Проблемы человека эпохи возрождения и нового времени



Знаменитые ученые и философы XVI – XVII вв. – Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц – заложили основы нового понимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Таким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя утверждению подлинного царства человека.

71. Важным достижением немецкой классической философии явилось убеждение в том, что разгадка сущности человека заключена в его активной, творческой деятельности. Мир человека не является изначальной данностью, он культивируется человеком, приобретая статус мира исторической культуры человека. Без него и вне его существование человека невозможно. Способом реализации культуры, основой ее возникновения и существования является деятельность. Немецкие философы обосновали творчески активную природу познания, в котором субъект и объект тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя целостное познавательное отношение. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". Структурные компоненты человеческой личности предопределяются не ее физической или биологической природой, а всей совокупностью общественных отношений, в которые она включается в качестве субъекта активной социальной деятельности.

Современная западная философия о человеке

Она охватывает период с 20-х годов XIX в. до сегодняшних дней. На основе философии жизни в 20—30-е гг. XX в. возникает философия экзистенциализма, ставящая проблему человека на первый план. Человек всегда устремлен в будущее, и он сознает это, сознает то, что он устремлен в будущее, в отличие от всех остальных вещей. Человек — это прежде всего замысел о будущем, а не существование в настоящем. То, чем человек станет, зависит от самого человека, поэтому человек ответствен за свое собственное существование. Но это не просто ответственность за самого себя, это ответственность и за всех людей. Человек, делая выбор, занимает определенную жизненную позицию.

73. Широкий и узкий смысл понятия философския антропология Философская антропология в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизниДильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук —психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Организм и личность— две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

Антропологический кризис как один из слстовляющих кризисов кулдьтуры

Скорость изменений, происходящих в XX веке в области развития техники и условий существования человека, несравнима ни с одной эпохой в истории че-ловечества: жизнь каждого европейского поколения резко отличается от сле-дующего. Меняется практически все: политические реалии, экономическая си-туация, уровень развития техники, духовный климат. Проблема же заключается в том, что моральные и духовные установки человека не могут меняться с той же скоростью, что и уровень техники, и в XX веке впервые создается уникальная и трагическая ситуация, когда технический прогресс опережает скорость его гума-нитарного осмысления (еще А.Тойнби выдвинул идею об отрицательной зави-симости между технологическим и социально-духовным ростом). Человек в этой ситуации ощущает состояние кризиса.

Осмысление этого состояния пронизывает весь XX век: О.Шпенглер пишет о смерти европейской культуры и наступлении цивилизации, А.Тойнби – о кри-зисе западного христианства, Й.Хейзинга – о разложении культуры, Э.Гуссерль – о кризисе европейского человечества, А.Швейцер о кризисе европейского ми-ровоззрения, М.Вебер – о конфликте современной науки, К.Ясперс – о трагиче-ской духовной ситуации эпохи, Х. Ортега-и-Гассет – о «человеке массы», Р.Гвардини – о конце человека Нового времени, Э.Мунье – о кризисе героиче-ского индивидуализма, Г.Маркузе – об «одномерном человеке», Э.Фром – о «ма-нипулятивном интеллекте». При множестве подходов к решению проблемы кри-зиса все мыслители XX века указывают на одну главную особенность эпохи – утерю высших, религиозных, духовных ценностей.

75.

76.аксиология как филосовская рефлексия о ценностях Термин «аксиология» (от греч. – axios – ценный, logos – понятие, учение) впервые был применен французским философом П.Лапи (в 1902 г.) и немецким философомЭ.Гартманом (в 1908 г.). Данным термином они обозначили новый самостоятельный раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Процесс оценивания осуществляется с опорой на ценность. Для того, чтобы оценить что-либо, должны существовать определенные критерии. Этими критериями и выступают ценности. Ценности являются объективной основой оценки, а оценка выступает субъективным выражением ценности. Оценка одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп, наций может быть различной. Но субъективность оценки не исключает наличия объективных и общезначимых ценностей. Ценности выступают не только критерием (основой) оценки, но и регулятором поведения людей.

