Богословы Восточно-сирийской школы IV в.



Прп. ЕФРЕМ СИРИН (†372)

родился в конце III-го или в начале IV-го столетия в Низибии, главном городе Месопотамии или в ее окрестностях. Его родители были земледельцами. Ефрем получил христианское воспитание, но в юношеском возрасте не был свободен от некоторых недостатков: он был раздражителен, склонен к чувственным удовольствиям и колебался сомнениями относительно Промысла Божия. Но одно обстоятельство в жизни произвело в нем решительный переворот. Его обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. В заключении он дал обет посвятить жизнь свою Богу, если получит свободу.

Вскоре он оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам. Здесь он довершил свое духовное воспитание под руководством знаменитого подвижника Иакова Низибийского, ставшего позже Низибийским епископом. В Низибии он основал школу, в которой был учителем сирийского языка. С переходом Низибии под власть персов (363 г.), Ефрем со многими христианами переселился в Эдессу, где продолжал заниматься преподавательской деятельностью.

Св. Ефрем был ревностным поборником православия. В Эдесской епархии было много еретиков. Чтобы привлечь на свою сторону православное население, еретики облекали свое учение в поэтическую форму и распевали на своих собраниях гимны по особым напевам. В противовес им св. Ефрем излагал в стихотворных гимнах православное учение и вместе с верующими пел их в собраниях. В 370 году Ефрем совершил путешествие в Египет, чтобы познакомиться с жизнью египетских подвижников. В Кесарии Каппадокийской он встречался с Василием Великим, который рукоположил его во диакона. Василий Великий приглашал его и на епископскую кафедру, но Ефрем притворным юродством отклонил от себя эту честь, считая себя по смирению недостойным епископского сана.

Св. Ефрем замечателен как толкователь Священного Писания и учитель сердечной веры и благочестия. Его полемико-догматические сочинения (20 слов против ариан, 56 слов против гностиков, манихеев, 7 слов о двух естествах во Христе, 3 - о вере против иудеев, о покаянии против новатиан) представляют собой не столько научные трактаты, сколько благочестивые размышления об истинах веры или простое изложение их. По свидетельству Григория Нисского, он  истолковал все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Его толкования, особенно на книги Ветхого Завета (Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, 4 великих пророков и из малых Осии, Иоиля, Амоса, Захарии и Малахии) отличаются высокими достоинствами. Он отлично знал еврейский язык, места, где происходили библейские события, знаком был с нравами и обычаями евреев, с устными преданиями, которые на Востоке отличаются особенной устойчивостью и хранятся из рода в род. Ефрем осуждал как исключительный буквализм в толковании, так и излишнюю наклонность к аллегории, в то же время, буквальное толкование не исключало у него попыток проникнуть в глубокие тайны созерцания.

Неподражаемым Ефрем Сирин остается и в своих беседах духовно-нравственного характера. В них он по преимуществу выступал проповедником живой веры и сердечного сокрушения, соединенного с радостью, истекавшей из любви к Богу и надежды на спасение.

Ему также принадлежит много церковных молитв и песнопений.

 

Латинская богословская школа.

Запад в начальный период истории Церкви подвергался культурной экспансии эллинского мира. С другой стороны, Запад всегда был сторонником практического интереса. В этом менталитет Запада тождествен с мировоззрением сирийцев. «Гнозис не ради его самого, но ради практического применения» - таково отношение к образованию. И поскольку Запад чужд философствования, там не было горячих богословских споров как на Востоке.

Латиняне переняли систему образования греков, но убрали стержень и суть эллинской школы - философию. Западу интересен процесс мышления и литературная практика, умение красиво и убедительно излагать свои (хотя бы и пустые) мысли; т.о. высшей ступенью образования стала риторика. Она придает человеку вид образованности. Человек красноречив - значит образован. Особенно ценится адвокатура. Эту профессию получают и многие клирики. Ценится не тот, кто постиг науку о подлинных сущностях, а тот, кто красиво, с пониманием дела пишет или говорит к удовольствию слушателей. Так было на Западе и до христианства. В IV-V вв. епископы-латиняне блистают красноречием. Но аксиомы, догматы веры никто не трогает. Это закон, Lex, который необходимо хранить! Интересуют дисциплинарные вопросы, каноника. Т.е. римлянам и до Христа, и после, присуще правовое сознание, юридизм, который сохраняется и по сей день.

К светским наукам отношение лояльное - против них не возражают, но и не увлекаются, т.к. греческий идеал «цельного знания» никого не прельщает. Однако, с VI в. в богословскую систему образования включаются и светские дисциплины. Это вызвано упадком образования вообще из-за нашествия варваров. Церковь становится на западе единственным институтом, который поддерживает хоть какую-то образованность, который сохраняет культурный потенциал всего народа. Церковь противится «варваризации», оставаясь хранительницей античного наследия.

