Раздел V. Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире



5.1. Россия на культурной карте мира

В силу своих исторических и географических особенностей Россия всегда занимала по-своему уникальное место на культурной карте мира. « Опираясь одним плечом на Запад, другим – на Восток» (П. Чаадаев), она органично впитывала то, что было естественно, наиболее приемлемо для ее самобытной культуры. Красноречиво свидетельствует об этом уже история Крещения Руси. Гонцы, посланные князем Владимиром «во все концы света» для выбора единой для государства религии, именно в православии увидели «такое зрелище и такую красоту, что не знаем, как рассказать об этом… Знаем только, что пребывает там Бог с людьми» (« Повесть временных лет»). Взаимодействию русской культуры с самыми различными культурами способствовали и династические браки (здесь, конечно, особо следует выделить правление Екатерины II) и «окно, прорубленное в Европу» Петром I,и происходившие с древних времен путешествия, сухопутные и морские.

Надо сказать, что и необъятные российские просторы, и широта русской души давали простор для творчества в искусстве и науке. Так, более всего на Руси смог реализовать себя великий иконописец Феофан Грек, которому стало тесно в строгих канонических рамках византийского искусства. Именно в России целый ряд замечательных итальянских архитекторов наилучшим образом вложил свой талант в строительство замечательных храмов, зданий и парков, саму планировку российских городов. Через «окно в Европу» сюда устремились крупнейшие европейские ученые, как, например, математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, формально под началом Екатерины II трудился великий философ И. Кант, всю жизнь проживший и преподававший в Кёнигсберге (нынешний Калининград). В XIII веке консульские отделы в Швейцарии, выдававшие визы, были завалены обращениями граждан, желавших выехать на постоянное место жительства в Россию.

Подлинным лидером мировой культуры Россия стала в начале XX века. Хотя мировой культурной столицей был признан Париж, тон в нем задавало русское искусство. Особую славу приобрели проводимые С. Дягилевым «русские сезоны» в Париже, где ставились поразившие публику балеты, написанные русскими композиторами, с декорациями русских художников-авангардистов, в которых блистали русские танцовщики и танцовщицы. Знаковым можно считать даже то, что многие знаменитые европейские художники и поэты ( П. Пикассо, С. Дали, А. Матисс, П. Элюар…) были женаты на русских женщинах, поистине ставших их музами, вдохновительницами, помощницами. Весь мир зачитывался произведениями русских писателей XIX- XX вв, ставшими уже тогда классикой.

Многое изменилось в связи с грянувшей в России революцией и последовавшей за ней гражданской войной. Часть писателей и художников (прежде всего Максим Горький с его «Песней о Буревестнике» и В. Маяковский) приветствовали революцию, увидев в ней выход из застоя, оцепенения. Вот как это выразил поэт Э. Багрицкий:

«Будут ливни, будет ветер с юга,

Лебедей влюбленное ячанье».

Увы, поднявшийся ветер смёл многих талантливейших людей. Когда знаменитые художники-авангардисты В. Кандинский, К. Малевич и М. Шагал явились к наркому просвещения А. Луначарскому с предложением своих услуг в художественном просвещении советской молодежи (« Улицы - наши кисти, площади - наша палитра», писал В. Маяковский), их встретил весьма жесткий прием. Новой власти не нужны были индивидуальности - чем ярче, тем опасней. Вот что писал один из идеологов советской культурной политики Н Бухарин: « Мы будем штамповать интеллигентов, вырабатывать их, как на фабрике». Конечно, не этого ожидали представители русской культуры. Горький был «поражен тем, что строительство новой жизни не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки». Еще раньше это заметили русские философы. Так, Семен Франк в сборнике «Вехи» предупреждал, что в ситуации, когда преобладают силы разрушения, нравственность гибнет». Многие представители творческой интеллигенции в года мировой войны и революции эмигрировали за рубеж (в основном в Францию), чему советская власть поначалу не препятствовала. Россию покинули писатели И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, М. Цветаева, композиторы И. Стравинский и С. Рахманинов, балерина А. Павлова, певец Ф. Шаляпин, знаменитые скрипачи и пианисты, художники (А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, К. Коровин, Н. Билибин, З. Серебрякова, М. Ларионов и Н. Гончарова). Кто-то вернулся на Родину, но большинство так и остались за рубежом, продолжая творить. Немалый вклад в науку, технику и промышленность Америки внесли изобретатель телевидения В. Зворыкин и авиаконструктор И. Сикорский, создатель крупнейшего в мире аэроплана «Илья Муромец», а в Америке - вертолетов.

