Предмет и структура современной философии науки.



Всех приветствую! Давайте подготовимответы для экзамена по философии - без лишней воды, без скриншотов, слепого копирования Википедии и пёстрыхвыделений фрагментов текста. А также будем придерживатьсяединогоформатирования текста: · Шрифт – TNR; · Размер шрифта – 12; · Интервал – 1.0; · !!!Объём не более одной страницы!!! Срок до 24-25 марта, этого вполне достаточно для подготовки нескольких вопросов.Плюс останется время, чтобы уточнить что-то у преподавателя. Распределение вопросов: 1. Алекса С. 50, 56 15. Кузнецова М. 7, 24, 43, 54 2. Альмуграби М. 1, 18 16. Никифорова Е. 8, 25 3. Баринов Г. 2, 19, 36 17. Никишова М. 29, 52 4. Басаев З. 32, 34 18. Николаев П. 39, 51 5. Бегун М. 3, 20, 45 19. Орлова Л. 10, 27 6. Бесков А. 21, 38 20. Петижев А. 55 7. Бударин Н. 16, 22, 33 21. Решетников С 12, 28, 47 8. Ващенко Р. 4, 35 22. Сабев А. 30, 48 9. Виробян С. 11, 46 23. Симутова Д. 14, 31, 49 10. Воронов С. 13, 37, 53 24. Туманова М. 41, 57 11. Добрина Л. 5, 26 25. Фирсов Д. 15 12. Жданов К. 6 26. Хасанов А. 59, 60 13. Камынин Н. 9, 23, 42 27. Цебро Ю. 17, 40 14. Кудряшов А. 44, 58       Размещение ответов: Чтобы не заниматься многократными пересылками наших ответов, размещаю файл во ВК. Прошу всех добавлять ответы сразу в общий файл и прикреплять в комментариях к посту в группе, дабы не пришлось потом собирать разрозненные куски. https://vk.com/aspa2017?w=wall-156183928_9%2Fall  

Список вопросов

1.   Предмет и структура современной философии науки. 4

2.   Основные концепции соотношения философии и науки. 5

3.   Основные этапы развития философии науки. 6

4.   Исторические этапы позитивизма как философии науки. 7

5.   Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. «Клеточки» научного знания и «экономия мышления». 8

6.   Неопозитивистская концепция научного знания. Принцип верификации и демаркации научного и ненаучного знаний. 9

7.   Фальсификационная концепция научности К. Поппера. Научная проблема как фактор развития науки. 10

8.   Куновская концепция парадигмального развития науки. 11

9.   И. Лакотос о роли и месте научно-исследовательских программ в развитии науки. 12

10. Значение «методологического анархизма» П. Фейерабенда. 13

11. Отечественная философия науки в XX-XXI в. 14

12. Наука как социальный институт. 15

13. Наука как познавательная деятельность. 16

14. Особенности и формы развития научного знания. Кумулятивистские и антикумулятивистские модели развития научного знания. 17

15. Функции и роль современной науки в жизни общества. 18

16. Сциентистские и антисциентистские отношения к науке. 19

17. Научные революции и типы научной рациональности. Глобальные и внутринаучные революции. 20

18. Мировоззренческие и философские основания науки. 21

19. Объективные основания свершения научных революций. 22

20. Междисциплинарные взаимодействия как «парадигмальная прививка» - фактор развития научного знания. 23

21. Наука в условиях глобализации и перспективы научно-технического прогресса. 24

22. Особенности этики науки в современности. 25

23. Место науки в системе ценностей человека. 26

24. Особенности методологии социально-гуманитарных наук. 27

25. Концепции истины в современной науке. 28

26. Уровни и методы научного познания. 29

27. Структура эмпирического научного знания. Эмпирическое (прикладное) познание в экономических исследованиях. 30

28. Структура теоретического знания. Особенности взаимосвязи и взаимовлияния эмпирического и теоретического уровней знания в современности (на примере экономической науки). 31

29. Влияние информационно-технологической революции на современную науку. 32

30. Проблемы информационной экономики в экономической науке. 33

31. Место, роль и границы применимости классической и диалектической логики в современном научном познании. 34

32. Философия и экономическая наука в III тысячелетии. 35

33. Основные понятия и категории экономической философии. 36

34. Философские проблемы современной экономической науки. 37

35. Отражения диалектики социоэкономической реальности в экономической науке. 38

36. Современный этап социоэкономической реальности России и его влияние на динамику отечественной экономической науки. 39

37. Актуальные аспекты «Капитала» К. Маркса. 40

38. Логико-методологическое и научно-теоретическое значение понятий «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал» и «социальный капитал». 41

39. Экономическая мысль в древнем и средневековом Востоке. 42

40. Экономическая мысль античного мира. 43

41. Особенности экономического мышления в европейском феодализме. 44

42. Обоснование буржуазного предпринимательства М. Лютером и Ж. Кальвином. 45

43. Экономическая мысль периода генезиса капитализма. 46

44. Формирование и основные представители классической политической экономии. 47

45. Конкуренция течений западноевропейской экономической мысли. 48

46. Неоклассическое направление экономической мысли. 49

47. Становление институционализма как экономической концепции. 50

48. Концепция неоинституционализма и его основные представители. 51

49. Экономическая концепция Дж. М. Кейнса и современность. 52

50. Критика кейнсианства неоклассиками. 53

51. Неолиберализм в экономической теории: Л. фон Мизес, Л. фон Хайек и другие. 54

