Формирование региональных особенностей богословских школ и систем преподавания.



 Речь пойдет о высших школах в Церкви в период их расцвета в 4-6 веках. Мы рассмотрим 4 главные школы: Александрийскую, Антиохийскую, Эдесско-низибийскую (восточно-сирийскую), Латинскую с точки зрения методики преподавания и богословия. Ведь термин «школа» означает не только само учебное заведение, но и систему образования, совокупность педагогических и богословских особенностей принятых в том или ином регионе.

После того, как появились творения апологетов христианства (II-III вв), можно констатировать, что почти прекратились те грубые, примитивные нападки на христианство, какие раздавались поначалу со стороны язычников. Но, конечно, христианское знание состоит не только в отвержении заблуждений, оно состоит, прежде всего, в познании истины. Христианское богословие должно было стать средством воцерковления, духовного воспитания, источником вдохновения для духовного восхождения христианина. Сама жизнь, возникновение ересей внутри Церкви понуждало христиан формулировать своё учение с возможно большей ясностью и полнотой.

Христианские школы не были единообразными с самого начала. Дело в том, что школа вообще институт очень консервативный, держащийся традиций. Церковь же всегда принимала особенности национально-культурной среды, в которой проходила ее миссия. Поэтому и появляются церковные школы с характерными национальными особенностями. Для того времени в ойкумене можно выделить три мира с разным, как сейчас говорят, менталитетом:

- греческий

- сирийско-семитский

- латинский.

Соответственно существует 3 типа образования. Греческий тип всегда подразумевал стремление к знанию как к самоцели и самоценности, знанию всеобъемлющему и цельному, не раздробленному. Это знание предполагает ряд ступеней, поднимаясь по которым человек восходит к высшей истине, синтезу знания – философии. Она раскрывает все вопросы бытия и сущность вещей, дает знание вещей божественных, как говорили древние греки. Знание дает духу человека красоту и нравственность, а это и есть идеал эллина. Истинный философ тот, чье поведение соответствует знанию, а не тот, кто просто много прочитал. Самое ценное в образовании - свободные науки, а не профессиональные дисциплины, учащие добывать свой хлеб. Все общеобразовательные науки - суть ступени в достижении философии, её служанки, и восходя по этим ступеням человек совершенствуется. Всего было 4 ступени:

- школа грамматиста (обучение грамоте);

- грамматика (литература и математика, умение мыслить и излагать);

- школа ритора (факультет искусств);

- школа философа (вершина образования).

К моменту пришествия Христа философия испытывает упадок, кризис. Школы толкуют старые как мир истины или превращаются в секты «истинно мудрых». Христиане-эллины обретают истину уже не в философии, а в Церкви, и вершиной образовательной системы становится богословие (5-я ступень).

Правда, это не новая система ценностей - богословие считалось высшим знанием ещё у пифагорейцев (6-5 вв. до н.э.). А мысль «философия - служанка богословия» впервые высказал Филон Александрийский (иудейско-эллинский мыслитель 1 в.).

Древнейшей христианской школой греческого типа считается

Александрийская школа.

Александрия – это центр греческой образованности на Востоке со времен Александра Македонского, принявшая эстафету древних Афин, и превзошедшая их. Её значение сохранялось и после завоевания Римом.

Ей свойственны аллегорический метод в толковании Св. Писания, акцент на его высшем, духовном смысле в противовес земной буквальности, историчности событий; и, позднее, уклонение в монофизитство.

Вышеназванный учительПантен (†200) ввёл в курс обучения кроме основных истин веры общеобразовательные дисциплины. Т.е., если при ап. Марке это школа для оглашенных, то при Пантене это уже училище для получения законченного систематического образования, в противовес языческим школам. Вместе с Пантеном в этой школе преподает знаменитый христианский богослов и философ Климент Александрийский.

Из сочинений Климента Александрийского («Увещание язычникам», «Педагог», «Строматы») и Оригена следует, что в обучении были привлечены эллинская философия и традиции философской школы. Цель школы (по Клименту) «основанное на Откровении, совершеннейшее и цельное знание, соединенное с высшей нравственностью».

Истинное богопочитание невозможно без гнозиса (знания). Это присуще человеку и необходимо ему. Вот характерное высказывание Оригена: «как бы я хотел, чтобы все, оставив свои дела, шли в школу философствовать», т.е. для него это высшее предназначение христианина. Но многие довольствуются верой - переходной ступенью к гнозису. Поэтому школа - удел избранных. В этом и видится наследие и особенность греческого типа образования. А о прикладных науках Ориген даже писал, что избравшие их блуждают во тьме невежества, и только философия дает человеку истинное познание. Ученики школы должны служить ближним, и «познавший истину должен нести ее другим» (Климент).

