Нашествие гуннов. Конец античной истории.



В середине V в. у римлян появляется наиболее грозный враг — гунны. Гунны были опасны не только для Римской империи, но и для только что возникших варварских государств Западной Европы». Эта угроза на время сплотила варваров и римлян. «В первой трети V в. гуннские племена объединились под властью энергичного и жестокого правителя Атиллы (435-453). Столица Атиллы, исходный пункт для набегов на Западную Европу, находилась на берегах Тиссы (на территории современной Венгрии). Атилла был первым в ряду средневековых завоевателей типа Чингисхана, Батыя, Тамерлана и т.п. С берегов Тиссы он делал походы на Балканский полуостров, Малую Азию, Армению и даже Месопотамию. Все его походы отличались жестокостью и носили грабительский характер. Ему платил большую дань и византийский император». Мечтой вождя гуннов была собственная империя. Сначала он думал воцариться на Восточно-Римском престоле, но бывший в то время имп. Маркиан заявил: «золото у меня есть для друзей, а для врагов - железо!» Тогда Атилла устремился на Запад.

Накануне нашествия гуннов западным римским императором становится Валентиниан III (425-455), внук Феодосия Великого. «Он был бездарным и слабым императором, но при нем находился выдающийся министр — Аэций, которого называют «последний Великий римлянин». Аэций весь свой талант направил на спасение Римской империи». «Он пытался договориться с варварами, более лояльными к Риму, против варваров, враждебных и опасных ему.

В 451 г. Атилла вторгся в Галлию, и дошел до Орлеана, который являлся важнейшим стратегическим пунктом. Когда Атилла подходил к Орлеану, местный епископ Аниан взял на себя руководящую роль: укрепил городские стены, послал за помощью к Аэцию, который к тому времени организовал федерацию варваров. Аэций подоспел вовремя: гунны уже вошли в Орлеан, но грабеж не состоялся, город удалось спасти. Этот и другие случаи поднимали авторитет священства и империи.

«Отойдя от Орлеана, гунны направились в сторону г. Труа. За ними шли войска под предводительством Аэция. 15 июня 451 г. недалеко от г. Труа, на Каталаунских полях состоялось сражение, получившее название «Битва народов». В римском войске сражались вестготы, бургунды, франки. Атилла стоял во главе войска гуннов и некоторых небольших восточно-германских племен. На стороне гуннов сражались также славяне и сарматы. В битве на Каталаунских полях войска Атиллы потерпели поражение. Но это была и последняя победа римлян. Империи эта победа ничего не дала. Реально битву выиграли не римляне, а варвары-федераты, тем самым, поставив Римскую империю в еще большую от себя зависимость. В результате Вестготское и Бургундское королевства получили широкую самостоятельность.

В 452 г. Атилла пошел на Италию»[27]. Вообще, гунны, как и все варварские племена, суеверно боялись Рима. Этот город вызывал у них и зависть и страх. Они хотели его захватить и трепетали гнева высших сил! Рим в свою очередь боялся гуннов. И вот римский папа свт. Лев Великий сам принял посольство гуннов и договорился об откупе. Рим был спасен, а авторитет понтифика ещё более вырос. Атилла вскоре во время свадебного пира скончался и его «варварская» империя распалась. И всё же Рим через 2 года был разорен вандалами. Западный престол стал переходить из рук в руки. «В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил малолетнего императора  Ромула Августула (по иронии судьбы в конце римской истории оказался опять Ромул), и отослал царские регалии в столицу Восточной империи, упразднив императорскую власть на Западе. 476 г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории»[28]. Сам Одоакр принял на себя звание римского патриция, а также наместника императора в Италии и звание короля. Этим он обеспечил себе теплое место, а смирение перед восточным соседом обеспечило военную поддержку. Ведь если бы он объявил себя западно-римским императором, то были бы неизбежны как войны с варварами, так и разборки с мощным соседом.

«Государство, созданное Одоакром, было по своему этническому составу пестрым и непрочным. В него входили: часть готов, скиры, аланы и другие. Подобно королям первых западноевропейских варварских государств, Одоакр конфисковывал земли у римских рабовладельцев-землевладельцев и наделял ими своих дружинников. В отличие от многих варварских королей, Одоакр не вмешивался во внутреннее управление местного римского населения. Тем не менее отношения его с местным населением и особенно с италийской знатью были напряженными: римляне не могли простить ему конфискации земли.