Итак, древнейшая школа до 6 в. – «монастырь клириков» блж. Августина. Основана она в 396г. в Африке в Иппоне. По сути это общежитие клириков, где получают общеобразовательные знания, воспитание под руководством своего епископа. Кстати, уже в IV в. распространено простонародное мнение о желательном целибате духовенства: «неженатый – значит святой».

Главная цель школы - воспитание служителей Церкви. Ученик должен знать закон (Св. Писание и Предание), и уметь передать его другим, т.е. знать основы педагогики. В этой школе есть небольшой предварительный курс - дается общее светское образование. Затем, также кратко, следующая ступень - богословие восточного образца. Эти ступени не главные, они готовят человека к более важному курсу - экзегетике, объяснению Писания. Самостоятельно ученики прочитывают Писание, а учитель толкует наиболее сложные места, в соответствии с традицией. Знание Писания необходимо для проповеди. Мысль блж. Августина: «Если ты имеешь веру, надежду и любовь, то не нуждаешься в Писании, разве только для научения других», т.е. Писание становится материалом для эрудиции, которая рождает элоквенцию – способность свободно говорить с амвона.

Как научиться высшей цели школы - красноречию? Нужно читать образцовые проповеди, слушать, пробовать говорить самим. Увлечение формой недопустимо. Красота слова конечно должна быть, но главное - содержание. «Дозволительно произносить чужие проповеди тем, кто хорошо говорит, но не может придумать», - говорит Августин.

Большое значение блж. Августин отдавал пастырскому богословию. Дисциплина эта проходила как собеседование учителя с учениками на пастырские темы. Августин сам отвечал на недоуменные вопросы. Пастырское богословие не было систематическим, эти беседы проводились в свободное время.

Воспитание в Латинской школе основано и на подражании личному примеру (как в Александрии), и на принуждении. В монастыре блж. Августина жизнь проходила по образцу древних общин монахов, что само уже давало воспитательный момент: клирики не имеют собственности, общий стол, все необходимое получают от эконома. Правила поведения еженедельно прочитываются. Учитель - член общины. Многие выпускники иппонской школы становились епископами, основывали на своих кафедрах подобные школы, и т.о. этот тип стал доминирующим на Западе. Такова латинская (западная) школа до VI в.

 

II-й период латинской школы

Связан с именем Магна Аврелия Кассиодора – секретаря, духовника и политического советника Остготских королей. Сам он римлянин, но служит новой влиятельной силе, а германцы охотно используют знающих людей. Магн Аврелий – носитель эллинистической культуры – переживает за образование, которое угасает из-за нашествия варваров. Он приверженец греческой системы образования. Августиновскую и подобные ей школы, считает предельно несовершенными, желает их улучшить, придать им бόльшую научную направленность.

В 535 г. Магн вместе с папой Агапитом составили план открытия школы в Риме, причем по образцу александрийского училища или низибийского (как получится). Но план не осуществился из-за войны: готы воюют с Византией.

В 540 г. Магн Аврелий ушел на покой со службы. В своем поместье у моря он основал монастырь «Вивариум» (Переводится как бассейн с рыбками; такой бассейн действительно там был). Это монастырь «любознательных братьев». Именно в этом монастыре закладывается новая традиция: традиция ученого монашества, согласно которой наука рассматривается как род монашеского подвига, наука равна аскезе. Изучаются: Писание, творения отцов, античные авторы.

Подобная традиция ученого монашества в России была введена в 18 веке Петром I. На Западе до сих пор существуют подобные специализированные монастыри, где монахи занимаются научной деятельностью. Хотя их жизнь разбавлена и некоторыми бытовыми послушаниями.

Сам Кассиодор - учитель этой школы. Он составил учебники по богословию и «разносторонним наукам», т.е. общеобразовательным. Философия, связующее звено между светским и богословским знанием среди дисциплин отсутствует. В богословии наблюдается сильное влияние Низибийской школы. Экзегетика заключалась в том, чтобы собрать как можно больше толкований отцов на тот или иной фрагмент Писания, предпочтительно латинских.

По образцу школы Кассиодора в VII в. появляются подражательные школы. Это школы бенедиктинцев (VII в.). Орден бенедиктинцев занимается просвещением, а также подготовкой клира, все с той же целью. (Правда, в отличие от кассиодоровской школы подход практический, нет светских наук). После VII в. кафедральные монастырские школы уже подобно кассиодоровскому Виварию включают в себя свободные науки. Занятия наукой также считаются монашеским деланием.

Итак, рассмотрев разные школы, можем сделать вывод: греческие школы преследуют цель развития души, общехристианского просвещения. Знание как источник добродетели. Восточно-сирийские же и латинские делают акцент на профессиональные цели - подготовку клириков.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!