Летописание Русского централизованного государства (XVI–XVII вв.)



В период существования единого Русского централизованного государства летописание претерпело определенные изменения. Они были обусловлены в первую очередь политическими факторами, среди которых главным стало установление в России самодержавия. В поддержку новой политической системы рождалась новая официальная идеология, отраженная во многих исторических и литературных сочинениях как светских, так и церковных авторов.

Политическая концепция XVI в. рассматривала Русское государство законным преемником Византийской империи. Интерес к всемирной истории и необходимость вписать русскую историю в мировую породили новый для России тип исторического сочинения – хронограф. Еще в период Киевского государства летописцы познакомились с византийскими хронографами, в которых систематически излагалась всемирная история, начиная от «сотворения мира». Многие сведения из них использовались летописцами в качестве источников собственных произведений, справочных пособий по хронологии.

Однако первые русские компиляции типа хронографа возникли только в XVI в. В них история России рассматривалась как заключительный этап истории крупнейших мировых монархий. В течение XVI –XVII вв. в России было создано несколько редакций Русского хронографа. Древнейшей из них является так называемая редакция 1512 г., состоящая из 208 глав. На ее основе позднее были созданы и другие редакции, получившие широкое распространение.

Хронограф отличался от летописи структурой и содержанием. В начале хронографического сочинения помещалось оглавление с указанием нумерованных глав и их названиями. Летописи предыдущего периода не могли иметь такого раздела. В хронографе иной была структура расположения материала. Текст хронографа структурировался по главам, внутри которых после заглавия помещался текст о событиях всеобщей истории, далее – после своего заглавия – о русских событиях. Например, в оглавлении Хронографа редакции 1512 г. состав одной из глав передан так: «Глава 205. Царство греческое кир Калуяна. В той же главе и великое княжение Русское и о князе Дмитрие Юрьевиче Красном»[21]. Сам же текст главы разбит на три части со своими подзаголовками: «Царство греческое», «Великое княжение Русское», «О князе Дмитрие Юрьевиче Красном». Хотя внутри подразделов еще сохранялась летописная форма изложения, ведущим признаком объединения погодных записей в хронографе, как видим, стала тема повествования.

Русская церковь дала обоснование самодержавия в так называемой Степенной книге. Полное название этого анонимного [39] сочинения, созданного в 1563 г., – «Книга степенна царского родословия, иже в Рустей земли в благочестии просиявших богоутвержденных скипетродержателей, иже бяху от Бога, яко райская древеса насаждени при исходящих вод, и правоверием напаяеми, богоразумием же благодатию возрастаеми, и божественною славою осияваеми явишася, яко сад доброраслен и красен листвием и благоцветущ; многоплоден же и зрел и благоухания исполнен, велик же и высокъверх и многочадным рождием, яко светлозрач-ными ветми разширяем, богоугодными добродетельми преспеваем; и мнози от корени и от ветвей многообразными подвиги, яко златыми степенми на небо восходную лествицу непоколеблемо водру-зиша, по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Оно красноречиво говорит о главной задаче автора сочинения (приписывается перу московского митрополита Афанасия) – показать постепенное восхождение русских государей к богу, оправдать богоизбранность «скипетродержателей». Это литературное произведение имеет необычное для того времени построение. Последовательное повествование о наиболее важных, с точки зрения автора, исторических событиях разбито на 17 «степеней» (ступеней, граней), в каждой из которых излагалась биография государя, сопровождаемая сочинениями о митрополитах и святых, живших в то время.

Летописцы XVI в. также внесли свой вклад в разработку и распространение новых политических идей. Особенно заметна в этом роль московских' официальных летописей, носивших общерусский характер. Так же как и авторы литературных сочинений, летописцы XVI –XVII вв. более обстоятельно и подробно, чем раньше, рассказывали о деятельности и жизни великих князей (с 1547 г. царей).

Нарастание повествовательности летописных текстов, превращение их в книги для чтения – еще одна из черт летописания XVI –XVII вв. В летописях усиливались связный характер изложения, дидактика, идеализация героев рассказов. Следствием повествовательности стал новый вариант летописного текста, целиком посвященного одному объекту внимания летописца.

