Васильев Л.С. История религий Востока.- М., 1988.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

Очная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Форма текущего контроля

Л ЛР ПЗ СРС всего
1. Общая теория религиоведения 14 - 28 48 90 Зачет
2. История религии 14 - 28 84 126 Экзамен

Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Форма текущего контроля

Л ЛР ПЗ СРС всего
1. Общая теория религиоведения     4 - 6 22 32 Зачет
2. История религии - - 6 178 184 Экзамен

Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Содержание раздела в дидактических единицах
1. Общая теория религиоведения Различные подходы к изучению религии. Дискуссия о предмете данной науки. Становление и характеристика четырех основных этапов развития религиоведения. Природа и сущность религии. Религия как социальное явление. Социальные, исторические, гносеологические и психологические корни религии. Структура современных религий. Основные элементы религиозного комплекса. Религиозное сознание. Религиозный культ.Религиозные организации. Церковь, секта, деноминация. Социальные функции религии. Специфические и неспецифические функции и социальная роль религии. Проблема места и времени происхождения религии. Проблема типологии религий. Проблема взаимоотношения религия и политика. Взаимоотношения религиозных и политических институтов в современном обществе рассматривается в двух аспектах.  Развитие секуляризации общественного сознания. “Поворот к религии”: “возрождение”и фундаментализм. Религиозная картина современного мира.
2. История религии Ранние формы верований и культа: Тотемизм. Фетишизм и его эволюция. Магия. Анимизм. Аниматизм. Шаманизм. Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии. Религии Древнего Востока: Египет, Месопотамия, Сирия, Финикия. Религии “классических” цивилизаций древнего мира: зороастризм, иудаизм. Религии Индии. Религия в античных государствах (Древняя Греция и Древний Рим). Национально-государственные религии. Синтоизм как национальная религия Японии. Возникновение буддизма. Течения буддизма. Махаяна. Хинаяна. Ламаизм. Дзен- буддизм в современном мире.  Возникновение и эволюция христианства. Современные конфессии: католицизм, православие, протестантизм. Зарождение и возникновение ислама. Основные течения ислама: шиизм, суннизм, ваххабизм. Ислам в современном мире. Международные синкретические религиозные движения.Секты. Нетрадиционные религии

 

УММ практических занятий

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

По религиоведению

При проведении занятий значительное внимание уделяется изучению источников, особую благодарность хотелось бы выразить составителю хрестоматии.Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

 

МОДУЛЬ №2. История религии

Тема №8. Религии древних народов. Национальные религии Востока (4 ч.)

1.Первобытная культура и мифологическое мышление.

2. Роль религии и цивилизации Древнего Египта в истории человечества.

3. Религия и античная философия.

4. Особенности религий европейских народов.

5. Значение язычества в формировании славянских народов.

6. Религии коренных народов американского континента.

7. Индуизм как крупнейшая национальная религия современности.

8. Авеста как религиозная и философская доктрина.

9. Учение Конфуция в современном Китае.

10. Мировоззренческое содержание Книги о Дао и Дэ .

11. Особенности национальной религии еврейского народа.

12.Основы социальной концепции российского иудаизма.

 

Темы рефератов и докладов:

Философское содержание Упанишад.

Жизнь и смерть в традиции зороастризма.

Огнепоклонничество в истории различных народов.

Митраизм и христианство: история соперничества.

Религиозное и философское содержание учения Конфуция.

Даосская алхимия.

Иудаизм как национальная религия, его вероучение и культ.

Система священных текстов в иудаизме.

Сакральное в первобытном религиозном мировоззрении.

Особенности первобытного мышления.

Книга мертвых и ее современное прочтение.

Египетская религиозная живопись.

Религия и мифология в Древней Греции.

Религия и государство в Древнем Риме.

Кельтская мифология и ее отражение в современной европейской культуре.

Языческое мировоззрение древних славян.

Религии Мезоамерики сегодня.

Литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.

2. Буддизм. Словарь. М., 1992.

3. Кростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976.

4. Мифология Древнего мира. М., 1977.

5. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.

6. Оппенхейм А. Мо. Древняя Месопотамия. М., 1980.

7. Грейвс, Роберт. Мифы Древней Греции. М., 1992.

8. Культура Древнего Рима. В 2т. М., 1985.

 

Методические рекомендации:

Студентам необходимо вспомнить материал, изученный на протяжении ряда лет, и систематизировать его.

Тема 9.

Национально-государственные религии.Синтоизм как национальная религия Японии, его взаимодействие с другими религиями. (2 ч.)

1. Синтоизм: доктрины, храмы, обряды.

2. Буддизм в Японии: восприятие и интерпретация.

3. Христианство в Японии.

4. Взаимодействие различных религиозных конфессий.

Литература:

Буддизм в Японии. М., 1993.

Елисеефф Вадим, Елисеефф Даниель. Японская цивилизация. Екатеринбург, 2006.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. – М.,1987.

Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М., 1989.

Кодзики. Записи о деяниях древности. СПб., 1994.

Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. М., 1980.

Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М., 1987.

Накорчевский А.А. Синто. СПб., 2000.

Светлов Г.Е. Путь богов. М., 1985.

Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. СПб., 1999.

 

Тексты

Васильев Л.С. История религий Востока.- М., 1988.

ГЛАВА 22

БУДДИЗМ И СИНТОИЗМ В ЯПОНИИ

Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых двух мощных культурных центров ощущалось знакомство и с индуизмом, и с конфуцианством, и даже с даосизмом, все-таки важнейшим компонентом религиозной традиции, который распространился наиболее широко, был буддизм. В частности, это видно на примере Японии.

Япония во многих отношениях страна уникальная и удивительная. Врожденная вежливость, более искренняя и менее церемонная, нежели в Китае, - и рядом с ней острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию которого могут быть поставлены лишь рядом со слепым фанатизмом воинов ислама. Редкое трудолюбие в сочетании с обостренным чувством чести и глубокой, до смерти, преданности патрону, будь то император, сюзерен, учитель или глава процветающей фирмы. Необычайное, даже для изысканного Востока, чувство прекрасного: скромность и простота, лаконизм и необыкновенное изящество одежды, убранства, интерьера. Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой в созерцании спокойной и величественной природы, в миниатюре представленной в маленьком, глухо огороженном дворике с камнями, мхом, ручейком и карликовыми соснами... Наконец, удивительная способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения иных народов и культур, сохраняя при этом свое, национальное, своеобразное, японское.

Хотя археология свидетельствует о довольно глубокой древности обитания человека на Японских островах, возникновение там развитого земледельческого неолита и тем более первые шаги цивилизации городского типа относятся к сравнительно позднему времени, уже в пределах нашей эры. Первым императором, легендарным основателем японского государства считается великий Дзимму, «потомок» богини солнца Аматэрасу, который жил где-то на рубежа III-IV вв. и от которого ведут свое происхождение императоры Японии - тэнно (небесный государь), или микадо.

СИНТОИЗМ

Сложный процесс культурного синтеза местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно-культовый аспект которой получил наименование синтоизма. Синто («путь духов») - обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов - тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей и т. п. Древние японцы, как и другие народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществлявшим связь с миром духов, - к магам, колдунам, шаманам. Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него, первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого сооружаемых храмах.

Древнеяпонские источники VII-VIII вв. - Кодзики, Фудоки, Нихонги - позволяют представить картину верований и культов раннего, добуддийского синтоизма. Видную роль в нем играл культ мертвых предков - духов во главе с клановым первопредком уд-зигами, символизировавшим единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор. Как и другие древние народы, земледельцы Японии торжественно, с обрядами и жертвоприношениями, отмечали осенний праздник урожая и весенний - пробуждение природы. К умиравшим своим соплеменникам они относились как к уходившим в какой-то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы.

