ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Аверроизм – Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу. Религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.
Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.
Аскетизм – умерщвление плоти для возрастания духа.
Добродетель– свойство человечности (стыд, совесть, щедрость, милосердие).
Догматика– совокупность принимаемых на веру безусловных утверждений (догм).
Клерикализм – общественно - политическое направление в деятельности религиозных организаций, ориентированное на повышение влияния религии и церкви в различных сферах жизни общества.
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.
Манихейство – религиозно-философское учение, возникшее на Ближнем Востоке в III веке. Основатель – перс Мани. Учение характеризуется дуализмом и развёртывается в системе «трёх времён», связанных с существованием и борьбой двух вечных и противостоящих принципов – добра и зла, света и тьмы. В средние века оказало значительное влияние на формирование ересей.
Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена.
Патристика – учение отцов церкви, относится к IV – VIII векам.
Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением. Богом.
|
|
Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.
Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Телеология – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.
Теодицея – оправдание Бога перед лицом царящего на земле зла.
Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей всё сущее, является Бог.
Томизм – учение Фомы Аквинского.
Универсалии – общие понятия. В явном виде учение об универсалиях появляется вместе с теорией идей и концепцией формы и материи Аристотеля. Платон считал, что общим понятиям соответствует истинное бытие («идеи»), единичные же вещи чувственного мира – это результат дробления общего при взаимодействии его с небытием. Аристотель подчёркивал, что для познания общее вторично и обнаруживается только в единичных объектах, данных в чувственном опыте. Основой средневеково спора об универсалиях явилась следующая проблема: «Существуют ли роды и виды самостоятельно, и в таком случае телесны они или бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком виде обособлены они и ли находятся в чувственных явлениях?». Спор об универсалиях – важная тема схоластического философствования.
|
|
Фидеизм – утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных воззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая сферу действия науки, фидеизм отводит решающую роль в познании мира религиозной вере. Присущ многим направлениям идеалистической философии.
Экзегетика – искусство толкования библейских текстов.
Эсхатология – учение о конце света.
ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.
Атеизм – отрицание веры в Бога.
Гелиоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.
Геоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.
Гуманизм (от лат. Humanus) – движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, ещё в римскую эпоху – высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство. Уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.
|
|
Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.
Пантеизм – философское учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя её божественными свойствами и как бы растворяя их в природе.
Перипатетики – последователи учения Аристотеля.
Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.
Утопия – (греч. место. которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин ведёт происхождение от названия книги Т.Мора. Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех учений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
|
|
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!