Возникновение родовой общины в эпоху позднего палеолита.



Совместная охота, борьба с хищниками, общее использование огня сплачивали людей. Постепенно первобытная община превратилась в постоянный, устойчивый коллектив родственников – родовую общину. Произошло это примерно ко времени появления «человека разумного», в период позднего палеолита. Члены родовой общины были связаны общим происхождением по материнской линии, то есть это был материнский род. Женщины играли главную роль в хозяйственной жизни рода: заботились о детях, поддерживали огонь, занимались собирательством, приготовлением пищи, шили одежду. Мужчины копали ловушки для заманивания зверей, охотились. В каждом роду было несколько десятков человек–сородичей. Жили они в одном поселении или пещере. Каждая родовая община имела свою территорию.

Все члены родовой общины имели равные права. Общими для всех были земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри общины делались сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену общины, например, копьем, топором, мог воспользоваться любой сородич.Вопросы жизни и деятельности внутри рода решались на общем собрании. На общее собрание приходили все взрослые – мужчины и женщины. Каждый мог высказаться. На общем собрании избирались старейшины. Это были самые умные, смелые, уважаемые люди, пользовавшиеся доверием всех членов рода. Старейшины решали спорные вопросы, распределяли места для охоты и выпаса скота.Род защищал интересы каждого человека – члена родовой общины.

Часто несколько родов объединялись между собой, чтобы совместно решать хозяйственные вопросы. Во главе таких родовых объединений стояли избранные вожди.

2. Определите хронологические рамки и расскажите об этом историческом событии: «…голод, невосполнимый урон развитию производительных сил. Казахские роды вынуждены были покинуть веками насиженные места. Эти годы по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием XIII века. В этот период особенно пострадал Жетысу. Нелегким было положение и в Восточном Казахстане. Трагедия стала возможной из-за внезапных агрессивных военных действий соседнего государства, а также была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства».

          "Годы Великого бедствия” ("Актабаншубырынды”), принесла страдания, голод, разрушения материальных ценностей, нанесла невоспол­нимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен.

Казахско-джунгарские войны продолжались более 100 лет, но особо острую форму это противостояние приобрело в 1-ой трети 18 века. Джунгары воевали против казахов и Китая. В 1722 г.умерцинский богдыхан Канси, это позволило джунгарам бросить все свои силы на казахов. Массированное нападение началось ранней весной 1723 г., когда ослабленные суровой зимой казахские роды, только начали выходить на весенние пастбища.

Казах­ские роды дорого заплатили за беспечность своих султа­нов и ханов: под напором джунгарских войск они вы­нуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. "Годы Великого бедствия" (1723—1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века. Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и владениям волжских калмыков обострили взаимоотношения в регионе. Казаки, каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили и без того их критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу. В этот период появилась песня «Елим Ай», в которой слышна тоска по потерянной родине. По сведениям ШакаримаКудайбердыева в период «великого бедствия» погибло 2/3 казахов.
        В этот решающий момент дело спасения страны взял на себя народ, выдвинув из своей среды крупных пред­водителей народного ополчения: Кабанбая из рода кара-керей, Жанибека из рода шакшак, Наурызбая из рода шапырашты, Богенбая из рода канжыгалы, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдох­новители освободительной борьбы бии Каздауысты Ка- зыбек, Айтеке, Толе в этот сложный период сыграли выдающуюся роль в установлении согласия между ка­захскими родами.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!