Особенности и формы развития научного знания. Кумулятивистские и антикумулятивистские модели развития научного знания.



Кумулятивизм - общая для ряда направлений в логике, методологии и философии науки эпистемологическая модель роста научного знания (МРНЗ), согласно которой эволюция науки сводится к постепенному непрерывному накоплению абсолютно достоверных, непроблематичных (высоковероятных) истин (теорий). К. предполагает одну парадигму, в которой работают все, начиная с первых шагов познания. Он предполагает, явно или неявно, что все мыслят и познают одинаково, существует единая общечеловеческая рациональность, единый суд разума. Впервые КМРНЗ выдвинул Г. Галилей. Он считал, что по своему достоверному содержанию человеческое познание равно божественному, уступая ему лишь с экстенсивной стороны, т.е. по отношению к множеству познаваемых объектов. Поэтому процесс человеческого познания правомерно представить в виде бесконечного линейного накопления частных, «атомарных» истин. Как бесконечно малые части всеобщей абсолютной истины такие частные истины совершенно не зависят от дальнейшего экстенсивного развития знания.

История развития. Кумулятивистская модель оставалась доминирующей до 17—19 вв. В кон. 19 в. ученым казалось, что основная задача науки и далее будет состоять в экстенсивном расширении знания, увеличении уровня систематизации, в уточнении измерений. Научная революция на рубеже 19—20 вв. поставила кумулятивизм под сомнение. Попытку дать ему новое эмпиристское обоснование предприняли в 1920—1930-х гг. представители логического эмпиризма, отталкиваясь от стандартной гипотетико-дедуктивной модели научных теорий. Если эта теория не в состоянии предсказать какие-то новые виды явлений, то их открытие потребует новых технических средств для ее проверки, которые следует ввести как дополнительные правила соответствия. Однако, это означает замену теории на новую. Научный прогресс будет состоять в последовательности теорий, при этом, старые теории не отбрасываются, их вытесняют более исчерпывающие (они могут быть к ним редуцированы). Логические позитивисты предполагали, что каждый последующий шаг в развитии познания состоит в обобщении предшествующих результатов (нет концептуальных переворотов, потерь знания). В нач. 20 в. сторонники классического конвенционализма рассмотрели модель с позиции пантеоретизма: «ученый всегда будет в состоянии перестроить научную теорию или противоречащие ей результаты экспериментов, так, что последние окажутся ее подтверждением. Такой процесс мог бы продолжаться до бесконечности, и поэтому фундаментальные теории принципиально нефальсифицируемы. Это означало бы, что адаптация фундаментальных теорий к результатам экспериментов не имеет никаких естественных границ.

Антикумулятивизм. 1-м противником кумулятивизма и эмпиризма был А. Койре (его работы о научной революции XVII в. появились в конце 30-х гг.) По-настоящему они были оценены философами после появления исследования Т. Куна, который опирался на его идеи. Фальсификационизм К. Поппера отвергал накопление истины. Единственный прогресс, по мнению Поппера, возможный в науке, состоит в разоблачении и отбрасывании ложных идей и теорий. В его модели развития наука переходит от одних проблем к более глубоким, но научные теории не становятся более истинными. Поппер не смог полностью уйти от идеей научного прогресса и разработал концепцию возрастания степени правдоподобия в историческом развитии науки. Кун пошел еще дальше. Исходя из его концепции развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления разделяются революционными провалами, разрывами ткани науки. Кумулятивизм предполагает некоторую единую нормативную программу. А в рамках концепции Куна, в истории происходит революционная смена фундаментальных программ познания, и на место единого для всех эпох разума приходят разные исторические типы рациональности. Отвергая кумулятивизм как универсальную эпистемологическую модель роста науки, современные направления в философии науки допускают преимущественно кумулятивный характер накопления научных знаний лишь в пределах системно организованных комплексов теорий или их непрерывно связанных последовательностей: научных исследовательских программ, научных парадигм и т.д.



Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!