Этические проблемы на современном этапе развития медицины.



Ятрогения.

Многие постулаты Гиппократа входят в противоречие с современными понятиями о добре и зле, благе и вреде. Существуют проблемы в вопросах сохранения врачебной тайны, сообщения пациенту истинного диагноза его заболевания («святой лжи»), эвтаназии, суицидов, патернализма, реконструкции личности при психотерапии, согласия на лечения, отношения к экстрасенсорике.

1. Проблема конфиденциальностинеразглашения врачебной тайны (интимных сведений, которые стали известны медицинским работникам в процессе обследования и терапии пациента).

Выдержка из клятвы Гиппократа: «Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».

Проблема заключается в том, что больной может представлять общественную опасность в плане совершения преступления против близких ему людей или общества в целом, а врач ограничен рамками сохранения врачебной тайны, чтобы предотвратить преступление. Ранее этот вопрос однозначно решался в пользу общества, теперь же количество этих ситуаций законодательно ограничено лишь случаями непосредственной опасности для окружающих. Однако за рамками этой ситуации остаются другие: сообщения родственникам без согласия больного характера его заболевания (например, шизофрении). Где здесь большее благо, для жены или больного? Данная ситуация должна разрешаться в пользу пациента, информацию о его заболевании, лечении, прогнозе и т. д. следует сообщать только по его доброй воле.

2. Проблема информирования пациента о диагнозе его болезни.

Выдержка из клятвы Гиппократа: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».

Например, онкология! Считается что правда о диагнозе может нарушить адекватное проведение терапии из-за отрицательных эмоций пациента вплоть до суицида. Неопределённость же может нести защитные психологические функции. По данным А. Реск при поступлении в онкологическую клинику менее 10, 0% больных не знали о своём диагнозе, остальные пришли к этому самостоятельно. А.Ш.Тхостов: «В сущности сообщение больному диагноза не снимает неопределённости, а переносит её в другую, ещё более важную сферу: в неопределённость прогноза, который в онкологии не может быть окончательным и достаточно определённым». И в такой ситуации лучше, если больной будет не до конца знать, что с ним, чем зная это, будет думать о том, сколько ему осталось жить. Т. о. в литературе преобладает трактовка адаптивного влияния неопределённости для онкопациента,затрагивающая диагноз, прогноз и прочие сопутствующие события, учитывающая ситуативное влияние информированности пациента на его психологический статус.   

Приведём ещё несколько проблемных вопросов подобного рода:

· Как поступить в ситуации усыновления, когда через 5 лет после этого психиатр устанавливает психический дефект у ребёнка? Сказать родителям правду, тем самым спровоцировать возврат ребёнка в детдом или не сказать, умолчав об истинном диагнозе заболевания? Что будет нравственно, а что нет?

· Как поступить в случае, когда пациент требует ему дать полную информацию о психической болезни? Этически оправдано сообщение ему об этом, но только в форме, которая не ухудшит психическое состояние пациента.

· Что делать в случае, если лицо с психическим заболеванием занимается политикой или занимает важный государственный пост? А если это шизофрения или психопатия? Надо ли скрывать диагноз от родственников и ближайшего окружения? Если нет, то кого из них следует включать в список разглашения? Сообщать только диагноз или аргументы для его доказательства? Что вообще следует из диагноза? Диагноз – это основание для лишения поста или нет? Очевидно, что законодательный подход к этому вопросу неперспективен и нецелесообразен!

3.Проблемаэвтаназии обровольного, безболезненного лишения себя жизни). Ряд судебных процессов, прокатившихся по Европе в последние годы, указывает на то, что отношение общества к ней далеко не однозначно.

В сравнении с проблемой эвтаназии в психиатрии более остро стоит вопрос о «добродетели при сохранении жизни и возможности продолжать свой род умственно отсталым и лицам с врождёнными отклонениями». С каждым днём крепнет мнение и находит всё больше сторонников, что психически больные, гомосексуалисты, наркоманы, алкоголики должны быть принудительно стерилизованы. Со времён Спарты, когда физически уничтожались больные дети, до крайних проявлений античеловечности гитлеровской Германии с множеством жертв из числа «нечистой расы» проблема «чистоты вида человека» продолжает будоражить некоторые умы и сегодня.  

Следует напомнить, что программа физического уничтожения душевнобольных во времена третьего рейха в Германии включала ряд последовательных этапов (J.E.Meyer):

1. Стерилизация, которой подлежали больные шизофренией, циклотимией, наследственной эпилепсией, хореей Гентингтона, наследственной слепотой и глухотой, алкоголизмом, умственной отсталостью.

2. Уничтожение детей с умственными и физическими недостатками.

3. Акция «Т-4»- постепенное полное физическое уничтожение взрослых психически больных к 1945 году.

4.Проблемасуицидального поведения.