В Италии Одоакр чувствовал себя неуютно, а Константинополь, куда он отослал знаки императорской власти, ему не доверял. Византийские императоры готовили на смену Одоакру новую политическую фигуру, которая должна будет править в Италии в качестве, как они предполагали, их политической марионетки. Это был Теодорих (493-526), король остготов. При поддержке Византии Теодорих завоевывает Италию в 493 г. и становится «королем готов и италиков» на долгие годы — свыше 30 лет. Рим лежит в руинах, и центром государства Теодориха в Италии становится Равенна, резиденция римских императоров с 395г»[29].

Теодорих считал себя «старшим» среди варварских королей, вмешивался в дела других варварских государств, выступая арбитром в спорных вопросах (например, в пограничных). В Галлиион стремился не допустить усиления франкских королей за счет поддержки Бургундского и Вестготского королевств.

Будучи ставленником Византии, Теодорих, тем не менее, занял по отношению к ней независимую позицию. Византия была недовольна его «неблагодарностью» и разрабатывала новые планы для восстановления в Италии императорской власти, но уже без помощи варваров.

«Во внутренней политике Теодорих пытался гармонизировать две главные этнические группы населения Италии: римскую и варварскую. Он сделал свой двор не только политическим центром, но и центром культуры, науки. Он привлекал римских ученых и писателей, восстанавливал античные памятники. Его ближайшее окружение было исключительно римским».

«В руках римской знати по-прежнему оставалось гражданское управление (также как и Одоакр, Теодорих на него не посягнул). Теодорих не стал навязывать римлянам варварских «правд» и оставил им их прежние законы, знаменитое римское право. Он не производил массовых конфискаций земель италийской рабовладельческой знати. Награждая своих дружинников, он раздавал им земли, уже конфискованные в свое время у римлян Одоакром. Чтобы остготской знати было удобнее управлять своими новыми землями, Теодорих издает указ, в котором разрешает землевладельцам-остготам отчуждать колонов и рабов без земли и переводить их по своему усмотрению на дворовую или ремесленную службу».

«Политический строй при Теодорихе был двойственным, что объяснялось наличием в Италии двух сильных этнических групп — остготов и италийцев (римлян). Эти две группы жили обособленно одна от другой, каждая по своим законам, и соединения их в один народ не происходило. Эта обособленность и обусловила характер политического строя государства Теодориха. Военную службу несли остготы. В отличие от местного населения, исповедовавшего христианство в западной традиции, остготы были арианами. Такие серьезные противоречия в государстве не устраивали ни самого Теодориха, ни римлян. Дипломатическое отношение Теодориха к римлянам не способствовало расположению к нему римской знати, и в то же время вызывало недовольство остготской знати. Со стороны византийских императоров росло недоверие к Теодориху, который их надежд не оправдал. Против Теодориха был устроен заговор, в котором участвовали многие знатные римляне, входившие в его ближайшее окружение. В этом заговоре принял участие и римский папа, в своей переписке осведомлявший о нем византийских императоров. Заговор удалось раскрыть, но вскоре после этого, в 526 г. Теодорих умирает»[30].

«При императоре Юстиниане I византийцы завоевывают остготскую Италию, присоединив к своей империи Аппенинский полуостров.

Византийские императоры мечтали возродить Римскую империю в ее былом величии, но византийское завоевание продлилось недолго. Между византийцами и остготами в Италии вспыхнула» Готская война, которая длилась свыше 20 лет. Новый король Тотила (541-552) привлек к борьбе против Византии не только остготов, но и римлян. «В остготское войско принимались все: рабы, колоны и пр. — социальное положение не учитывалось. Сначала Тотиле сопутствовал успех, и ему удалось отвоевать у византийцев большую часть Италии. Он построил флот и захватил Сицилию и другие острова в Средиземном море. Но в это время из Византии прибывают свежие силы, и в 552 г. византийцы разбивают войско Тотилы. В 555 г. Византия завоевывает Италию. В результате 20-летней Готской войны почти все остготское население было истреблено, а города разрушены. Указы, издаваемые Тотилой, которые можно рассматривать как юридическое оформление новых, феодальных отношений (освобождение колонов и т.д.) были отменены. В разоренной Италии император Юстиниан I восстановил рабовладельческий строй и вернул колонов и рабов в их прежнее положение.

