ДУХОВНЫЕ БОРЦЫ ХРИСТА - ДУХОБОРЦЫ
Духоборчество возникло в конце XVII — середине XVIII вв. центральных российских губерниях. Его приверженцы называли себя “борцами за дух и истину”. Они отвергли иерархию и обрядность православной церкви. Бог в их понимании — пребывающая в мире “премудрость”, “благо”, “любовь”. В этих своих ипостасях он и присутствует в верующем человеке. Поэтому у духоборцев приняты взаимные поклоны при встрече. Все созданное руками человека, по их убеждению, не может обладать абсолютным авторитетом. Принимая основные идеи Библии, они вместе с тем далеки от того, чтобы относиться к ней как к “священному писанию”, поскольку она — человеческое воплощение божественных истин. На молитвенных собраниях духоборцы поют псалмы собственного сочинения, в основе которых лежат библейские идеи. Долгое время существовавшие в устной традиции, они были изданы в 1905 г. в “Животной книге” (т. е. “Книге жизни”).
Один из важнейших принципов духоборцев таков: поскольку все люди по рождению равны, они и жить должны как равные. Поэтому в своих общинах они предпринимали попытки ввести общность имущества. Духоборцы выступали даже с идеями упразднения институтов власти и насилия, за что их проповедники подвергались репрессиям. Значительная часть духоборцев (около 8 тыс. человек) в 1898—1899 гг. эмигрировала в Канаду, гдеихпотомки живут по сей день.
В настоящее время группы духоборцев есть на Украине и в Средней Азии, в России (Тульская и Ростовская области. Краснодарский край и др.) их 15—20 тыс. человек. За последние годы сформирована организационная структура духоборцев. Создан Совет Объединения духовных борцов Христа — духоборцев России. Один раз в два года проводятся съезды Объединения. Основные направления деятельности Совета — работа с единоверцами, переселяющимися в Россию из других регионов бывшего СССР, связь с теми, кто живет в дальнем зарубежье, информация о жизни общин в России. Издается газета “Вестник” (четыре номера в год, 1,5 тыс. экз.).
|
|
СОЮЗ ОБЩИН ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН - МОЛОКАН
Движение возникло в конце 60-х годов XVIII в. в Тамбовской губернии. Оно отрицает иерархию, монашество, почитание икон и мощей, культ святых. Единственным источником веры и руководством в жизни признается Библия, которая ассоциируется с “духовным млеком”, питающим человеческую душу. Отсюда и название этого движения. Молокане исповедуют принцип “спасения верой” и этику “добрых дел” (труд, взаимопомощь и т. п.) в повседневной жизни. Большое место в их учении уделяется обоснованию скорого пришествия Христа и установления на Земле его тысячелетнего царства. Общины молокан управляются выборными руководителями — старцами и пресвитерами. Молитвенные собрания (чтение Библии и пение псалмов) проходят в жилых помещениях.
|
|
Молоканство причислялось царским правительством к “вреднейшим сектам”, значительная часть его последователей в конце XVIII — первой половине XIX в. была переселена в крымские и ставропольские степи, частично — в Сибирь, в середине XIX в. — в Закавказье. В течение XIX в. молоканство раскололось на ряд течений.
К 1917 г. молокан насчитывалось около 1 млн. человек. В настоящее время группы молокан имеются в Тульской области, Ставропольском крае и других регионах России (до 40 тыс. человек), а также на Украине, в Молдове, Казахстане.
В июне 1991 г. в Москве состоялся учредительный съезд молокан, провозгласивший возрождение “Союза общин Духовных Христиан — Молокан”. Избран Совет из девяти человек. Начато издание журнала “Духовный христианин”.
НОВОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СЕКТАНТСТВО ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙСЯ (“БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР”)
Религиозное образование сектантского характера, возникшее на почве православия в середине 80-х годов, в настоящее время имеет 20 общин, один монастырь, Богословский институт. Издательство “Богородичный центр” выпускает журнал “Рыцарь веры”. Выходит также газета “Слово”.
|
|
Возглавляет церковь архиепископ Иоанн Береславский — фигура харизматическая, утверждает себя как пророка, имеющего откровения от Божией Матери. Эти “откровения” излагаются им в книгах (более 20) под общим названием “Слово Матери Божией и Свидетельство Духа Святого”. По мнению последователей Иоанна Береславского, эти книги являются провозвестием конца мира и призваны стать главным источником благодати и спасения для немногих праведников.
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Первыми католиками в России были иностранцы, находившиеся на дипломатической или военной службе, и торговцы. В результате присоединения прибалтийских земель, а также западных территорий Белоруссии, Украины и части Польши в XVIII в. католики появились в составе собственного населения страны.
В начале XX в. в Российской империи насчитывалось 10,5 млн. последователей католицизма, было более 4,5 тыс. костелов и часовен, 12 епархий, в Санкт-Петербурге действовала Римско-католическая академия.
В настоящее время Римско-католическая церковь в России имеет около 100 общин, управление ими осуществляют апостольские администратуры в Москве и Новосибирске, возглавляемые епископами. Действуют две духовные семинарии, информационное агентство “Истина и жизнь” (издает журнал того же названия), благотворительная организация “Каритас”.
|
|
С 1990 г. в Москве аккредитован дипломатический представитель Ватикана. В 1992 г. возобновило деятельность, прерванную в 1820г., Российское отделение Ордена Иезуитов. Орден в основном ведет религиозно-просветительскую работу.
ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ
Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в России в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее — баптисты, главным образом выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в. начал распространяться адвентизм. В началеXX в. возникли общины Христиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечественной войны появились Свидетели Иеговы.
В настоящее время в России насчитывают десятки различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн. человек (в протестантских объединениях существует персональный учет членов).
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!