Раздел I. ХРИСТИАНСКИЕ ШКОЛЫ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА.



Богословские школы в I-III веках, их представители.

«При каждой епископской кафедре существовала своего рода школа, где епископ со своими помощниками готовил оглашенных к принятию святого крещения, научал их главным истинам веры. Конечно, во многих местах эти школы имели элементарный характер, и в немногих местах, на первом месте нужно поставить именно Александрию, где эти школы превращались в настоящие высшие христианские училища»[37].

В век апостольский изучение христианских истин не носило научного характера. Христианское учение принималось непосредственно верой и усваивалось без пособия каких-либо теоретических доказательств его истинности. В последующие времена появилось стремление придать вероучению научную форму. Побудило к этому и принятие христианства учеными язычниками. Они желали не только веровать, но и знать, почему следует веровать так, а не иначе. Этого же требовала, вместе с тем, борьба с языческой ученостью и гностическими системами. Научное богословие, при самом появлении, приняло двоякое направление. Одни отцы отвергали сопоставление откровенных истин с философскими умозрениями в области веры. Они отрицали права разума, в смысле философском, на участие в деле веры. Направление это господствовало в школах малоазийской и северо-африканской. Другие, опровергая ложный гнозис еретиков, пользовались философскими положениями и умозрениями, как вспомогательным средством, для понимания христианского вероучения, но все же в должных пределах. Это направление господствовало в школах александрийской и антиохийской.

 

Школа малоазийская.

Св. Ириней, епископ Лионский. Он получил христианское образование под непосредственным руководством св. Поликарпа, еп. Смирнского, ученика св. ап. Иоанна Богослова. Св. Поликарп, ревностно заботясь о галльской Церкви, получившей свое начало от Церквей малоазийских, послал туда своего ближайшего ученика Иринея. Вскоре он (ок. 177) был поставлен епископом Лионским. Когда возник спор у папы Виктора I с малоазиатскими церквами по поводу празднования Пасхи и папа отлучил малоазиатские церкви, св. Ириней вступил в этот спор для того, чтобы внести мир. Как отмечали современники, он оправдывал свое имя – Ириней – от греческого слова "мир"[38]. В 202 г. при императоре Септимии Севере он был замучен. Среди его сочинений первое место занимает труд "Против ересей", состоящий из пяти книг, и сохранившийся до нашего времени. Он опровергает гностические системы, опираясь на св. Писание и на св. Предание[39]. Он не просто опровергает ереси, но излагает положительное учение христианства, тщательно следуя апостольскому Преданию. Поэтому его, иногда, называют создателем церковного богословия.

Его ученик, Св. Ипполит Римский, подобно ему, один из образованнейших писателей своего времени. Особенно замечательны его беседы, толкования на книги св. Писания и сочинения догматико-полемические, как "Обличение ересей"; его сочинение «Апостольское предание» описывает практику и жизнь римской Церкви. «Слово об Антихристе» - пожалуй самое известное отеческое произведение на эту тему, оно читалось в славянских церквах. Принял мученическую кончину ок. 236г.

Юлий Африкан учился в Малой Азии, проживал в Палестине в первой половине 3 в. (ум. 232 г). Он известен как первый составитель христианской Всемирной Истории в 5 книгах, которая сохранялась только в трудах других церковных писателей. Известны также его письма к Аристиду и Оригену, с которым он был в дружеских отношениях. В письме к Аристиду он говорит о мнимом разногласии родословий Христа в Евангелиях Матфея и Луки. По отзыву Евсевия Кесарийскаго, в этом послании он самым ясным образом доказывает согласие евангелистов по дошедшим до него преданиям.

 

Школа северо-африканская.

Тертуллиан (150-220), пресвитер карфагенской Церкви, первый стал писать богословские сочинения на латинском языке, положив начало латинской церковной литературе. В Карфагене он получил блестящее, хотя и не всестороннее, образование, знал медицину, право, философию, и, до принятия христианства, и жил распущенной жизнью языческой среды. Был адвокатом. Христианином он стал уже в зрелом возрасте и с присущей ему горячностью, всю жизнь свою посвятил его проповеди. Пораженный несправедливыми нападениями языческого общества на христиан, он стал красноречивым христианским апологетом. Но, к сожалению, его прямолинейный и решительный нрав, нравственный ригоризм толкнули его из Церкви в монтанистское движение (в нач. 3в.). Не найдя и там удовлетворения, он основал свое особое общество, члены которого назывались тертуллианистами.

Основательно борясь с гностиками, он отрицал совершенно участие разума и науки в деле веры. Увлекшись монтанизмом, он был, с одной стороны, жарким противником и остроумным обличителем гностиков и антитринитариев, искажавших откровенное учение, а с другой, - строгим до крайности нравственным писателем. По словам проф. Попова, «Тертуллиан впервые выразил в своем учении принципы западного богословия и оказал могучее влияние на его дальнейшее развитие»[40]. Испытав влияние стоической философии, Тертуллиан отразил в своем богословии ее взгляды, которые затем повлияли на развитии католического богословия.