Включая свои сочинения в достаточно развитую систему исторических и литературных произведений своего времени, летописец не мог не испытывать их влияния на собственное творчество. Влияние это сказалось, в частности, на форме фиксации событий в летописях. Так, хронографическая форма текста, который структурировался не общей датой множества событий, часто не связанных между собой, а конкретной темой, оказала влияние на форму ряда летописных сочинений XVI –XVII вв., разрушая в них главный признак этого вида исторических сочинений и выделяя центральные линии повествования. [40]

Не могло не отразиться на летописании XVI –XVII вв. нарастание в обществе информации, сохраняемой в письменном виде. Ее увеличение было связано в первую очередь с созданием в XVIв. системы постоянно действующих государственных органов управления, где письменно регистрировались многие этапы принятия решений по самым разным вопросам. Делопроизводственный материал становился для летописцев не только новой разновидностью источников, но и доказательством достоверности сообщаемого известия.

В XVI в. новым моментом в работе некоторых летописцев, причастных в официальному летописанию, стало предварительное создание ими черновиков сочинения.

Итак, по содержанию, структуре, стилю повествования летописание размывалось другими историческими, литературными, политическими (публицистическими) сочинениями, делопроизводственной документацией и постепенно вытеснялось новыми формами исторического повествования. В конце концов летописание как дело общегосударственного значения во второй половине XVIIв. перестало существовать.

При московской митрополичьей кафедре в конце 20-х гг. XVI в. был составлен крупнейший памятник русского летописания – Никоновская летопись. Свое название летопись получила по имени патриарха Никона – владельца одного из ее списков. Инициатором и редактором-составителем летописного сочинения был митрополит Даниил (1522 – 1539 гг.) – крупный писатель, церковный и политический деятель. Первоначальный текст летописи оканчивался 1520 годом.

Сам текст Никоновской летописи представляет собой компиляцию очень многих исторических источников. Среди них известные сегодня летописи XV в. – Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская пятая, а также гипотетически восстанавливаемые своды – Тверской летописный свод конца XIV в., Кирилло-Белозерский свод 70-х гг. XV в., Московский свод 1518 г. Использованы литературные сочинения – повести, сказания, жития святых, а также архивные документы. Все эти материалы были подвергнуты литературной и идеологической обработке. Интересно, что Никоновская летопись содержит ряд уникальных известий, которые не встречаются ни в каких других летописных сочинениях.

Составитель Никоновской летописи последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, поддержки внутренней и внешней политики великого князя Василия III. На страницах Никоновской летописи нашли историческое обоснование вопросы, которые являлись предметом обсуждения церковного собора 1531 г.: о праве монастырей на владение селами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции константинопольского патриарха, о борьбе с ересью. [41] До нас дошли еще две редакции летописи. Редакция 1556 г. представлена в Патриаршем списке. Она возникла в результате дополнения митрополичьего списка известиями Воскресенской летописи и Летописца начала царства. Эта редакция с самого начала обращалась в церковных кругах. В начале 60-х гг. XVI в. рукопись использовали при составлении Степенной книги, а в 70-х гг. список был положен в основу обширного патриаршего свода, известного по двум беловым копиям.

Еще раз теми же источниками был дополнен оригинал митрополичьей летописи. Позднее к нему была присоединена еще часть с изложением событий 1556–1558 гг.

К числу значительных московских официальных летописных произведений XVI в. относится Воскресенская летопись, названная так по списку, который был пожалован патриархом Никоном Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Летопись сохранилась в 13 списках середины XVI – начала XIX вв., но среди них нет ни одного списка, который бы содержал весь текст летописи.