Однако византийцы в Италии не задержались. В 568 г. в Северную Италию вторглись новые варвары — лангобарды. Это германское племя обитало на левом берегу Эльбы и было родственно свевам. Во главе лангобардов, вторгшихся в Италию, стоял Альбоин, который сделал своей столицей г. Павию. Современная область Северной Италии, Ломбардия, сохранила в своем названии имя этого племени»[31].

Лангобарды ещё сохраняли у себя родо-племенные отношения, былди более этнически сплоченным и дисциплинированным народом. Поэтому в отличие от предыдущих завоевателей они «не шли ни на какие компромиссы с местным населением, в том числе и с римской знатью. Они пришли на Апеннинский полуостров не как федераты римлян, а как их завоеватели, и открыто это декларировали». «Лангобарды произвели полную конфискацию земель и всей собственности у римских рабовладельцев. Римскую знать они брали в плен и обращали в рабство, продавая новых рабов в чужие страны. Многим знатным римлянам удалось покинуть родину и бежать в Византию.

Т.о. «в Италии образовалось сильное и крупное Лангобардское королевство, в котором значительный процент населения составляло крестьянство. В отличие от многих других варварских королевств, в этом государстве была богатая и политически сильная знать. В VII в. высшая лангобардская знать — герцоги — вели борьбу со своими королями.

Период создания Лангобардского государства отмечен формированием института папства. Римские епископы и после создания Лангобардского королевства продолжали считать себя под верховной властью византийских императоров. Однако их зависимость от Константинополя с течением времени ослабевала, и папы постепенно начали превращаться в независимых государей Средней Италии»[32].

 

Феодальный строй Западной Европы[33].

 

Для производственных отношений феодального строя Западной Европы характерно, прежде всего, господство крупной земельной собственности, которая вся сосредоточена в руках класса феодалов и является подлинной основой средневекового феодального общества.

Другой важной чертой, которая существенно отличает феодализм и от рабовладения, и от капитализма, является сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, т.е. крестьян, которым феодалы на разных условиях раздавали в держание землю.

Крестьяне в феодальном обществе, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились ее полными собственниками. Формы земельных держаний в Западной Европе многочисленны и разнообразны. В редких случаях феодалы давали крестьянам землю как бы в наследственное держание, т.е. земля могла переходить от отца к сыну. Но даже наследственная форма держания не делала землю собственностью крестьянина. Она оставалось собственностью феодала.

На полученной от феодала земле крестьянин вел свое самостоятельное хозяйство. Кроме земли, крестьяне имели орудия труда, лошадей, домашний скот. Экономически они были независимы от феодалов. Сущность производственных отношений феодализма состояла в том, что вся земля была разделена между землевладельцами и они наделяли землей крестьян. Наделение феодалами крестьян землей при феодализме являлось своеобразной формой их эксплуатации. Земля являлась специфическим видом натуральной заработной платы, она давала крестьянину прибавочные продукты, которые поступали землевладельцу.

Экономически крестьянин был независим от феодала. Отношения, сложившиеся между феодалами-землевладельцами и крестьянами-производителями, потребовали введения нового механизма, который получил название внеэкономического принуждения. Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он никогда бы не смог заставить крестьянина работать на себя. Поэтому в феодальном праве разрабатывались нормы внеэкономического принуждения..

Первой формой внеэкономического принуждения являлись иммунитетные права феодала, которые обеспечивали полную судебную власть феодала над крестьянином и над крестьянской общиной. Первые формы внеэкономического принуждения сводились только к судебной зависимости крестьянина от феодала, но эта форма была одной из главных, она удерживала крестьянина от малейшей попытки любого неподчинения.

Феод давался феодалу за обязательное несение военной службы и выполнение некоторых других обязательств (как правило, военных) в пользу вышестоящего сеньора. Феод уходил из рода со смертью его получателя. По особому разрешению феодала, он оставался в семье с условием, если старший сын продолжит военную службу отца на феодала. Если в роду были сыновья, продолжившие службу отца, то феод (лен) мог считаться наследственным.

