Субстанциональная концепция пространства и времени



Субстанциональная концепция предполагает, что время есть самостоятельное явление природы, существующее наряду с пространством, веществом и физическими полями. Современная физика не дает оснований для предпочтения ни одной из этих концепций.
Субстанциональное время определяется как количество замененных в системе элементов

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Реляционная концепция пространства и времени

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

концепция отрицает существование времени как самостоятельного явления и трактует его как специфическое проявление свойств самих физических тел и происходящих с ними изменений

48. Проблема реальности течения времени.           Статическая и динамическая концепция времени

Любой человек имеет чувственный опыт течения времени осознания его в понятиях прошлого,настоящего и будущего,а с другой-испытывает большие затруднения при определенныз сенсорных механизмов восприятия этого течения

Раскрывая сущность психологических проблем,связанных с восприятием времени,Х.Шиффман пишет:»Восприятие времени-странная прецепция в том числе,что он имеет в видукогнитивную нежелифизическую или нейронную основу.Действительно,нет ни очевидных сенсорных рецепторов или органов,предназначенных для восприятия времени,ни каких либо непосредственных,наблюдаемых ощущений,вызываемых специфическими стимулами,связанными со временем.

статическая концепция времени.

Она сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и, всегда будут существовать. Это лишь иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно. Эту картину мира можно сравнить с кинолентой: каждый кадр ее существует заранее, до того как увеличенным попадет на экран; но зритель видит его именно в этот и только в этот момент.

В нашем сознании динамическая концепция времени явно господствует. Каждый из нас исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно и скрыто в возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени в настоящем заложено).

Статическая и динамическая модели времени сосуществовали много веков. Еще Платон совмещал обе концепции, полагая, что статическое время царит в единственно реальном вечном "мире идей", время же динамическое – в "мире вещей", где все "возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле". Средневековые схоласты приписывали высшему бытию свойства статической модели, к реальности же применяли динамическую концепцию.

Время естественно-научного описания и время человеческого бытия

естественнонаучного описания, ко­торое характеризуется определенными величинами измерения, деле­ния и счета; время человеческого определения, которое характеризу­ется величинами изменения, определения и связи и время социально-исторического бытия, считая его самым фундаментальным и значи­мым для нас. Оно не равномерно — это время начала и конца. С точки же зрения современного постмодернизма, к которой склоняемся и мы, более значимым является время человеческого определения, так как именно оно задает мировосприятие субъекта.

В. П. Яковлев определяет социальное время как время человеческо­го бытия, время человеческой деятельности. Именно на социальном уровне время обретает глубину и полноту своего содержания. В цен­тре его теории времени — понятие события, которое проходит через сознание людей [11]. Мы полностью согласны с этой трактовкой. Цепь событий, застывая, опредмечивается, и тем самым опредмечивается само время человека. В. П. Яковлев соглашается со своими коллегами в том, что вечная проблема времени предстала в новом измерении, ко­гда началось стремительное движение социального прогресса. Линия жизни человека приобрела больший динамизм, что обнаруживается в формах духовного и практического освоения мира. Субстанция соци­ального времени, с точки зрения российского философа, — это соци­альная материя и изучение самого разума.

 

50. Время и вечность.

Между временем и вечностью существует бесконечное различие, ибо время, имеющее статус реальности, физическое значение, образуют, а потому во времени существуют лишь конкретные, конечные материальные объекты; объективно-реальное, но несубстанциональное функциональное время (другого времени, на наш взгляд, в природе нет), прежде чем существовать, должно возникнуть, иметь начало отсчета.

Несотворимая и неуничтожимая, вечно существующая глобальная Вселенная не возникает и не исчезает как таковая (Вселенной безразлично, какие в ней происходят изменения, процессы – независимо от них она всегда остается Вселенной), а потому своего собственного, единого времени не образует. Семантика же слова «вечность» означает лишь то, что несотворимая и неуничтожимая Вселенная, в отличие от материальных объектов, ее составляющих, существует постоянно, всегда. Иными словами, Вселенная в целом существует постоянно, вечно по причине своей несотворимости и неуничтожимости, а не потому, что существует в бесконечном времени.

 

51 Природа сознания. Онтологический и гносеологический аспекты.

Онтологический аспект заключается в том, что содержание философии является объективным по своему происхождению Он является отражением объективно существующего отношения \"человек - мир\" А потому философия, как специфическая форма усви идомлення человеком своего бытия, как форма общественного сознания, претендует на то, чтобы дать человеку знания о мире и о самом человеке в их бытии, то есть она по своему содержанию претендует на то, чтобы отв овисты на вопрос: \"Что же такое мир? Какова его природа? Что такое человек по своей природе и сути Какое место она занимает в мире? Как устроен мир, в котором живет человек? Какие общие порт ки и законы природы, общества, мышления? городе, состоящем независимо от желания и воли людей Это отражение может быть и истинным, и ложным Объективная обусловленность содержания философии превращает ее в особый феномен духовной жизни человека, выступает не только как результат ее жизнедеятельности, но и как ее предпосылка, становясь фактором, активно влияет на характер отношения человека к самому себе, на осознание им смысла своего Буттуття.

Гносеологический аспект отражения предмета в теории заключается в том, что мир отражается в сознании человека не зеркально, не как результат созерцательного восприятия действительности, а через призму практ политически-деятельного отношения человека к миру и к самому себе, через призму потребностей и интересов Именно познавательное отношение человека к действительности является практическим по своей природе В основе отношения человека к мира лежат ее потребности и интересы Они могут быть удовлетворены только в процессе практического освоения человеком действительности.