Те и другие изготовлялись из глины и в обилии погребались в месте с покойными (эти керамические изделия называются ханива).

Древние синтоистские мифы сохранили свой, собственно японский вариант представлений о сотворении мира. Согласно ему, первоначально существовали два бога, точнее, бог и богиня, Ид-занаги и Идзанами. Однако не их союз породил все живущее: Идзанами умерла, когда попыталась родить первенца, божество огня. Опечаленный Идзанаги хотел было спасти жену из подземного царства мертвых, но неудачно. Тогда ему пришлось обходиться одному: из левого его глаза родилась богиня солнца Аматэрасу, потомкам которой было суждено занять место императоров Японии.

Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси («ведающие духами», «хозяева ками»), должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).

Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.

В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.

БУДДИЗМ В ЯПОНИИ

Проникнув в Японию в середине VI в., учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу VI в. эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал для становления и упрочения там развитой культуры и государственности. Принеся с собой не только индийскую философскую мысль и буддийскую метафизику, но также и традиции китайской цивилизации (буддизм пришел в основном через Китай), учение Будды способствовало оформлению в Японии административно-бюрократической иерархии и некоторых принципиальных основ системы этики и права. Заслуживает внимания, что в этой сфере не было сделано акцента, как то было в Китае, на безусловный авторитет мудрости древних и на ничтожность отдельной личности перед мнением и традицией коллектива в целом. Напротив, уже в «Законе 17 статей», опубликованном в 604 г., содержалась статья десятая, из которой явствовало, что у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки следует действовать, сообразуясь с волей большинства. В этой статье как бы в зародыше видны важные отличия, предопределившие - вместе с рядом других факторов - иную внутреннюю структуру и иные политические судьбы Японии по сравнению с Китаем, чьей цивилизации она столь многим обязана.

Иными словами, в рамках древнеяпонской цивилизации буддийские нормы, даже подвергшиеся китаизации и конфуциани-зации, оказались более крепкими, и именно они сыграли существенную роль в сложении основ японской культуры. Уже с VIII в. влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны, чему способствовал институт инке, согласно которому император еще при жизни обязан был отречься в пользу наследника и, став монахом, управлять страной в качестве регента.

Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 г. их стало, по данным хроники Нихонги, 46. В конце VII в. был издан специальный указ об установлении алтарей и изображений будд во всех официальных учреждениях. В середине VIII в. было принято решение о строительстве гигантского храма Тодайдзи в столице Нара, причем центральное место в храме заняла 16-метровая фигура будды Вайрочана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Буддийские храмы стали исчисляться тысячами. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма, в том числе и не уцелевшие либо пришедшие в упадок на материке.

БУДДИЗМ И СИНТОИЗМ

Секта Кэгон, оформившаяся и набравшая силу в VIII в., превратила принадлежавший ей столичный храм Тодайдзи в центр, претендовавший на объединение всех религиозных направлений, в том числе и на сближение, синтез буддизма с синтоизмом. Опираясь на принцип хондзи суйдзяку, сущность которого сводилась к тому, что синтоистские божества - это все те же будды в их очередных перерождениях, школы-секты японского буддизма (Сингон, Тэндай и др.) заложили основу так называемого «ребу синто» («двойной путь духов»), в рамках которого буддизм и синтоизм, некогда враждовавшие, должны были слиться в единое целое. Это движение имело определенный успех. Японские императоры официально обращались к синтоистским богам и храмам с просьбой оказать помощь в сооружении Тодайдзи и возведении статуи Вайрочана. Они заявляли также, что считают своим долгом поддерживать и буддизм, и синтоизм. Некоторые почитаемые ками (примерно так же, как и даосские божества в Китае) удостаивались статуса бодисатвы. Буддийские монахи нередко принимали участие в синтоистских празднествах и т. п.

Особый вклад в сближение буддизма и синтоизма внесла секта Сингон (санскр- мантра), распространившаяся в сравнительно позднее время из Индии и почти неизвестная в Китае (кроме Тибета). Основатель секты Кукай (774-835) сделал основной акцент на культ будды Вайрочана, воспринимавшегося в рамках этого учения как символ космической Вселенной. Через причастность к космосу и космической графической системе Вселенной (мандала) с изображением различных будд и бодисатв на ней человек приобщался к буддийской символике и обретал надежду на просветление и спасение. Обилие будд и бодисатв и магически-символическая связь с ними, многие мистические ритуалы секты Сингон позволили сблизить буддизм и синтоизм, отождествить синтоистские божества, олицетворявшие силы природы, с космическими силами и буддами буддизма.

Внеся важнейший вклад в ребу синто, секта Сингон объявила главных японских ками аватарами различных будд и бодисатв, в том числе Аматэрасу - аватарой будды Вайрочана. Синтоистские божества гор тоже стали рассматриваться как воплощения будд, и именно это учитывалось при строительстве там крупных буддийских монастырей. Даже во многих синтоистских храмах заправляли буддийские монахи. Только два важнейших, в Исэ и Идзумо, сохраняли свою независимость. С течением времени эту независимость стали активно поддерживать и японские императоры, видевшие в синтоизме опору своего влияния. Но это было уже связано с общим ослаблением роли императоров в политической жизни страны.

БУДДИЗМ ПРИ РЕГЕНТАХ И СЕГУНАХ

С IX в. значение политической власти императоров уходит в прошлое. Функции регента-правителя оказываются в руках представителей аристократического дома Фудзивара, на женщинах из которого были обязаны из поколения в поколение жениться императоры. При регентах Фудзивара значение буддизма становится еще бблыним. Он превращается в государственную религию. Не только императоры, как это бывало в прошлом, но и регенты, и все их виднейшие чиновники к концу жизни становились монахами, но не выпускали из своих рук бразды правления. Центр административного руководства переместился в буддийские монастыри, так что буддийское духовенство сосредоточило в своих руках огромную власть. За монастырские должности шла активная борьба, причем клан Фудзивара ревниво следил за тем, чтобы все высшие должности в монастырских сангхах доставались его членам. Естественно, это вело к резкому возрастанию политических и экономических позиций буддийских монастырей, особенно принадлежавших к наиболее влиятельным и активным сектам, как, например, Тэндай с центральным монастырем на горе Хиэй (Энрякудзи), который порой не подчинялся приказам властей и требовал себе все новых привилегий.

Ослабление клана Фудзивара стало заметным уже с X в., а в 1192 г. военачальник из клана Минамото по имени Еритомо взял власть в стране и объявил себя сегуном (полководцем-предводителем). Воины-дружинники нового правителя Японии получили свою долю земель и богатства и составили основу нового сословия, сыгравшего немалую роль в истории страны, - сословия самураев. Весь период сегуната, длившийся долгие века, буддизм продолжал быть основной опорой власти. Однако в нем происходили важные изменения. Ушли в прошлое власть императора и централизованно-административное правление из монастырей, характерное для периода регентства. На передний план вышли феодальные князья и их вассалы-самураи. Силы феодальной децентрализации с трудом сдерживались вооруженной мощью сегунов. В изменившейся ситуации изменился и буддизм. На смену старым сектам пришли новые, влияние которых сохранилось в стране и поныне.

