Фома Аквинский о соотношении науки и религии,философии и теологии



Фома Аквинский явился родоначальником рациональной теологии.

Согласно Фоме, и теология и философия, суть "науки" в аристотелевском понимании, т. е. системы знания, в основании которых лежат первые принципы, а из этих принципов посредством силлогистических рассуждений выводятся заключения. Теология и философия суть самостоятельные науки, ибо принципы теология – догматы – и принципы разума не зависят друг от друга. Задача теологии состоит в систематическом изложении и истолковании спасающей истины Откровения; для того чтобы сделать положения веры понятными и убедительными для "естественного разума" человека. Для этого теология прибегает к помощи философии, в частности к его понятийному аппарату. Рассматриваемая как средство достижения главной цели христианского вероучения – спасения человека, философия есть служанка теологии. (Фома повторяет это за своим предшественником Петром Дамиани).

Богословие использует философию и науку, чтобы более доходчиво, наглядно, убедительно показать человеку истины христианского учения. Это – следствие того, что человек имеет несовершенный ум, который не может привести человека непосредственно к богопознанию, для этого есть предварительные ступени.

Философские идеи в культуре Киевской Руси

Философская мысль Киевской Руси как живет историческое явление имела свой образ, свой духовный опыт, воспроизводила дух своей эпохи И хотя она мало исследована, в ней можно выделить следующие принципы, идеи и особенности: общая направленность ь на решение актуальных вопросов общественного бытия; обоснование духовно-практической формы освоения мира; внимание к проблемам человека, познания, смысложизненной проблематике; верность и соблюдение канонов и православной вере; в сфере социальных и нравственных отношений преобладание общечеловеческих идеалов добра и красоты, мужества, верности, честности, искренности, простоти.

В познавательной деятельности доминировала энциклопедичность, просвещение, высокая книжная культура, уважение к уму и таланту Большое значение придавалось Приобретение мудрости как сплава знания и его практи ичного воплощение в жизнь, поискам правды, истины, желанию понять культуру своего и других народов, передать эти знания современникам и потомкам Все эти идеи вошли в духовную культуру украинского народду.

«Лучше милость праведных, чем большие богатства грешных Потому сила грешных сломается, а праведных укрепляет Господь Поэтому грешники погибнут, а праведных же он радует и дает им Господь стопы мужчины направл етяє».

Владимир Мономах

 

 

Идеи и тенденции гуманистической мысли эпохи Возрождения.Философские и космологические учения Н.Кузанского и Дж.Бруно

Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”. Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах.

филосо­фия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средне­вековой философией. Для нее центральным остается трактовка во­проса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактовке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрождения Имеет свою специфику. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма.

 

Николай Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно —Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум.

Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548 — 1600 гг.). Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость — таковы исходные посыл­ки философии итальянского мыслителя. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцен­трической концепцией устройства мироздания. По его мнению, дви­жущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтож­ная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни гра­ницы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к от­дельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1775; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!