Она была уже актуальна во времена Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Насколько допустимы меры вторжения в жизнь больного человека? Конечно же, суицидальное поведение в остром психотическом состоянии определяет необходимость срочной госпитализации. То же поведение, но пациента в состоянии невротической депрессии по поводу диагностики у него рака? В данном случае этически правильным будет разубедить человека в необходимости совершать самоубийство. Всегда следует понимать, что психически здоровый человек имеет право как на жизнь, так и на смерть! В этом заключается  диалектический подход к проблеме.

5.Проблемапаттернализма.Суть её в возможности и допустимости принятия врачом на себя роли человека, диктующего больному, как тому следует поступать в жизни. Влияние врача при этом идёт в сферы жизни пациента, которые не связаны непосредственно с болезнью: замужество, женитьба, развод, деторождение, поступление на работу…

Пример: Пациентка с невротическими расстройствами, возникшими после измены супруга, просит врача дать совет о возможности и целесообразности совместной жизни с мужем. Врач не имеет этического права дать его, поскольку любой из них будет обосновываться не медицинскими, а собственно нравственными критериями.

6.Проблемареконструкция личности при психотерапии. Насколько оправдано вторжение в личностную структуру пациента с целью излечения? Ведь цель психотерапии – реконструкция личности. Принципиально, чтобы пациент знал к какому состоянию его готовится подвести психотерапевт и добровольно шёл на это.

7.Проблема«лечения без согласия». Это проблема терапии без оповещения пациента о назначенных ему лекарствах, механизмах действия, побочных эффектах. Недопустимо назначение антипсихотических препаратов (подбрасывание их в пищу), когда человек не знает об их приёме.

8.Проблема экстрасенсорики.Это тоже область медицинской этики. Важна оценка экстрасенсорики врачом и его рекомендации применять или отказываться от этих методов лечения. Что считать этичным - врачебный запрет обращаться к экстрасенсам и ясновидящим или поощрение этих действий? Насколько этичны размышления: «Раз помогает – значит хорошо!». Врач не должен поощрять распространение мифологического мышления, это будет не этично! Этических проблем в медицине гораздо больше, но наиболее дискуссионными являются вышеперечисленные.

Ятрогения.

Существует несколько определений это понятия. Ятрогения это:

· болезнь, которую внушил медработник (чаще используется в обиходе);

· заболевания или осложнения заболеваний, вызванные тяжёлыми переживаниями больного, порождёнными словами или действиями врачей и среднего медицинского персонала.

Ятрогения может возникнуть при употреблении в речи непродуманных утверждений, вопросов, неопределённых по смыслу предложений. Например, недопустимы высказывания медицинского персонала типа: 1) Если Вы будете лечиться пенициллином, у Вас в организме заведутся грибки. 2) Новые сосуды и сердце мы Вам не вставим…3) Как Вы можете жить с такими разболтанными нервами?4)Напрасно вы боитесь этого лекарства, срок его годности давно закончился!...5) Похоже на опухоль, надо сделать прицельный снимок…6) У Вас аорта, как паровозная труба…7) Подобное я уже встечал у пациента, который умер год тому назад…

Ятрогения возможна даже при неадекватном использовании методов исследования познавательных процессов (памяти, мышления, интеллекта). Так вопрос: «Сколько будет 3+5?» для человека с высшим образованием бестактен. В толковании смысла пословиц и поговорок – задача определить переносный смысл пословицы «Все кошки ночью серые» непосильна для человека с 4-мя классами образования, всю жизнь проведшего «вдали от цивилизации». Обязательно надо учитывать возраст, образование, культуру, особенности больных.

Она может возникнуть при использовании наигранно-ласкового, сюсюкающего обращения медперсонала с больным. Например, фраза: «Сейчас мы возьмём Вам кровь из пальчика, а затем Вы можете лечь в кроватку» неуместна, когда речь идёт о взрослом пациенте. Ятрогения возможна при наличии оговорок, неточностей в речи медперсонала. Например, массажистка, уложив больного и приготовившись к массажу, говорит пациенту: «Протяните ноги…».

Выделяют также «немые ятрогении»,когда не слово и действие, а отсутствие необходимых разъяснений больному вызывает у него болезнь; «библиогенные ятрогении» - следствие самостоятельного чтения медицинской литературы.

Эгротогения (аegrotus – больной) - совокупность болезненных изменений психики больного в сторону ухудшения его состояния под влиянием неправильного поведения других больных. Например, запугивают, неправильно трактуют симптомы, сомневаются в правильности назначенного лечения, точности диагностических процедур.

 

 

Лекция № 12. Тема: «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ».

 

Вопросы:

1. Человеческий образ как структура индивидуальности.

2. Темперамент – «ядро» психической индивидуальности, параметры диагностики. Инстинкты и типы людей.

3. Характер как психологическая составляющая индивидуальности. Типы и акцентуации характера.

4. Личность – высшая «ступень» индивидуальных отличий.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!