Воскресенская летопись имела несколько редакций. Текст первоначальной редакции доходил до конца августа 1533 г., а работа над ним была начата до декабря 1533 г. Дошедший до нашего времени текст Воскресенской летописи представляет собой третью редакцию, текст которой был доведен до 1541 г. Время создания третьей редакции Воскресенской летописи довольно точно определяется по включенным в нее, во-первых, списку русских митрополитов, где последним назван митрополит Макарий, ставший им 19 марта 1542 г.; во-вторых, списку литовских князей, где рядом с именем Сигизмунда I указано, что это «нынешний» король (он был им до 8 октября 1544 г.). Следовательно, третья редакция Воскресенской летописи возникла в промежутке между 19 марта 1542 г. и 8 октября 1544 г.

Параллельный анализ одинаковых известий, запечатленных в разных источниках XVI в., позволил выявить политические симпатии автора Воскресенской летописи: она была составлена сторонником Шуйских.

Летописная основа текста Воскресенской летописи не может быть возведена ни к одному из сохранившихся предшествующих ей сводов, а также современным ей летописям. Возможно, автором были использованы два основных летописных источника, не сохранившихся в чистом виде: московский свод 1526 г. и Ростовский свод 1489 г. Кроме того, летописец обращался к материалам великокняжеского архива. Важным публицистическим источником Воскресенской летописи стало Сказание о князьях владимирских, в основе которого лежала легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа. Составитель Воскресенской летописи впервые использовал легенду, существовавшую в письменном варианте, как официальную версию. [42]

Воскресенская летопись оказала значительное влияние на последующее летописание: редакция августа 1533 г. стала источником Львовской летописи XVI в., а редакция 1541 г. использовалась для дополнения текста списка Оболенского Никоновской летописи за 1521 – 1541 гг. На основе Воскресенской летописи составлялись некоторые краткие летописцы.

В композиционном оформлении Воскресенской летописи были новшества. Новым разделом текста летописи стал самостоятельный перечень глав с выделением в нем главных тем повествования, например: «Глава 63. В лето 7042 о преставлении великого князя Василиа Ивановича. И о поимании князя Юриа Ивановича. О звездахъ. Глава 64. Срубленъ бысть градъ Москва. И о побеге князя Семена Белского. И о поимании Глинского. И о приходе литовскыхъ воеводъ подъ Стародубъ»[22]. События одного года могли объединяться в одной главе или разбиваться на несколько глав. Таким образом, оформлением летописных записей летописец акцентировал внимание на самых важных для него сюжетах, нарушая при этом структурную и содержательную цельность своего летописного повествования.

Летописец начала царства – это самоназвание сочинения, которое повествует о событиях с 1533 г. по 1552 г. и завершается описанием праздничных торжеств по случаю победы над Казанским ханством. Таким образом, содержание произведения охватывает время правления Ивана Васильевича IV и освещает внутреннюю и внешнюю политику, военные действия, городское строительство, дворцовые церемонии этого периода и т.д. Автором начальной редакции признают государственного деятеля, одного из руководителей русской политики середины XVI в. Алексея Федоровича Адашева.

Сюжетная и временная ограниченность Летописца начала царства позволяет говорить о том, что данный летописный текст несет в себе некоторые черты нового исторического повествования.

Новизна заключается в том, что летопись имеет единственный объект повествования–царствование Ивана IV.Для создания этого сочинения были использованы новые категории источников. Одной из разновидностей источников этой официальной летописи стали делопроизводственные документы, например, память Ивана Грозного Михаилу Темрюковичу Черкасскому, пропускная грамота на проезд до Москвы полоцкого воеводы Станислава Довойны и полоцкого епископа Арсения.

Летопись неоднократно редактировалась и дописывалась событиями, произошедшими после 1552 г. Выявлена редакция, доведенная до 1556 г. Она отличается от первоначальной возвеличиванием А.Ф.Адашева и усилением критики в адрес боярства. Впоследствии эта редакция пополнилась статьями за 1556–1558 гг., [43] куда были включены и проекты двух адашевских реформ. Известна редакция, доводившая изложение до 1560 г. Летописные записи последующего времени заносились в черновые тетради, хранившиеся в царском архиве.

Летописец начала царства активно использовался в последующем летописании XVI в. Так, его редакция 1556 г. вошла в состав Патриаршего списка Никоновской летописи. В 1568 г. Летописец начала царства в редакции 1560 г. и черновые тетради с записями за 1560–1568 гг. были использованы в Лицевом летописном своде.

