ТЕМА 10. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Богопознание – процесс постижения человеком Бога как высшей истины и ценности бытия.
Богочеловечество – категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами. Особое значение термин имеет в русской религиозной философии и понимается как особый уровень бытия, восстанавливающий ранее утраченную связь «твари» и творца в историко-эволюционном процессе.
Вера, надежда, любовь – понятия в христианской философии, являющиеся выражением в области чувств традиционных высших морально-ценностных идеалов мировых религий – Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с Богом и людьми, надежда показывает устремлённость человека и общества к новому состоянию, любовь означает синтезирующую способность материи.
Всеединство – категория, показывающая единство трёх миров: природного, социального и духовного.
Всемирная церковь – категория в философии В.С. Соловьёва. Означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы – Благо, Красоту, свободу личности и в единого Бога.
Добро, истина, красота – три высших моральных и ценностных идеала человечества, показывающих связь морально-духовной, познавательно-идейной и эстетически-духовной среды, в которой живёт человеческая личность.
|
|
Евразийство – направление в философско-социологической мысли, провозглашающее Россию континентом Евразии, отличным и от Европы, и от Азии своей особой культурной духовностью. Ведущими факторами социального бытия евразийство объявляет территорию и климат.
Жертва – в религиозной философии умерщвление чего-либо с целью расположения к себе божества и искупления грехов; безвозмездная отдача какой-либо ценности. Смерть Христа рассматривалась как жертва Богу за людские грехи. В русской философии часто говорили о жертве революционеров в пользу народа, в пользу счастья человечества.
Западники – сторонники западноевропейского пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлечённости России в западную культуру.
Искупление – категория христианской философии, отражающая заглаживание вины человека и человечества перед Богом и историей за свои грехи и слабости.
Мессианизм – черта русской философии, показывающая её пророческий характер, её способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над нею и управления процессами социальной жизни.
Миссионизм – учение об исторической миссии. Предназначении человека, целого народа или какой-либо общественной организации. В русской философии исторической миссией русского народа была сначала роль народа-богоносца, а позднее – освобождение трудящихся всего мира от гнёта и эксплуатации. «Москва – третий Рим» - доктрина, в которой Московскому государству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламским обществом.
|
|
Органическое целое – понятие в философии Н.О. Лосского, показывающее системное строение материи с приоритетом в ней целостного, гармонического начала, существующего до составляющих его частей и определяющего их бытие.
Правда – истина, наполненная моральным смыслом и идеей естественного права.
Промысел божий – идея управления миром божеской волей по определённому плану.
Русская идея – национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.
Русский философский ренессанс – период развития русской философии, начинающийся с 90-х годов XIX века и оканчивающийся 50-ми годами XX века. В этот период наряду с развитием марксистско-ленинской философии были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т.п.
|
|
Свобода человека – категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества и Бога. Согласно концепции Н.А. Бердяева, свобода человека предопределена её корнями, находящимися в подоснове бытия, существующей прежде Бога.
Славянофилы – сторонники особого пути России в истории, который обусловлен религиозностью её народа, общинным характером её собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям.
Соборность – специфическое понятие в некоторых течениях русской религиозно-философской мысли, осмысливающееся как объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества. Противопоставляется ассоциации, т.е. механической общности людей.
София – мудрость мира, принявшая форма духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира.
Теория официальной народности – учение, провозглашающее формулу «православие-самодержавие-народность» специфичной для России и обеспечивающей гармоничное единство царской власти и народа.
Философия русского просвещения – философия России XVIII века, в которой основными проблемами были опора человека на разум в познании, признание рационально-механического подхода в качестве основного в жизни и культуре вообще.
|
|
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ
Антитринитарии – сторонники христианской «ереси», которая отрицала догмат о божественной Троице. Сторонником антитринитаризма был С.Будный, утверждавший, что в тексте Священного Писания нет ни одного места, где бы утверждалось, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух – один Бог.
Библия (Ф.Скорина) – не только безусловный авторитет веры, но и глубокий источник нравственности, неоценимый объект познания, кладезь естественнонаучных, историко-правовых, философских знаний.
Нравственный идеал (Ф.Скорина) – христианская гуманистическая концепция жизни, в центре которой находится понятие блага.
Право (А.Волан) – выражение разумной, коллективной, всеобщей воли народа, наивысший разум, заложенный в природе. Поэтому законы, издаваемые в государстве, должны следовать этому природному разуму.
« Променистые» – организация учащейся молодёжи, созданная в 1820 г. с помощью филоматов. «Променистые» главной своей целью считали «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию».
Свобода – понималась мыслителями эпохи Возрождения как необходимое условие развития умственных и физических задатков человека, нравственных добродетелей, науки и культуры.
Свобода (Г.Конисский) – свобода над собой, несвобода от других и несвобода от себя, своих страстей и желаний. Это способность человека на основе разума управлять своими желаниями, чувствами, страстями.
Стройный разум(К.Туровский) – разум, дополненный верой.К. Туровский, отдавая предпочтение вере, не порывает с разумом. Божественные слова имеют тайный смысл и трудно понять их. Для этого необходим разум, знания. Разум же нуждается в строгом контроле, сознательном руководстве. Избежать этого можно, только уравновесив свой разум Богооткровенной истиной.
Трёхмерность человека (К.Туровский) - двухмерность (тело и душа) толкает человека на грех. Только третье измерение – духовное, реализующееся в молитвенной устремлённости человека к Богу, способно приблизить его к Всевышнему.
Физиократизм – философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических, политических и культурных реформ. Общество рассматривает как ествественный организм, являющийся разумной частью природы, её продолжением (И.Хрептович, И.Стройновский).
Филоматы (любители знания)– тайное студенческое общество, основанное в 1817 г. в Виленском университете. Филоматы считали, что изучение наук должно приносит пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества.
Филореты (друзья добродетелей) – тайное студенческое общество, созданное в 1820 г. в Виленском университете, идейно и организационно возглавлявшееся филоматами. Филоматы ставили перед собой задачу дать «патриотически научное» образование молодёжи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры.
Человек – существо разумное, нравственное и общественное, реализовать себя он может только в обществе. Объединить же людей может только идея общего блага.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!