Текст 2. Гиппократ. Прогностика (выдержки)



Семинар 1. Формирование и развитие врачебных знаний в эпоху эллинизма

1. Школы врачевания: эмпирики (косская школа), кротонская и книдская школы.

2. Александрийский центр культуры. Герофил и Эразистрат

3. Гиппократов «Сборник». Разделы медицины в гиппократовом «Сборнике».

4. Представления о происхождении и характере болезней. Гуморальная теория Гиппократа.

5. Медицина Римской империи: методисты, энциклопедисты и эклектики.

6. Гален и галенизм.

Текст 1. Гиппократ. О Древней медицине (выдержки)

Теперь же сама необходимость заставила людей искать и открывать медицинское искусство,потому что предложенные больным пища и питье, какие пред­лагались и здоровым, не оказались полезными, как и в настоящее время не оказываются полезными.И мне кажется, что теперешние яства открыты, усо­вершенствованы и возникли в течение долгого про­межутка времени, ибо как много ужасного испытали люди вследствие грубого и звериного образа жизни, вводя в себя вещества сырые, несмешанные, обладаю­щие громадными силами! Подобное они и теперь от них испытали бы, впадая в тяжкие страдания и бо­лезни и вскоре умирая. Вероятно, в прежнее время они все это меньше терпели, вследствие привычки, но и тогда тоже сильно. И большая часть их, имевших более слабую природу, вероятно, погибали, а те, кото­рые превосходили силами, дольше выдерживали; так точно и в настоящее время одни легче переносят тяжелую пищу, а другие со многими страданиями и тягостями. Вот по этой причине люди, мне кажется, и стали искать пищу, сообразную с природою, и на­шли ту, которую ныне мы употребляем. Итак, из пше­ницы они, очистивши ее и провеявши, затем смоловши и просеявши, замесивши и испекши, приготовили хлеб, а из ячменя—мазу; проделывая с ними разные другие приемы, они варили, пекли и смешивали веще­ства грубые и сильные с более мягкими, составляя все сообразно с природою и силами человека, будучи убеждены, что вещества слишком грубые, такие, что природа не может превозмочь, если их принять, при­носят страдание, болезни и смерть, а такие, которые превозмогаются природою, доставляют питание, рост и здоровье. А таким открытиям и исканиям какое более справедливое или подходящее имя можно дать, как не медицины? И именно потому, что это открыто для здоровья человека, для его питания и сохранения; открыто, как перемена того образа жизни, от которого происходили страдания, болезни и смерть.

Но самое верное и очевидное здесь лекарство—это, отнявши те яства, которыми он пользовался, предложить ему вместо пшеницы хлеб и вместо сырого мяса варе­ное и сверх того пить вино. И быть не может, чтобы он не выздоровел, сделавши такую перемену, если только продолжительной прежней диетой он не испор­тил себя совершенно. Итак, что же мы скажем? Чело­веку этому, расстроившемуся от холодного, оказали пользу предложенные ему теплые вещества или про­тивоположные? Думаю я, что спрошенный об этом будет в большом затруднении. Тот, кто приготовляет хлеб,отнял ли из пшеницы теплое или холодное, сухое или влажное? Ведь хлеб месится на воде и выраба­тывается огнем и другими многими средствами, из которых каждое в отдельности имеет собственную силу и природу; часть того, что в нем существовало, потерял, с другим же смешался и соединился.Я со своей стороны полагаю, что холодноеи теплое имеют наименьшую силу в теле из всех ка­честв по следующим причинам: пока теплое и холод­ное будут смешаны между собою, они нисколько не причиняют тягости, ибо холодное получает умерен­ность и соразмерность от теплого, а теплое от холод­ного и все остальное соответственно. Но лишь только одно от другого отделится, тогда уже вредит. Но в то самое время, когда появится холод и как-нибудь будет вредить человеку, тотчас же, прежде всего, вследствие этого самого, является налицо теплое оттуда же из человека, без всякой помощи и приготовления.

Но когда они сделаются гуще, переварятся и освобо­дятся от всякой остроты, тогда уже перестают и ли­хорадки и все то, что мучает человека. Следует, без сомнения, считать причинами всякой вещи то, при наличии чего необходимо вещи сделаться такой-то, а когда это изменится в другое соединение, и вещь перестает быть такой. Итак, все, что случится от од­ной чистой теплоты или холода, без участия какого- либо другого свойства (силы), перестанет существо­вать, когда изменится из теплого в холодное и из холодного в теплое. Изменяется же оно по тому спо­собу, о котором я сказал выше. Знай, таким образом, что и все прочее вредящее человеку, все происходит от сил. Вот, например, если разольется некоторая горькая влага, которую мы называем желтою желчью, какое беспокойство, жар и слабость овладевают то­гда! Но, освободившись от нее, а иногда и очистив­шись или самопроизвольно, или благодаря лекар­ству, если что-нибудь из этого произойдет благо­временно, больные явным образом освобождаются и от болей, и от жара. Но до тех пор, пока все это под­нимается в теле, непереваренное, несмешанное, нет средства прекратить боли и лихорадку.

Вопросы к тексту:

1. Почему в представлении античных медиков медицина является искусством? Какое обоснование при этом дается?

2. Почему древние медики уделяли значительное внимание питанию?

