Законы и основные категории диалектики.



Сознание как предмет универсума.

42. Проблемы создания искусственного интеллекта. ИИ - свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы:

§ Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощьюразмышлений?

§ Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать?

§ Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозгкомпьютером?

однако, мышление человека богаче его логической структуры, которая может быть воспроизведена в машинных процессах.

43. Методы научного познания. Виды истины. Метод— система правил и приемов теоретич. и практич. деят-ти, разработанных на основе закономер­ных связей действий. Роль методов в познании и практике исключительно велика. Учениие о методах назыв. методологией. В науке сложилосьмн-во эффективных методов познания. С точки зрения границ применимости методы можно разделить на три группы:

1)всеобщий диалектика - материалистический метод, в равной мере применимый во всех обл. познания и рассматриваю­щий процесс познания в его целостности и развития;

2) общие ( общенаучн.) методы применимые во всех обл. науки, но лишь на отдельных этапах ис­следования (анализ, синтез, индукция, дедукция, экспе­римент, моделирование);

3) частные (спец.) методы, применяемые только в отд. обл. знания Наиб.употребительна след. типология. Существуют методы, кот. «работают» на обоих ур-нях (ана­лиз, синтез, индукция, дедукция). Их назыв. общелогическими методами (методами мышления). С эм­пирическим уровнем связаны наблюдениее, эксперимент, измерение, с теоретич. — абстрагирование, идеали­зация, исторический и логический методы.Общелогические методы:

1 Анализ (расчленение цело­го на части;

2 Синтез(соотнесение кажд. элемента с целым, воссоединение целого из частного);

3 Индукция (общ.вывод строится на основе частн. посы­лок);

4 Дедукция (из общ.посылок следует заключение частногохар-ра);

5 Аналогия (на основе сходства объектов в одних признаках выдвигается предполож. и о сходстве в др.

6 моделирование (замена подлежа­щего изучению объекта его упрощенной копией).

Эмпирические

1 Наблюдение (целенаправлен.восприятие явлений);

2 Измерение (сопос­тавление измеряемой величины с др., принятой за ед.(эталон);

3 Эксперимент = на­блюдение + воздействие на объект;

4 Описание (фиксацию средствами естетсвенных и искус­ственных языков данных наблюдений и экспериментов)

Теоретические :

1 Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выдел.существен. их признаков);

2Ист.м. (описание ист. разв объектов)

3 Логический метод (рассмотр. высшей стадии развития)

4 метод восхождения от абстрактного к конкретному.;

5 Формализация (вычленение и изуч. формы (стр-ры)

6 аксиоматизацией (сначала задается набор аксиом, затем из них строится система выводных пред­ложений).

Виды истины:Согласно наиболее популярной классификации, истина подразделяется на абсолютную и относительную. Под абсолютной истиной понимают пол­ное, всестороннее, исчерпывающее знание, под относи­тельной—неполное, неточное знание. В целом абсолютная истина выступает как идеал позн-я. К этому пределу стремятся сменяющие друг друга от­носительные истины. Кажд. из относительных истин со­держит в себе долю абсолютной.

44. Познание и проблема истины в фил.науке. ПОЗНАНИЕ — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

Понимание познания как деятельности обозначения при взаимодействии контекстов опыта означает отказ от известной ленинской формулы “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике”. Путь познания — это движение от локальных и стандартных контекстов опыта ко все более разнообразным и универсальным, причем чувственные и рассудочные элементы присутствуют на каждом этапеФункция познания состоит в накладывании на мир сети обозначений — научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в нем и так структурировать свою психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность, обеспечивая тем самым возможность деятельности и общения.

Познание как внесение смысла в опыт и есть постижение порядка в хаосе. Проблема истины - центральная в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса: - о средствах и путях достижения истины, т.е. о познавательных способностях человека; - о формах существования истины. Можно выделить следующие свойства истины:- Истину нельзя обосновать наукой.- За истину можно выдать что угодно.- Она может поменяться при изменении картины мира.- Ей свойствен плюрализм.

