ТЕМА6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ



Атеизм (греч. - отрицание Бога, безбожие) - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, воскресение из мертвых и т.д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии, объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии.

Атрибут – неотъемлемое свойство чего-либо.

Дедукция – логический вывод от общего к частному.

Деизм (от лат. Deus — Бог) учение, которое признаёт Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Родоначальником Д. считается лорд Чербери, развивший идею религии разума. Сторонники деизма называются деистами; со времени выхода в свет работы Коллинза «A discourse on freethinking» (1713) их называли чаще всего вольнодумцами. Крупные представители деизма: Толанд, Шефтсбери – в Англии; Вольтер, Руссо и др. – во Франции; Лессинг – в Германии; Джефферсон, Франклин, – в Америке.

Дуализм – принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.

Индукция – логический вывод от частного к общему.

Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей.

Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. Механицизмом также называют соответствующее этому методу миропонимание и основанные на нём подходы к общенаучным и мировоззренческим проблемам. Для механицизма характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого – к сумме частей.

Модусы – свойства.

Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.

Плюрализм – признание множественности субстанций.

Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.

Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Субстанция – некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития.

Утилитаризм (от лат. utilitas польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получил распространение в Великобритании в XIX веке, основоположник – И.Бентам.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

 

 

ТЕМА 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, т творческое начало мира, неизменное, совершенное, вечное начало бытия.

Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Автономная воля – категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п.

Антиномии – противоречащие друг другу суждения; равноправные взаимоисключающие суждения, каждое из которых можно доказать.

Антитезис – противоположное тезису утверждение.

Апостериорный – существующий после опыта, за его пределами.

Априорный – существующий до всякого опыта, врождённый.

Априорные формы чувственного содержания – объекты познания, которые человек застаёт при рождении. В философии Канта это – пространство и время.

«Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показывающее существование сущности вещи, независимой от нашего сознания, но непознаваемой.

Воля – центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.

Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. Г.В.Ф. Гегелем сформулированы три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качестве, отрицания отрицания.

Императив – правило, которым руководствуются в поведении; правило, побуждающее к поступку.

Категории диалектики – основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например: возможность и действительность, причина и следствие и т.п.

Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения.

Любовь – согласно философии Л.Фейербаха главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «Ты».

Максима – правило поведения; внешне выраженная формула поведения.

«Не-Я»- окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.

Объективный дух – часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Опредмечивание – превращение человеческих способностей, знаний, опыта, идей в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры.

Отчуждение – социальный процесс в классово антагонистическом обществе, характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Впервые эта категория получила своё гражданство в гегелевской философии.

Отчуждённая сущность человека – в философии Фейербаха это Бог, в других философских системах – душа, труд и т. п.

Распредмечивание – процесс, в котором сущность предмета и его свойства становятся достоянием человека, благодаря чему его способности постоянно развиваются.

Старогегельянцы – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

Младогегельянцы – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

Перцепция – чувственное восприятие действительности.

Синтез – в гегелевской философии соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определённое бытие).

Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.

Тождество – категория в философии Шеллинга, Гегеля и их последователей, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя объект и субъект.

Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада – метод гегелевской философии, показывающий трёхзвенную структуру любого диалектического процесса.

Явление – основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искажённом виде.

«Я» - категория в философии Фихте, показывающая центральную роль субъекта в мире.

 

 

          ТЕМА 8. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

    Атеизм (греч. - отрицание Бога, безбожие) - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, воскресение из мертвых и т.д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии, объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии

Диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Марксизм – одно из основных направлений современной философии, создателями которого были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1825-1895). Они обратили внимание на то, что ранее философы только объясняли мир, тогда как необходимо говорит о необходимости его изменения. Поэтому ключевым принципом марксизма становится принцип практики как человеческой преобразующей деятельности. Практика считается исходным способом общественного бытия и конкретизируется в своих экономических, политических и культурологических значениях. Кроме того, практика рассматривается как конкретно-историческая деятельность людей. Основа философии марксизма – в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счёт диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, общественного бытия и общественного сознания.

Материализм – направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира и способность человека адекватно познавать мир.

Общественное бытие – объективная общественная реальность, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании, определяет его и обусловливает тенденции его развития.

Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

 

ТЕМА 9. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

  Абсурд – бессмыслица, нелепость; от лат absurdum, что означает буквально: «исходящее от глухого», т.е. разговор невпопад. По-видимому, первоначально это понятие фиксировало ситуации рассогласованности в речи и поступках, а затем перешло в логику и математику и стало обозначать рассогласованность каких-либо рассуждений (действий) с результатами, выводами. Совершенно иной статус понятие приобрело в философии второй половины XIX- начала XX века. В философии экзистенциализма оно используется для характеристики человеческого существования в условиях смыслоутраты, связанной с отчуждением личности от общества, от истории. от себя самой. Абсурд становится обозначением изначального, неустранимого, трагического разлада человека с миром. Особенно часто использовал это понятие А.Камю.

Аналитическая философия – направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единственным способом постановки философских проблем. Аналитическая философия отрицает способность философии отражать объективный мир и по сути выступает разновидностью неопозитивизма в современной философии.