Во-первых, это секта Дзедо (кит. Цзинту - «Чистая земля», т. е. амидизм) с культом Западного рая и его владыки будды Ами-табы. Основатель ее в Японии Хонэн (1133-1212) счел необходимым упростить вероучение буддизма, сделать его более доступным для простого народа и для этого ввел заимствованную им из китайского амидизма практику бесчисленного повторения одного только слова «Амида», что должно принести верующему спасение. В аналогичном плане действовала и родственная ей школа-секта Дзедо син, основанная Синраном (1174-1268) и пропагандировавшая культ Амитабы. Фраза «Наму Амида буцу» («О, будда Амитаба!») превратилась в магическое заклинание, повторявшееся до 70 тыс. раз в сутки. Люди верили в столь простой путь к спасению, подкреплявшийся совершением добродетельных поступков - перепиской сутр, жертвованием на храмы, на буддийские скульптуры и изображения и т. п. И хотя со временем культ Амиды принял более спокойный характер, количество последователей амидизма в стране не уменьшилось, скорее возросло (ныне, по некоторым данным, их насчитывается почти 20 млн.).

Во-вторых, большую популярность в Японии приобрела секта Нитирэн, названная по имени ее основателя (1222-1282), который, так же как и Хонэн, стремился упростить и очистить буддизм. В центре поклонения в секте Нитирэн оказался не Амитаба, а сам великий Будда. И не нужно было стремиться к Западному раю и неведомой Чистой земле: Будда был вокруг, во всем, в том числе и в тебе самом. Рано или поздно он в любом, даже самом обиженном и угнетенном, проявит себя. Нитирэн был нетерпим к другим сектам, обвиняя их в различных грехах и суля их приверженцам пребывание в аду, но его учение поддерживалось многими обездоленными. Правда, это не придало ему революционности: в отличие от средневекового Китая буддизм в Японии редко становился знаменем восставшего крестьянства. Более того, Нитирэн твердо провозгласил, что религия должна служить государству, и это впоследствии было высоко оценено японскими националистами.

Третьей и, пожалуй, наиболее известной (если и не самой популярной) новой сектой японского буддизма стало учение дзэн. Дзэн-буддизм - это такая же японская реакция на индийский буддизм и проявление японского национального духа в буддизме, как прототип его, чань-буддизм - олицетворение всего китайского в буддизме. Дзэн проник в Японию из Китая на рубеже XII-XIII вв. в обеих его модификациях, северной и южной. Однако наибольшее развитие получила южная школа, страстный проповедник идей которой, Догэн, внес некоторые существенные изменения в ее принципы. Так, Догэн, в отличие от китайской традиции южной ветви чань, уважал авторитет Будды, сутр и своего учителя.

Это нововведение Догэна сыграло важную роль в дальнейших судьбах секты дзэн в Японии. Она осталась эзотерической, как и чань в Китае. Однако возможности и влияние ее в Японии оказались неизмеримо более широкими. Во-первых, признание авторитета учителя способствовало упрочению определенных традиций. Укрепился институт инка, означавший признание учителем-мастером того, что ученик достиг просветления, сатори. Тем самым мастер как бы санкционировал право ученика на наследование авторитета учителя, традиций его школы. Во-вторых, школы при дзэнских монастырях стали очень популярны. Суровость и жестокость воспитания, палочная дисциплина, психотехника и самоконтроль, стремление приучить человека настойчиво добиваться цели и быть готовым ради нее на все - это в дзэнской системе воспитания импонировало сословию самураев с его культом меча и готовности умереть за господина. Естественно поэтому, что дзэн-буддизму охотно покровительствовали сегуны.

Дзэн-буддизм с его принципами и нормами во многом определил кодекс самурайской чести, «путь воина» (бусидо). Мужество и верность, обостренное чувство достоинства и чести (не «лицо» образованного китайского конфуцианца, но именно честь воина-рыцаря, оскорбление которой смывается лишь кровью), культ самоубийства во имя чести и долга (не только мальчики в школах, но и девочки из самурайских семей специально обучались этому искусству: мальчики - делать харакири, девочки - закалываться кинжалом), философия фатализма в сочетании с фанатичной преданностью патрону, а также уверенность в том, что славное имя доблестно павшего будет светиться и почитаться поколениями в веках, - все это вместе взятое, вошедшее в понятие «бусидо» и оказавшее огромное влияние на японский национальный характер, во многом было воспитано японским дзэн-буддизмом.

Фанатизм и готовность к самопожертвованию, воспитывавшиеся в самураях дзэн-буддизмом, отличались от фанатизма воинов ислама, которые шли на смерть во имя веры, ожидая вознаграждения за это на том свете. Ни в синтоизме, ни в буддизме концепции вечного блаженства на том свете не существовало. И вообще духовная ориентация японской культуры, как и китайской, оказавшей на нее в этом смысле немалое влияние, была посюсторонней. Не о загробном блаженстве и посмертной жизни, а о достойной смерти и высоком месте в памяти живых мечтали шедшие на смерть самураи. Это отношение к смерти как естественному концу, как закономерной судьбе каждого, к нормальной смене одного состояния другим (с перспективой возвращения в старое состояние жизни, но уже в новом рождении) в немалой степени было стимулировано буддизмом, в том числе дзэн-буддизмом.

ЭСТЕТИКА ДЗЭН

Буддизм и особенно дзэн оказали огромное влияние на развитие различных сторон японской национальной культуры, и прежде всего на воспитание чувства прекрасного. Специалисты не раз отмечали, что японский буддизм и буддисты склонны к гедонизму, к получению удовольствий, к вкушению радостей жизни в гораздо большей степени, нежели то вообще свойственно этому учению и его последователям. Видимо, посюсторонняя ориентация японской культуры, заметная с глубокой древности и санкционированная нормами синтоизма, оказала в этом смысле влияние и на буддизм. Конечно, это влияние не следует преувеличивать. Тенденции к гедонизму сурово пресекались воспитанием, в первую очередь в дзэнских школах. Однако своеобразный синтез внутреннего – веками воспитываемого умения восхищаться и наслаждаться радостями жизни и красотой бытия и внешнего, стимулированного официальными нормами буддизма стремления к строгости и самоограничению создал крайне своеобразную эстетику. Суровая строгость и церемонность порождали умение найти скрытую красоту во всем, везде и всегда. Искусство*интерьера, умение подчеркнуть линию в одежде, наконец, изысканное, годами воспитываемое умение расположить один-единственный цветок так, что от этого украсится и осветится все помещение (икэбана), все это результат многовекового развития буддийской эстетики, главным образом эстетики дзэн.

Японская живопись и литература несут на себе отчетливое влияние принципов все той же эстетики дзэн: на свитках изображены бескрайние просторы, полные символики образы, дивная красота линий и очертаний; стихи с их недосказанностью и многозначительными намеками отражают все те же принципы, нормы и парадоксы дзэн-буддизма. Еще более зримо влияние эстетики дзэн на архитектуру Японии, на строгую красоту ее храмов и домов, на редкое умение, даже искусство возведения ландшафтных садов и небольших парков, домашних двориков. Искусство разбивки таких дзэн-садов и дзэн-парков достигло в Японии виртуозности. Миниатюрные площадки умением мастера-садовника превращаются в наполненные глубокой символикой комплексы, свидетельствующие о величии и простоте природы: буквально на нескольких десятках квадратных метров мастер устроит и каменный грот, и нагромождение скал, и ручеек с мостом через него, и многое другое. Карликовые сосны, островки мха, разбросанные каменные глыбы, песок и ракушки дополнят пейзаж, который с трех сторон всегда будет закрыт от внешнего мира высокими глухими стенами. Четвертая стена - это дом, окна-двери которого широко и свободно раздвигаются, так что по желанию легко можно превратить сад как бы в часть комнаты и тем самым в буквальном смысле слова слиться с природой в центре большого современного города. Это - искусство, и оно стоит немалого...