45. Возникновение человека и его сознания.В разные периоды человеческой истории люди искали и находили ответы вопрос о происхождении чеовека. При доминировании мифологического мировоззрения происхождения людей связывали с происхождением Богов. Считалось, что лучшее представители рода человеческого так или иначе связаны кровным родством с богами. В религиозной картине мира человека породил Бог. Человек должен пройти много испытаний, чтобы вернуться в отчий дом. При доминировании научной картины мира оказалось, что человек произошел из обезьяны.Сознание- способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности как свойство высшей нервной деят-ти чел-ка.Одна из важнейших проблем философской антропологии – проблема происхождения сознания. Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано.Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Внешне можно наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическаятеория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и -отражением. которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности иобщения человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

46. Биологическое и социальное в чел-ке. Антропосоциогенез.Прежде всего необходимо обратиться к проблеме происхожд. чел., ставшей актуальной уже в естествознании XIX в., когда эволюционная теория вплотную подошла к ней. Однако объяснить происхожд. чел. чисто биологическими причинами не удавалось. В совр. науке считается общепризнанным, что очеловечивались не отдельные особи, а более или менее значит.популяции. Чел. и общ-во возникли одновременно. Становление чел.(антропогенез)и становл. общ-ва(сациогенез)—две стороны единого процесса — антропосоциогенеза, длящегося в теч.3—4 млн лет. Важную роль в выяснении смысла антропосо­циогенеза сыграла трудовая гипотеза Энгельса. Ее суть— в тезисе «труд создал человека». Под влиянием труда сформировались специфические кач-ва человека: сознание, язык, твор­ч. способности. Вместе с тем гипотеза Энгельса не свободна от трудностей, поскольку и труд должен был формировать­ся,он не всегда был одним и тем же. Не вполне понятно и то, как, при каких условиях прародители людей были вы­нуждены трудиться. Следует учитывать противоречивое влияние орудий труда — ведь они могли исп-ся и в агрессивных целях, и, следов., тормозить разв-е чел. Наряду с орудийной деят-тьюбольшую роль играло одомашнение животных, все проявления жизнедеятельности. Важнейшим компонентом очеловечивания были нравствен­ные отношения. Запрет агрессивных действий по отношению к членам рода, забота каждого о пропитании всех— все это способствовало укреплению рода. Прир. и соц. вчел. Чел. явл. частью природы и вместе с тем существом соц. Соотнош. природн. и соц.очень слож­но. В науке сложились крайние точки зрения: первая, абсолютизирующая роль прир. начала в чел., и вторая, преувеличивающая роль соц.начала. Эти позиции в чистом виде редко встре­чаются, чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Каждая из таких полярных точек зре­ния имеет свои аргументы и ведет к неоднозначным соц. последствиям. Например, учет половых различий необходим в орг-ции производств. и учебной деят-ти.Но это не должно приводить ко взгляду на женщину как на низшее существо. В недавнем прошлом в нашей Ф.подчеркивались лишь соц. хар-ки чел., его биолог.св-ва недо­оценивались. Между тем в наст.время очень важно оценить перспективы человека как вида. Человек более универсален, чем любое животное. Он изменятокруж. среду, создавая «вторую природу», стараясь не изменяться сам. Но его ресурсы не безграничны, хотя они дока еще плохо выяснены.

47. Герменевтика (распечатка). Творчество как способ развития мира. ТВОРЧЕСТВО— деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Творчество определяется как категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Творчество имеет онтологический статус, так как представляет собой способ бытия человека в мире. Бытие мира - тварное, сотворенное и творимое бытие. На всяком тварном бытии лежит печать творческого акта. Тварность говорит о Творце. Тварность есть творчество. Творение мира есть творческое развитие в Боге, выход Его из одиночества, зов божьей любви. Творение предполагает движение, динамику внутри божественной жизни. Сама идея творчества возможна лишь потому, что есть Творец и что был совершен им оригинальный творческий акт, в котором стало сущим небывалое.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!