Крупным земельным сеньориальным дарением была вотчина. Вотчина являлась наследственным держанием, т.е. передавалась из поколения в поколение и никогда не отчуждалась, не уходила из рода. Как правило, вотчину получали крупные феодалы, служившие королю или крупному феодалу. В первых своих периодах феодализм имел военно-поземельную окраску. Со временем военная окраска будет исчезать, поземельная сохранится долго, вплоть до первых революций XVI-XVIII вв».

В отличие от феода и лена вотчина была продуктивно организована для взимания феодальной ренты. Феодально-земельная рента – это часть прибавочного труда, продукта зависимых крестьян, которая присваивалась феодалом-землевладельцем.

В феодальном обществе рента выступала в трех видах:

1) барщина, или отработочная рента;

2) продуктовая рента, или натуральный оброк;

3) денежная рента, или денежный оброк.

В раннем средневековье преобладала барщинная система хозяйства и связанный с ней натуральный оброк, или продуктовая рента. В классическом и позднем феодализме в большинстве стран Западной и Центральной Европы наряду с отработочной и продуктовой рентой начинает преобладать третий вид ренты, денежный оброк, или денежная рента. Появление денежной было вызвано ростом городов как центров ремесла и торговли и оформлением товарно-денежных отношений».

Феодальные государства складывались как государства антагонистические, с двумя основными классами – феодалов и крестьян. Как в любом антагонистическом обществе, эти классы с самого начала их становления находились в острых и зачастую враждебных отношениях. В период раннего феодализма против феодалов выступали крестьяне. Позднее, во втором периоде феодализма, когда выросли и укрепились города, в положение противостояния феодалам вступили и города Западной Европы. Борьба городов началась с борьбы цеховых ремесленников с городским патрициатом, затем в эту борьбу включилось городское плебейство против цеховой олигархии. В позднее средневековье городские выступления стали органической частью раннебуржуазных революций.

 

Ислам и завоевания арабов.

С 7 века в Христианском мире начинает играть роль «исламский фактор». На аравийском полуострове зарождается новое религиозное учение - ислам («покорность»). Об этом вам подробно расскажут в курсе «Истории религий».

Основное население аравийского полуострова - кочевники. Они продвигаются стадами от оазиса к оазису. По этническому происхождению это семиты. Из всех племен оседлым было племя курейшитов. Из их среды и появляется пророк Мухаммед или Магомет. Он, как принято теперь говорить, обладал харизмой лидера, и ему удалось создать общину верующих в то, что он – пророк Всевышнего, передающий божественные откровения. Со временем он собирает значительное войско и начинает завоевания в Аравии.

Учение Мухаммеда проповедует поголовное обращение в ислам, в том числе и насильственно. Особенно этим занимаются народы-неофиты. Причём, не смотря на формальное почитание библейских пророков в исламе, христианские народы подвергаются насилию в первую очередь.

Арабы объединяются в очень подходящий исторический момент: Западная римская империя разорена варварами, в восточной - раздоры (в середине 7 в. умер император Ираклий). В Иране падает могущество династии Сассанидов и они тоже не могут повлиять на быстрое распространение магометанства. Столицей Великого Халифата вскоре стал Дамаск (при завоевании Омара).

Преемники Магомета - Халифы. Это вожди, объединяющие в себе светскую и духовную власти:

1. Абу-Бакр (тесть Магомета)

2. Омар (преемник Абу-Бакра)

3. Отман

4. Али (зять Магомета)

Первый Халиф - Абу-Бакр собрал и систематизировал учение Магомета, предания о нем, и стал владельцем большей части всей военной добычи. Далее он назначил своим преемником полководца Омара, который покорил исламу Персию, Сирию (и Святую землю), Египет. На завоеванных территориях немусульман обложили налогом, который был легче, чем былая Византийская подать. Арабы использовали по профессиональному назначению Византийский чиновничий аппарат.

 

После халифа Али происходят междоусобицы и разделение мусульман на суннитов (традиционалистов) и шиитов. В 661г. халифом становится Моавия, родоначальник династии Омият. Он начинает войну против Константинополя, но не удачно. На западе в это время границы Халифата достигли Атлантики. В Африке в результате смешения победителей с местным населением появляется войско мавров. Мавры нападают на Испанию. Полководец Тарик переправился через пролив, который с тех пор называется его именем: Гебель-аль-Тарик - Гибралтар.