Эстетика дзэн в Японии заметна во всем. Она и в принципах самурайских состязаний по фехтованию, и в технике дзюдо, и в изысканной чайной церемонии (тяною). Эта церемония представляет собой как бы высший символ эстетического воспитания, особенно для девушек из зажиточных домов. Умение в уединенном садике в специально для этого сооруженной миниатюрной беседке принять гостей, удобно усадить их (по-японски - на циновке с поджатыми под себя разутыми ногами), по всем правилам искусства приготовить ароматный зеленый или цветочный чай, взбить его специальным веничком, разлить по крохотным чашечкам, с изящным поклоном подать - все это является итогом чуть ли не университетского по своей емкости и длительности обучения (с раннего детства) курса японской дзэнской вежливости.

Вообще вежливость - одна из характерных черт японцев. Едва ли ее можно отнести только за счет дзэнской самокультивации, хотя сдержанность и достоинство, изящество вежливости японцев наталкивают на мысль о том, что и здесь дзэнская эстетика оказала свое воздействие. Удивительно, но даже в рамках бусидо беспощадный меч всегда уживался рядом с красотой, изысканностью и любовью. Любовь - хотя и не рыцарская, наподобие средневековой европейской, но в чем-то все-таки близкая ей, -играла в жизни японского народа немалую роль. Это не конфуци-анско-китайская любовь к старшему, к мудрецу, к родителям. Это и не близкая к чувственному наслаждению и сексуальной технике любовь-кама индийцев. Это любовь возвышенная, готовая к самопожертвованию, порой сводящая к себе чуть ли не весь смысл жизни. Японская история изобилует примерами двойного самоубийства любящих, не имевших возможности соединиться. И хотя эти трагедии не породили в японской литературе произведений, равных по силе и социальной значимости шекспировской повести о Ромео и Джульетте, авторитетные специалисты, в том числе и японцы (как, например, X. Накамура), полагают, что любовь в японской жизни и в японской поэзии обладает редкой для Востока силой и значимостью, равноправием чувства и позиций обеих сторон, и что в этом, возможно, одна из причин, облегчивших японцам восприятие многих сторон западной культуры.

КОНФУЦИАНСТВО В ЯПОНИИ

Японская культура отлична от китайско-конфуцианской и еще в одном аспекте. Если в Китае почти абсолютно господствовал конформизм, имевший лишь слабые отдушины в виде даосизма и буддизма, то в Японии он был значительно слабее. За индивидом предполагалось право решать, определять и быть преданным той идее и тому патрону, которые им самим избраны. Правда, выбор делался обычно лишь раз - за этим вступала в силу практика верности до гроба и готовности умереть за идею или господина. Но право выбора (пусть однократного, не для веех и не всегда!) в принципе все-таки существовало.

Более близка китайско-конфуцианской японская традиция в сфере культа предков и генеалогического древа. Конечно, той глубины этого культа, какая была в Китае, Япония не знала. Однако культивировавшиеся в^среде самураев доблести и достоинства во многом были связаны с их происхождением (черта, более сближающая самураев с европейским рыцарством, чем с китайскими нормами культа предков), а это, в свою очередь, требовало поддержания генеалогического древа и почитания в соответствии с нормами синтоизма покойных предков. И здесь, безусловно, китайская конфуцианская традиция оказала свое воздействие.

Это, равно как и общая тенденция культурных заимствований из Китая, сыграло свою роль в том, что в Японии со временем получило немалое развитие конфуцианство. Но произошло это не сразу.

История конфуцианства в Японии (как, впрочем, и даосизма) восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Мигранты с материка, китайцы и корейцы, привозили с собой не только конфуцианские тексты, но и соответствующие им нормы конфуцианской морали и образа жизни, равно как и многие элементы даосизма, оказавшего воздействие на формирование синтоизма. Правда, даосизм в Японии не укрепился, хотя и оказал определенное влияние на некоторые стороны образа жизни и религиозной практики японцев. В частности, в Японии получили распространение принципы даосской защитительной магии с ее заклинаниями, оберегами, талисманами и т. п. (яп. кондзю), практика гаданий и предсказаний (бокусо-кикке) и различные приемы и принципы китайской медицины. Но господствовавший в Японии буддизм отнесся к даосизму, как и к конфуцианству, достаточно настороженно (более благожелательно элементы даосизма были восприняты структурно родственным ему синтоизмом). Конфуцианство в Японии, однако, в отличие от даосизма, дождалось лучших времен.

С XVII в., когда сегуны из клана Токугава (1603-1867) сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну под своей властью, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую административную базу для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения конфуцианства в Японию. Сегуны рассчитывали на то, что реформированное Чжу Си неоконфуцианство сумеет дать им в руки дополнительную возможность укрепить свою власть. Конфуцианские идеалы преданности власть имущему, почитания старших и неизменного сохранения статус-кво казались подходящими для этого. Усилиями ряда проповедников чжусианское неоконфуцианство стало быстро распространяться в Японии.

Методы некоторых из проповедников заслуживают внимания. Интересен в этом плане, например, Ямадзаки Ансаи (1618-1682). Отданный на воспитание в монастырь, он, проявив строптивость, оказался перед перспективой быть изгнанным. Пригрозив, что подожжет монастырь, он напугал настоятеля и был оставлен. Когда Ямадзаки вырос, остепенился и, успешно овладев основами буддизма, стал монахом, он познакомился с конфуцианскими текстами. Учение Конфуция в чжусианской трактовке показалось ему истиной, и Ямадзаки стал активно проповедовать идеи конфуцианства, пытаясь сочетать заповеди Конфуция и Мэн-цзы с духом самурайского патриотизма и с нормами древнего синтоизма. Типично в стиле дзэнских мастеров он ставил перед своими учениками задачу-коан: в Японию вторглось китайское войско во главе с Конфуцием и Мэн-цзы. Как бы вы поступили? Пораженные ученики молчат: воспитанные в духе патриотизма, они понимают необходимость дать отпор. Но кому? Конфуцию?! Ответ Ямадзаки прост и поучителен: вы идете в. бой, одолеваете врага и берете в плен Конфуция и Мэн-цзы, которым после пленения отдаете все полагающиеся им как великим мудрецам почести. Таким образом, соблюдены нормы патриотизма и оказано глубочайшее уважение этим мудрецам.

КОНФУЦИАНСТВО И СИНТОИЗМ

Ямадзаки Ансаи, как и другие японские конфуцианцы, стремился сочетать конфуцианские принципы с нормами синтоизма. Он выдвинул теорию, согласно которой неоконфуцианское ли (не старое ли Конфуция, т. е. церемонии, ритуал, а иное, неоконфуцианское - великий принцип, всеобщий порядок) - это и есть та божественная сила природы, которая проявляет себя через посредство всех традиционных «восьми миллионов» синтоистских ками во главе с великой Аматэрасу. Толчок в сторону сближения неоконфуцианства с синтоизмом имел в условиях XVIII-XIX вв. немалый политический смысл. Культ древности и великих идеалов прошлого, изучения истории Японии, истоков ее культуры способствовали своеобразному возрождению синтоизма, укреплению его норм во всех сословиях, и прежде всего в самурайстве с его склонностью к идеям велияия предков и преданности господину. Постепенно этот культ, переработанный сквозь призму конфуцианского отношения к правителю, к государю, все более определенно стал относиться именно к японскому императору -прямому потомку великой Аматэрасу, единственному законному правителю Японии.

