Понятия «культура», «общество», «цивилизация».В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».



Культура сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей.Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании.Цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии.


Следует отметить, что термин «культура» происходит от латинского слова cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая. Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.

55. Понятие соц. струкутры общества.  Совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними и представляет собой содержание понятия социальной структуры общества. Социальная общность - это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития.

Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.

56. Основные нравственные категории и религиозные ценности.  Людей делят на две категории тех, кто имеет нравственность и тех, кто ее не имеет.
Нравственность – это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь.
Нравственность бывает у некоторых людей как врожденное качество, но все равно человек должен обогащать свои знания путем постоянного изучения этики и морали.
Безнравственность также бывает врожденной и необходимо ее искоренять путем самоконтроля, путем приобретения знаний и овладением этикой и культурой.
Нравственность приобретается при общении с друзьями, но она будет здоровой при общении с хорошими людьми и испорченной в результате общения с плохими.

Категории: добро и зло, долг и справедливость.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные категории:
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло-категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованием морали, заслуживающим осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость –категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства м\у всеми людьми и необходимости соответствия м\у деянием и воздействием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

 

57. Человек и историчсекйи процесс.Общепризнано, что история есть деятельность преследующего свои цели человека. История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек. Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий. Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности. Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности.

В исторических событиях участвуют люди с разными интересами, целями и страстями. Но несмотря на это ход истории подчиняется внутренним общим законам, носящим объективный характер. Это означает, что общественные законы возникают, действуют и сходят с исторической сцены независимо от воли и желания людей. Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития.

 

Философская антропология (греч. anthropos - человек) - учение о человеке и фундаментальных основах его бытия.

Классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.

Идея тела характеризует природные основания человеческого бытия. На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида.

Отвечая за процессы жизни и смерти, душа определяет судьбу, волю и характер человека. Именно душа в философских и религиозных системах является субъектом свободы воли, тем началом, которое индивидуализирует человека.

Понятие духа описывает общее и всеобщее в человеке. С духовными качествами соотносятся такие сущностные родовые особенности человека, как разум и социальность.

8.Филосо́фскаяантрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фиячелове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? «И религии и философемы, — писал он, — до сих пор старались говорить о том, каким образом и откуда возник человек, вместо того чтобы определить, что он есть». При этом Шелер отчётливо осознавал сложность нахождения ответа на этот вопрос, поскольку «человек столь широк, ярок и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими». В философии позднего Шелера речь идёт о двойственной основе сущего (ensperse), состоящей из энергетически самостоятельного, мощного „порыва“ и бессильного „духа“. Для ensperse, по Шелеру, характерно то, что поток действующих в нём сил идёт снизу вверх: каждая высшая форма бытия опирается на энергию низших форм. Противоположность „порыва и духа“ предстаёт в учении Шелера как полярная противоположность онтологически изначальных потенций, которые встречаются в человеке. Понятие «порыва» охватывает хаотические силы неорганической природы и поток „жизни“, а также экономические, политические и демографических аспекты истории. Понятие «духа» обозначает высшие идеальные, эмоционально-ценностные формы бытия как в личностных измерениях, так и в более широком плане содержания культуры. «Центр актов, — говорит Шелер, — в котором дух проявляется в области конечного бытия, мы хотим обозначить понятием личности, радикально отличным от всех функциональных центров „жизни“, которые при рассмотрении их изнутри называются „душевными центрами“».

 

 

60. Социальная философия 17 века (Гоббс, Спиноза, Локк).Это век развития экспериментального математического ес­тествознания, которое постепенно завоевывает приоритетное место в интеллектуальной жизни. В настоящем разделе публикуются тексты Ф.Бэкона, Р.Декарта, Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы и Г.Лейбница. Их общая особен­ность выражалась в одинаковом весьма критическом отношении к средневековому духовному наследству, а именно в пересмотре роли и назначения философии, в отрицании суеверия и негативном от­ношении к схоластизированному дедуктивному умозаключению.

Фи­лософию XVII века продолжали интересовать и онтологические вопросы. Согласно учению Спинозы, происходит слияние Бога и Природы, растворение первого во второй, а это есть не что иное, как монизм. Субстанция обладает и иными существенными и всеобщими свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Согласно концепции Спинозы, каждая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов, однако человеку известны лишь два из них — протяжение и мышление. Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух) существует только одна, то есть она есть всё существующее. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция одна, так как две субстанции ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции.

Исходной точкой рассуждений Т. Гоббсаоб общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все». Это не является причиной факта, «что естественным состоянием людей, раньше, чем они вступили в общество, была лишь война, и не простая, но война всех против всех». В этой войне, по Т. Гоббсу, не может быть победителей. Она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все. Выход из нее Т. Гоббс видит в образовании общества на основе общественного договора. Но так как общество может покоиться лишь на согласии интересов, а это «согласие между людьми основано лишь на соглашении, а оно искусственно», то необходимо, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу».