Круг общеобразовательных дисциплин:

- дидактика (логика)

- геометрия, астрономия

- естествознание

- пифагорейская теория чисел.

Все эти дисциплины способны направлять мысль к возвышенному и божественному. Риторика и софистика – эти модные и обязательные элементы образования греков – отсутствуют, т.к. риторическая школа утверждает отсутствие объективности, что для христианина неприемлемо. Климент Александрийский так говорит об этих «науках»: «они бесплодны, они могут убеждать, но не могут научать истине». (Адвоката до сих пор называют «наемная совесть»).

Климент советовал быстро проходить первую ступень (училище) и скорее переходить ко второй (академия). По приточной мудрости, нельзя долго оставаться в гостях у чужестранки, т.е. нельзя долго увлекаться философией не переходя к богословию. Философия помогает раскрывать заблуждения еретиков и развивает высшие способности души. Главное то, что в учениях различных философов содержатся семена истины, их нужно только отыскать. Вообще философия для грека то же что для иудея закон. Однако, и Ориген и Климент понимают, что философ только готовит человека к восприятию истины. Отношения между богословием и философией подобны отношению между Саррой и Агарью - госпожи и служанки.

Философия для грека - особая форма богопочитания. Как евреи украсили ковчег золотом, взятым у египтян, так греки украшают истину совершенным знанием взятым у язычников и «Истина явилась теперь в ризах позлащенных, ряснами златыми одеяна преиспещренна» (Климент).

Философия Александрийской школы очень эклектична, т.е. она вбирает в себя элементы многих сложившихся к тому времени философских систем. Исключаются из изучаемого круга только системы, совсем отрицающие Божество и Промысл. Однако, для совершенных, для тех, кто не соблазнится, можно читать все.

В Александрийской школе впервые складывается круг богословских систематических наук. Выражаясь современным языком школа занималась апологетикой, нравственным богословием (христианская этика), догматикой.

Как и в пифагорейских школах, абитуриенты, поступавшие в школу тщательно испытывались на предмет объема знаний, способностей и мировоззрения, а затем начинались систематические занятия:

1-я ступень: - диалектика

              - математика (и подобные науки)

              - естествознание

              - (возможно) апологетика

2-я ступень: - христианская этика

3-я ступень: - христианская философия (догматика)

              - метафизика (философские системы)

4-я ступень: - экзегетика

На все 4 ступени, по примеру Пифогорейцев, отводилось 5 лет, по году на курс, на последний – 2 года.

Получая знания, человек нравственно растёт – такое понимание несомненно являлось отголоском учения Сократа о добродетели знания. Воспитание было связано с образованием, хотя и не являлось отдельной дисциплиной. Климент различает в истине 2 стороны: теоретическую и практическую, причём практика вытекает из теории: «Если ты знаешь теорию, то почему не живёшь по ней?» Поэтому-то учитель-дидаскл не просто излагает теорию, но и примером показывает образ жизни.

 Школа подчиняется александрийскому епископу, а он вверяет её в ведение какому-либо одному дидасклу. Учитель один, он обладает знанием, и ученики прибегают к этому источнику, группируются вокруг него. Некоторые дидасклы имеют помощников, которые читают самые простые части курса; а со временем и сами становятся дидасклами во главе школы. Как уже сказано, учитель кроме обладания всеми видами знаний, должен иметь высокую нравственность. При этом не обязательно иметь священный сан. Из 13 дидасклов александрийской школы (известных нам) 4 были пресвитерами, 5 - мирянами, о 5 - неизвестно.

В школу человека принимали, не взирая на звание и происхождение, положение в обществе. Поскольку философ ищет истину, то на низшие ступени принимались не только христиане, но и язычники и еретики. Среди слушателей Оригена были женщины, они учились, по крайней мере, до философии включительно. Способ преподавания - лекционный, обучение бесплатное. Учитель отказывается от спонсоров, не принимает помощи и от учеников, заботится о себе сам. Учитель принципиально беден! Ориген получал 4 обола – это совсем небольшие деньги. Для пропитания он продавал книги, оставшиеся ему от отца, и переписывал книги на продажу (книги в то время стоили очень дорого). Сведения о каких-то государственных дотациях школам нет, вплоть до 6 в. как центры образования империя поддерживала языческие школы.

Закрытие александрийской школы совпадает с началом борьбы против Оригенизма. Причина же в том, что к Vв. Александрия утрачивает значение культурно-просветительского центра. В этой роли возвышается Константинополь. А в Александрии начинает преобладать сирийско-коптское влияние (местное). По духу оно совершенно разнится с греческим. Сирийская культура находит свое развитие и отражение уже в другой богословской школе - в Антиохийской.

