Научный руководитель Сальникова Ю.И.,



старший преподаватель ПИЖТ (филиал УрГУПС в г.Перми)

Эволюция гуманного отношения к осужденным В УЧРЕЖДЕНИЯХ системы исполнения наказаниЙ в зарубежных странах

Патриотическое воспитание молодежи важнейшее направление в образовательной политике государства. Формирование патриотических чувств, тесно связано с таким понятием как патриотизм. Патриотизм понимается как особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность[115].

Патриотизм в современном обществе тесно связан с феноменом гуманизма и гуманного отношения человека к человеку. В современном мире гуманное отношение к человеку ценится во всех системах, регулирующих человеческую жизнедеятельность. Гуманность это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи[116].Основные тенденции современного общества, такие как развитие творческого начала во всех видах деятельности,уважение прав и свобод личности, создают все условия для формирования гуманного отношения к людям, преступившим черту закона. Эти тенденции отводят нас к пониманию значимости гуманного отношения и феномена гуманизма в современном мире, в том числе при формировании гражданина – патриота своей Родины. Уголовный кодекс Российской федерации (Статья 7, п. 1.-4)определяет принцип гуманизма как приоритет человеческой личности в государстве. Как гласит ст.2 Конституции РФ, «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Издание и применение уголовного законодательства — одна из форм осуществления этой обязанности. Принцип гуманизма в уголовном праве реализуется, прежде всего, путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря — его безопасности от преступных посягательств. Таким образом, гуманизм можно рассматривать как основополагающий уголовно-правовой принцип. При этом, стоит помнить что участниками преступления является не только жертва, но и сам преступник, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Противопоставление участников уголовно-правовых отношений друг другу в том смысле, что к некоторым из них — потерпевшему, свидетелю необходимо проявлять человеческое, гуманное отношение, а к другим, и прежде всего к обвиняемому, этого якобы не требуется, — не соответствует принципам законности, справедливости и гуманизма[117].  Восстановление социальной справедливости в обществе одно из важных направлений деятельности современной уголовно-исполнительной системы. Но давайте поразмышляем, всегда ли уголовно-исполнительная система была гуманна к человеку? Давайте попробуем ответить на данный вопрос с точки зрения исторического подхода, оперируя конкретными историческими фактами. В целях ответа на поставленную проблему, мы проанализировали ряд литературных источников, прибегнув при этом к методу историографического и ретроспективного анализа. Изучив научную литературу по истории Древней Греции, мы выявили, преступления по законам или приговору суда были наказуемы смертью, изгнанием, продажей в рабство, лишением прав, конфискацией имущества и денежным штрафом. Распространенным родом казни было отравление ядом растения цикуты. Одно время в ходу был весьма тяжкий род казни — забивание до смерти дубинами. Казни иногда предшествовали истязания, а после совершения труп казненного бросался в пропасть, имущество же его подвергалось конфискации. Если осужденного изгоняли за пределы города, то его имущество конфисковалось. Тюремное заключение употреблялось в качестве принудительной меры против государственных должников. В большинстве случаев наказанием служил денежный штраф, весьма различный по величине. Таким образом, в период Античности лишение гражданских прав подсудимого являлось непременным следствием большинства преступлений, при этом существовало несколько различных степеней лишения свободы[118].Следуя выдвинутой проблеме, о гуманности наказания в Древней Греции нельзя сказать однозначно, так как с одной стороны подсудимым был предоставлен выбор в форме исполнения наказания, а с другой стороны, степень жестокости по отношению к человеку – осужденному значительно превышала грань гуманизма. Следующим, наиболее важным историческим этапом развития человечества были Средние века. Мы решили проанализировать систему исполнения наказаний в наиболее развитом и крупном городе того времени - Англии. В качестве наказания в Англии за то или иное нарушение закона применялись штрафы, порка плетьми, колодки, позорный столб, клеймление, лишение части тела (пальцев, руки, уха, носа, глаза) либо смертная казнь. Однозначно установленных мер наказания за ту или иную провинность не было, и приговоры за одно и то же преступление зачастую сильно отличались, хотя существовали общие правила, в рамках которых обычно и выносился вердикт. По всей строгости закона судили с момента достижения возраста 12 лет для девочек и 14 для мальчиков. К подросткам, не достигшим указанного возраста, тоже применяли отрубания руки или другой части тела, но смертной казни они не подлежали. По отношению к детям наказание (штрафы, порка плетью, пребывание у позорного столба) уменьшалось вдвое, а совсем малолетних просто передавали на поруки родителям и общине. К женщинам-преступницам чаще всего применялось сожжение заживо. В случае помилования казнь заменяли телесными увечьями, самыми распространенными было выкалывание глаз, отрезание носов, ушей и гениталий, отрубание рук и ступней. Во многих случаях это к тому же являлось обязательной частью приговора. Подобная "снисходительность" ставила целью устрашение не только через смерть, но и через уродование: эти калеки становились живыми примерами сурового правосудия. В Средние века отношение к человеку изменилось, система наказаний стала меняться, появились штрафы, частично заменившие телесные наказания. Но в целом уголовно-исполнительная система оставалась в рамках далеко не гуманного отношения к осужденным.

Революции, промышленный переворот, стремительное развитие городов и государств изменило не только общественные взгляды, но и службу исполнения наказаний в 20 веке. На наш взгляд, наибольшего расцвета уголовно-исполнительная система достигла в Германии. Наиглавнейшая задача системы исполнения наказаний в современный период – помочь осужденному жить в дружбе с законом после освобождения. С этой целью при тюрьмах создаются психологические службы и диагностические центры. Внутри тюремных учреждений созданы комнаты с уютной обстановкой. Заключенные могут работать на условиях свободного найма, иметь наличные деньги, посещать церковные богослужения, ходить в увольнения в город с приехавшими навестить их друзьями или родственниками, пользоваться бесплатной медициной и другими благами[119].

Историографический анализ показал, что с течением времени человек приобретал все большую значимость для общества, ведь человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Современные факты развития системы наказаний в развитых западноевропейских странах показывают, что эволюция гуманного отношения к осужденным достигла своего расцвета. У заключенных имеется свобода выбора во многих аспектах своего существования. Можно было бы порадоваться данному факту, но не приведет ли подобное развитие гуманизма к обратному эффекту, стирая грань между жизнью до преступления, и жизнью в наказании? Данные вопросы остаются проблемными и в ближайшем времени потребуют от общества своего ответа.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!