  Антропология философская – сформировавшееся в конце XIX – начале XX века самостоятельное направление в философии. Основной его задачей считается разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.

Архетип – понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К.Г. Юнга. Это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, которые ещё не подверглись никакой сознательной обработке и. следовательно, представляют непосредственную психическую данность. Архетип выражает архаичный, глубинный срез человеческого психического опыта, он обретает смысл общечеловеческого феномена только будучи значимым в индивидуальной жизни человека.

Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несёт в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая герменевтики. Интенсивное развитие герменевтика получила в Новое время, когда возникла острая необходимость в интерпретации и понимании культурного наследия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разработка философской герменевтики начинается во второй половине XX века. 

Дискурс – понятие, выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. Это социально обусловленная организация системы речи и действия.

Жизненный мир – понятие в феноменологии, фиксирующее значимый для человека мир истин, очевидностей.

Интерсубъективность – понятие феноменологической философии, обозначающее структуру индивидуального сознания, отвечающую факту существования других индивидов. С интерсубъективностью как проблемой феноменология сталкивается при рассмотрении вопроса о восприятии других субъектов, о способах обнаружения у них субъективности, которая не может быть дана непосредственным образом в виде некоего наличного бытия.

Интуитивизм – методологический принцип внутреннего единства бытия (реальности, жизни) и сознания, предполагающий непосредственное проникновение, переживание этого единства в качестве основания философского мышления. Термин также применяется для характеристики некоторых философских систем (А.Бергсона, Н.О. Лосского, С.Л. Франка). Наиболее существенная черта интуитивизма – утверждение возможности непосредственного созерцания общего в конкретно-единичном, в индивидуальном акте установления взаимосвязи сознания и мировой целостности.

Иррационализм – направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

Лингвистическая философия – одно из основных направлений современной философии. Сторонники её обсуждали философские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ставили успехи философского познания мира, человека, общества, истории и культуры в зависимость от того, насколько их можно выразить, представить в форме языка.

Марксизм – одно из основных направлений современной философии, создателями которого были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1825-1895). Они обратили внимание на то, что ранее философы только объясняли мир, тогда как необходимо говорит о необходимости его изменения. Поэтому ключевым принципом марксизма становится принцип практики как человеческой преобразующей деятельности. Практика считается исходным способом общественного бытия и конкретизируется в своих экономических, политических и культурологических значениях. Кроме того, практика рассматривается как конкретно-историческая деятельность людей.

Неопозитивизм – популярное в XX в. направление в философии, которое отрицает способность познавать мир, продолжая в новых условиях традиции субъективно-идеалистического эмпиризма. Но в отличие от своих предшественников XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.

Неотомизм – философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности, индивидуальности и соборности. Однако основой этого объединения всё равно остаётся религиозная догматика, опирающаяся на божественное откровение.

Неофрейдизм – направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от биологизма З.Фрейда, неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

Ноэма и Ноэзис – термины феноменологической философии Э. Гуссерля, описывающие структуру интенциональности (направленности сознания). Ноэтические акты сознания характеризуют деятельность сознания по конституированию предметов. Соответственно проявляемым сторонам предметов выделяются различные ноэтические акты. Феноменология сосредоточивает внимание на изучении этих актов. Ноэтические акты сознания конституируют предметы из пассивного «гилетического» материала. В результате этого конституирования феноменолог получает ноэму – смысл предмета как таковой. Она не реальна, но и не ирреальна, это смысловое единство всех слоёв предмета.

Персонализм – религиозно - философское течение XX века, выступающее за синтез религиозных, культурных и социально-политических концепций на основании принципиального значения самореализации личности в современном мире

Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Сам термин «позитивизм» стал употребляться О.Контом как синоним положительной философии, ориентированной на идеалы и стандарты естественных наук.

Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия XX века для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.

Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о наиболее общих законах бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него – успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру. Согласно прагматизму, философия должна превратиться в совокупность способов решения проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей своей жизни.

Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации.

Ризома – понятие философии постмодернизма, представляет собой сетевидную структуру, не имеющую центра и растущую вширь. Она олицетворяет кочевую культуру.

Спиритуализм – объективно-идеалистическое философское воззрение. рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё. Спиритуалистическими называют ряд направлений философии XIX –XX  веков.

Структурализм – научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах XX века и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение структурализма связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. Структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике, а затем распространён на различные гуманитарные науки, основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х годах во Франции.

Томизм – направление в теологии католицизма, опирающееся на учение Фомы Аквинского. Попытка соединить религиозную догматику с уважением к правилам разума.

Феноменология  - философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия жизни – иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.

Фрейдизм – общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества. Творчества.

Экзистенциализм – философия существования в отличие от классической философии сущности. Существование в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции не применимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеггеру, есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глубоко трагична.

Эпохе (греч. удерживание, самообладание) – воздержание от суждений о мире. Одно из основных понятий феноменологии, употребляется и как синоним феноменологической редукции. Осуществляя эпохе, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета. Как считают феноменологии, эпохе позволяет открыть новую онтологическую область, недоступную средствам классической философии.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!