Основные концепции соотношения философии и науки.



 


Основные этапы развития философии науки.

В ИФН было два качественных различных этапа ее эволюции (по Степину).

I этап (6 в до н. э. –до сер 19 в) становления философии науки (далее ФН) можно обозначить как трансценденталитский. На этом этапе проблематика ФН разрабатывалась преимущественно в рамках гносеологии как одного из разделов философии. Главная цель ФН - разработка методов открытия и обоснования научных истин, далее их рекомендация.

Философские разработки посвящались анализу науки. например:

Аристотель создатель классической логики. Ф. Бекон – метод научного познания (эксперимент и индукция) основоположник экзистенциализма. Р. Декарт (интуиция, дедукция) – рационализм.

II этап. По своим установкам радикально отличающийся от 1го этапа и начался с позитивизма.

Позитивизм- направление философии, обосновывающее фундаментальную ценность эмпирического научного знания, эмпирических методов исследования, предлагающее инструментальное истолкование статуса теоретического знания.

Как направление в философии позитивизм прошёл три этапа развития:

1 этап. Классический позитивизм в 30-40 гг. 19 века (Огюст Конт, Герб. Спенсер, Джон. Ст. Милль);

Предметом ФН объявлена не идеальная наука в представлении философов, а реальная наука ученых. Позитивизм сохранил идею философии как методологии науки, но полагал, что развивать эту область знания следует без обращения к «философской метафизике», методами самой науки (т.е. на основе конкретно-научного эмпирического, исторического и логического анализа и обобщения функционирования реальной науки).

2 этап. Эмпириокритицизм или махизм (1890-1920, Э. Мах, Р. Авенариус, Дюгем П., А. Пуанкaре)

Основная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт (эмпириокритицизм). Необходимо избавиться от абстрактного мышления, метафизических понятий и отталкиваться от чувственных ощущений.

Чтобы не повторять ошибок, связанных с включением в фундаментальные представления науки различных вымышленных сущностей типа теплорода и флогистона, нужно последовательно очистить от метафизических положений не только теоретическое знание, но и научный опыт. Критика опыта, нагруженного метафизикой, объявлялась наиболее важной задачей «позитивной философии».

3 этап. Неопозитивизм или логический позитивизм ( Б. Рассел и Л. Витгенштейн 20–30-х годов XX века,)

Неопозитивизм сосредоточил внимание на анализе языка науки и разработке логической техники такого анализа, полагая, что применение в этих целях математической логики позволит реализовать идеал позитивной философии — решить проблемы методологии науки средствами самой науки. Задача философии не открытие, фактов изучение и оценка действительности – на это она претендовать не должна, а анализ значения отдельных высказываний, анализ языка.

Главная идея неопозитивизма - философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

Неопозитивизм сформировался почти одновременно в трех европейских странах – Австрии («Венский кружок» -М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель), Англии (Б.Рассел), Польше (Львовско-Варшавская школа).

Постпозитивизм. (1950 – тек время, К. Поппер, Т. Кун, Лакатос).

Главная цель постпозитивизма - исследование НЕ структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Постпозитивисты ищут связи между составляющими науки, между наукой и философией, наукой и ненаукой.

К. Поппер. Подверг критике стандартную позитивистскую модель познания, в частности идею «чистого эмпиризма», утверждая, что эмпирические высказывания не менее подвержены ошибкам, чем теоретические.

Верификационному принципу он противопоставляет принцип фальсификации – научной является такая теория, применительно к которой всегда найдется факт, ей противоречащий.

Принцип фальсификации не только отделять научные теории от ненаучных, но и сравнивать научные теории по степени их предпочтительности.

Поппер критиковал индуктивизм как метод построения научных теорий. Законы науки всегда относятся к широкому классу явлений, который в опыте не дан целиком. Индуктивное обобщение не гарантирует достоверности обобщающих положений.

