Свобода как характеристика родовой природы человека



Вопрос о свободе - это вечная проблема для человечества, ибо ответить на него проблематично или в принципе невозможно. В то же время свобода является важнейшим завоеванием человечества и высшей ценностью современной цивилизации, о чем в разгар второй мировой войны говорил президент США Франклин Рузвельт. В своем послании Конгрессу от 6 января 1941 года он писал: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах. Первая - свобода речи и выражения, - повсюду в мире. Вторая - свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным, - повсюду в мире. Третья - свобода от нужды…во всем мире. Четвертая - свобода от страха…во всем мире».
Итак, что же такое свобода и как необходимо и возможно ее трактовать? Так, английский философ Томас Гоббс определяет свободу как отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать его то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеком власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом.
В целом понятие «свобода» можно рассматривать как совокупность следующих, взаимосвязанных и взаимообусловленных, характеристик:

• состояние деятельности, в которой человек формирует и совершенствует свои сущностные силы путем познания и управления природными и социальными отношениями и структурами, и в результате «очеловечивает» свой внешний и внутренний мир;

• антропологический принцип отношения к человеку как самоцели и смыслу творческой активности;

• характерный только для человека как сознательного и общественного существа способ активно-преобразующей, универсальной и динамичной жизнедеятельности.

Феноменология страдания

При феноменологическом описании страдания необходимо сразу оговорить сферу описания - содержание внутреннего жизненного мира человека. При феноменологическом описании страдания необходимо сразу оговорить сферу описания - содержание внутреннего жизненного мира человека. Из феноменологического анализа жизненного процесса ясно, что феномены, выявляемые интенцией как значимости, раскрывают свою значимость в разных аспектах. Во-первых, феномен определяется в соответствии с эгометрическим масштабом, в результате чего можно выделить в нем в качестве самостоятельного аспектаэгометрическую значимость. Во-вторых, он выражает в себе значимость направленной на него интенции, задающей ситуацию и мотивирующей внутриситуативную интенцию, в которой он проявляется. Эту значимость феномена обозначу как интенциональную. В-третьих, жизненная интенция на весь континуальный поток ситуаций проявляется в каждой частной интенции, мотивированной ею, и через это воплощает свою значимость и в каждом отдельном феномене. Выделение значимостного аспекта в феномене, в котором воплощается значимость всего континуального потока ситуаций, жизни как таковой, я обозначу как жизненную значимость феномена.

84. Метафизика смерти
Метафи́зика
(др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природыреальности, мира и бытия как такового. Перефразируем известную русскую поговорку: “Скажи мне кто твой враг ,и я скажу ,кто ты”. Враг всего народа -смерть. Оригинальный русский мыслитель Н.Ф.Федоров утверждал, что давняя и высшая цель человечества- победа над смертью. воскрешение всех ,обитавших на Земле. Такой сыновний долг живущих перед теми ,кому обязаны они величайшим благом жизни. Федоров попытался приговорить смерть к смерти. Пожалуй попытка эта вызвана прежде всего отчаянием и стремлением во что бы то ни стало преодолеть леденящий ужас небытия. Смерть в мифологических представлениях древних народов не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат козней злых духов, которые пробираясь в организм человека постепенно уничтожают его. Поэтому согласно мифологическим представлениям, люди должны бороться со злыми духами и божествами, которые несут смерть человеку. В древнегреческих мифах повествуется о том как Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему Смерть, но Сизиф заковал ее в крепкие оковы, и люди перестали умирать. Однако Аид освободил Смерть от оков, и она одолела Сизифа. Греческая мифология в лице Сизифа изображает бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и мудрости перейти границы жизни.

 

87.Философия любви.
Любовь- сложная , многоаспектная проблема ,пограничная между психологией ,искусством и философией. Философский анализ любви разворачивается в 2х направлениях : 1)как описание многообразия конкретных видов любви 2)как исследования тех общих черт, кот присущи каждой из разновидностей любви, т. е. выяснение сущности любви. Философский анализ любви есть анализ формальных условий любви вообще как человеческой способности . В философском плане любовь объясняется и определяется не предметом любви, а способностью любить. Любовь также определяется не содержанием чувственного опыта ,а развитостью человеческих качеств любящего.


85.Проблема смысла человеческого сущ-ния. Проблема смысла жизни представл. собой , по выражению О.Дробницкого «философский концепт морали» .Первые концепции о смысле жизни появились еще в Древнегреч-й философии .Нередко смысл жизни связывали со счастьем, с приобщением к благу .Смысл жизни ,в самом первом приближении ,выступает как отношение человека к той ситуации, в которой он пребывает в каждое данное время. Каждая ситуация несет в себе смысл разный для разных людей .Поэтому учитывая последнее обстоятельство ,следует различать смысл и осмысленность жизни. Смысл предлагает объективную оценку, осмысленность- субъективное отношение к своей жизни. Одна их новых моделей смысла жизни- власть человека над человеком ,выдвинутая Т.Гоббсом в 18 в. и развитая Ф.Ницше в его учении «о воле к власти» .Ницше считал, что смыслом жизни должна стать индивидуальная «воля к власти» ,могуществу. Нравственный идеал Ницше- сверхчеловек, противостоящий толпе .Его предназначение – в собственной реализации ,ибо именно она носитель новой морали.



86.Счастье как категория морального сознания.Для того, чтобы человек был счастлив ,он должен не иметь ,а быть :быть нравственной личностью , отличающейся определенными моральными качествами. Стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту –норма человеческого существования, но благополучие не должно отождествляться со счастьем. Писатель Ч.Айтматов заметил, что все, что мы получаем- это условия жизни и только то, что мы отдаем,сама жизнь. Значит, благополучие –это характеристика предпосылок бытия индивида ,а не суть его жизни. Счастье же-это сопровождающееся чувством глубокой моральной удовлетворенности переживания полноты бытия. И.Кант считал, что в отношении счастья невозможен никакой императив ,который предписал бы совершать то, что делает человека счастливым .


88. Общество как саморазвивающаяся система.Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех «миров», не сводимых друг к другу. 1) это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека.2), это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. 3)Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.1)1й источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. 2)2й источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве.3) 3й источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала


90.Специфика культуры как способа бытия человека в мире. Генезис культуры с позиции 3х концепций :трудовой, магической, игровой..Человек выделился из животного мира благодаря труду. Согласно трудовой концепции антропо- и культурогенеза, обезьяны сообразили, что искусственные орудия гораздо эффективнее естественных. Тогда они стали создавать эти орудия и сообща трудиться. Появилась речь. Труд сотворил человека и культуру как способ его жизнедеятельности. Но для того, чтобы трудиться, важно обладать сознанием. Неплохо также для этой цели жить в группе и общаться в процессе приобретения трудовых навыков.
Согласно Хейзингу игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
89.Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию. Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!