Единственным путем, ведущим к созданию такой власти, Т. Гоббс считает передачу всей «власти и силы» единственному человеку или группе людей. Так понимает Т. Гоббс возникновение государства. Джон Локк, как и Т. Гоббс, рассматривает индивида в качестве основного элемента и трактует государство как результат общественного договора между индивидами, заключенного с целью прекращения естественного (природного) состояния. Дж. Локк смотрит на естественное состояние не как на анархическое состояние войны, а как на способ жизни, при котором индивиды обладали неограниченной свободой и равными правами. Оно означает право каждого быть хозяином самого себя, пока это не вредит другим. Государство должно защищать собственность, поддерживать порядок и проводить протекционистскую политику в отношении других государств, но оно не должно руководить торговлей и индустрией. Государству также не следует заниматься социальной политикой, например, уравнивать личные доходы и помогать бедным. В основе всего лежит личный труд индивида. Государство должно обеспечить индивидам определенное юридическое, но не социальное и экономическое равенство.

Французское Просвещение (Ж.-Ж. Руссо, П. Ламетри, Ф. Вольтер).XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Наука и прогресс – вот главные лозунги этой эпохи. Отсюда – характерная черта философии того времени – рационализм, т.е. вера в безграничные познавательные возможности человеческого разума.Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко он относился к частной собственности, вида в ней источник всех социальных зол. Развивая идеи общественного договора, Руссо в отличие от Т. Гоббса утверждал, что в “естественном состоянии” не только не было “войны всех против всех” но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восставал против современной цивилизации как цивилизации неравенства. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и “невинность” первобытных людей. Руссо - сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны.

Вольтер является автором “Философского словаря”, который в последнем полном собрании его сочинений занимает пять томов по 35—40 печатных листов каждый. Кстати, он ввел в научный оборот термин “культура”.

Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов. По словам Вольтера, “это было бы просто страшно!” Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Ламетри, существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Согласно Ламетри, человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Ламетри признавал потребности тела «мерилом ума». Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную машину, наделенную способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Три преимущества человека: организация, образование, воспитание.

Жюльен Ламерти выступал с атеистически-материалистических позиций:

· полностью отвергал идеализм и теологию;

· считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

· душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

· поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

· выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

· был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;

· считал частную собственность гарантией свободы человека;

 

Английская философия

Эпоха Просвещения— эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков, основой для которой стал рационализм. просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи.цели и идеалы Просвещения: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, веротерпимость и др. Признаки просвещения: вольнодумство, критическое отношение к авторитетам, неприятие догм. просветители создали обращенную к человеку систему ценностей, которая органически вошла в западную цивилизацию.

Английское просвещение. Видные его деятели придерживались догматов христианства, так как английская церковь отвечала идеалу веротерпимости. В основных чертах программа английского Просвещения была сформулирована философом Дж. Локком.он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, состояние полной свободы в отношении действий. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора. Государство не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Взгляды Локка воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены права и свободы граждан, религиозная терпимость. Понятия добра и зла выводятся из ощущений удовольствия или страдания.правила, регулирующие чел. отношения, должны отличаться удобством, полезностью. английское Просвещение признавало право каждого человека преследовать частный интерес. Большое влияние оказало учение Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики разумного эгоизма. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению.

Философия Давида Юмаобнаружила критическое и скептическое отношение к выводам догматических систем.идея отличается от впечатления только по степени интенсивности и яркости. понятие Бога для Юма является недоказанным допущением. Субстанция для него комплекс впечатлений, непрерывно связанный в общее единство, причинность— последовательность впечатлений.. в основе морали лежит особое чувство удовольствия и боли. Существеннейший моральный мотив — симпатия к нашим ближним. Относясь скептически ко всякой метафизике, Юм предначертывает философии в существенных чертах критическую задачу в области теории познания и в области морали.

 

63. Филсофия жизни и экзистенциализм (Шопенгауэр, Бергсон). В своей основной работе «Мир как воля и представление» (1818 г.) Шопенгауэр сформулировал свое кредо.
Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть «воля». Волю надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. В обществе существует воля государств, рас, народов и отдельных людей.

В целом жизнь людей - это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл - он в избавлении от «воли к жизни». Не надо бояться смерти. Человек имеет право распоряжаться своей жизнью. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию бессмысленности мира, к стремлению к покою, к «нирване». Разделяя такую идею, Шопенгауэр приходит к «пессимизму», к характеристике человека как существа, живущего не по законам общества и морального прогресса, к отрицанию возможности познать мир (так как у воли, разлитой в мире, нет законов), к отрицанию возможности построения счастливого и разумного государства. Он - сторонник полицейского государства. Государство способствует искоренению вредных привычек человека.
Эти идеи А. Шопенгауэра получили развитие в философии экзистенциализма, «философии жизни» и других течениях.