Лицевой летописный свод – самое крупное летописно-хронографическое сочинение средневековой Руси XVI в. Свое название произведение получило из-за миниатюр, которых в 10-ти томах насчитывается более 16 тысяч. Сочинение распадается на две части: первые три тома, получившие в науке названия Хронографов, посвящены всемирной истории, а остальные (Голицынский и Лаптевский тома, два тома Древнего летописца, Шумиловский том, Синодальная летопись, Царственная книга) – русской истории, освещение которой начинается с 1114 г. и обрывается на 1567 г. (по-видимому, последней датой был 1568 г.).

Лицевой летописный свод создавался по инициативе Ивана Грозного в период с 1568 по 1576 гг. в Александровской слободе. Работа над летописью не была завершена. Следы ее незавершенности просматриваются, например, в миниатюрах последнего тома свода (Царственной книге), которые выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены.

Это летописное сочинение отражает новый подход летописцев к историческому материалу. Он заключался в свободной авторской комбинации отдельных фрагментов ранее созданных летописей (Воскресенской летописи, Степенной книги, Летописца, начала царства), а также постоянном обращении к повестям, менявшим характер создаваемой летописи.

Царственная книга содержит редакторскую правку текста за период 1533–1568 гг.: на полях сделаны добавления к тексту с обличениями боярских заговоров и измен. Наиболее значительной из этих дополнений является приписка, повествующая о боярском «мятеже» в 1553 г. Содержание приписки направлено против удельного князя Владимира Андреевича. Копирование отредактированного текста сопровождалось его исправлением по Летописцу начала царства. Так образовались некоторые повторные листы Лицевого свода.

После создания Лицевого летописного свода официальное летописание было прервано до конца XVI в. Разнообразные летописные тексты, возникшие после прекращения официального общерусского летописания, объединяются понятием «позднее летописание». В этих сочинениях более отчетливо [44] обозначились те тенденции, которые наметились в летописном деле еще в предыдущем столетии. Как правило, летописи XVII в. – это единовременно составленные компилятивные сочинения, для которых погодное изложение событий являлось лишь привычной формой. В них принцип изложения событий по годам не проводился последовательно, поэтому четкая сетка дат иногда отсутствует. В некоторых случаях наблюдаются избирательность в подходе к темам повествования и выделение центральных линий, отмечаются элементы критики используемых автором источников. Для летописцев характерны новые приемы обработки исходного письменного материала.

Центральным памятником позднего летописания является так называемый Новый летописец. Он возник в 30-е гг. XVII в. в официальных кругах, близких к патриарху Филарету, и обосновывал права Романовых на российский престол.

Текст сочинения включает в себя оглавление «Сказание главам Нового Летописца») и 422 главы. Новый летописец начинается с описания присоединения Сибири в конце царствования Ивана IV и доводится до 1630 г. От начала исторического повествования и до февраля 1599 г. встречается трафаретная погодная сетка. Далее в Новом летописце хронологической сетки нет. Она появляется вновь в последней части, где рассказывается о царствовании Михаила Федоровича.

Новый летописец отражает изменившиеся подходы летописцев к фиксируемым событиям и исходному письменному материалу. Автор часто уходил от свойственной летописи регистрации событий в хронологической последовательности и группировал их, исходя из понимаемой им внутренней связи событий, а также тематического единства повествования. Кроме того, автор настолько перерабатывал используемые летописные источники, что они становились неузнаваемыми.

Новая природа текста, обусловленная изменившимся способом передачи информации о фиксируемых событиях, затрудняет решение традиционного для источниковедения вопроса о летописных источниках Нового летописца. Этот вопрос поставлен давно, но решается он неоднозначно. Текстологический анализ не позволяет установить взаимоотношения Нового летописца с современными ему летописными произведениями. Не удается определить летопись, на основе которой создавался Новый летописец. На примере анализа этой летописи видно, что реконструкция летописного свода как методический прием изучения истории русского летописания не может быть распространен на сочинения XVI и особенно XVII в.