 

Восточные школы.

Следующий тип богословской школы возникает в семитско-сирийской культурно-национальной среде. Если у греков мы видели преобладание умозрительности, синтеза, то сирийцы обладают аналитическим мышлением, ум в греческом смысле ценится не столь высоко. Сирийское образование выдвигает на первый план:

1. Интересы нравственного характера

2. Интересы практического характера

Главное – научиться читать и объяснять Библию, и стать примерным христианином.

Опора сирийцев – местное школьное предание. Характерно резкое разграничение между Божественным и человеческим и отрицательное отношение к эллинской культуре. Об отрицании античной культуры на востоке говорит во II в. Татиан, указывая, что и в дальнейшем отношение не меняется, хотя восток невольно должен контактировать с эллинистическим культурным наследием. Ведь греки - любители пофилософствовать - основали свои богословские изыскания на этом фундаменте, поэтому, чтобы не отстать от жизни и принимать участие в злободневных богословских спорах, Востоку приходится овладевать оружием философии. К философии они тоже подошли практически: приняли за основу диалектический метод (т.е. метод логического рассуждения), а высшим авторитетом стал Аристотель («отец формальной логики»).

Трезвый разум, практический подход - таковы характеристики менталитета сирийцев. Греческие навыки чувствований и переживаний вменяются в ничто.

 

Антиохийская школа

известна более как богословское направление, чем собственно, учебное заведение. В сирийских монастырях организовывались начальные школы, а где позволяли условия – и высшие. Желавшие получить светское образование должны были сделать это самостоятельно.

Основателями училища в Антиохии (конец III в.) были ученые антиохийские пресвитеры: Дорофей (ок. 290г.) и Лукиан. Последний особенно замечателен, как ученый исправитель текста св. Писания Ветхого и Нового Завета. Прп. Лукиан при Диоклетиане был исповедником веры, мученически скончался в темнице 7 января 311г.

Этоузко специализированное учебное заведение. Идея синтеза знаний, включение светских наук, цельность и многогранность образования - все это отметается. Только богословие! Плюс тщательное изучение Св. Писания, при отсутствии каких-то умозрительных и систематических отвлечений.

Метод - историко-грамматический, под руководством авторитетных людей умерших и ныне живущих. Сильна традиция, свое предание, с помощью которого и толкуется Писание. Традиция передается следующему поколению. Для этого введена принципиально новая (по сравнению с др. школами) дисциплина: воспитание. Разработана система поощрений, наказаний, наблюдений за учениками. В Антиохийской школе сильно сказывается влияние школы иудейской (семитский тип образования). Менталитет нации и традиции схожи.

С первой половины IVв. школа существует при монастыре. Начальные школы существуют при всех монастырях. Отрок поступал в начальную, затем шёл в богословскую школу. Всего обучение при разных школах занимало 10 лет. Поэтому выпускники, как правило, были мало приспособлены к жизни. Антиохийская школа не дает светских познаний, но и не отрицает их. Поэтому многие сначала обучались светским наукам, а затем дополнили образование богословием, например, свт. Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский. Антиохийцы специализируются на экзегезе, поэтому все виднейшие ученики - толкователи по историко-грамматическому методу.

Основатель антиохийской школы пресвитер Лукиан, получил образование в Эдессе у некоего Макария. Т.е. Эдесская школа уже существовала и имела выпускников (примерно середина III в.).

 

Эдесско-низибийская школа

основана в г. Эдессе, затем перенесла свою деятельность в Низибию; к тому времени богословы этой школы уже впали в несторианство.

Эдесса - главный центр сирийского христианства. Культура здесь (в отличие от Антиохии, находящейся до Евфрата) соответственно в о с т о ч н а я, не подвергшаяся ни малейшему влиянию эллинизма.

Основателем эдесской школы считается св. ап. Фаддей. Об этой школе, также как об Александрийской, долгое время неизвестно. Первые сведения об Эдесской школе относятся к концу II- началу III вв.

С 363г. среди учителей школы просиял прп. Ефрем Сирин, после которого уже известны все начальники школы до конца VI в.. После 3 Вселенского Собора в сирийской школе, под влиянием Ивы Эдесского, проявляются явные несторианские тенденции и после его смерти происходит разделение: часть школы перешла в Низибию. Эдесская же продолжала существовать до 489г., когда ее приказал уничтожить Зенон - император-монофизит (несторианская школа его раздражала).

