ТЕМА 12. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ



    Амбивалентность – двойственность, характеристика чувств, переживаний, содержащих одновременно два противоположных отношения к вызвавшему их объекту – любви и ненависти, симпатии и антипатии.

Антропогенез – (греч. anthropos – человек, genesis – генезис, происхождение, возникновение) – учение о происхождении и развитии человека. Отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Среди основных дисциплин, изучающих разные предметные особенности антропогенеза, можно назвать антропологию, археологию, биологию, теорию первобытной культуры, этнографию.

Антропология философская – раздел философского знания, одно из направлений современной философии, изучающие природу человека, человеческих свойств и отношений.

Антропоморфизм (греч. anthropos – человек, morphe – форма, вид) – мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу антропоморфизма, космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать.

Антропосоциогенез – учение о происхождении и развитии человека и общества.

Антропоцентризм – один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчёта». Согласно антропоцентризму, человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он игоает ключевую роль в познании и изменении мира.

Артефакт – искусственно созданный человеком объект (явление, процесс).

Волюнтаризм – направление, признающее волю первоосновой бытия.

Воля – способность к реализации усилий, деятельности. Направленной на достижение цели, способность к достижению цели, реализованная в деятельности. Воля, в отличие от импульсивных побуждений, помогает осознанию человеком своей цели деятельности, осмысленному выбору путей и средств достижения цели и предвидению последствий своих действий.

Гедонизм – философско-этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования  состоит в удовольствии и наслаждении.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Душа – одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле. Душа традиционно рассматривалась в оппозиции телу. На протяжении всего развития истории философии термин «душа» приобретает различные значения: совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека; совокупность уникальных, неповторимых и уникальных черт личности.

Жизненный мир человека – одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в её индивидуально-личностных свойствах.

Жизнь – одно из самых распространённых понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения жизнь отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее сложных вопросов – вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую, индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каждой из них.

Игра – понятие для обозначения некоторого вида деятельности животных и человека, противопоставляемой деятельности утилитарно-практической и сопровождающейся удовольствием от самого процесса деятельности.

Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Интерес – избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкреплённое положительным эмоциональным настроем.

Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальной связи.

Креативность – способность к творчеству, к созданию нового.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Носителем личности является человек как индивид в биологическом смысле слова. Любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отношению к индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной личности и индивидуальности достигается только благодаря отношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конкретной социальной группе или социальному институту. «Индивидуальность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культуры и определённой исторической эпохи. Личность и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Мораль – важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нём принципов, норм, правил и ценностей.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и её результатами, информацией и опытом.

Объект – предмет направленности человеческой деятельности, то, на что направлена деятельность.

Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности – это отражение субъектом бытия социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий, это – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через индивидуальное сознание.

Отчуждение – категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результату и самому себе.

Потребность – нужда в чём-либо, социально обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

Свобода – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия и поступки. Свобода без ответственности превращается в произвол.

Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей индивида. Которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, и свою деятельность направляет на решение поставленных им перед собой задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни.

Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Судьба – идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной о неразумной и непостижимой предопределённости событий и поступков человека.

Творчество – интеллектуально-эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием качественно нового и реализующая себя во всех видах духовной и практической деятельности.

Тело – понятие, сложившееся в классической философии и науке. Биологическая характеристика тела воплощается в понятии организма. с которым связывают механизмы жизни вообще, особенности жизни отдельных видов и особей, а также, в частности, и естественный образ жизни человека. Понятие о теле широко использовалось в различных философских, теологических и культурологических концепциях. Особое значение это понятие приобретает в учении об антропогенезе, в исследованиях по истории и культуре человеческих обществ.

Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей.

Целеполагание - постановка цели, планирование в соответствии с нею деятельности, прогнозирование её результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

Целесообразность – «сообразность с целью», организация и активность системы, оптимально соответствующая сохранению этой системы, её адаптации к внешней среде и сохранению того вида природных образований, к которым принадлежит эта система.

Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путём её преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философия рассматривает человека во взаимосвязи его природных, социальных, исторических, культурных и индивидуально-личностных качеств.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности, он является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

 

 

                  

ТЕМА 13. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

 

Адаптация (от позднелатинского adaptatio – приспособление) – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой. Биологическая адаптация характеризуется приспособлением строения и функций организмов к условиям существования и привыкания к ним). Социальная адаптация отличается тем, что человек как вид не меняет свой строение и функции, а видоизменяет среду.

Бессознательное – в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от процессов сознания. Термин «бессознательное» также используется для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Вера – эмоционально-личностный способ отношения человека к миру, при котором знание о нём принимается без индивидуальной проверки и независимо от его обоснованности.

Воля – способность человека к сознательным усилиям, необходимым для достижения цели.

Вульгарный материализм – понятие, закрепившееся традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией вульгарного материализма стал весьма известный в конце XIX - начале XX века тезис Л.Бюхнера (1824-1899) и Я.Молешотта (1822-1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга – «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь».

Гилозоизм – учение о всеобщей одушевлённости сущего.

Дух – философское понятие, означающее невещественное начало в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии.

Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

Идеальное - субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из её моментов; «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней» (К.Маркс).

Интенциональность – направленность сознания на какой-либо предмет безотносительно к тому, является ли предмет реальным или только воображаемым.

Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальной связи.

Креативность – способность к творчеству, к созданию нового.