Лакатос. Обратил внимание на устойчивость научных теорий, несмотря на существование огромного количества эмпирических аномалий по отношению к ней. И это он объясняет наличием в науке устойчивых исследовательских программ, которые включают в себя цепочку теорий, взаимосвязанных на основе решения однотипных проблем. Научно исследовательские программы (НИП)- это концептуальные системы, которые включают в себя комплексы взаимодействующих и развивающихся теорий, организованных вокруг некоторых фундаментальных проблем, идей, понятий и представлений. Эти фундаментальные идеи, понятия и представления составляют «твёрдое ядро» научно-исследовательской программы.

Развитие науки - конкуренция исследовательских программ. Из двух конкурирующих программ побеждает та, что обеспечивает «прогрессивный сдвиг проблем», то есть увеличивает способность предсказывать новые неизвестные факты и объяснять все факты, которые объясняла её соперница. Та исследовательская программа, которая перестаёт предсказывать факты и объяснять появлением новых -вырождается.

Т. Куна, ввел понятие «научная парадигма» и «научная революция».

Научное исследование строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая в период революции заменяется другой парадигмой, причем выбор парадигмы диктуется не неким «прогрессом знания», а зачастую психологическими и иными вненаучными факторами— философ., эстетическими и даже религиозными, стимулирующими переход к новому видению мира

В развитии любой научной парадигмы имеются две фазы:

 - начальный период «нормальной науки», когда парадигма обеспечивает накопление, упорядочивание и трансляцию знаний,

 -последующий период революционных потрясений, слома господствующей парадигмы и зарождение идейных предпосылок для появления новых парадигм.

Парадигмы- несоизмеримы. Они заставляют по-разному видеть предмет исследования, заставляют говорить учёных, принявших ту или иную парадигму, на разных языках об одних и тех же явлениях, определяют разные методы и образцы решения задач.

Наука — это не непрерывный рост знания с накоплением истин, как это считали сторонники К. Поппера, а процесс дискретный, связанный с этапами революций как перерывов в постепенном, «нормальном» накоплении новых знаний.

История науки- постоянная смена нормальных периодов ее развития революционными переворотами.

Он нашел новый подход к раскрытию природы науки и ее прогресса. В отличие от Поппера, который считает, что развитие науки можно объяснить исходя только из логических правил, Кун вносит в эту проблему «человеческий» фактор.

 

Фейерабенд. Фейерабенд пришел к выводу, что наука ни по своим методам, ни по объектам исследования, ни по целям принципиально не отличается от мифа и политической демагогии и , по существу, один из инструментов власти. Он заключил, что не следует стремиться к установлению каких бы то ни было методологических правил и норм исследования. Свою позицию Фейерабенд именует эпистемологическим анархизмом.

По мнению Фейерабенда, кумулятивистская модель развития науки, основанная на идее накопления истинного знания, не соответствует реальной истории науки, а представляет собой своего рода методологический предрассудок. Отбросив идеи преемственности, выдвинул идею размножения теорий- принцип пролиферации (размножения). Согласно этому принципу, исследователи должны постоянно изобретать теории и концепции, предлагающие новую точку зрения на факты. При этом новые теории несоизмеримы со старыми. Они конкурируют, и через их взаимную критику осуществляется развитие науки.

Фейерабендом была обозначена проблема, которую игнорировал позитивизм, — проблема исторического изменения научной рациональности, идеалов и норм научного исследования.

Постпозитивизм не ограничивается статикой знания, но видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, «роста» знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. В противоположность неопозитивистскому антиисторизму, постпозитивизм стремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания.

В отечественной философии науки активно разрабатывалась концепция методологии науки (В.С.Стёпин, В.С.Швырёв, П.Ф.Юдин, В.И.Шинкарук, П.В.Копнин, С.Б.Крымский, Б.А.Парахонский, В.И.Кузнецов и др.). Для этой традиции характерен подход, согласно которому научное познание рассматривалось как исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована как характером самих исследовательских объектов, так и социокультурными условиями, ценностными универсалиями, свойственными определённому этапу развития цивилизации.

В.С. Степин систематизировал основные теории ИФН.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 840; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!