Далее мавры вступили в битву с вест-готами, разбили их в 711 г. и заполонили Испанию; также они сделали попытку покорить Францию, но были остановлены Карлом Мартеллом – о нём речь пойдёт позже.

В 8 веке исламское государство Халифат на востоке расширило границы до реки Инд. Но связи в огромном государстве были не прочными. В 756г. Испания завоевана говрами. Создается самостоятельный кордовский Халифат, который существует до середины 11 в.

Испанцы много лет подряд отвоевывали захваченные маврами земли. Эта борьба называется «реконкиста». В Египте в это время образовывается Фатишийский Халифат, с центром в Кайро.

Великий Халифат распадается при воцарении следующей династии. Омиятов сменяют Абосиды?. столица переносится из Дамаска в Багдад. С этим периодом связано имя знаменитого Халифа: Гарум-аль-Рашид («справедливый» и «сказочно богатый»). При нем культура арабов достигает своего наивысшего расцвета. Впоследствии Богдадский Халифат также был завоеван.

Итак, очень долгое время «исламский фактор» играет большую роль в мире, влияет на положение дел в христианском мире, на положение дел в Церкви, т.к. под властью арабов оказываются древнейшие апостольские престолы: Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский. Долгое время Византия даже не знала, что там происходит.

 

Великая Франкская монархия.

Хлодвиг, создав франкское королевство, стал основателем династии Меровингов, которая правила Галлией 200 лет. Однако очень рано в этой семье обнаружились признаки вырождения: братоубийственные конфликты за престол, кровосмешение, многоженство. Реальная власть от «ленивых королей» VII- нач. VIII вв. постепенно переходит в руки крупных земельных магнатов – наместников короля в областях – майордомов (мажордомов). В результате междоусобной борьбы фактическую власть над франками забирает себе герцог-майордом Пипин II Геристальский (687г.). Его сын Карл Мартелл («Молот») продолжает политику отца. Он проводит важную реформу войска: вводит боевую конницу, сохраняя, в то же время, пехоту. Эта реформа позволила франкам остановить наступление арабов в Европе. Она также изменила общественный уклад в Галлии. До реформы основу армии составляли пехотинцы – свободные крестьяне. Теперь основной военной фигурой стал всадник – рейтер (рыцарь), которым Карл раздавал земельные поместья, бенефиции. В результате сформировался слой мелких и средних феодалов, что способствовало закрепощению крестьян. Для максимального укрепления и умножения рыцарства, Карл, впервые в истории, провёл секуляризацию церковных земель. Но в то время позиции Церкви были ещё очень сильны, так что его сыну Пипину III пришлось земли вернуть[34].

Сын Мартелла, Пипин III Короткий(Геристальский) низложил последнего короля династии Меровингов (752г.), и сам воцарился на франкском престоле. Однако в средневековом теократическом обществе он нуждался в признании своей легитимности (законности) со стороны Папы. Без подтверждения власти таким авторитетом он мог бы так и остаться взбунтовавшимся палатным мэром - «мажордомом». В качестве посредника при утверждении Пипина у власти выступил архиеп. Бонифаций - германский миссионер, проповедовавший верность Папе. Его трудами галльские (Франция) епископы полностью признали свою зависимость от Рима. Галльский архиепископ, даже будучи выбран епископами и народом, должен был быть утвержден Папой.

Благодаря такому заслуженному посреднику Папство идет навстречу Франкским королям. Франки же в свою очередь становятся могущественными союзниками Рима.

Бонифаций помазал Пипина на царство, т.е. Церковь в лице Бонифация санкционировала этот переход власти. И с тех пор при вступлении на престол, решающим моментом становится не избрание народом, (как было до этого), но благословение Церкви.

Тем временем Лонгобарды завоевывают Раввенский экзархат. Византия, сама в тяжелом положении, помощи Риму не дает, и тогда Папа Стефан III обращается к Пипину. Тот с войском отбирает Экзархат у Лангобардов, а ключи от городов кладет на «престол Св. Петра». Этот год (755) становится годом образования Папской области, которая с тех пор существует более 1000 лет! Это очень важный момент, т.к. с тех пор папа не просто церковный иерарх, но и светский правитель - управляющий папской областью.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!