Менталитет – совокупность осознаваемых и неосознаваемых, рациональных и внерациональных представлений индивидуального человека и общность людей о мире о своём месте в нём, определяющая особенности их мышления в исторически конкретный период, своего рода «общий фон» индивидуальных и групповых мыслительных стереотипов.

Метаязык – язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка – так называемого объектного языка.

Мышление – высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

Психика (от греческого psyche – душа) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Раздражимость – форма отражения организмов, не имеющих нервной системы.

Рефлексия – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

Самосознание – осознание человеком своего сознания, нравственного облика и интересов. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу в целом.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи, субъективный образ объективного мира.

Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Творчество – интеллектуально-эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием качественно нового и реализующая себя во всех видах духовной и практической деятельности.

Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей.

Целеполагание - постановка цели, планирование в соответствии с нею деятельности, прогнозирование её результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности, он является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

   

 

 

                    ТЕМА 14. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

 

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты дальнейшим развитием науки, а также твёрдо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.

Абстракция – процесс отвлечения от каких-либо свойств. связей объекта с целью выделения его общих. специфических или универсальных свойств. их рассмотрения в «чистом виде» по ходу решения теоретических и практических задач. Это также и результат процесса абстрагирования. выступающий в форме общего понятия.

Агностицизм (греч. agnostos – непознаваемый)- учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них. Термин был введен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825-1895), английским биологом, сторонником теории эволюции.

Адекватность – соответствие, соразмерность, верность, точность. В теории познания этот термин служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях, суждениях и в других формах знания объективных связей и отношений действительности.

Антиномия – сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое доказательство.

Апория – трудноразрешаемая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Априорный – предшествующий; характеристика фрагмента знания, предшествующего опыту и независимому от него.

Аргумент – суждение или совокупность взаимосвязанных суждений, приводимых в доказательство истинности какого-либо другого суждения, закона, теории.

Бессознательное – в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от процессов сознания. Термин «бессознательное» также используется для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Вера – эмоционально-личностный способ отношения человека к миру, при котором знание о нём принимается без индивидуальной проверки и независимо от его обоснованности.

Восприятие – форма чувственного познания, представляющая собой целостный образ предмета, полученный в результате воздействия этого предмета на разные органы чувств человека.

Герменевтика – искусство толкования текстов, перевода, объяснения и понимания, философское учение о понимании, являющемся целью и средством человеческого бытия.

Гносеология – (греч. gnosis-знание, logos-учение) – раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Гносеология изучает природу познавательных способностей человека. разнообразные виды и способы познания. Задачами гносеологии являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности. проблемы истины, познания и практической деятельности людей.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Дискурс – процесс получения знания путём логического рассуждения.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знание – проверенный исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах. Это информация, которая понята и усвоена человеком.

Имманентный – внутренне присущий; то, что всегда остаётся в                       внутри границ возможного опыта.

Интуиция – процесс внезапного отчётливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности ведущих к нему путей.

Истина – адекватное воспроизведение реальности в форме знаний.

Конвенционализм – познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания определяется соглашениями (конвенциями) учёных, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и т.п.

Контекст – законченный фрагмент текста или устной речи, обеспечивающий понимание его содержания и определение смысла входящих в него слов и фраз. В более широком смысле – окружение, с которым предмет мысли соединён тесной связью.

Объект – предмет направленности человеческой деятельности, то, на что направлена деятельность.

Объект познания – понятие философии, выражающее то, на что направлена активная познавательная деятельность человека как субъекта познания.

Объективная истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Объективность – свойство реальности быть независимой от субъекта, а также способность субъекта фиксировать реальность как независящую от него и его познания.

Объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путём установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики.

Относительная истина – неполнота знаний, их незавершённость, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.

Ощущение - форма чувственного познания, при которой человек отражает отдельные свойства познаваемого объекта.

Познание – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.

Понимание – в широком значении перевод общезначимых смыслов в личностные; как феномен познавательного процесса понимание необходимо связывается с доказательством истинности или ложности понятого.

Понятие – форма мысли, отражающая предметы и явления действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Правда - наполненное личным интересом и смыслом знание.

Практика - материальная чувственно-предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания. Практика является источником, основой и целью познания, а также критерием истины.

Представление - форма чувственного познания. представляющая собой возобновление в сознании образа предмета.

Рассудок и Разум – философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Разум ставит цели познания и деятельности, а рассудок ищет способы их реализации. Первый отвечает на вопрос «Во имя чего?», второй – отвечает на вопрос «Как?».

Рационализм – философское учение, утверждающее, что всё знание приобретается человеком средствами рациональных (мыслительных) способностей.

Рефлексия – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, критикующий) – философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины. Сторонники скептицизма указывают на недостоверность знания, которое мы приобретаем с помощью органов чувств.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи, субъективный образ объективного мира.

Сомнение - это такое духовное состояние, при котором человек колеблется между различными точками зрения или мнениями, испытывает неуверенность в истинности чего-либо, затрудняется в разрешении какого-либо вопроса.

Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Суждение – форма рационального познания, высказывание, выражающее мысль, которая является либо истинной, либо ложной.

Умозаключение – форма рационального познания, мысленный вывод из одного или нескольких суждений.

Феномен – понятие, означающее явление предмета в сознании. Понятие феномена соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Феномен предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознании, и то, в чём усматривается сущность предмета. Явление предмета не тождественно сущности познание, таким образом, предполагает переход от явления к сущности. В классической философии феномен противопоставляется ноумену, в современной философии наиболее характерно для феноменологии.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!