 

Текст 2. Гиппократ. Прогностика (выдержки)

В острых болезнях должно вести наблюдение следующим образом. Прежде всего—лицо больного, похоже ли оно на лицо здоровых, и в особенности, на само себя, ибо последнее должно считать самым лучшим, а то, которое наибольше от него отступает, самым опасным. Будет оно таково: нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый. Поэтому, если при начале болезни будет лицо такого рода, и ты еще не сможешь сделать заключения на основа­нии остальных признаков, то следует спросить, не было ли у человека бессонницы или сильного рас­стройства желудка, или не имел ли он недостатка в пище. И если он подтвердит что-либо из всего этого, тогда считать положение его менее опасным: болезнь разрешится в продолжение дня и ночи, если лицо сделалось подобным вследствие одной из этих причин. Но если он скажет, что у него ничего подобного не было раньше, и если он не придет к прежнему со­стоянию в указанное время, то должно знать, что этот признак смертельный. Если же лицо таковым окажется при болезни уже более старой, чем три или четыре дня, то должно спросить то, о чем я раньше предписал, а также принять в рассмотрение и остальные признаки как всего лица, так и осталь­ного тела и глаз. В самом деле, если глаза боятся света и против воли наполняются слезами или пе­ревертываются, или один из них сделается меньше другого, или белки краснеют или синеют, или на них появляются черные жилки, или вокруг зрачка гнойные корочки; если они также постоянно двига­ются, или сильно выдаются, или, наоборот, сильно за­падают; если зрачок их грязный и без блеска, или если цвет всего лица изменился, — то все эти призна­ки. должно считать дурными и гибельными.

Моча наилучшая есть та, в которой во все время, пока болезнь не получит кризиса, образуется белый, гладкий и однообразный осадок, ибо это означает безопасность и то, что болезнь будет короткою. Но если она показывает перемену, и иног­да выходит моча чистая, а иногда в ней также белый, гладкий и однородный осадок, то болезнь делается более продолжительною и менее безопасною. Но если моча красноватая и осадок красноватый и глад­кий, то такая болезнь бывает гораздо продолжитель­нее, чем первая, но, однако, весьма спасительна. Оседания в моче мучнистые—дурной знак; еще хуже похожие на лепестки. Белые и тонкие весьма худы, а еще хуже их—похожие на отруби. Облачка, которые носятся по моче, белые—хороши, а черные—худы. До тех пор, пока моча будет тонкой и красной, это показывает, что болезнь еще сырая (не сварилась), но если такая моча продолжится дольше, то есть опасность, что больной не сможет выдержать, пока болезнь сварится. Но гибельнее всех моча вонючая и водянистая, черная и густая; для мужчин и жен­щин самая худшая—черная, а для детей—водянистая. Кто испускает тонкую и сырую мочу в продолжение долгого времени, то, хотя другие признаки указывают на выздоровление, у тех абсцесс должен ожидаться у мест внутри грудобрюшной преграды. Так же точ­но должно осуждать жирные материи, плавающие сверху и похожие на паутинную ткань, ибо это показывает разжижение. В той же моче, которая имеет облачка, полезно обращать внимание, носятся ли они вверху или внизу и какой именно имеют цвет, и те, которые носятся внизу, с окрасками, о которых сказано, что они хороши, должно хвалить, и те, кото­рые носятся вверху с окрасками, указанными как плохие, осуждать. И пусть не обманывает тебя мочевой пузырь, пораженный какою-либо болезнью, если он будет давать подобного рода мочу, ибо он есть показатель не всего тела, а только самого себя.

Рвота—самая полезная та, которая имеет желчь, как можно более смешанную со слизью, и если не будет слишком густа и обильна: не пере­мешанная—хуже. Если же выбрасываемое рвотой имеет цвет зеленого лука или если будет синевато­серым или черным, то всякий из таких цветов в от­дельности должно считать дурным. Но если в одной и той же рвоте все эти цвета выбрасываются, то это уже весьма гибельно. Синеватая рвота, если тяжело пахнет, возвещает самую скорую смерть, ибо все гнилые и тяжелые запахи во всех рвотах—худы.

Во всех болезнях легких и плевры полезно, если мокрота отходит скоро и легко и если к мокроте весьма обильно примешана желтизна, ибо если светло-­желтое или красное появляется гораздо позже после начала болезни и если при этом возбуждается боль­шой кашель и выплевывается мокрота не весьма смешанная, то это хуже. Именно желтая мокрота, если будет чистой, свидетельствует, что опасность подходит; белая же, клейкая и круглая—безвредны. Нехороша также очень зеленая мокрота, а также пенящаяся а если она до того будет несмешанной, что даже покажется черной, то это еще хуже пре­дыдущих случаев. Худо также, когда ничего не очищается, и когда легкое ничего не выбрасывает, но по причине скопления происходит клокотание в горле. Но при воспалениях легких, если в начале болезни отделяется мокрота желтая, немного смешан­ная с кровью, то это очень благоприятно. На седьмой же день и позже не настолько безопасно.

Вопросы к тексту:

1. Какие средства диагностики выделяет Гипократ?

2. Почему Гипократ выделяет различные цвета в моче и в мокроте? Как вы думаете , с чем связано внимание Гипократа к определенным цветам и их сочетанию?

3. В какой момент развития болезни следует делать прогноз?

4. Как вы понимаете выражение «болезнь еще не сварилась»?

5. Заполните таблицу, вставив пропущенные термины:

Эвкразис

Дискразис

materia peccans, pepsis

 

Три возможности

  Хроническая болезнь  

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!