52. источники сознания

 

Важным источником формирования сознания является внешний мир. Он выступает в качестве онтологической основы психической деятельности человека. Одного мозга, следовательно недостаточно для функционирования сознания. Независимо от воздействий окружающего мира мозг не может мыслить.

источником сознания является социальная среда. Сознание не может функционировать вне мозга человека и воздействия на него реальных вещей, но оно не проявляет и вне общения людей, практической деятельности.

 

53. Эпистемические формы сознания (мнение,сомнение,вера…)

 

Мнение человека или группы людей отражает их точку зрения по тому или иному вопросу и основано на жизненной позиции, мироощущении, мировосприятии, мировоззрении субъекта, оно тесно связано с индивидуальным опытом отдельной личности и коллективным опытом всего социума, а также с памятью человека и человечества.

Другая эпистемистическая форма сознания – это сомнение, оно включает в себя те данные, ту информацию, в истинности, достоверности и полезности которой субъект уверен не до конца, у него нет твердых знаний и убеждений по поводу этих данных.

В противоположность сомнению, убеждение – это форма сознания, которая внутренне воспринимается субъектом как верная, истинная, достоверная и логически непротиворечивая. Только глубоко осмысленное, внутренне переработанное, освоенное самим субъектом знание становится его действительным и устойчивым убеждением. В убеждениях личности в единстве находятся идеи, чувства и воля субъекта, направленные на практическое достижение поставленной им цели.

Формой сознания, объединяющей, синтезирующей в себе содержание таких форм, как мнение, убеждение и сомнение, является знание, являющееся идеально выражающее объективные свойства и связи мира, уже известные объекту, изученные и познанные им. Провозвестник науки и философии Нового времени средневековый английский мыслитель Роджер Бэкон сформулировал замечательную сентенцию: “Знание – сила”. Действительно, истинное, точное знание – это квинтэссенция, сгусток человеческой практики, коллективный опыт, накопленный человечеством за всю многовековую историю его развития.

Противоположной стороной знания выступает вера. Если знание придает человеку уверенность, вооружает его убеждениями, то вера предстает как высшая ступень убеждения, хотя и не является проявлением знания. Вера имеет глубоко личностное значение для человека, выражает его глубокую убежденность в правоте высказанных положений, в том числе и таких, которые не опираются на объективные доказательства.

Между верой и знанием существует глубоко принципиальное различие. Если в вере акцент делается на субъективную убежденность человека, то в знании на первый план выступают объективная особенность, истинность и достоверность. Вместе с тем, в знании присутствует элемент веры – высокий авторитет науки, внедрение множества ее результатов в повседневную жизнь, служит базисом такой веры. В то же время на уровне веры знания догматизируются, омертвляются и тогда опора на веру становится консервативным началом, тормозом творчества и познания личности.

 

55. Язык и мышление

 

Два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышле­ние — высшая форма активного отражения объектив­ной реальности, целе­на­прав­лен­ное, опосред­ство­ван­ное и обобщён­ное позна­ние суще­ствен­ных связей и отношений предметов и явлений. Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимо­дей­ствии, — практически-действенном, нагляд­но-образном и словесно-логическом. «Орудием мышле­ния является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например язык искус­ства)» (там же). Язык — это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспе­чи­ва­ю­щая материальное оформление мыслей и обмен информа­ци­ей между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык — это явление по своей первичной природе физическое, материально

 

56. проблема бессознательного в психоанализе

 

С точки зрения Фрейда, чем культурнее становится человек, тем больше вероятность того, что его внутрипсихические конфликты, возникшие на основе угрызений совести и чувства вины, будут способствовать его "бегству в болезнь".
Общая теория психоанализа получила у Фрейда название метапсихологии. По Фрейду, она описывает психические явления в энергетическом (экономическом), топическом (топографическом) и динамическом планах.
Энергетику (экономику) психики, по Фрейду, определяет борьба двух противоположных инстинктов, глубоко заложенных в самой сущности жизни: эроса - инстинкта продолжения жизни, рода, толкающего живое существо к воспроизводству сексуальных раздражений, заряжающего всю психику сексуальной энергией - либидо; и танатоса - инстинкта, влекущего живое существо к покою, к устранению раздражений, восстановлению равновесия и, в конечном счете, к смерти. В зависимости от баланса между эросом и танатосом формируются влечения, которые могут толкать психику в сторону пассивного устранения сексуального раздражителя, так и к его активному разрушению, что может проявиться в виде агрессии и садомазохистского поведения.
Топику (в развернутом виде - структуру) психики образуют области бессознательного, предсознания и сознательной перцепции и соответствующие им структуры: Оно, Эго, Супер-Эго, подчиненные действию трех взаимосвязанных принципов: удовольствия, постоянства и реальности.

 

57. Коллективное бессознательное

 

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом.Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

 

59. Проблема возможности познания мира

 

В истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая, и не всегда в активе первой было чуткое улавливание реальной сложности проблемы.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира; по мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта и не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность – наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем

Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это – главный признак агностицизма. Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины и т.п.

Концепции истины:

1. Классическая (истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании).

2. Когерентная (истина, как соответствие одних знаний другим).

3. Прагматическая (истина – то, что полезно).

4. Конвенциальная (истина – то, что считает большинство).

5. Экзистенциалистская концепция (человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир).

6. Неатомистическая концепция (истина – божье откровение). Общая черта различных концепций истины в современной западной философии – отрицание объективности содержания знания.

Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Истина всегда конкретна.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!