Развитие философских вопросов естествознания.
Философия З. Фрейда. Неофрейдизм (К. Юнг, К. Хорни, Э. Фром)
30. Экзистенциализм и прагматизм.Прагматизм в философии возникает в 70-х годах XIX века, основные идеи течения были высказаны Чарльзом Пирсом. Прагматики считали, что полностью реформировали философию, отказавшись от ее основных принципов и решив использовать собственный подход к рассмотрению человеческой жизни. Фундаментальная идея течения - практическое отношение к жизни каждого индивидуума. Прагматизм в философии, кратко говоря, предлагает не тратить время на решение теоретических проблем, не имеющих никакого отношения к реальности, а интересоваться только человеческими, насущными проблемами и рассматривать все с точки зрения собственной выгоды.
В основе прагматизма:
1) теория сомнения и веры;
2) теория значения.
Первая основана на «прагматической вере» И. Канта «Критике чистого разума»: если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, приходится делать предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным. Действие, основанное не на знании, а на «прагматической вере», - суть доктрины Ч. Пирса. Различают два состояния сознания: сомнение и вера.
Сомнение - колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние.
Вера - готовность действовать, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму - функция мысли.
|
|
Вторая Теория значения: содержание (значение) идеи или понятия - в практических последствиях, которые они вызывают.
У. Джеймс - понятие воли к вере. Волевой момент - основа продуктивной деятельности человека. Необходимость религиозной веры заключена в эмоциональном удовлетворении. Свои философские взгляды называл радикальным эмпиризмом, подчеркивая их практическую направленность.
Средневековая философия. Патристика (А. Аврелий, Ф. Аквинский)
32. Культура как предмет фил.анализа. Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Принято различать:
— материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);
— духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).
|
|
Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.
Культура вбирает в себя все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Начальная форма и первоисточник развития культуры — это человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Без культуры, вне ее невозможна жизнь человека и общества. Любое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Культура — это совокупность:
— результатов человеческой деятельности;
— исторически сложившихся способов труда;
— признанных приемов поведенческих актов человека;
— манер общения, именуемых этикетом;
|
|
— способов проявления своих чувств;
— приемов и уровней мышления.
Культура является материальными и духовными ценностями. Ценностями с этой точки зрения называют: определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, которое высвечивает его положительное или отрицательное значение для человека и человечества.
Внутри культуры как целостного образования различают два аспекта:
— научно-технический;
— гуманитарно-художественный.
Массовость культуры — это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика — своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.
Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз — к чему-то упрощенному.
Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры. 1) натуралистическая: видела в культуре человеческое продолжение природы. 2) классическая человек как субъект культуры выступает творцом культуры. 3) неклассическая (модернистская): ориентируется на повседневную жизнь человека. 3) постмодернистская. Философское осмысление культуры - без субъекта.
|
|
33. Философские идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницце.С сер.19в.в Европе совершается целая серия "фил.революций", направленных против рационалистич.концепций.Одним из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществилШопенгауэр, Втруде"Мир как воля и представление".Мир может обнаруживаться челом и как воля,и как представление.Воля-абсолютное начало всякого бытия,некая космическая и биолог.по своей природе сила,созидающая мир и чела. Чел является рабом воли, поск-ку во всем служит не себе,а Абсолюту. Ш.выделял 2 разновидности людей,к-ые перестали быть рабами воли:святые в земной жизни и гении в искусстве.СогласноШ.,гениальность- способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние чел уже не индивид,а чистый, безвольный,вневременной субъект позн-я.Обыкно-венный чел не способен к созерцанию подобного рода. Каждый чел располагает 3мя высшими благами жизни-здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит,осознает же лишь в случае их утраты,поск-ку эти блага,поШ.,только отрицательные величины.Ш.первым в 19в.дал фил. обоснование пессимизма.Однако его рассуж-дения о бессмысленности чел.существования казались недостаточно убедительными. Одним из ярчайших представителей европ.фил. иррационализма был нем.мыслительФридрих Ницше. Жизнь рассм-л как"волю к власти".Все живое стремится к власти,неравенство же сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борьба всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально чистое проявление прирожденной воли чела к власти. Гл.причину краха современной цивилизации ф-ф видел в засилииинтеллекта,в превалировании его над волей.Там, где интеллект возвышается над волей,она обречена на неминуемое разложение.Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.В данной связи Ницше выделяет 3 задачи познавательного процесса:1. Приспосабливать организм к среде,сохраняя тем самым его существ-е.2.Не познавать предметы и вещи окруж.мира,а практически овладевать ими.3.Накапливать в кач-ве истин полезные для жизни заблуждения. Ницше одним из 1ых сказал о наступлении нигилизма,т.е.времени,когдахрист.Бог утратил свою значимость для европ.культуры.
34. Сознание человека и виды духовного творчества. Сознание- высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим поколением. Сознание имеет соц. Хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном об-ве. Имеет рефлексивныйхар-р (дает возможность чел-у выделить себя из окр. среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки). Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др. Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, класс-ть предметы, явления, рассуждать, делать выводы. Воображаемая особеннсоть сознания дает возможность фантазировать, мечтать заглянуть в будущее. Творческийхар-р сознания способоствует созданию новых идей, образов, матер-х и культурных ценностей.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Виды творчества Единой классификации не существует, но основными видами можно обозначить следующие: 1. Художественное творчество – оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности. 2. Научное творчество – предполагает открытие явлений и общих закономерностей развития реалий мира. 3. Техническое творчество – проявляется в непосредственно практическом преобразовании мира. 4. Педагогическое творчество – поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
Это основные виды творчества, но, кроме них, можно выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое и множество других. Также классифицировать виды творчества можно по количеству тех субъектов, которые непосредственно вникали в творческий процесс. И тогда мы получаем индивидуальное творчество (предполагает деятельность одного индивида) и коллективное.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!