Аристотель как систематизатор древнегреческой философии :бытие и его смысл ,проблемы субстанции и его движения
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделал Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В его системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер. Аристотель подводит итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.
Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).
Аристотель предложил десять категорий бытия:сущность,качество,количество,отношение,место,время,положение,обладание,действие,страдание.
В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения:
– проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос);
– в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи).
Субстанция — это истинное, существенное, самодостаточное, самопричине бытия, которое порождает все многообразие мира.
Проблема движения. 1) Аристотель признаёт существование бога – перводвигателя, источника развития мира. Он абсолютно совершенен и неподвижен. 2) В любой вещи заложена причина её движения, т.е. любая вещь сама себе причина. Есть 6видов движения:возникновение,гибель,увеличение,уменьшение,перемена температур,изменение места.
|
|
18.Христианская апологетика:идейные истоки и основная проблематика.Августин Аврелий и апогей патристики
христианская апологетика появилась и начала функционировать в момент становления церкви. В то время христианство еще существовало в форме разрозненных общин или епископальных церквей, не имевших единого, общепринятого вероучения. Предстояло только создать это вероучение.
объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного сознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторовХристианским апологетам предстояло упорядочить весь этот разнородный материал, привести его в какую-то систему, по возможности, разъяснить наиболее важные положения, сделать их доступными восприятию своих приверженцев и оградить от нападок противников христианства.
В условиях постоянных преследований идеологи первоначального христианства выискивали юридические аргументы, чтобы отстоять для своей религии право на гражданское существование. В то время они апеллировали к естественному и гражданскому праву, независимо от их вероисповедания, требовали применения принципа свободы совести. Обращаясь же к приверженцам христианства, апологеты стремились ободрить их, внушить идею исключительности, богоизбранничества. Нередко, идеологи первоначального христианства со знательно толкали своих «братьев по вере» на мученичество. Страдания и фанатичную самопожертвованность, как проявление высоких морально-волевых качеств приверженцев новой религии, они использовали в качестве аргумента в миссионерской деятельности.
|
|
Августин Аврелий был крещен лишь в конце жизни.Стал священником и открыл свой монастырь
Схоластическая философия в Западной Европе.Проблема универсалий.Спор номинализма и реализма
Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах, где ее изучали будущие священники и церковные служители. Задачей философии было не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда и название — схоластика. Философия не была свободной, она зависела от церкви, стала «служанкой теологии». Поэтому исследования схоластов можно лишь условно характеризовать как философские, если исходить из традиций древнегреческих философов. Философия почти на тысячелетие оказалась задавленной христианскими идеями. Единственный предмет изучения теологии — божественное естество — являлся также и предметом философского изучения. Провозглашалась лишь одна истина; различия между наукой и теологией, между философией и теологией не допускалось. Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии.
|
|
В классическом споре трех главных течений средневековой философии — реализма, концептуализма и номинализма — Ансельм Кентерберийский принадлежит к реалистам. Все три течения сформировались в ходе обсуждения центральной проблемы схоластической философии — проблемы универсалий (общих понятий).
Концептуалисты утверждали, что общие понятия имеют место в нашем уме, но им соответствует нечто в самих вещах. Номиналисты доказывали, что носителем общего является слово, имя, “номен”, а сами понятия возникают в процессе познания и вне человеческого разума, т.е. реально не существуют.
Реалисты признавали самостоятельное существование универсалий. Так, согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям “человек”, “животное” и др. существуют реально. При этом общие понятия существуют до конкретных вещей, как мысли Творца предшествовали творению мира. Иначе говоря, он следовал учению Платона об объективном существовании “идей”, которые существуют до возникновения конкретных вещей.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!