Показательно, что под этим углом зрения переосмысливалось и само конфуцианство. Краеугольным камнем его доктрины был, например, тезис о гэ-мин - перемене мандата, владение которым находилось в прямой зависимости от степени добродетельности императора и смена которого освящала характерный для истории Китая принцип сменяемости династий. В Японии, где императорская династия была лишь одна и где принцип преданности господину был возведен в ранг наивысшей добродетели, тезис о гэ-мин оказался неприемлем. Здесь даже возникла легенда, согласно которой любой корабль, перевозивший из Китая в Японию текст трактата «Мэн-цзы» (в нем с наибольшей полнотой был сформулирован принцип добродетельности государя, включавший право народа выступить против недобродетельного правителя и свергнуть его), неизменно терпел крушение. Боги не желали осквернять японскую землю подобными идеями!

С конца XVIII в. в Японии все заметней усиливался культ императора. В противовес поддерживавшемуся сегунами буддизму многие феодалы проводили реформы, способствовавшие ограничению влияния буддийских храмов и упрочению норм синтоизма, проимператорские тенденции которого были теперь сильно укреплены идеями и концепциями неоконфуцианства. Власть сегунов и влияние буддизма в стране ослабевали.

КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА И РАСЦВЕТ НАЦИОНАЛИЗМА

Накануне новой эры буржуазного развития Япония все теснее сплачивалась вокруг фигуры божественного тэнно, микадо, символизировавшего ее высшее единство, ее далеко идущие притязания явно националистического характера. Начало этой эре было положено реставрацией Мэйдзи (1868), вернувшей всю полноту власти в стране императору и давшей толчок быстрому развитию Японии.

Анализ причин, позволивших Японии весьма быстро перенять и использовать новейшие достижения капиталистического способа производства, выходит за пределы данной работы. Однако следует заметить, что японцы традиционно не видели в самом факте заимствования полезных нововведений ничего зазорного и унизительного для себя. В отличие от таких мощных цивилизаций с многотысячелетними пластами традиционной культуры, как Китай и Индия, Япония не обладала инерцией консервативного традиционализма, что, видимо, сыграло свою важную роль. Придя к власти в 1868 г., молодой император Муцухито решительно взял курс на слом старой системы сегуната и в борьбе с ней счел за благо опереться на то новое, что могло быть взято с

Запада.

Капиталистический путь развития Японии уже в первые 30-40 лет наглядно проявил свои преимущества: одержав победу в русско-японской войне 1904-1905 гг., Япония показала миру свою силу и влияние. Победа в этой войне вызвала в стране мощную волну национализма, опиравшегося на искусственно возрождавшийся синтоизм.

Синтоизм стал официальной государственной идеологией, нормой морали и кодексом чести. На синтоистские принципы опирались императоры, возродившие и резко усилившие культ богини Аматэрасу: не только в главных храмах, но и в каждом домашнем алтаре японца (камидане) отныне должны были находиться таблички с именем богини, превратившейвя в символ японского национализма. Синтоистские нормы лежали в основе патриотизма и преданности императору (не родине, а личности!) японских самураев, из рядов которых во время второй мировой войны черпались кадры самоубийц-камикадзе. Наконец, на древние синтоистские мифы о сотворении мира, богине Аматэрасу, императоре Дзимму опиралась официальная японская пропаганда в своих националистических претензиях: великая Ямато (древнее название страны) призвана создать «Великую Азию» и осуществить принцип хаккоитиу («восемь углов под одной крышей», т. е. объединение мира под властью Японии и японского императора, потомка богини Аматэрасу).

Неудивительно, что за первую половину XX в. влияние синтоизма в стране резко возросло. Возникло множество новых очень популярных в стране храмов, значительная част.ь которых была посвящена павшим в борьбе, в войне (особенно известным генералам типа Ноги), - их, по синтоистской традиции, считали героями, божествами, очищенными смертью за императора от всех прижизненных грехов и даже преступлений.

Вначале, после реставрации-Мэйдзи, возрождение синтоизма сопровождалось антибуддийскими акциями - слишком уж связан был буддизм в памяти людей с периодом сегуната. Однако буддизм оказался достаточно стойким и умело приспособился к новым условиям, а указ 1889 г. о свободе вероисповеданий помог ему выжить и даже сохранить свое влияние в массах. Это с особенной силой сказалось после поражения Японии в 1945 г.

НОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ЯПОНИИ

Разгром Японии во второй мировой войне означал закат синтоизма как государственной идеологии, воспитывавшей милитаризм и национализм, культ императора и «великой Японии». Синтоизм не исчез, но характер его сильно изменился. Культ богини Аматэ-расу стал частным делом японского императора и окружающих его высших особ, так что государственный смысл его постепенно исчез. Резко упало и значение культа аристократических предков, генеалогических линий, патриотических традиций самурайства. Фактически потеряло свое значение в новых условиях послевоенной Японии все сословие самураев. И хотя отдельные случаи харакири во имя патриотических националистических идеалов время от времени будоражат Японию, как и другие примеры традиционного героизма и преданности воинскому долгу и приказу, -время японского национализма и культа императора практически ушло в прошлое. Современная Япония с ее могущественным промышленным и высоким научным и культурным потенциалом уже мало нуждается для упрочения своего авторитета в мире в лозунгах прошлого.

Однако прошлое не умирает легко даже в сильно изменившихся обстоятельствах. Индустриальная, до предела модернизированная и вестернизированная страна стремительных темпов экономического роста, современных автомашин и транзисторов, бетонных громад строений и сложных проблем борьбы за чистый воздух и обеззараживание природной среды, Япония демонстрирует завидное умение сочетать традиции прошлого с запросами сегодняшнего дня, причем так, чтобы наследие прошлого целенаправленно использовалось для смягчения болезненных последствий господства системы капитализма с его безжалостной погоней за наживой, отчаянным духовным кризисом, отчуждением личности.

Религиозно-культурные традиции прошлого играют активную роль в создании оптимальной для новой капиталистической Японии социально-политической и социально-психологической структуры. Известно, например, сколь большую роль играет фактор лояльности и личной преданности служащих той или иной фирме: в современной Японии в фирму вступают лишь раз (только один выбор!) и остаются в ней до старости. Едва ли можно усомниться в традиционности этого принципа, восходящего к кодексу чести самураев. Имеет ли он значение? Безусловно. Фирма так же заинтересована в лояльности и преданности служащих (речь идет о служащих, об аппарате фирмы, т. е. о тех «самураях», на которых традиционно и уверенно всегда опирались крупные японские феодалы), как и служащие («самураи с портфелями», как их подчас именуют), чей статус повышается от выслуги лет, заинтересованы в сохранении своего места в фирме. Этот же принцип характерен и для партий, политических организаций, системы администрации и т. п.: не случайно в правящей либерально-демократической партии Японии так много фракций, сплоченных вокруг определенной личности (а не вокруг определенной идеи или направления в политике).

Ярко выраженная корпоративность и преданность корпорации в лице ее вождя - заметная, но далеко не единственная характерная черта японской культуры, уходящая корнями в прошлое. Другая существенная черта - тенденция к заимствованию и синтезу, к перениманию и усвоению чужого опыта, чужих идей. Многовековая практика усвоения всего полезного вошла, что называется, в плоть и кровь современной Японии.

