Объективные основания свершения научных революций.



 


Междисциплинарные взаимодействия как «парадигмальная прививка» - фактор развития научного знания.

С. Степин полагает, что научные революции совершаются через изменение оснований науки и выделяет два пути их перестройки:

a. за счет внутридисциплинарного развития знаний, когда в сферу исследования включаются новые типы объектов, что, собственно, и требует изменения оснований данной научной дисциплины.

b.за счет междисциплинарных связей, «прививки» парадигмальных установок одной науки на другую.

«Парадигмальная прививка» – перенос представлений специальной научной картины мира, а также идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую». Такие трансплантации способны вызвать преобразования оснований науки без обнаружения парадоксов и кризисных ситуаций, связанных с ее внутренним развитием. Новая картина исследуемой реальности (дисциплинарная онтология) и новые нормы исследования, возникающие в результате парадигмальных прививок, открывают иное, чем прежде поле научных проблем, стимулируют открытие явлений и законов, которые до “парадигмальной прививки” вообще не попадали в сферу научного поиска.

Примером может послужить перенесение из физики в химию представлений об атомистическом строении вещества, а также перенесение из кибернетики и теории систем идеи о самоорганизации в современную физику, что во многом стимулировало разработку идей синергетики и термодинамики неравновесных систем. Междисциплинарные взаимодействия происходят как в области естественнонаучных дисциплин, так возможны и в социально-гуманитарных науках. Например, современная лингвистика во многом обязана своими успехами кибернетике, генетике и теории информации.

Поскольку новые представления переносятся из одной науки в другую при помощи «прививки», это позволяет снизить степень кризисной ситуации и появление парадоксов в развитии науки. Тем самым такая революция проходит наименее безболезненно. Степин полагает, что путь научных революций через «междисциплинарную прививку» не был основательно изучен и описан ни Куном, ни другими исследователями западной философии науки. Но без данной процедуры переноса идей одних наук в другие невозможно объяснить возникновение и развитие новых дисциплин.

Процессы обмена понятиями, методами, парадигмальными установками предполагают наличие какого-то обобщенного видения предметных областей разных наук, которое позволяло бы, сравнивая различные картины исследуемой реальности, все же идентифицировать их как одну и ту же реальность. В качестве подобного видения выступает общенаучная картина мира. Функционально она выступает как глобальная исследовательская программа науки, на основе которой формируются конкретные исследовательские программы и предназначена для:

а) интеграции знаний о предметах различных наук в целях формирования целостного образа Вселенной как взаимосвязанных неорганического, органического и социального миров;

б) установления сходства и различия предметных областей разных наук;

в) обоснования и целенаправленной трансляции знаний из одной научной сферы в другую; г) регулирования постановки фундаментальных научных проблем.

Единая научная картина мира как форма знания, которая регулирует постановку фундаментальных научных проблем и способствует трансляции представлений из одной науки в другую.


Наука в условиях глобализации и перспективы научно-технического прогресса.

 


Особенности этики науки в современности.

 


Место науки в системе ценностей человека.

 


Особенности методологии социально-гуманитарных наук.

Методология социально-гуманитарных наук— это 1) система методов, принципов познания и практического преобразования определенной области объективной действительности, 2) логика их использования, 3) понимание объекта, его истории и истории его познания, 4) цели и задачи познавательной и практической деятельности, 5) «когнитивная система отсчета», т. е. философско-мировоззренческая позиция субъекта познания. В этом смысле ее логическая структура отражает «снятую историю» практики и познания, уровень философской культуры исследователя, т. е. имеет место диалектическое единство исторического и логического, материально-преобразующей и мыслительной деятельности общества.

К гуманитарным относятся те науки, которые исследуют принципы, закономерности социализации индивида: особенности формирования языка (языкознание), психики (психология), поведения и образования индивида как социального существа (педагогика).

Главной целью и задачей является получение объективной истины о существенных особенностях, закономерностях, внутренних источниках и направлениях изменения объекта исследования.

Объектом и социальных (обществознание), и гуманитарных наук является высший уровень развития объективной реальности — общество как система жизненного мира человека в его противоречивой и поливекторной изменчивости. Поэтому познание этих сфер действительности в последнюю очередь становится научным.

Принцип материалистического понимания истории (монизма), как первая и главная методологическая особенность социально-гуманитарных наук, сформировалась благодаря положению К. Маркса - принцип первичности социальной материи,как методологического принципа заключается в понимании категории «общественное бытие». Оно в отличие от природного бытия не имеет вещественности. Общественное бытие есть 1) система противоречивых взаимоотношений, деятельности людей в сфере производства материальных благ, продолжения рода, обеспечения целостности и стабильности социального организма, социализации нового поколения, 2) средства производства и вся «вторичная природа», т. е. созданное материальное богатство как материальная культура общества. Здесь в понятии деятельности приоритет дается материально-преобразующей, предметно-практической деятельности людей, что коренным образом отличается от расплывчатой концепции Л. фон Мизеса.

Вторая особенностьметодологии социально-гуманитарного познания определяется историчностью его предметной области. Общество и все его составляющие элементы находятся в непрерывном изменении и преемственности, что выражается в естественной смене поколений, в накоплении материального и духовного богатства, в развитии технологии, в изменении социальных институтов и т. д. Поэтому Гегель, за ним и К. Маркс отождествляли общество с историей и разработали принципы историзма и диалектического отрицания.

Третья методологическая особенность социально-гуманитарного познания связана со сложностью общества как системы, с диалектикой взаимосвязи и взаимовлияний основных сфер общественной жизни и единством объективного и субъективного факторов в общественных явлениях.

Как известно, общество состоит из сферы материального производства, а также из социальной, политической и духовной сфер. Динамика направления изменений каждой сферы определяется 1) внутренними противоречиями, логикой истории данной сферы, 2) взаимодействиями с другими сферами, общей объективной логикой всего общества как целостности, реализацией объективных процессов через призму субъективных, личностных интересов, просвещенности индивидов и 3) противоречивым процессом глобализации. Такая сложность объектов социально-гуманитарного познания требует системного использования принципов диалектики, синергетики и других методов научного познания в их единстве.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!