В 1922 году было принято решение принудительно выслать за границу наиболее значительных представителей интеллигенции, не выражающих одобрения Советской власти. На двух пароходах, арендованных у Германии, Родину навеки покинули философы (Н. Бердяев, П. Сорокин, И. Ильин, Л. Карсавин), а также представители науки и техники, так нужные для восстановления хозяйства. Хотя философы составили лишь треть пассажиров, эта акция вошла в историю как «Философский пароход». По-своему символично, что спустя восемьдесят лет, в 2003 году в Стамбул, на Всемирный философский конгресс был направлен еще один «философский пароход», с весьма представительной делегацией российских философов – с тем, чтобы постараться достойно представить свою страну, и, конечно, вернуться! Ее встречали мэр Новороссийска и оркестр. Находясь в составе той делегации, автор этих строк, прогуливаясь в свободное время по Стамбулу, постоянно ловил себя на мысли – «как же тяжело должно быть россиянину оказаться против своей воли, без всякой надежды вернуться, в совершенно иной культурной среде». Многие из эмигрантов, в том числе офицеры царской армии, покончили с собой, кто-то стал таксистом, а кто-то зарабатывал на жизнь организацией тараканьих бегов. (Прекрасно это показано в кинофильме «Бег», по М. Булгакову).

Оказавшись за рубежом, русские философы издавали свои журналы, активно участвовали в общественной жизни. Питирим Сорокин преподавал в Гарварде (среди его студентов был и будущий президент США Джон Кеннеди), написал труды, ставшие классикой социологии, замечательные произведения создали композиторы, художники, писатели. Не захотели, не смогли остаться вне Родины Сергей Прокофьев, Марина Цветаева (которую, увы, ожидала трагическая судьба). Нобелевскую премию по литературе получил живший в Париже Иван Бунин.

Оставшись на чужбине, эмигранты на всю жизнь сохранили любовь и тоску по России, во время Великой Отечественной войны помогали нам деньгами (например, С. Рахманинов), рискуя жизнью, укрывали бежавших из плена советских солдат. Характерный эпизод. И. Бунин, не скрывавший ненависти к Советской власти и даже переносивший её на советских писателей, как-то после окончания войны оказался в ложе Парижской оперы рядом с советским офицером. «Позвольте поклониться офицеру доблестной Красной Армии», - сказал он. «Позвольте поклониться великому русскому писателю» - не побоялся ответить тот.

Совершенно неоценимую роль сыграли деятели культуры в тяжкие годы Великой Отечественной Войны. Боевой дух на фронтах и в тылу поднимали патриотическая живопись (в том числе плакатная), кинофильмы, известные актёры и певцы выступали на фронтах, под обстрелами и бомбардировками. Вошло в историю исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дм.Шостоковича в насквозь промёрзшем зале Ленинградской филармонии. «Вставай, страна огромная» ‒ поднимало искусство весь советский народ.

Талантливый народ России (точнее народы России) даже в условиях жестких идеологических ограничений, продолжал славить свою страну – в литературе, музыке, изобразительном искусстве, науке и технике. Ведущей темой был мирный труд, стремление к миру. Вспоминается то ликование, с которым было встречено известие о полете Гагарина – незнакомые люди на улицах обнимались, целовались, замечательная улыбка простого парня из русской провинции приветствовала людей во всех уголках нашей планеты. Советская музыкальная школа была лидирующей в мире, а учиться в Московской консерватории было мечтой музыкантов всего мира. Ведущие позиции в мире занимали дирижеры, пианисты, скрипачи, виолончелисты, оперные певцы, балерины. Советские кинофильмы, поразившие мир своей искренностью, высокой нравственностью, великолепной игрой актеров, стали завоёвывать премии на крупнейших международных фестивалях. Лидирующие позиции в мире надолго заняли спортсмены. До сих пор во всем мире вспоминают блестяще организованную Московскую олимпиаду 1980г., прощание с Олимпийским Мишкой. Актом поразительной для тех времён открытости был Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в 1956г.

