египтян священ­ному слову, геометрическим теоремам и учению о чис­лах.

286


Стобей 11,6. Пифагор, кажется, ценил занятие чис­лами более всего, и он подвинул вперед [эту науку], ос­вободив ее от служения делу купцов и уподобляя все вещи числам.

Прокл in Eucl. 65, 11. После него, [Фалеса], в каче­стве серьезно занимавшегося геометрией упоминается Мамерк... А после них Пифагор преобразовал геомет­рию, придав ей форму свободной науки, рассматривая ее принципы чисто абстрактным образом и исследуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррациональных ко­личеств и открыл конструкцию космических фигур.

Аэций II 6,5. Пифагор говорит, что есть пять телес­ных фигур, которые называются также математиче­скими: из куба, [учит он], возникла земля, из пира­миды — огонь, из октаэдра —воздух, из икосаэдра — вода, из додекаэдра—сфера Вселенной (т. е. эфир).

Порфирий V. Pyth. 30. Он же, [Пифагор], сам слы--шал гармонию Вселенной, воспринимая всеобщую гар­монию сфер и движущихся в них светил, которую мы не слышим вследствие малости [нашей] природы... Ибо и в зрении, и в слухе, и в мышлении Пифагора [заклю­чалась] чрезвычайно большая [сила], способность усмат­ривать каждую из существующих [вещей], сокровищ­ница ума и в высшей степени надлежащее проявление исключительной и более точной по сравнению с осталь­ными [людьми] организации.

Порфирий V Pyth. 19. О чем Пифагор учил своих учеников, никто не может сказать с уверенностью, ибо они давали строгий обет молчания. Из его учений наи­более общеизвестны следующие: что, по его словам, душа бессмертна, но переходит в тело других живых существ; далее, что все происходящее в мире снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происходит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой. Говорят, что эти учения впервые принес в Грецию Пифагор.

Ксенофан Диогена Лаэртского VIII 36). О Пифа­горе Ксенофан говорит следующее: «И как-то раз, гово­рят, когда били какого-то щенка, он, проходя мимо,

287


пожалел его и изрек: «Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав из­даваемые [ею] звуки»» (перевод А. Н. Чанышева).

Макробий S. Scip. I 14, 19. Пифагор и Филолай [ска­зали, что душа есть] гармония.

Гераклит Диогена Лаэртского IX 1). Многознание не научает уму. Ибо в противном случае оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.

Геродот IV 95. Пифагор — мудрейший из эллинов.

АЛКМЕОН

Аэций IV17,1. Алкмеон: первенствующая часть [души] находится в мозге.

Аэций IV 2, 2. Алкмеон считает [душу] самодвижу­щейся по природе и [обладающей] вечным движением; поэтому-TOj по его мнению, она бессмертна и богопо­добна.

Теофраст de sens. 25. А именно он говорит, что че­ловек отличается от прочих [животных] тем, что только он мыслит, между тем как остальные [животные] ощу­щают, но не мыслят.

Аэций V30,1. Сохраняет здоровье равновесие (изо-номия) [в теле] сил влажного, сухого, холодного, теп­лого, горького, сладкого и прочих; господство же (мо­нархия) в них одного есть причина болезни. Ибо господ­ство одной противоположности действует гибельно.

ФИЛОЛАЙ

Диоген Лаэртский VIII 84. Кротонец Филолай — пи­фагореец. У него поручает Платон Диону купить пифа­горейские книги... По его мнению, все совершается по необходимости и согласно с [законом] гармонии. Он пер­вый сказал, что земля совершает кругообразное движе­ние; по мнению же других, [это учение впервые выска­зал] сиракузянин Гикет.

Филолай Диогена Лаэртского VIII85). Природа же при устроении мира образовалась из соединения беспредельного и предела; весь мировой порядок и все вещи в нем [представляют собой соединение беспредель­ного и предела].

Филолай Стобея Eel. I 21, 7b). И действительно,

288


все познаваемое имеет число. Ибо без последнего невоз­можно ничего ни понять, ни познать.

Филолай Никомаха Arithm. II 19р. 115,2). Гар­мония есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного.

Филолай Стобея Eel. I Prooem. cor. 3). Ибо при­рода числа есть то, что дает познание, направляет и научает каждого относительно всего, что для него со­мнительно и неизвестно. В самом деле, если бы не было числа и его сущности, то ни для кого не было бы ничего ясного ни в вещах самих по себе, ни в их отношениях друг к другу...

Можно заметить, что природа и сила числа дейст­вует не только в демонических и божественных вещах, но также повсюду во всех человеческих делах и отноше­ниях, во всех технических искусствах и в музыке. Лжи же вовсе не принимает в себя природа числа и гармо­ния. Ибо [ложь] им чужда. Ложь и зависть присущи природе беспредельного, бессмысленного и неразумного.

Филолай Стобея Eel. I Prooem. cor. 3). Действия и сущность числа должно созерцать по силе, заклю­чающейся в декаде. Ибо она велика и совершенна, все исполняет и есть начало (первооснова) божественной, небесной и человеческой жизни... Без нее же все бес­предельно, неопределенно и неясно.

Аэций II 7, 7. Филолай [помещает] огонь посредине вокруг центра, который он называет Гестией (очагом) Вселенной, домом Зевса, матерью и алтарем богов, свя­зью и мерою природы. И еще другой огонь [принимает он] — огонь, лежащий выше всего и объемлющий [Все­ленную]. Центральный [огонь] есть первое по природе; вокруг него пляшут в хороводе десять божественных тел; небо, расположенное за сферою неподвижных звезд, пять планет, за ними солнце, под солнцем луна, под ней земля, под последней антихтон (противозем-лие), за ними всеми огонь Гестии, занимающий место вокруг центра. Итак, самую высшую часть перифери­ческого [огня], в которой находятся элементы в состоя­нии совершенной чистоты, он называет Олимпом, про­странство же ниже движущегося Олимпа, в котором расположены пять планет вместе с солнцем и луной,

10 Антология, т. 1 ч. 1    289


[он называет] космосом, лежащую же под ними подлун­ную часть [пространства], что вокруг земли, где [нахо­дится] область изменчивого рождения, [он называет] Ураном.

—- Аэций III 13,1.2. Другие [учили, что] земля пребы­вает неподвижно. Пифагореец же Филолай [говорил, что] она вращается вокруг [центрального] огня по на­клонному кругу одинаково с солнцем и луной.

Филолай. (γ Климента Strom. Ill 7). Свидетельст­вуют также древние теологи и прорицатели, что в нака­зание за некоторые [преступления] душа соединена с телом и, как бы в могиле, погребена в нем.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

Наряду с пифагорейской существовала другая философская школа, получившая название элейской (по имени города Элей в Южной Италии).

Предтечей школы элеатов был Ксенофан, происходивший из города Колофона в Ионии, завоеванной персами в начале V в. до н. э. Ксенофан вел скитальческую жизнь странствую­щего рапсода (сказителя, певца). Он написал ряд произведе­ний, облеченных в поэтическую форму. Обладая остро крити­ческим умом, Ксенофан впервые в истории философии выска­зал замечательную мысль, что все боги — плод людской фанта­зии, что люди измыслили богов по своему образу, приписав им все свои физические черты и нравственные недостатки. Антропоморфическому политеизму (человекообразному много­божию) традиционной античной мифологии Ксенофан противо­поставлял философское понятие единого бога, неотделимого от природы.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!