Стремление сохранить восходящие к прошлому нормы жизни -естественная реакция любого общества в период его энергичной трансформации. В Японии этот процесс протекает, насколько можно судить, в достаточно оптимальной форме. Вежливость, церемонии (например, чайная), воспитанное веками дзэн-буддийской самотренировки стремление к сосредоточенности, сдержанности, внутреннему самоуважению - все это проявляется и в условиях жестких, безличностных вещных связей капиталистического общества. Этому способствует и деятельность современных религиозных сект, умело приспособившихся к новой обстановке.

Многочисленные новые секты, корнями, как правило, уходящие в старый японский буддизм (равно как и в синтоизм), очень разнообразны и противоречивы по форме, обрядовой стороне, целям и установкам. Однако всех их объединяет и нечто общее, современное, прежде всего - подчеркнутая практичность, прагматичность, целесообразность. Мистика, и без того игравшая в жизни японцев незначительную роль (хотя порой и немаловажную - вспомним амидизм), ныне почти не заметна - ее место прочно заняли трезвый подход к жизни и, главное, умение утешить, прийти на помощь в трудный момент, войти в доверие, помочь облегчить душу, почувствовать себя среди своих, среди друзей и единомышленников.

Такая установка неплохо оправдывает себя на практике. Сбитый с толку, попавший в жестокий водоворот индустриального капиталистического общества вчерашний крестьянин, еще не привыкший к ритмам города (как в общем-то и горожанин), не всегда способен разобраться в том, что происходит, дать верную политическую оценку событиям и перспективам. Кроме того, гораздо больше, чем к суровой истине, человек в подобных обстоятельствах стремится к утешению, пусть иллюзорному, но приносящему успокоение, вселяющему надежды. И современные секты хорошо учитывают это: не на том свете, а сейчас, здесь, на грешной земле, они пытаются дать утешение нуждающимся в нем людям, помочь им, окружить их заботой и вниманием. Неудивительно, что количество сект и влияние их на человека в современной Японии растет, а наиболее известные из них становятся мощной социально-политической силой.

СЕКТА СОКА-ГАККАЙ

Формально эта секта, основанная в 1930 г. на базе учения школы Нитирэн, может считаться буддийской. Однако на деле она, как и подавляющее большинство новых сект и учений религиозного толка в Японии, - доктрина, синтетически переработавшая в себе нормы синтоистской морали и японского образа жизни, заповеди и догматы буддизма и даже некоторые принципы конфуцианства. Сока-гаккай - это в некотором смысле символ религиозных норм и религиозно-культурных традиций в современной Японии. А поскольку именно эта секта приобрела за последние годы в стране наибольшее влияние, на ее примере можно проследить, как трансформируются и приспособляются древние восточные религии к условиям высокоразвитого индустриального общества с его изменившимся образом жизни, иными формами социальной структуры, духовного общения и т. п.

Религиозно-культовая основа секты (особенно после того, как ее ритуальным центром стал главный храм ортодоксального направления школы Нитирэн - Тайсэкидзи) опирается на священную мандалу этого храма. Мандала, графическое начертание и символика которой принадлежат, по преданию, самому Ни-тирэну, считается обладающей чудодейственной силой: если иметь при себе копию мандалы и произнести соответствующее заклинание, - это вернейший способ обеспечить спасение, просветление и даже земное процветание. Массовые службы в храме Тайсэкидзи, когда толпы сторонников секты в многоголосом хоре произносят заклинание, сопровождая его шуршанием четок (с их помощью фиксируется количество произнесенных заклинаний), производят весьма яркое впечатление и являются своего рода кульминацией ритуально-культового единства членов секты. Приобщение к святости и сверхъестественным возможностям вне этих действий совершается с помощью широко распродаваемых в храме копий мандалы: каждая семья, обладающая копией, почти автоматически зачисляется в члены секты. На этом ритуальная сторона деятельности секты практически заканчивается - ни радений, ни исступленных молитв, ни отдачи себя божеству или стремления слиться с ним в Сока-гаккай, как и в других современных японских сектах, нет. В остальных своих проявлениях это весьма светская и вполне земная, посюсторонняя организация, ставящая своей целью объединить страждущих и сплотить их под знаменем несколько утопической идеи «третьей цивилизации».

Сторонники и активисты секты очень упорны и настойчивы в стремлении обратить максимальное количество людей в свою веру. Они ищут тех, кто споткнулся в жизни, кто не уверен в себе, кому не удалось достичь цели, кто попал в беду и т. д. В этом сторонники секты не оригинальны: любая религиозная группа спешит дать утешение прежде всего тем, кто острее других в нем нуждается. Агитация секты, забота и помощь

активистов общества, заинтересованных в приобретении новых членов, делают свое дело - люди вступают в Сока-гаккай. Вербовщики же оцениваются по результатам их рвения: престиж их и место в обществе зависят от количества приобщенных ими к секте неофитов.

С усилением влияния секты к нвй стали тянуться многие, включая молодежь, так что ныне Сока-гаккай превратилась в мощную и влиятельную организацию. Хотя генетически и внешне она является прежде всего религиозной сектой, на деле это сейчас уже серьезная политическая и социально-культурная сила, которая чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности и запросы общества. Одну программу она предлагает ищущей молодежи, другую - стремящимся к спортивным успехам, третью -людям искусства, творческой интеллигенции, четвертую - политикам, социальным реформаторам.

Секта строго организована с соблюдением замещения по конкурсу должностей в системе централизованной иерархии. Любой желающий, сдав серьезный экзамен, имеет шансы стать ассистентом; следующая степень - помощник преподавателя; далее -преподаватель, помощник доцента, доцент, помощник профессора, профессор. Невзирая на академическую терминологию, иерархия достаточно жестка. Вся власть сосредоточена в руках небольшой группы высшего руководства («профессоров»), нередко проявляющей идущую еще от Нитирэна нетерпимость к соперничающим идеологическим течениям. Сока-гаккай имеет собственную политическую партию Комэйто, располагающую в парламенте десятками депутатов. В настоящее время политическая и социальная активность секты направлена в сторону борьбы за удовлетворение требований масс городского населения, за демократические преобразования и ориентирована на высшие идеалы мира, гуманизма, возрождение духа и т. п., что подчас приводит ее к союзу с левыми силами.

Кроме Сока-гаккай в современной Японии есть и иные секты, крупные и мелкие, располагающие миллионами членов. И хотя членство это не определяет поведения японца полностью, оно все же ориентирует его, и в этом - серьезное влияние сект на жизнь страны.

Тема №10.  Мировые религии.Буддизм. (6 ч.)

1. Особенности возникновения буддизма.

2. Будда как историческая личность и основатель новой религии.

3. Основные положения вероучения буддизма: сансара, карма, реинкарнация.

4. Священные книги буддизма. Трипитака.

 5. Этические воззрения буддистов. Ахинса. Панча шила.

6. Течения буддизма. Махаяна. Хинаяна. Ламаизм. Дзен.

7. Буддизм в современном мире. Буддизм в России.


Литература:

Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1992.

Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М., 2001.

Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник /Отв. Ред. П.И.Пучков. - М.: Наука, 1986. - 830 с.

Будда: история о перерождениях. М., 1991.

Буддизм /Сост. Я.В.Боцман. - Харьков: Фолио, 2001. - 992 с.

Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2 /Ред.-сост. Е.А.Торчинов. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 443 с.

Буддизм в Японии. М., 1993.

Буддизм. Карманный словарь. (Сост. Е.А. Торчинов). СПб., 2002.

Буддизм: история и культура. Сб. статей М., 1989.