В то же время в Новом летописце определяются источники делопроизводственного характера из Посольского и Разрядного приказов, рассказы очевидцев. Обнаруживаются текстуальные совпадения [45]с так называемой утвержденной грамотой на царство Михаила Федоровича Романова 1613 г.

Новый летописец часто использовался в XVII в. для летописных компиляций нового типа, когда автор заимствовал из своих разнообразных источников фрагменты большего или меньшего объема и на их основе компилировал новое, в том числе и летописное сочинение. При таком механизме создания летописей (или их частей) используемые источники определяются достаточно четко и точно. В XVII в. возникали летописные компиляции, которые сшивались из четко определяемых фрагментов различных сочинений на одну тему. Отрывки Нового Летописца соединялись с фрагментами сочинений первой половины XVII в. – «Иного сказания» и «Истории Авраамия Палицына», а также Хронографа, грамотами Лжедмитрия I и его перепиской и т.д.

Летописный свод 1652 г. составлялся между 1652 и 1658 гг. как сочинение официального патриаршего летописания в кругах, близких патриарху Никону. Свое название летопись получила по дате последней статьи, описывавшей перенесение мощей митрополита Филиппа II из Соловецкого монастыря в Москву и избрание патриархом новгородского митрополита Никона.

В Летописном своде 1652 г. признаки трансформации летописного жанра прослеживаются в хронологической неравномерности распределения исторической информации. Предполагая рассказать о событиях начиная с библейских времен (разделение Ноем земли между сыновьями и расселение в Восточной Европе «правнуцей Иафетовых») до 1652 г., авторы почти половину сочинения посвятили описанию Смутного времени, рассказ о котором соединен с последней погодной записью несколькими статьями за 30 – 40-е гг. XVII в.

Из ранее созданных летописных произведений источниками , Летописного свода 1652 г. послужили Никоновская и Воскресенская летописи. Летописный свод 1652 г. насыщен разными по жанрам литературными сочинениями. Ряд повестей и сказаний был отредактирован специально для данной летописи. Впервые в летописный текст было введено сказание о Словене и Русе, заменившее рассказ о Рюрике. В летописи, созданной в церковных кругах, широко представлены произведения агиографического жанра. Составители летописи обратились к текстам житий святых, восходящим к Степенной книге и Прологу, изданному Московским Печатным двором в 1642 – 1643 гг.

Подробное повествование о событиях последней четверти XVI – 20-х гг. XVII в. было основано в Летописном своде 1652 г., скорее всего, на каком-то произведении о Смуте, созданном на рубеже 10-20-х гг. XVII в. Позднее его перерабатывали для своих летописных сочинений многие авторы, в том числе Нового летописца, Летописи о многих мятежах. [46]

В последней четверти XVII в. фиксация событий в виде погодных записей продолжалась, но к этому времени само летописание утратило свое государственное значение. Особенностью летописного дела этого периода было расширение социального состава лиц, которые вели погодные записи прежде всего для себя и близкого окружения, «для памяти». Среди летописцев этого времени встречаются представители различных слоев общества: бояре, московские и городовые дворяне, монахи, священники, столичные и провинциальные приказные люди, посадские люди, стрельцы, казаки. Среди них есть и небольшое число крестьян. Расширение географии мест, где велись летописные записи, – еще одна примета летописания конца XVII в.

Подавляющая масса летописцев конца XVII в. руководствовалась, как правило, не стремлением создавать масштабные исторические сочинения, а желанием зафиксировать для себя и своего ближайшего окружения информацию о событиях, которая была им доступна. Их летописные записи могли существовать в самостоятельном виде или присоединяться к ранее созданным крупным летописным сочинениям. В летописных записках, которые иногда велись на протяжении нескольких десятилетий, усиливались элементы автобиографизма, собственный взгляд автора на события. Некоторые из этих записок можно определить как прообраз развившихся позднее дневников. К числу таких самостоятельных летописных записей относятся записи 1661 – 1691 гг. Аверкия – дьячка Благовещенского погоста на реке Ваге. Он записывал местные события и поступавшие общерусские известия.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!