К сожалению, многие замечательные музыканты и учёные, спортсмены покинули Россию уже в 90е годы, когда здесь не было никаких условий заниматься любимым делом, и приходилось думать о том, как попросту выжить. Многие специалисты и сейчас преподают музыку за рубежом, тренируют спортсменов, работают в зарубежных научно-исследовательских институтах. Стали и возвращаться. Российского гражданства стали добиваться зарубежные спортсмены, актёры. Сегодня никто никого не станет изгонять или насильно удерживать. А вот создать все условия для творчества, для широкого культурного обмена – одна из важнейших задач современной культурной политики России.

Сегодня, когда Россия открыта всему миру, даже далёкие от искусства люди с гордостью произносят имена оперной певицы Анны Нетребко, безвременно ушедшего Дмитрия Хворостовского, пианиста Дениса Мацуева, дирижёра Валерия Гергиева. Чего стоит то, что Мацуев, выступающий с концертами классической музыки в самых знаменитых залах России и всего мира, ещё и запросто заходит в знаменитый джазовый клуб «Blue Note» в Нью-Йорке не просто послушать выступления известных на весь мир джазовых музыкантов, но и сыграть, поимпровизировать вместе с ними. ( А ведь когда-то говорили ‒ «Сегодня он слушает джаз, а завтра Родину продаст»). Хотелось бы, чтобы россияне знали о своих учёных, прошлого и настоящего времени. Не просто поддержка, но и популяризация науки является одной из важнейших задач культурной программы современной России.

Вопросы и задания

1. В чём уникальность места России на культурной карте мира: история и современность?

2. Благодаря чему она не утрачивала этого места даже в периоды тяжелейших исторических испытаний?

3. Каков вклад в культуру русской эмиграции? Что вы знаете о «Философском пароходе»?

4. Какую патриотическую миссию выполняло советское искусство в годы Великой Отечественной Войны?

5. Что вы знаете о выдающихся представителях культуры современной России?

5.2. Взаимообогащение культур и интеграция России в мировое культурное пространство

В современном глобализирующемся мире сохранение и развитие национальной культуры является судьбоносным для любого государства, оно является судьбоносным для всего человечества, позволяя народам всего мира открываться друг другу, ценить свою и чужую культуру. Правомерно говорить не только о необходимости и неизбежности диалога культур в условиях глобализации, но и диалоге культур как условии глобализации. Дело в том, что глобализация, наиболее ощутимая в экономической области, делая весь мир единым экономическим пространством, неизбежно проявляет себя и в области культуры. Однако, для того, чтобы глобализация не вызвала болезненных и даже разрушительных напряжений, это должно быть единство в многообразии. Не будет преувеличением сказать, что именно диалог культур, а не изоляция за какими угодно «занавесами» является условием культурного суверенитета, а , с другой стороны, культурная капитуляция ведёт к разрушительным для государства последствиям (см. В. Г. Торосян. Диалог культур как условие культурного суверенитета. Сб. статей XIX Международной конференции « Россия и Запад: Диалог культур. МГУ 2017, ч. I, с. 72-76).

В «Основах государственной культурной политики РФ» заявлена задача «сочетать позиционирование России в мировом культурном пространстве с противостоянием культурной унификации, продвижением ценностей российской цивилизации и русской культуры». Реализуются программы ценностно близких нам международных проектов в области науки и искусств, продвижения русского языка в мире, поддержки и содействия расширению русскоязычных сообществ за рубежом, повышения интереса к русскому языку и русской культуре в целом. Симптоматично, что при всем нагнетании недоверия к России после присоединения к ней Крыма, в Париже был открыт дом русской культуры в виде храмового строения, буквально рядом с Эйфелевой башней, постоянно полный посетителей. Километровые очереди стояли в том же Париже на выставку живописи импрессионистов из собраний Петербургского Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. В Москву и Петербург вывозятся на выставки картины из музеев Италии, которые никогда не покидали стен этих музеев. Продолжается обмен между Россией и Германией перемещенными в ходе Второй мировой войны культурными ценностями. Начало этому было положено еще в 1956 году, когда Советское государство без всяких условий вернуло Дрезденской галерее картины, нашими же солдатами сохраненные.