52. Становление и развитие российской школы экономической мысли. 55

53. Место морально-этических ценностей в российской экономической мысли. 56

54. Критическое отношение русских экономических мыслителей к марксизму. 57

55. Идея цикличности экономического развития в русской экономической мысли. 58

56. История и философия науки о валюте и международных валютных отношениях. 59

57. Основные этапы развития экономической методологии. 60

58. Поиски новых оснований экономической науки в теориях постиндустриального общества. 61

59. Вопрос о возможности и невозможности «рыночного социализма» как научная проблема. 62

60. Проблема «размывания» понятия «капитал» в современной экономической науке. 63


 

Предмет и структура современной философии науки.

Современная философия науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деятельности человека, то есть её объектом является наука в целом. Предметомфилософии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Структура философии науки

Структура философии науки – это система знаний, включающая в себя:

1) онтологию науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки;

2) гносеологию науки – учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах; 

3) методологию науки – учение о принципах и методах получения знаний;

4) логику науки – учение о логических средствах научного познания;

5) аксиологию науки – учение о ценностных основах научного познания;

6) социологию науки – учение об особенностях взаимоотношений социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке.

Эволюция философии науки

В истории философии науки целесообразно выделять два качественно различных этапа ее эволюции:

1. Философия науки как эпистемология, как один из разделов традиционной философии, отвечающий на вопрос, как возможна наука, понимаемая как истинное и доказанное объективное знание (V в. до н. э. – до наст. вр.);

2. Позитивистская философия науки возникла в 30-х гг. XIX в. Ее предметом было исследование онтологического, гносеологического и социального содержания реальной науки средствами самой науки, т. е. путем ее эмпирического анализа и обобщения.

Цели позитивистской философии науки: 1) построение научной картины мира; 2) создание общей методологии научного познания; 3) исследование социальных функций науки.

Позитивизм во всех его вариантах не смог правильно решить ни одной из следующих главных проблем философии науки: 1) возникновение и развитие научного знания; 2) обоснование научных законов и теорий; 3) соотношение эмпирического и теоретического знания; 4) взаимосвязь науки и культуры. Причиной этому были узкие и односторонние эмпиристские установки и философские основания в понимании и истолковании реального феномена науки.

3. Ведущим направлением философии науки второй половины XX в. стал постпозитивизм. Он возник в качестве реакции, с одной стороны, на теоретическую несостоятельность логического позитивизма, с другой – как попытка сохранить эмпиризм как эпистемологическое кредо науки. Одним из создателей постпозитивизма, К. Поппером, была разработана фальсификационистская версия научного эмпиризма. В ней была предложена принципиально новая по сравнению со всем прежним позитивизмом трактовка роли эмпирического знания в науке. Согласно Попперу, главное назначение эмпирических фактов состоит не в подтверждении истинности научных гипотез и теорий, а в их фальсификации, установлении их ложности. Поппер развил также концепцию фаллибилизма, согласно которой все научные теории принципиально ошибочны в силу их стремления к универсальности.

Другими вариантами постпозитивистской философии науки стали: методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, анархистская эпистемология науки П. Фейерабенда, парадигмальная теория развития научного знания Т. Куна, радикальный конструктивизм, когнитивная социология науки и др. В целом постпозитивизм явно недооценил: а) гносеологическую специфику теоретического уровня знания по сравнению с эмпирическим уровнем научного знания; б) качественное разнообразие различных областей наук, в) диалектически системный характер единства науки и научного знания; г) тесную связь реальной науки с практикой, использованием ее результатов в развитии техники, технологий и инновационной экономике.

4. Одним из главных направлений философии науки ХХ в. выступила социально-гуманитарная интерпретация науки (не только процесса научного познания, но и его результатов). Это направление оказалось представленным несколькими вариантами: концепция культурно-исторической динамики науки, герменевтика, радикальный конструктивизм, когнитивная социология науки, постструктурализм.

5. Одним из ведущих направлений гуманитарной парадигмы современной философии науки является постструктурализм (постмодернизм). Его представители (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт, Ю. Кристева и др.) считают, что научный дискурс ничем принципиально не отличается от любого другого дискурса, включая его вненаучные виды (обыденное знание, мифология, философия и др.). Везде имеют место недоговоренность, недообоснованность, субъективность, зависимость от контекста, гетерогенность дискурса.

6. Позитивно-диалектическая концепция философии науки. Она исходит из идеи единства и вместе с тем качественного разнообразия различных областей науки, видов научного знания и методов научного познания. Внутреннее единство философии и науки обусловлено их общей причастностью к рациональному познанию и его идеалам. Взаимодействие философии и науки является необходимым условием успешного развития их обеих. Одна из главных проблем диалектической философии науки – исследование механизма и форм реального взаимодействия философии и конкретных наук. Согласно диалектической концепции, структура современной философии науки в целом изоморфна общей структуре философского знания. Ее образуют такие разделы, как онтология науки, гносеология науки, социология науки, праксиология науки, культурология науки, антропология науки, аксиология науки.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!