Приложения религии в современном мире (число последователей, 1990-е годы)
Анимизм, шаманизм, трайбалистские африканские культы Иудаизм Буддизм Джайнизм Индуизм Сикхизм Конфуцианство, даосизм, китайские религии Синтоизм Католицизм Православие Протестантизм Англиканство Другие христианские исповедания Ислам Бахаизм Новые религии Атеисты Неверующие, агностики Всего Всего населения Земли на 1992 г. | 112 млн. 18млн. 310млн. 4 млн. 656 млн. 17 млн. 194 млн. 115 млн. 906 млн. 160 млн. 332 млн. 70 млн. 156 млн. 860 млн. 5 млн. 111 млн. 225 млн. 836 млн. 5087млн. 5240млн. |
• 'По расчетам проф. Роберто Чиприано в кн. “Религия без границ: настоящие К перспективные тенденции миграции, культуры и коммуникации”.Рим, 1994.
Тема №13. Религия в современной России (4 ч.)
1.Место и роль государственно-религиозных отношений в жизни современного российского общества.
2. Государственно-религиозные отношения в политической истории России.
3. Место и роль государственно-религиозных отношений в политике современных стран.
4. Современное международное и российское законодательство о религии.
5. Основные черты современной религиозной ситуации в России.
6. Религиозные объединения в Российской Федерации.
Темы рефератов и докладов:
1.Роль религий в процессе становления гражданского общества.
2. Государственно-церковные отношения в условиях тоталитарных режимов.
3. Политика и религия.
4. Участие религиозных объединений в жизни общества.
|
|
5. Развитие отношений между государством и Русской православной церковью в Российской Федерации.
6. Проблема межконфессиональных конфликтов.
7. Новые религиозные движения в современной России.
8. СМИ и новые религии России.
9. Динамика религиозности в Российской Федерации.
Литература:
«Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России /материалы «круглого стола/ // Вопросы философии. – 1996. - № 12. – С.3-32.
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.-Ч.1.- М.:ИФРАН, 1999.-244с.
История религии. В 2 т. / Под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2002.–463 с.
Новые религиозные культы, движения и организации в России (2-е изд., дополн. и перераб.). – М.: Из-во РАГС, 1998. –346с.
Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. – Ростов-на-Дону: Из-во миссионерского отдела МП РПЦ, 1998.-464с.
Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 216с.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный документ]: http://www. patriarchia. ru/db/text/141422.html
Вопросы для самопроверки
Почему появляются нетрадиционные религии?
Все ли нетрадиционные религии являются деструктивными религиозными организациями?
|
|
В чем проявляется синкретизм и эклектизм нетрадиционных религий?
Чем характеризуются нетрадиционные религии группы «нью эйдж»?
Религии и религиозные организации в современной России
По разнообразию исповедуемых религий Россия — страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований.
ПРАВОСЛАВИЕ
Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой восточную (“византийскую”) ветвь христианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обрядовых особенностей.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
На территории Древнерусского государства приверженцы православия появились в IX в., а в конце Х в. при великом князе киевском Владимире (988 г.) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская церковь была митрополией — одной из составных частей — Константинопольского патриархата.
|
|
В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не были поддержаны высшей державной властью, упразднил патриаршество, вместо него был учрежден Святейший правительствующий синод. Вновь восстановлено патриаршество лишь накануне Октябрьской революции 1917 г.
В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов (включая домовые церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и четыре духовные академии.
В годы советской власти, в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (20-е годы), резкое сокращение количества действующих храмов и духовенства, были упразднены монастыри и духовные школы. Ситуация стала меняться в годы Великой Отечественной войны. Лишь со второй половины 1940-х гг. стали вновь открываться храмы, появилась возможность возобновить подготовку кадров в духовных семинариях, начал выходить “Журнал Московской патриархии”. Этот процесс был, однако, приостановлен в 60-, годы в связи с установкой КПСС на “развернутое строительство коммунизма”. Возрождение церкви началось в годы “перестройки”, особенно в преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.
|
|
В настоящее время РПЦ имеет на территории России более 5 тыс. приходов, свыше 100 монастырей, более 20 духовных учебных заведений (в том числе две духовные академии, семь духовных семинарий, а также духовные училища).
Первичной ячейкой церкви является приход, т. е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на территории района, несколько районов области или города) образует благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем при содействии епархиального собрания. Все епархии РПЦ, находящиеся как на территории России, так и в “ближнем” и в “дальнем” зарубежье, образуют Русскую православную церковь, или Московский Патриархат. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в пять лет, Архиерейский собор, созываемый ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно действующий орган. Рабочим органом при Синоде является Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др.
В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность. Помимо “Журнала Московской патриархии” выходят журнал “Православная беседа”, общецерковная газета “Московский церковный вестник”, во многих епархиях издаются свои периодические издания. На базе некоторыхприходов начали возрождаться православные братства, которые занимаются восстановлением храмов, благотворительной и религиозно-просветительной деятельностью. Действует также Всецерковное православное молодежное движение. В Москве открыты Православный богословский университет и Богословский институт, дающие богословское образование мирянам. В стране появляются православные лицеи и гимназии.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви в XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652—1666 гг.). Старообрядчество не смогло сохранить канонического и организационного единства, в течение XVII—XVIII вв. оно дробилось на самостоятельные течения и толки. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовывать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин (самоизоляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т. п.). Лишь в конце XIX—началеXX в. они получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения своих религиозных потребностей. Старообрядцы сыграли значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства.
В настоящее время существуют следующие старообрядческие объединения:
Русская православная старообрядческая церковь (митрополия). Общины и епархии имеются в Москве и Московской области, в Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Северном Урале, в Западной Сибири. Всего на территории России, Украины и Молдавии более 150 общин и три монастыря. Возглавляет церковь митрополит Московский и всея Руси. Официальный печатный орган — журнал “Церковь”. Русская Древлеправославная церковь (архиепископия). Общины церкви имеются в Забайкалье, Среднем Поволжье, Западной Сибири, Брянской области. На территории России более 30 общин. Глава церкви — архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси.
На территории бывшего СССР в настоящее время насчитывается примерно 230 старообрядческих объединений беспоповцев.
Среди них:
Поморский толк — в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону.
Федосеевскийтолк — в Москве, в Псковской, Новгородской и некоторых других областях России.
Имеются также менее распространенные толки: филипповский, бегунский, спасовский, часовенное согласие.
СТАРОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО
В конце XVII — второй половине XVIII в. из православия выделились оппозиционные ему религиозные течения, называемые в целом “Духовные христиане” или “Старое русское сектантство”. Они возникли в крестьянской среде, затем к ним стали примыкать и горожане (мещане, купцы).
Общим для всех ветвей духовного христианства является противопоставление церковной иерархии, авторитаризму церковной дисциплины общины единоверцев, не разделенной на клир и мир, действующей на началах равенства и взаимопомощи.
Приверженцы духовного христианства, подвергавшиеся преследованиям со стороны светских и церковных властей, бежали на периферию Российской империи — на Кавказ и в Закавказье, в Сибирь, а также в Турцию, США, Канаду. Гонения властей, внутренние противоречия, связанные с социальной дифференциацией в общинах, отток части верующих в протестантские объединения серьезно ослабили это религиозное движение. После Октябрьской революции 1917 г. В настоящее время происходит оживление духовного христианства, главным образом духоборцев и молокан.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!