Буддийский взгляд на мир (коллективная монография). СПб., 1994.

Буддийский взгляд на мир. М., 1994.

Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Ч. I. Анализ по классам элементов / Предисл., пер., коммент. В.И. Рудого и Е.П. Островской. СПб., 1993.

Вопросы Милинды (Милинда паньха) / Предисл., перев., коммент. А.В. Парибка. М., 1989.

Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика (буддийская сангха и государство). М., 1978.

Давид-Неэль А. Путешествие парижанки в Лхасу. - М.: Армада-пресс, 2000. - 352с.

Далай-лама. Мир тибетского буддизма. СПб., 1996.

Девид-Ниль М. Мистики и маги Тибета. Ростов-на-Дону, 1991.

Дхаммапада / Пер. В.Н. Топорова под ред. Ю.Н. Рериха. М., 1960 (2-е изд.: Спб., 1994).

Дхаммапада. Пер с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Отв. Ред. Ю.Н.Рерих. - М., 1960; Рига: УГУНС, 1991. - 103 с.

Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. Спб., 1994.

Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. Спб., 1999.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. – М.,1987.

Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М., 1989.

Лысенко В.Г. Философия раннего буддизма. М., 1994.

Пучков П.И. Современная география религий. - М.: Наука, 1975. - 184 с.

Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. Догматика. Обрядность. Организационное устройство. География. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 184 с.

Религиозные традиции мира. В 2х тт. Пер. с англ. - М.: Крон-пресс, 1996. - т.2.

Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

Тибетская книга мертвых(Бардо Тёдол). - М.: Подиум, 1992. - 96 с.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. Спб., 2000.

Шпажников Г.А. Религии стран ЮВА. - М.: Наука, 1980. - 247 с.

Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

 

Тема №11. Мировые религии.Христианство. (6 ч.)

1. Теологическая и материалистическая концепции возникновения христианства.

 2. Проблема историчности Христа.

3. Христианская Библия. Происхождение, состав, структура. Ветхий Завет, Новый завет. Апокрифы. Переводы.

4. Раннее христианство. Гонения на христиан. Конец гонений. Христианство - религия Римской империи.

5. Вселенские Соборы. Ереси. Арианство, монофизитство, монофелитство. Догматика. Символ Веры. Культ. 7 Таинств.

6. Разделение церквей:

а) Католицизм. Зарождение и возникновение католицизма. Анафема 1054 г. Папа римский. Ватикан. Курия. Ордена. Движения мирян. Догматика. Дополнения к Символу Веры. Обрядовые отличия католицизма. Современное состояние католицизма. Ареал, тенденции, проблемы. Наследие Второго Ватиканского Собора.
б) Протестантизм. Особенности протестантизма как христианского течения. Общие положения протестантских церквей. История протестантизма. Классические течения протестантизма Мартин Лютер. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство. Баптизм. Протестантизм в России. ЕХБ, Адвентизм.. Техника религиозной безопасности. Современные секты. Пятидесятничество. Свидетели Иеговы. Сайентология.
в) Православие. Особенности православия как христианского течения. Догматика. Культ. РПЦ в России. Крещение Руси. Двоеверие. Введение патриаршества на Руси. Раскол. Петровские реформы. Синодальный период. Восстановление патриаршества. РПЦ после революции 1917 г. РПЦ в современной России. Тенденции, проблемы.

Литература:

Библия.Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. В любом изд.

Учение.Пятикнижие Моисеево /Пер., введение и коммент. И.Ш.Шифмана. - М.: Республика, 1993. - 335 с.

Закон Божий /Сост. Прот. Серафим Слободской. Репринт.- Нью-Йорк: Типогр. преп. Иова Почаевского, 1987. - 724 с.

Сокращенное изложение догматов веры /Сост. архиеп. Платон. Репринт.- М.: Лествица, 1999. - 338, 10 с.

Полныйправославный богословский энциклопедический словарь. В 2х тт. - СПб.: Изд-во П.П.Сойкина. Репринт.

Аверинцев С.С. Послесловие // Христианство. Энциклопедический словарь в трех томах. М., 1995. Т.3.С.464 – 488.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии /Ред. А.Ф.Окулов. - М.: Мысль, 1989. - 336 с.

Ауни Д. Новый завет и его литературное окружение. Спб.,2000.

Бультман Р.Избранное: Вера и понимание. М., 2004.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гергей Е. История папства. М., 1996.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Зноско-Боровский М. Православие. Римо-католичество. Протестантизм. И сектантство. Сравнительное богословие. 2-е изд. - Сергиев Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1992. - 207 с.

История религий в России / Под ред. Н.А.Трофимчука. М.,2001.

Как была крещена Русь / Сб. статей. М.: Политиздат, 1990.

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т.1-3. М., 1997 – 1999.

Карташев А.В. вселенские соборы. М.. 1994.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991, Т.1, 2.

Католицизм. Словарь. М., 1991.

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. ХIХ в. – 1917 г.). М., 1965.

Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

Ковальский А. папы и папство. М., 1991.

Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

Лезов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета // Лезов С.В. Попытка понимания: Избранные работы. М., 1999.

Линценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России. Саратов, 2001.

Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета. Репринт. - Монреаль: Типогр. преп. Иова Почаевского, 1986. - 402 с.

Лортц Й. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т.1. Древность и Средние века. М.,1999; Т.2. Новое время. М., 2000.

Лютер М.Избранные произведения. Спб., 1994.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979.

Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, М., 1992.

Мейендорф И.Византия и Московская Русь. Paris, 1990.

Мень А. Сын человеческий. 4-е изд. М., 1991.

Мень А. Таинство, слово, образ. Л., 1991.

Митер Г.Х. Основные идеи кальвинизма. Спб.,1995.

Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. Спб., 1997.

Мецгер Б. Текстология Нового Завета. М., 1996.

Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

Панченко А.А. Христовщина и скопничество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.

Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.

Протестантизм. Словарь. М., 1990.

Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.. 1998.

Религиозные традиции мира. В 2х тт. Указ. соч.

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

Русское православие. Вехи истории / Под ред. А.И.Клибанова. М., 1989.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1988.

Тантлевский И.Р. История и идеология кумранской общины. Спб, 1994.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.

Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. Репринт.- СПб.: Издание Тузова, 1893. - 586 с.

Фурман Д.Е.Религия и социальные конфликты в США. М., 1981.

Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М., 1991.

Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви (III –ХХ вв.). Спб., 2002.

Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.

Шпажников Г.А.Религия стран Африки: Спр. 2-е изд.- М.: Наука, 1981. - 365 с.

Эткинд А. Хлыст: секты, литература и революция. М., 1998.

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1995.

 

Тема №12. Мировые религии.Ислам. (6 ч.)

 

1. Зарождение и возникновение ислама.

2. Личность Мухаммеда.

3. Источники ислама. Коран. Происхождение, состав, структура. Хадисы. Догматы, культ. Мифы Ислама.

4. Основные течения ислама.

5. Ислам в современном мире: ареал распространения, тенденции, проблемы.

 

Литература:

 

Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. 3-е изд. /Гл.ред. д-р Мухаммад Саид Аль Рошд. - Абу Даби (О.А.Э.): Издание Фонда Заида бен Султана Альинхайана, 1997. - 800 с.

Свет Священного Корана (Разъяснения и толкования). В 20-ти тт. - Исфахан: Центр исламоведческих исследований, 2000 г.

Абдул А. К пониманию ислама. – Новосибирск,1995.

