Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.



Сложилось два противоположных взгляда на природу воли – материалистический и идеалистический.

Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, будто воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции. Воля никому и ничему не подчинена. Она свободна. По их мнению, человек в любом случае может поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем. Он свободен в своих действиях. Человек делает то, что хочет; как желает, так и поступает. Все зависит от его свободной воли.

Материалистическое понимание природы воли – воля наравне с другими сторонами психики имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может ни поддержать, ни продолжать жизнь.

Воля не является изолированным свойством психики человека. Поэтому она должна рассматриваться в связи с другими сторонами психики и в первую очередь с познанием. Однако между мышлением как познанием и волей как сознательным регулированием поведения нет тождества.

Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются специфическими волевыми. Эти действия целенаправленны, но волевой момент в них незначителен.

Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена – постановку цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена – осознание цели, планирование и исполнение.

Осознание цели. Мотивы человеческого поведения многообразны. Зарождающаяся потребность отражается в сознании человека в виде смутного, неясного влечения. Это обусловлено тем, что потребность недостаточно включена в систему знаний человека.

По мере возрастания потребности и осознания ее влечение превращается в желание. Желать чего-либо – это значит быть в состоянии выразить, что именно беспокоит, какая испыты-вается нужда и чем можно ее удовлетворить.

Желание – это существующее идеально содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию. Желать – еще не значит действовать. Хотя в желании отражено содержание потребности, в нем нет действенности, активного элемента. Желать человек может многого, но это не значит, что он действует или будет действовать во всех направлениях.

Однако нельзя ставить знак равенства между желанием и знанием вообще. Не всякое знание превращается в желание, но всякое желание – это знание.

Планирование. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи. Иногда способы реализации решения в общих чертах намечаются одновременно с оформлением цели и как бы вырастают из нее. Но и при этих обстоятельствах детальная их разработка совершается непосредственно перед практической деятельностью.

Исполнение. Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Поведение человека подчинено поставленной задаче и заранее спланированным способам действия.

Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение.

49

Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком построена на учении об ассоциациях.

 

Существенным в этой теории является то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Другой момент, обнаружившийся в тех же опытах, заключается в том, что при воспроизведении осмысленных текстов слова текста (особенно непривычные) и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются при воспроизведении другими, более легкими и привычными, но так, что смысл при этом сохраняется. А. Бине и К. Бюлер делают из этого тот вывод, что запоминаются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими обозначаются. Из этого вытекает, что хотя запоминание мыслей совершается в речевой форме, однако нельзя сводить смысловую память (запоминание мыслей) к речевой памяти. Но, выдвигая это само по себе правильное положение, Бине и Бюлер в соответствии с общими тенденциями своего учения о «чистой» мысли вовсе разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, т. е. мышление и речь в процессе запоминания.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!