Общее понятие о воображении. Физиологическая основа воображения



Психический процесс, заключающийся в создании таких образов предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали, называется воображением. Воображение нередко называют фантазией, хотя иногда под словом «фантазия» понимают воображение, мало связанное с реальной жизнью. Богатство воображения зависит от умения воспринимать, наблюдать и сохранять в памяти образы предметов и явлений, которые потом подвергаются переработке.

В этом процессе важную роль играет мышление. Оно вносит коррективы, критически оценивает плоды фантазии. Чувства также влияют на воображение и сами в немалой степени зависят от него. Наконец, для осуществления творческих замыслов человека, созданных его воображением, необходима воля.

Физиологическая основа воображения—появление новых сочетаний между теми временными связями» которые ранее образовались в коре больших полушарий мозга. Восстановление прежних связей — это процессы памяти (вспоминание, узнавание). А для работы воображения необходимо, чтобы возникли новые системы этих связей, в таких сочетаниях, каких еще не было в коре мозга, но которые состояли бы из имеющихся там следов возбуждений.

 Воображение тесно связано с деятельностью двух сигнальных систем. Образы, представления о вещах и явлениях могут появиться у человека в том случае, если он имел соответствующие ощущения и восприятия, т. е получал первые сигналы окружающей действительности. Речь устная и письменная, вторая сигнальная система тоже дает много материала ддя воображения.

Виды воображения

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

 

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

 

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

 

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

 

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

 

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

 

Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.

 

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

 

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

 

 

Механизмы воображения

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

агглютинация— создание нового образа из частей других образов

гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей

схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств

акцентирование — подчеркивание особенностей объектов

типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:беглость гибкость оригинальность точность

41 Приемы  воображения:

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

1) агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

2) аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

3) акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

4) преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Понятие о чувствах и эмоциях

Люди не бывают безразличны к тому, что воспринимают (видят, слышат), делают, о чем думают, мечтают. Одни предметы, лица, действия, события нас радуют, другие вызывают печаль, третьи приводят в состояние негодования, гнева. Находясь в опасности, мы испытываем страх, победа над врагом или преодоление трудностей вызывает восторг, торжество. Эти и многие другие переживания испытывает каждый, живя, трудясь, ведя борьбу, стремясь к достижению поставленных целей.

Переживания человеком своего отношения к тому, что он познает и делает, называются чувствами (или эмоциями). Источником чувств являются потребности, стремления, желания, вызываемые теми свойствами предметов и явлений, которые мы воспринимаем, с которыми имеем дело. Чувства вызывает и наша деятельность (труд, учение, игра), ее успехи и неудачи. Чувства тесно связаны со всеми психическими процессами, нередко вызываются ими и в свою очередь влияют на них. Ощущения являются одним из источников чувств, и сами ощущения нередко меняются под воздействием наших переживаний. В зависимости от настроения человек иногда по-разному воспринимает один и тот же предмет. Напуганный рассказами о хищных животных, мальчик может в темноте принять кустик за волка, хотя обычно проходя тем же местом, не испытывает никакого страха. Эмоции тесно связаны и с памятью. Все, что мы пережили, т. е. восприняли с определенным чувством, хорошо нами помнится, и воспоминания о прошлом часто вызывают у нас те или иные чувства. Чувства побуждают людей к деятельности. Успех любой работы в большой степени зависит от отношения к ней. Тот, кто равнодушно, безразлично относится к результатам работы, и качество труда имеет низкое. Особенное значение имеют чувства в творческой работе. То состояние подъема, вдохновения, которое испытывает поэт, художник, ученый, изобретатель в процессе своей работы, тесно связано с чувствами. Они играют большую роль во всех познавательных процессах человека.

43влияние чувсв на жизнедеятельность человека

Основным источником чувств является деятельность человека. Большое место в ней занимают познавательные процессы. Мы воспринимаем окружающую нас жизнь (видим, слышим приятное для нас, красивое или безобразное, неприятное, замечаем полезное или вредное, опасное и т. п.), и у нас возникают соответствующие чувства: положительные или отрицательные. Действие предметов или явлений на наши чувства во многом зависит от нас самих, от наших идеалов, потребностей, вкусов и интересов, от наших стремлений, желаний, от нашей мечты. Существенное значение для возникновения эмоций имеет и прошлый опыт человека, его воспоминания. Так, скромный домик в деревне не вызывает у того, кто впервые его видит, никаких чувств, но если человек вспоминает, как провел детские годы в этом домике, то вид его вызовет много радостных или грустных переживаний.

Трудовая, учебная и игровая деятельность человека также служит источником его эмоций. Занятие любимым делом вызывает чувство радости; труд, который не нравится, может тяготить человека, будет связан с неприятными переживаниями. Трудности, возникающие в процессе работы, вызывают у людей различные эмоции. В одних случаях у человека появляется чувство досады, беспомощности, неуверенности в своих силах; в других случаях затруднения делают человека более энергичным, вызывают особые переживания приятного возбуждения, повышенной бодрости, радости борьбы и преодоления препятствий.

По-разному относятся люди и к неудачам в труде. Одни падают духом, испытывают чувство угнетения, разочарования и страха, другие сохраняют бодрое настроение, мобилизуют силы, испытывают радостный подъем в работе. Все эти переживания в значительной степени зависят от отношения человека к стоящей перед ним задаче, от чувства долга, от того, насколько человек понимает необходимость достижения поставленной цели.

Если деятельность является источником чувств, то и чувства оказывают большое влияние на различные виды деятельности. Так, если учитель сам переживает чувство удивления или восторга (например, перед научным открытием), чувство восхищение (перед художественным произведением), то он глубже продумает соответствующий учебный материал и убедительнее, эмоциональнее изложит его ученикам.

Необходимо помнить, что речь производит особенно сильное впечатление, когда она проникнута чувством, эмоционально окрашена. Сильные чувства говорящего (артиста, оратора, учителя) обычно передаются и слушателям.

44виды чувств

содержанию в психологии различают следующие чувства: моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.

Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам принадлежит особое место.

Моральные, или нравственные, чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека.

Моральные чувства порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

Первая особенность моральных чувств – их социальный характер, социальная значимость. Вторая особенность – сложность и многогранность их проявлений.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами.

Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму глубоких переживаний. Нахождение существенных признаков явления и причин, его порождающих, установление закономерностей протекания этого явления всегда сопряжено с особым чувством радости открытия, иногда перерастающим в чувство глубочайшего удовлетворения. Переживание успехов познавательной деятельности побуждает к дальнейшим усилиям мысли. Неудачи при решении познавательных задач вызывают не менее острые переживания. Радости и муки научного познания – это эмоциональная характеристика познавательной деятельности.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства возникают не только при восприятии прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!