Акаев В. Суффийские братстсва и ваххабиты: Религия в Чечне// Азия и Африка сегодня, 1998,№6.

Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

Большаков О.Г. История Халифата. В 2х тт. - М.: Наука, 1989-1993 гг.

Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерк истории (600 - 1258). М., 1986.

Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258). Пер. с англ. И.М.Дижура. Предисл. В.Д.Наумкина. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985.

Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1999.

Жданов Но.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге ХХI века. М., 1989.

Иран: ислам и власть. - М.: ИВ РАН, Изд-во Крафт, 2001.

Ислам в истории религий Востока: Сб.статей. М., 1981.

Ислам в современной политике стран Востока: (конец 70-х – нач.80-х гг. ХХ в.). М.,1986.

Ислам. Историографические очерки /Под ред. С.М. Прозорова и др. - М.: Наука, 1991.

Ислам. Краткий справочник /Под ред. Е.М.Примакова и др.-М.: Наука, 1983.

Ислам. Религия. Общество. Государство. М., 1984.

Ислам: Энциклопедический словарь /Отв. секр. С.М.Прозоров. - М.: Наука, 1991.

Ислам: энциклопедический словарь. М.. 1991.

Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1988.

Книга Орудж-бека Байата - Дон-Жуана Персидского (Историко-географический трактат). - Бакы: Язычы, 1988. - 216 с.

Малашенко А. Мусульмане государства российского// Наука и религия, 1998, №7.

Массэ А. Ислам. Очерк истории. Пер. с фр. 3-е изд. - М.: Наука, 1982.- 191 с.

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М.: Политиздат, 1990.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 1991.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Соловьев В.С. Магомет: его жизнь и религиозное учение. М., 1991.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986.

Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер с англ. А.А.Ставиской /Ред. и предисл О.Ф.Акимушкина. - М.: Наука, 1989.

Ушаков В.Д. Размышления о кораническом и библейском // Азия и Африка сегодня, 1997,№12.

Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.). М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999. - 384 с.

Хомейни, имам. Религиозное и политическое завещание. - М.: Палея, 1999.

Хрестоматия по исламу. М.. 1994.

Шах Идрис. Суфизм. М., 1994.

Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). - М.: Наука, 1989.

 

Тексты к трем последним темам:

Р. Белла

Социология религии

Религиозная ситуация в большинстве развитых обществ. — Их основное отличие от развивающихся стран заключается в том, что, хотя перед ними тоже стоят внешнеполитические проблемы, они носят менее настоятельный характер. Общий уровень материального благосостояния в этих обществах высок, пусть даже там сохраняются все же нищета и несправедливость. Уровень образования неуклонно возрастает, так что не в столь отдаленном будущем доля людей с высшим образованием в некоторых районах Соединенных Штатов может достигнуть 50%. По самым разнообразным каналам поступает небывалый по своему объему поток сведений о мире — и это несмотря на серьезные помехи в передаче информации. Если в развивающихся странах большая часть эмоциональной и умственной энергии направляется на разрешение насущных экономических и политических проблем, то в наиболее развитых обществах по мере разрешения подобных проблем вопрос о жизни имеет больше шансов стать центром внимания. В развивающихся странах наиболее подходящими оказываются категорические религиозные или идеологические формулировки со сравнительно ясными и простыми мировоззрениями и непосредственной императивной установкой к действию. Хотя подобные тенденции имеют место в самых развитых обществах, они непопулярны здесь у наиболее образованного и широко мыслящего слоя населения. Этой постоянно расширяющейся и все более влиятельной группе требуются утонченные, недогматические системы мысли с высоким уровнем самопознания. Религиозные группы больше не могут принимать на веру традиционные обязательства. Все унаследованное от прошлого становится предметом тщательного изучения и проверки, а мотивы для такого принятия подвергаются внимательному рассмотрению, особенно со стороны наиболее подготовленных умов из числа членов самих религиозных групп.

Частичное решение, во всяком случае в Соединенных Штатах, состоит в том, чтобы заняться проблемами борьбы с нищетой и несправедливостью, которые все еще сохраняются в обществе и особенно бросаются в глаза на фоне успешного разрешения столь многих объективных проблем. Об этом наглядно свидетельствует тот энтузиазм, который проявляется по отношению к движению за гражданские права в наиболее рафинированных религиозных и интеллектуальных кругах. Аналогичную функцию может выполнять и забота о развитии всего остального мира. Но все дело в том, что, проявляя рвение в деле разрешения конкретных проблем, такие группы отнюдь не связывают себя с какой бы то ни было всеобъемлющей идеологией раннесовременного образца. Более того, к подобным идеологиям относятся с большим подозрением, и это дает один из поводов к тому, чтобы утверждать, что в наш век идеологии придет конец. Однако, само собой разумеется, большая часть мира находится сейчас в интенсивной идеологической фазе развития, и многие группы в большинстве развитых обществ весьма восприимчивы к идеологическому влиянию.

...Пока слишком рано пытаться распознать, какую форму примет религия в постдуалистическом мире. Все более укрепляется представление о множественности миров, частично данных, частично построенных в сложной сети взаимоотношений между человеческим “я” и реальностью. Главная разновидность имеет личностный и индивидуалистский характер, но отнюдь не асоциальный или аполитичный. Фактически все возрастает признание того, что только чрезвычайно сложная институциональная структура, включающая в себя определенный тип семьи, школы и церкви, в состоянии сформировать и поддерживать личность, способную функционировать в мире, где буквально все, вплоть до самых заветных идеалов человека, радикальным образом становится предметом выбора. Возможности сбиться с пути огромны, но также огромны и возможности роста. Немецкий теолог Бонхеффер говорил о “достижении человеком совершеннолетия”. Но это вовсе не означает самообожествления человека, потому что верить во всемогущество желаний свойственно малому ребенку. Человек же, достигший совершеннолетия, отдает себе отчет в неизбежной своей ограниченности. Однако последнее его не пугает — скорее это побуждает его стремиться к полному раскрытию своей человеческой сущности,

Но следует постоянно помнить о том, что даже в самых развитых обществах нижний слой примитивного и архаичного очень силен: он господствует в жизни многих людей и присутствует в душе каждого из нас. Любое крупное современное общество представляет собой лабораторию для изучения всех мыслимых типов религиозной ориентации. В Японии, например, мы обнаруживаем и стародавний ритуал крестьянской деревни, и наполовину традиционалистские, наполовину ультрасовременные возрожденческие новые религии низших классов городского населения, и эстетический культ “дзэн” интеллектуалов из высших классов, и мучительные поиски личного смысла жизни, осуществляемые теми, кому ничего не говорит ни одна из существующих религий. Однако, если в этих обществах налицо огромное многообразие, в них присутствует также в качестве единого измерения религиозной жизни гражданская религия, которая служит более или менее согласованной основой для религиозного единства общества даже там, где религиозный плюрализм носит наиболее ярко выраженный характер. Можно, например, говорить о наличии в Соединенных Штатах деистического символизма, представляющего собой важную составную часть нашего государственного церемониала, и ритуальных святцев, в которых День благодарения и День памяти павших в Гражданской войне занимают более важное место, чем Четвертое июля и поминание святых во главе с нашим погибшим смертью мученика президентом Авраамом Линкольном. Памятник Кеннеди на Арлингтонском кладбище представляет собой наиболее позднюю святыню в национальной вере... Американская гражданская религия представляет собой серьезную религиозную традицию... Да и любое другое из великих современных обществ дает в распоряжение исследователя аналогичные материалы. И здесь тоже социолога религии ожидает непочатый край работы.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1033; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!