Св. Киприан, епископ Карфагенский. Он происходил из богатой языческой семьи в Карфагене и славился как ученый ритор. Христианином стал в 246 г. на сороковом году жизни. Вскоре он был поставлен пресвитером, а в 248 г. епископом. Он был горячим почитателем Тертуллиана, ежедневно читал его сочинения, но был совершенно чужд его монтанистских воззрений. Его сочинения вызваны борьбой с еретиками. Первое место занимает труд "О единстве Церкви". Он доказывает, что Церковь христианская, несмотря на множество частных церквей, есть единая, и что епископство, служащее выражением единства Церкви, также едино, несмотря на значительное количество епископов. Это положение он обосновывает тем, что сам Иисус Христос установил так, начав с ап. Петра. Отсюда вытекало признание им важности римской Церкви. Но он не считал римского епископа главенствующим над всеми епископами. Верховную власть в Церкви он присваивает всей совокупности епископов, как наследников власти ап. Петра, что видно из его спора с папой Стефаном по вопросу о крещении еретиков. Впоследствии, сочинение св. Киприана подверглось искажениям, с внесением в него многих выражений, нужных Римской кафедре.

 

Школа Александрийская.

В Александрии, как полагают, еще св. ап. ев. Марком основано было христианское училище. Сначала оно было обыкновенной школой для оглашения при епископской кафедре. Позднее оно стало богословским научно-образовательным заведением, благодаря одному из ученых его наставников или, как они тогда назывались, катехетов, Пантену (180-191 гг), преемнику Афинагора. Пантен, и его последователи образуют научную школу, т. н. Александрийскую.

Пантен был родом из Афин и первоначально принадлежал к школе стоиков. Приняв христианство, он посвятил себя распространению его как среди язычников греко-римской империи, приходивших слушать его уроки, так и среди варваров, для чего путешествовал в Индию. Пантен написал несколько комментариев на Св. Писание, но они не дошли до нас.

Климент, пресвитер Александрийский, ученик Пантена и, после него, наставник училища (191-202). Будучи язычником, он получил, всестороннее образование, которое усовершенствовал, после обращения в христианство, своими путешествиями с научной целью по Греции, Италии, Сирии и Палестине. Став в Александрии учеником Пантена, он заменил его в должности катехета, когда тот отправился проповедовать Евангелие в Индии. Во время гонений Септимия Севера (202), когда ему угрожала опасность, он удалился на восток и проживал в Иерусалиме, Антиохии, Каппадокийской области, продолжая ревностно трудиться на пользу Церкви.

В Александрийском училище, он, толкуя св. Писание, раскрывал перед своими слушателями христианское вероучение так доказательно и убедительно, что многие из язычников под влиянием его уроков, обращались в христианство. В своих сочинениях он стремился облечь христианское учение в научную форму. При этом, вопреки мнению некоторых отцов и учителей Церкви, чуждавшихся философии и науки, он считал таковые полезными для христианства, поскольку они, образуя человеческий ум, помогают глубокому и всестороннему пониманию христианского вероучения. Его труд "Строматы" представляет первые попытки соглашения веры и науки, заключая в себе изложение вероучения, возведенного, при помощи философских умозрений, в степень религиозно-философского знания. Понимание откровенного учения научным образом Климент называет истинным гнозисом и обладающих им – истинными гностиками, в противоположность ложному гнозису языческих философов и еретиков. Под влиянием начал Филоновского платонизма, Климент приходил к напрасному отрицанию буквального смысла писаний и замене его, без нужды, таинственным, аллегорическим.

Ориген, преемник Климента в должности наставника училища, был одним из величайших ученых своего времени не только среди христиан, но и язычников. Он родился в Александрии ок. 185г. Отец его Леонид, александрийский ритор, был научно и христиански образован. Под его руководством он и получил начальное образование, проявляя с юных лет необыкновенные дарования. Знания его обогатили уроки Климента. Во время гонений при Септимии Севере (202 г). был замучен Леонид. Ориген хотел разделить его участь, но его мать спрятала все его одежды, чтобы удержать его дома. Вслед за мученичеством отца последовала и конфискация всего имения, поэтому Оригену пришлось стать преподавателем словесных наук, и тем добывать себе содержание. Многие язычники, желавшие принять христианство, обращались к нему с просьбой научить их истинам, - и он сделался огласителем. Во время гонений он ободрял и поддерживал верующих, безбоязненно посещая заключенных, сопровождая их в суды и даже на место казни, причем сам едва избегал смерти.

