Темы: «Экстремумы функции»; «Максимизация и минимизация функций»



Максимизация – главная задача спортсмена, желающего оказаться в главном старте сезона в наилучшей форме. Стало быть, и ключевая способность выдающихся атлетов – умение максимизировать усилие в критические моменты.

Почему владельцы недвижимости нередко обращаются при ее продаже к услугам специальных агентов (профессиналов продаж)? Потому что предполагается, что дилер (знакомый с рынком недвижимости) сможет максимизировать стоимость объекта.

Одна из стержневых проблем современного человека – неумение сполна раскрывать себя в значимые моменты времени.

Скажем, в чём нередкая горечь ЕГЭ? Человек обладает некой функцией знания (возможно, с усердием и кропотливостью собранного), но в нужный момент не умеет это знание извлечь.Вот сакраментальный смысл максимизации: когда точный ответ приходит вслед за тем, как трепещущий листок уже вынут из рук; когда анекдот усваивается дольше, чем кора в медвежьем желудке.

В собрании пословиц Даля есть такая народная мудрость (заодно и христианская максима): «Живи и до веку, и до вечеру». «Живи до веку» предполагает длительность и масштаб, Надежду и Память, неизбежность лишений и утрат, настроенность на долгий путь. «Крутая» функция жизни требует жизненной силы, воли к бытию. «Живи до вечеру» разумеет проживание каждого дня как последнего и незаместимого.

Зацветший дуб или небо Аустерлица над князем Андреем – производные, поскольку диагностируют его местоположение в своей собственной жизни. Красота Элен – функция. Она уже не зависит и от неё самой. Мраморная, статуарная красота Элен узнаваема, предсказуема, графична (как портрет функции). А красота «некрасивой» княжны Марии или Наташи Ростовой? Почему важнейшие герои Толстого почти всегда лишены канонической красоты? Потому что ему важна красота не как то, что есть, то, что дано, а как то, что прорезается в некоем озарённом миге – мгновенном румянце, блеснувшей улыбке, взгляде, преображающем лицо.

«Тихо ползет улитка по склону Фудзи – до самой вершины». Речь идет, конечно, о функции. Какой? Труда, терпения, каждодневного упорства. Такая протестантская (ну, в нашем случае – самурайская) улитка.

Время, стирающее города – функция. А вот «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» – разумеется, производная. Притом та самая, – максимизирующая, равная нулю, то есть невыразимая ни в словах, ни в красках.

Гречневая каша – функция. А «добавить соли по вкусу» – производная.

Ещё раз: что такое производная? Точка, через которую мы что-то узнаём о функции. При этом саму функцию мы можем и не видеть. А вот функцию нашей жизни мы видим или нет? Конечно, нет. Её, разве что, только Бог видит. И каждый человек нуждается в том, чтобы время от времени понимать, где он и что с ним происходит. Без этих производных человек впотьмах.

Собаки – закоренелые маржиналисты. Возьмём Моську. Моська на производных собаку съела. Сами посудите. Всего одна эскапада и о тебе все шепчут: «Смотрите, это Моська. Гроза слонов, гордость нашего двора». Другой всю жизнь вкалывает, а его в упор не видят.

Почему далеко не каждый человек решится отнять кость даже у дружелюбного пса? Потому что его добродушие – это функция. Но есть святые для собаки вещи. В момент, когда вы беретесь рукой за кость, которую крепко сжимают собачьи челюсти, вы рискуете обрести касательную к этой функции. Теперь посмотрим на представителей конкурирующей научной школы. Какой подход к жизни свойствен кошкам? Скорее, иронический, скептический, цинический. Кто-нибудь наблюдал у кошки собачье ликование при виде еды или фазу острого горя во время ухода хозяина на работу? Кошки гораздо легче ассоциируются с философическими размышлениями. С долговременными стратегиями вообще. Кот Мурр неспешнее Шехерезады. Матроскин – просто копит. Кошка может вынашивать план похищения сардельки часами. У собаки все уже написано на лице. Зная об особом восприятии Вечности древнеегипетской цивилизацией, понимаешь, почему именно кошки столь священны в Древнем Египте. А вот блистательная античная Греция не знала кошек. А окажись они там (могли бы: Платон, Пифагор и иные бывали в Египте), то едва ли прижились бы. Греки просто не поняли бы этих постоянных намеков, неаристотелевой кошачьей логики («ни да, ни нет»).

А вот ещё неплохая «история с производными». «Функция творчества». Можно ли представить в виде графика творческую жизнь писателя или актёра? Как в ней отметить производные – лучшие роли, сильные книги? Насколько различными будут эти функции у разных людей? И для разных людей. Мне, скажем, последние работы Говорухина или Михалкова кажутся всё слабее и слабее. Но, должно быть, есть и те, кто считает иначе? Даже условная функция покажет падения и взлёты. Подъёмы и кризисы (и чем чаще человек (или, например, государство) преодолевало последние, тем увереннее мы можем сказать о силе (личности или культуры). Или об отсутствии гармонии и уравновешенности? Как «обозначатся» запои и депрессии О.Даля или В.Высоцкого? «Поздний» Толстой – упадок его как писателя или нет? А может быть «функция человека» и «функция автора» не обязаны совпадать? Здесь, кстати, сразу припоминаются, например, «родительские функции».


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!