Низибийская школабыла устроена по образцу Эдесской. Сохранился устав Низибийской школы редакции 602г., из которого можно иметь представление о правилах эдесско-низибийского училища в целом. Устав характерен сложной внешней организацией, регламентацией всех сфер жизни учащихся. Особенность школы – общее житие всех, кто причастен к школе, от преподавателей до слушателей. Все живут вместе по несколько человек в комнате (келии), именуют друг друга братьями. При этом школа - не монастырь. Устав говорит: «Кто желает более совершенной жизни, иди в монастырь или пустыню». Братия в школе разночинная и разновозрастная. В 6-м веке количество одновременно учащихся достигает 800-1000 чел. Во главе - учитель - ЭКЗЕГЕТ. Обращение к нему - РАББАН, т.е. «учитель наш». Далее: за экзегетом следуют 2 учителя и начальник дома (инспектор, эконом и библиотекарь одновременно) РАББАЙТ. В среде братии не только ученики, но и выпускники, которых называют «исследователи» или «доктора». Это как бы молодые преподаватели. Во время лекций, также как в еврейских школах, более продвинутые ученики и «исследователи» сидят возле самой кафедры учителя. Сзади сидят те, кому еще многое нужно постичь. Выпускники и «продвинутые» служат как помощники преподавателя и начальники келии (старосты).

Воспитание здесь дисциплина, отдельная от прочих. Каждый ученик воспитывается по определенному методу: система поощрений и наказаний. Контролирует ее раббан, исполняют: раббайт, доктора и старосты комнат.

Устав школы торжественно прочитывается один раз в год. Посещение уроков и богослужения - обязательно. Покидать расположение школы можно только с разрешения раббайта (по прошению). Стол - общий. Запрещено брить бороду и завивать волосы. Одежда - скромная. Без особого разрешения нельзя посещать таверны, гулять по садам и рощам, долго разговаривать с женщинами. От имени школы нельзя просить милостыню в городе. Преподавать разрешено не всем учащимся, а только нуждающимся в деньгах, т.к. хотя обучение бесплатное, но 1 раз в год необходимо сделать обязательный взнос. Остальные ученики, если желали подработать, то на это были каникулы: август-октябрь включительно: разрешено ремесло, торговля, но при условии обязательной честности. Наказуемы в школе ссоры и драки, воровство, ростовщичество свыше 1%. Самое страшное наказание - изгнание из школы и города без права восстановления. В основном же - система выговоров перед всей школой.

Высшее управление школой закреплено за епископом, который и содержит школу отчислениями своей кафедры. Обучение бесплатное. Учителя получают жалование, а нуждающиеся студенты - пособия.

Школа имеет практическую направленность и занимается профессиональной подготовкой клириков и учителей, «знания ради знания» здесь нет. Выпускник обязан принять назначение от раббана (т.е. распределение). Если он отказался, то считается, что ученик напрасно прослушал курс, он не понимает элементарного долга, не воспитал в себе уважения к учителю. Такого ученика изгоняют не только из школы, но и из города, он заклеймен позором.

Сирийцы вообще высоко ценят образование, хотя и ценят в нем лишь практическое применение. Даже талмуд свидетельствует об этом уважении к воспитанию у сирийско-семитских этнических групп: «Город, в котором нет школы, должен быть разрушен!».

О Методике преподавания известно не много. Раббан - толкователь писания. Учителя: один - учит «произношению», т.е. правильному чтению Писания (сюда входят правила вокализации текста, грамматика, пунктуация, орфография и др. – всё это устная традиция); другой - преподает богослужение и пение. Во времена Ефрема Сирина все 3 части курса преподавал один человек. Но затем функции были поделены между главой школы и его помощниками.

Ученикам устав запрещает жить вместе с врачами. «Дабы не читались в одном месте книги мирской мудрости и святости» (устав). В этом видится влияние иудейского менталитета - это традиционно семитское разделение на профанное и священное. Философия изучалась желающими в частном порядке, да и она считалась для евреев занятием неполезным. Лучше всего - изучать Писание.

Из экзегетики удалены все элементы умозрения и аллегории. Т.е. полная противоположность александрийским традициям. Основа экзегетики это школьное предание. Это до первой половины V в. толкование Ефрема Сирина, который записал еще более ранние устные предания со времен ап. Фаддея. Со второй половины V в. входит в обращение толкования Феодора Мопсуестийского, что приводит к уклонению школы в несторианство.

Постепенно историко-грамматический метод экзегезы перерождается в грубый буквализм. Литургика преподается сугубо практически, т.е. что и как читать и петь по книгам, плюс практика пения. Весь курс эдесско-низибийского училища занимает 3 года.

Расписание занятий: подъем с пением петухов, затем ученики идут в класс и занимаются до вечера. Сначала самостоятельная перепись Писания, затем приходит Раббан, и говорит, как понимать это место согласно традициям школы. Далее - практика чтения и пения. Вечером - богослужение с участием учащихся (подтверждение полученной практики).

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 556; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!