77. генезис и природа ценностного сознания Ценностное сознание – это определенный горизонт сознания,

благодаря которому человек утверждает свои ценностные отношения с миром и становится субъектом постижения ценностных свойств бытия. Ценностное сознание сделалось предметом систематического философского анализа в рамках неокантианства с середины XIX в. ценностное сознание всегда несет в себе эмоциональное, пристрастное, пафосное отношение к миру. ценностное сознание – это созерцание упорядоченности мира по вертикали, уходящей в верхние и нижние слои бытия. Благодаря ценностному сознанию человек ощущает себя звеном ценностного мира, ступенькой лестницы возрастающих степеней смысла бытия.

 

78.типология ценностного сознания В рамках философского сознания ценности выступают как абстрактные понятия (образы, модели, символы), имеющие обобщенный смысл, — благо, добродетель, истина, справедливость и т. п. Этим понятиям может быть приписан и объективный смысл. Так, Платон рассматривает «благо» как идеальную, объективно существующую сущность. Убежденность в суще­ствовании мира идеальных сущностей покоилась не на вере, а на попытках рациональной выводимости, рационального оп­равдания такого мира. В рамках родового сознания оценка, ценность и соответ­ствующий конкретный предмет образовывали одно целое. Та­ким был, например, тотем, выступавший одновременно и как вещь, и как символ, и как жизненная установка. В религиозном сознании резко меняется соотношение пред­мета, ценности и символа. Формируется новое, запредельное, сверхъестественное измерение мира, в котором помещаются некие идеализированные предметности. Ценность и предмет сливаются, но не в эмпирически данном опыте, а в «умопости­гаемом» мире. Ценности науки — истина, обоснованность, доказатель­ность, интеллектуальная честность, творческий гений, ясность, преданность истине и др. Если в философии ценность предпо­лагает соединение идеальных образов с жизнью, с образом жизни и стилем поведения человека, то в науке ценности, ско­рее, носят рассудочный характер, приобретают статус теорети­ческих конструктов.

 

79. проблема иерархии ценностей К высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой — общественной и личной — жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры. Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.

 

80.Ценности и оценка
 Один из основоположников теории ценностей в философии неокантианец Г. Риккерт. ля социолога П. Сорокина ценности являются основой, фундаментом всякой культуры. С этими определениями можно соглашаться и не соглашаться, но с тем, что такие крупные мыслители сближают и даже идентифицируют культуру и ценности, безусловно, следует считаться.

Другим полюсом можно считать отказ от ценностной (аксиологической) трактовки культуры на том основании, что она ведет к европоцентризму, исключая из системы ценностей все то, что противоречит ценностям европейской культуры и сужает понятие культуры, ограничивая ее сферой позитивных ценностей.

Кант выделил два типа отношения субъекта к миру — теоретическое (познавательное) и практическое (ценностное).

Понятием значимости коррелирует категория оценки, представляющая собой выявление значимости предмета для его субъекта с точки зрения того или иного критерия. Критерии оценки бесконечно разнообразны. Это могут быть потребности больших социальных групп, семьи, личности, организации, экономические и политические интересы, требования моды или высшие духовные ценности. Поэтому вопрос о выборе критериев оценки имеет принципиальное значение хотя бы потому, что из той или иной оценки явления вытекают выводы, касающиеся способов практического действия по отношению к данному явлению.

81. аксиология в повседневности
Аксиология - ( от греч. axia - ценность , logos - учение ) - учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее , выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, "иного" и общезначимого. Понятие А. и ее специфического места в философии складывается и осознается значительно позднее, чем возникает проблема ценностей и еще не обособившееся учение о ценностях. Аксиологические представления впервые в их целостном виде складываются в метафизике Платона . Именно Платон не только различил два плана бытия - чувственный (физическую реальность ) и сверхчувственный ( умопостигаемую реальность), но и ввел идею их высшего связующего начала - Единого, функциональным аспектом которого является Благо.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 616; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!