ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ
Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 - 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры.
Киево-Могилянская академия продолжила научно-образовательные, демократические традиции братских школ на Украине. В ее стенах продолжают развиваться языкознание, литература, история, а сама философия возглавила начавшееся идеологическое противостояние с католической экспансией.
Именно в Киево-Могилянской академии философия впервые вводится как специальный предмет изучения. Пусть даже она еще имеет налет религиозности, но уже происходит интеграция с естественными науками. Главный предмет познания - природа и человек. В контексте эпохи Возрождения философы Киево-Могилянской академии занимаются проблемами законов природы, существования человека, природы его мышления, содержания его внутреннего мира. Философская мысль приобретает практическую направленность.
Экзенстенциализм и проблемы человеческого бытия.
В духовных состояниях человек выступает как неповторимая индивидуально-уникальная личность. Он самоосуществляется в них, тем самым занимая определенное положение в мире и выражая свое отношение к нему, свою причастность к тому, что составляет тайну бытия человечества в целом. Человек, обладающий определенным духовным опытом, просто не может не задумываться о том, что он есть, что оставит после себя, зачем живет. Уже в эпоху античности человеческое бытие рассматривалось философами как проблема судьбы– объективной линии жизни, мало зависящей от человека, определяемой кем-то другим. Судьба – это жизнь реализованная, состоявшаяся, зафиксированная в объективированных системах. В «формулу» судьбы входят следующие составляющие:
|
|
1) кто действует (анализ системы субъектов);
2) в каких целях действует (анализ ценностных приоритетов и степени осмысленности поступков);
3) какие средства использует (функционально-нравственный анализ).
Основные черты «философии жизни»
В понятие современная зарубежная философия входит вся философская мысль Западной Европы и Америки начиная с 90-х годов 19 века. Это широкое толкование данного термина. Начало новому типу философствования "философия жизни" преодолевал точки зрения разума, положил Шопенгауэр в труде "Мир как воля и представление".
Иногда его философию жизни называют философией воли. Все, что существует Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля имеет универсально космический образ, а каждая сила в природе объединяется как воля. Отсюда всякая телесность - это объективность воли.
|
|
Вывод: Мир - это воля, его проявление - это ее манифестация, все приковано к ней и тем самым воля субстанция, абсолют. Вследствие чего идеалистический рационализм с его различными представлениями о разуме уступил место воле, которая по сути своей является иррациональной.
Ницше противопоставляет жизненное искусство символизированное образом Диониса интеллектуальному искусству Аполлона, ведущему к разложению и деградации жизни в теории.
Искусство Шопенгауэр и Ницше повторяет как проявление воли. Но в отличии от Шопенгауэра Ницше волю толкует как "волю к власти" - это центральная идея и центральное понятие философии Ницше. Жизнь по Ницше представляет собой специфическую волю, аккумулирующие силы, она стремиться к max чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и к неживому миру.
Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя деятельность рассуждениями.
Главные темы и проблемы философии неотомизма и прагматисма
|
|
.Неотомизм — религиозно-философское учение, получившее в 1879 году официальное признание Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет учение средневекового теолога Фомы Аквинского.
Философское учение неотомизма представляет собой систему различных философских дисциплин, охватывающую метафизику, гносеологию, натурфилософию, этику, эстетику, социологию, философию истории и другие разделы. Ядро неотомистских учений образует метафизика, понимаемая как универсальная теория бытия и разделяемая на общую и частную.
ущность философского знания заключается в его абсолютной беспредпосылочности, его полной независимости от частных наук. Философия должна понять всякое сущее, исходя из чистого первичного принципа, из всеобщего основания — бытия.
Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в философии США начала XX в. и в последующие годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанногоФилософия Пирса складывалась в процессе его критики идей Р. Декарта, который с позиций рационализма считал возможным достижение исчерпывающего знания. Для Пирса достижение такого знания проблематично. По его мнению, человек в состоянии достичь только относительного знания.учения.
|
|
36. Бытие и небытие как исходная философская проблема. Аспекты проблематики бытия.
Проблема бытия и небытия в философии обретает два направления
1) Философия бытия исходит из концепции абсолютизации бытия. Так, древнегреческий философ Парменид утверждал, что есть только бытие, небытия нет. В средневековой катафатической (положительной) теологии говорится о вечном абсолютном бытии – Боге. Марксизм за абсолютное бытие брал материю, которая вечна и бесконечна.
2) Философия небытия рассматривает бытие как производное из небытия. Так, др.гр. фил. Горгий говорил, что «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.) основатель надхьямики (фил. школа махаяны в буддизме) утверждал «Весь мир есть пустота (“шунья”)». Средневековая апофатическая (отрицательная) теология отождествляла Божество и Ничто.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Еще Аристотель определил, что "Задача философии в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". Таким образом, категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование.
По способу существования бытие разделяется на два мира:
- мир физических состояний (материальный, природный);
- мир психических состояний (сознание, духовность...)
Бытие и становление.
Бытие – это первый проблеск смысла, выступающий на фоне его полного отсутствия, то есть бессмыслицы. Это, иначе говоря есть первое полагание смысла вне самого себя. ЕСТЬ – это первое светлое пятно смысла, еще неопределенного, но уже заявившего о себе, что он имеет место. Как, откуда этот смысл вдруг появляется, это так и останется, утверждает А.Ф Лосев, чудом, тайной, загадкой.
Введение Категории «становление» в нашей философии не очень везет. Она фактически выпала из учебников и учебных пособий, да и монографические исследования не очень-то жалуют ее своим вниманием. Разумеется, можно посетовать на то, что следить за выходящей литературой сейчас не так-то просто, можно что-то и пропустить, но тем не менее из «последних» изданий, где специально рассматривается категория «становление».
СТАНОВЛЕНИЕ- постоянное, охватывающее все изменение, возникновение или исчезновение. Противопоставление С.бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в антич. философии. Гераклит растворял бытие вС. и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал С.кажимостью и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечносуществующий умопостигаемый мир идей является парадигмой для вечно становящегося чувственновоспринимаемого мира. Аристотель, отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал С.характеристику направленности. В средневековой философии источником и одновременно целью всякого С.становится Бог.
Бытие и контингенция.
Все конечно сущее не есть само бытие, тем самым оно оказывается контингентным, т. е. не необходимо сущим, а способным к бытию или небытию, в себе индифферентным к нему. Но если оно контингентно, то должно быть порожденным, определенным к действительному существованию благодаря другому. Так, мы вопрошаем о том, по каким критериям мы познаем контингенцию, предполагающую причину мира. Тем самым предшествующее обнаружение (что сущее не есть само бытие) конкретизируется.
Все сущее контингентно (может быть или не быть), если оно пребывает в потоке становления, следовательно, возникает и исчезает, начинается и прекращается. Если оно возникает, то его еще не было; если оно исчезает, то его больше нет. Это подтверждает, что оно не необходимо; иначе оно должно было бы быть всегда. Но если сущее подвержено возникновению и исчезновению, то оно не необходимо, а сущностно контингентно.
Этот критерий контингенции, тем не менее, ограничен. Чаще всего мы преднаходим вещи, которые хотя и изменяются, однако не становятся или не исчезают полностью. Новое возникновение и исчезновение мы находим прежде всего в мире живого, где новые организмы вступают в существование и вновь погибают, поэтому оказываются контингентными.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1040; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!