Охарактеризуйте особенности погребений Тасмолинской культуры.
К Тасмолинской культуре относятся памятники раннего железного века Сарыарки. Название дано по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области, где впервые был раскопан курган данной культуры. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». Особенность курганов тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения. Оба кургана расположены по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане – лошадь. От них в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих «усов» составляет от 10 до 30 метров. Еще одной особенностью является наличие в курганах деревянной и металлической посуды, керамическая посуда почти не встречается. Археолог К.А. Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам.
Встречаются четыре вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги – «усы».Третий вид – это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. Границу между двумя курганами можно отследить только в ходе раскопок.
|
|
Предпосылки провозглашения независимости Казахстана.
1. Начало перехода к демократическому обществу привело к пересмотру сложившейся практики отношений между союзными республиками, её государтвенно-правовых норм.
2. Принятие Декларации о государственном суверенитете КазССР, в которой говорилось о приоритете республиканского законодательства
3. Стремление республик к самостоятельности не получило понимания во всесоюзных инстанциях.
4. Путч ГКЧП 19-21 августа 1991 г. и резко отрицательное отношение к нему большинства казахстанцев.
5. Нежелание граждан республики жить при жестком авторитарном режиме.
Билет № 12
Иностранный капитал в Казахстане в начале XX века.
К началу XX века большая часть горнодобывающих предприятий оказалась в руках иностранных предпринимателей. Царское правительство дало свободный доступ иностранным предпринимателям на разработку месторождений. Русские купцы не имели достаточного опыта, современных технических средств для работы. У них возникали трудности при реализации готовой продукции.
Как правило, иностранцы представляли из себя людей случайных. Это были учителя, мясники, мелкие торговцы и переводчики. Не имея своего капитала, они получали в западных банках кредиты. За бесценок скупив местные рудники и шахты, они очень быстро рассчитывались с банками за счет реализации дешевого казахстанского сырья. В итоге за счет хищнической эксплуатации рудники и шахты приходили в упадок. Техника практически не обновлялась. Сырье уходило за пределы Казахстана.
|
|
В 1904году в Лондоне было образовано акционерное общество «Спасские медные руды». Это общество занималось активной скупкой месторождений у русских купцов. Таким образом, был выкуплены Спасско-Воскресенский и Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, а также Саранские и Карагандинские каменноугольные копи. А держателями акцийбыли граждане Англии, Франции, США, Германии, Швеции, Испании и других стран. В 1904году богатые месторождения цветных руд Риддера и Зыряновска были приобретены австрийцами. В 1906году в Лондоне было создано акционерное общество «Атбасарские медные копи», которое активно скупало рудники Жезказгана. Эта компания купила также железные рудники, известковые карьеры, каменноугольные месторождения в районе Байконура.
|
|
Добыча нефти оказалась в руках иностранных промышленников, в первую очередь, английских. Так, в 1911году на промысле Доссор ими была начата крупная добыча нефти на Эмбе. Иностранные компании получали колоссальные прибыли. Во-первых, они не имели конкурентов. Во-вторых, существовала дешевая рабочая сила из числа казахского населения. В-третьих, англичане получили существенные льготы при разведке и добыче нефти. Местное население никаких дивидендовне получало.
Одной из приоритетных отраслей горной промышленности была добыча золота. Среди золотопромышленников преобладали русские и татарские предприниматели. В начале XX века только в одном Усть-Каменогорском уезде функционировало 50 золотых приисков. Практически все доходы, полученные от его добычи, уходили за пределы не только Казахстана, но и России, в основном, в Европу. Эти меры привели к разграблению природных богатств Казахстана.
Техника полихромного стиля.
В III-V вв. н. э. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Ювелиры этого времени для изделий использовали, в основном, золото. В изготовлении золотых украшений древние мастера достигли такого совершенства, что и сегодня их некоторые произведения могут выдержать конкуренцию с лучшими образцами творчества современных ювелиров.
|
|
Для полихромного искусства характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом) и другие приемы.
Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Зооморфные мотивы (изображения животных у сакскихплемен) постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. Полихромный стиль – особый стиль в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии в хунно-сарматскую эпоху, при которой золотые и серебрянные украшения дополнялись вставками из цветных камней. Полихромный стиль ярче всего проявился в ювелирном искусстве гуннов.
Заимствованная в начале I тысячелетия до н. э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древним азиатским ювелирам из поколения в поколения, достигнув своего расцвета в IV-V вв. н.э. Полихромный стиль дожил до нашего времени в замечательных изделиях казахских мастеров – зергеров (ювелиров).
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2496; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!