Бергсон считает, что «жизнь» ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно. Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими. Философию жизни Бергсона называют еще интуитивизмом Бергсона. Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие оперирования с «мертвыми вещами». «Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием жизни». В основе эволюции – творческий жизненный порыв. ЖП состоит в потребности к творчеству. ЖП передается от одного поколения к другому по средством зародышей. ЖП конечен и дан раз и навсегда.

64. Западная философия 20 века (Б. Рассел, И. Лакатос, Т. Кун).Философские взгляды Рассела существенно менялись в течение его жизни. Рассел — один из родоначальников логического атомизма и неопозитивизма. В более позднем периоде прослеживается стремление Рассела к соединению принципа эмпиризма, согласно которому все наше знание берется из опыта, и убеждения. В итоге логика составляет, по Расселу, сущность философии. Характерной чертой его теории познания явилась концепция “знания — знакомства”, т.е. идея непосредственного познания в опыте чувственных данных и универсалий; все это выполняет роль “строительных блоков”, из которых строится здание естественно-научного знания.

Наука, по мнению Лакатоса, есть и должна быть соревнованием исследовательских программ, соперничающих между собой. И. Лакатос основное внимание уделяет не теориям, как таковым, а ведет речь об исследовательских программах. Научно-исследовательская программа является структурно-динамической единицей его модели науки. Как считает И. Лакатос, всякая методологическая концепция должна функционировать как историографическая. Наиболее глубокая ее оценка может быть дана через критику той рациональной реконструкции истории науки, которую она предлагает. Лакатос считает, что ученые могут рационально оценивать возможности программы и решать вопрос о продолжении или отказе от участия в ней (в отличие от Куна, для которого такое решение представляет собой иррациональный акт веры).

главная ценность программы - ее способность пополнять знания, предсказывать новые факты. Противоречия же и трудности в объяснениях каких-либо явлений, как считает И. Лакатос, не влияют существенно на отношение к ней ученых.

 

65. Феноменология Э. Гуссерля.     Феноменология является особой наукой о феноменах. Феменология имеет дело с феноменами, которые есть явления какой-то реальности, проявление ее, ее самообнаружение, самораскрытие."Само-в-себе-себя показанием".

Гуссерль Эдмунд (1859 - 1938) - нем. философ-идеалист, основатель т. наз. феноменологической школы (Феноменология). Истоки его философии - учения Платона, Лейбница, Врентано. Теоретическая программа первых работ Г. - превращение философии в «строгую науку», создание теоретических основ научного знания. О этой целью, по Г., необходимо попытаться выделить в чистом виде категориальные основы научного мышления. Средством их обнаружения Г. считал «феноменологическую редукцию», метод, посредством к-рого можно очистить «данное» от наслоений, привносимых культурой, историей, личными факторами. Анализ результата «феноменологической редукции», мира феноменов, лишенных всякого произвольного истолкования, приводит Г. к выводу о наличии уровней феноменов и особой сферы сущностей, в духе платоновского идеализма. Правда, последние не существуют в виде особого «царства», а лишь обладают «значением». Однако в целом взгляды Г. субъективно-идеалистические, поскольку предмет познания существует лишь постольку, поскольку субъект осуществляет «интенциональные акты», направляет сознание на тот или иной предмет, причем предмет таким способом не только обнаруживается, но и создается. «Поздний» Г. отказался от попыток создания философии в качестве «строгой науки» и обратился к исследованию «жизненного мира», представляющего собой результат мыслительной и эмоциональной деятельности отдельных субъектов. С этой позиции он подверг критике науку и научное мышление, неспособные якобы исследовать этот предмет. Идеи Г.: оказали большое влияние на последующее развитие буржуазной философии. Элементы объективного идеализма Г. были развиты в «критической онтологии» Н. Гартмана и неореалистических школах США и Англии, а субъективный идеализм Г. в немалой степени стал основанием нем. экзистенциализма (особенно Хайдеггера). Осн. соч.: «Логические исследования» (1900, 1901) и опубликованные после смерти «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1954), «Первая философия» (1956- 59).

Особое место в феноменологии занимает работа сознания. Сознание - универсальный заменитель всего, с чем человек имеет дело. Это что-то вроде никогда не снимаемой перчатки на рук. Нельзя "потрогать" сам мир. Феноменология акцентирует внимание на неснимаемости перчатки. И мир, следовательно, это мир в сознании. Он дан в сознании. Феноменология выясняет эту данность мира, поределяет механизм этой данности, описывает условия, при которых мир может быть дан, т.е. просто может быть. Феномонология не отменяет существование реальности вне человека. Она лишь предполагает, что все "вне" изначально предполагает некие операции сознания. Следовательно сознание - это всегда сознание чего-то. В рамках феноменологии это означает, что разум офрмляет чувственный опыт не на основе этого опыта, но сам этот опыт опосредован работой разума.

Феноменология своей целью ставит не поиск причины бытия существующих феноменов, а факторы образования их значения. Констатация бытия вещи определяется состоянеие сознания, точнее его готовностью. Чтобы увидеть некую реальность, необходимо быть настроенным нечто увидеть.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!