Епископ Александрийский Димитрий в 203г. поручил ему (18-летнему юноше) должность катехета и начальника огласительного училища, вместо Климента, отправившегося на восток. Ревностно преподавая, он свободное время проводил в молитве, в изучении Св. Писания, вел аскетическую жизнь. За силу воли его называли «железным человеком». Желая сделаться бесстрастным, а также, чтобы избежать общественного соблазна (он преподавал женщинам, что было не принято), он даже оскопил себя. Слава Оригена, как великого христианского учителя, привлекала к спору с ним многих языческих философов. Для большей успешности в таких спорах Ориген отлично изучил все философские системы. Свои познания он расширил, путешествуя в Палестину, Грецию и Рим. Для противопоставления ученым язычникам истин христианских, Ориген признал полезным для Церкви перенять у язычников научную форму, в которую можно вложить христианское вероучение. Число его учеников все увеличивалось, поэтому он разделил школу на две половины. Один из его друзей, Иракл, преподавал начинающим ученикам, а сам Ориген - более подготовленным.

В 216г. он отправился в Палестину из-за междоусобной войны в Египте. Епископ Кесарийский Феоктист позволил ему в своей церкви и в своем присутствии беседовать и изъяснять св. Писание, хотя он не был еще рукоположен во пресвитера. Это вызвало неудовольствие александрийскаго епископа Димитрия, считавшего, что мирянину не следует публично учить в присутствии клириков. Он потребовал возвращения Оригена в Александрию, что тот и выполнил. В 228г. еп. Димитрий отправил его в Грецию для борьбы с новой ересью. По пути, в Палестине, друзья Оригена, епископы Феоктист и Александр, поставили его в пресвитера, считая, чтобы он пользовался бόльшим авторитетом у еретиков. Через два года он вернулся в Александрию, и был встречен недружелюбно еп. Димитрием. Слава его вызывала в последнем зависть. Димитрий считал нарушением своих прав посвящение Оригена епископами других Церквей. Скопчество Оригена Димитрий признал препятствием к священству. На соборе в Александрии Оригену запрещено было учить в Александрии и указано пребывать вне Александрийской епархии (231г.). Затем, на соборе 232г. Ориген был извержен из сана и отлучен от Церкви. Он еще до окончания суда удалился на восток к своим друзьям епископам, у которых нашел дружественный прием. Епископы в Палестине, Финикии, Аравии, Ахаии были на стороне Оригена и против его отлучения.

В Кесарии Палестинской он основал такое же училище, как и в Александрии. В 244 и 248 годах Ориген принимал участие на соборах аравийских против еретиков. Силой своего убеждения он заставил еретиков отказаться от своего учения. Во время гонений при Декии Ориген подвергался истязанию. Ок. 254г., обессиленный старостью (ему было ок. 70 лет) и истязаниями, он умер в Тире, в мире и общении с Церковью.

Ориген написал сочинения по всем отраслям богословского знания (до 6000 сочинений, считая все его беседы и письма). Особенно замечательны его труды по исследованию св. Писания. Для проверки греческого текста он изучил еврейский язык. Много потрудился он по части толкования св. Писания. Во всяком месте Писания Ориген находил троякий смысл: буквальный, нравственный и таинственный, причем слишком увлекался последним. Несмотря на его колоссальное положительное влияние на современников, в богословии Оригена присутствовали мнения несовместимые с учением Церкви, и осужденные впоследствии: теория предсуществования душ; о существовании многих миров прежде творения этого видимого мира; о наступлении времени, когда мучения грешников прекратятся (Е. Смирнов).

«Смерть Оригена не прекратила споры вокруг его имени, даже, напротив, эти споры велись все время и ведутся до нашего времени».

«Однако же, церковная история знает три момента, когда споры об Оригене достигали кульминации и сильно влияли на саму жизнь церкви. Первый момент был около 300-го года, когда главными противниками Оригена выступали св. Мефодий Олимпийский и св. Петр Александрийский. Вторая вспышка споров об Оригене — это самый конец IV и самое начало V веков. Тогда главными противниками Оригена явились св. Епифаний Кипрский и Феофил Александрийский. Это были споры, которые глубоко потрясли Церковь, в ходе этих споров произошел разрыв церковного общения между св. Епифанием и епископом Иерусалимским, затем жертвой этих споров стал святитель Иоанн Златоуст, которого обвинили в пособничестве оригенистам; этот спор хорошо известен из церковной истории. И, наконец, третий момент, когда спор об Оригене волновал не только ученых мужей, но и всю Церковь — это 40-е годы VI века. В ходе этих споров император Юстиниан собрал в 543 году собор в Константинополе, который осудил Оригена, и затем это осуждение было подтверждено пятым Вселенским собором и последующими Вселенскими соборами»[41].

Ориген хотя и был удален из Александрии, но направление, сообщенное им церковному просвещению, оставалось там во всей силе. Из Александрийских учеников особенно замечателен Дионисий, которого в 233 г. назначили учителем, вместо Иракла, поставленного епископом. Дионисий с 248 по 265 гг. был александрийским епископом.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!