К сожалению, не везде за рубежом помнят, что именно Советская армия спасла Краков, один из красивейших городов мира, заминированный фашистами. Советские солдаты погибали в Праге, другом красивейшем городе, уже после капитуляции Германии, 9 мая 1945 года. Не только в Прибалтике и Польше, но даже Болгарии имеют место осквернение и разрушение памятников павшим солдатам. А вот в Германии и Австрии ухаживают за кладбищами наших солдат, сохраняют памятники. В самом центре Парижа есть площадь Сталинград. И это тоже вопрос культурных традиций. Во многих странах бережно хранят памятники русской истории и культуры, русского зарубежья. Большой интерес возрос и в нашей стране к литературному и научному наследию русской эмиграции, о котором в советское время нельзя было даже упоминать. Замечательным свидетельством новых времен в России является ежегодный слёт в Ясной поляне сотен потомков Льва Толстого из Швеции, Франции, Италии, Германии. Прекрасный фильм об этих встречах сняла Фекла Толстая, а директором музея в Ясной поляне является ее брат, подлинно русский интеллигент Алексей Толстой.

Вопросы и задания

1. Как возможен «диалог культур» в условиях глобализации? Какие конкретные шаги в этом направлении предпринимает Россия?

6.3 «Культура как мягкая сила»

Мир вступил в третье тысячелетие Христианского летоисчисления (а на самом деле пройдя гораздо больше в истории цивилизаций) со стереотипами прошлых веков, которые давно уже исчерпали себя. С одной стороны, весь мир насыщен насилием – и внутри государств, и в межгосударственных отношениях. Локальные войны, идущие по всей планете, акты терроризма, экономические войны, принимающие все более изощренные формы, практически означают наличие новой мировой войны. После того, как не сбылись представления о «конце истории», а мир не только не пошел по «единственно правильному» пути, американские президенты (Обама, а затем и Трамп) чуть ли не от имени Господа Бога возвещают об особой исторической миссии и особом историческом праве Соединенных Штатов устанавливать свой миропорядок – теперь уже любыми средствами. Америка в одностороннем порядке выходит из готовившихся десятилетиями мировых соглашений (по климату, по ядерной программе, сокращению вооружений), наращивает санкции против России. Как показывает мировая история – это признаки агонии империи, цепляющиейся за то, что ей уже не под силу. Все больше не подчиняется воле «старшего брата» Европа, особенно страны Восточной Европы, которые до этого испытали на себе подчинение другому «старшему брату».

Не так давно по Первому каналу Российского телевидения был показан (к сожалению, в очень позднее время) документальный сериал оскароносного американского режиссера Оливера Стоуна (он же затем снял фильм о Путине), в котором Стоун не побоялся показать те чудовищные преступления, которые США совершали на международной арене в течение целого столетия (смещения и убийства руководителей, перевороты, прямые военные вторжения и т.д.) Как писал еще в XIX веке Карл Маркс, хотя насилие в течение всей человеческой истории было ее «повивальной бабкой», но это относилось к его предыстории, а переход к «подлинно человеческой» истории должен сопровождаться отказом от насилия, не просто недопустимого с моральной точки зрения, но и становящегося все более неэффективным с любой точки зрения – не оправдывая ожиданий тех групп людей и государств, которые делают на него ставку. Можно ли привести хоть один пример из сегодняшней жизни, дающий основание сказать – да, это ужасно, человеческие жертвы, разрушенные семьи, нищета и голод, но зато какие достигнуты результаты (хотя и такой ценой). Какие же результаты достигнуты насилием в сегодняшнем мире – в Сирии, на Украине, в государствах Северной Африки?

Одним из наиболее сложно преодолимых стереотипов международной политики является следующий. Как показывают исследования, удостоенные Нобелевской премии, намного эффективнее в экономических и политических отношениях не стремление добиться максимальной выгоды для одной стороны (за счет другой), а сделать «дружественный» выбор с разумными взаимными уступками, обеспечивая доверие и дальнейшие перспективы. Однако в «играх политиков» присутствует тот важный план, что политик играет еще и на «рынке внутренних симпатий». Если большинство населения в силу своего ограниченного знания политической ситуации и соответствующей пропаганды считает, что нет смысла договариваться, когда «нам и так все положено «по праву»», то политики, идущие на разумные уступки, теряют в глазах этого самого населения. Именно этого опасаются сегодняшние и без того непопулярные в своих странах (особенно в той же Америке) политики. Считается даже, что наилучшим выходом из таких ситуаций является «маленькая победоносная война» (См. Хорошее общество. Конструирование приемлемого для жизни общества. М. ИФРАН, 2003. с.157). В свое время американский президент Барак Обама не отказал себе в удовольствии назвать Россию региональной державой. Зато сейчас ее же настойчиво обвиняют во вмешательстве в американские выборы. При этом США не скрывают своего вмешательства, буквальной слежки за руководителями других государств, вплоть до прослушивания их мобильных телефонов, цинично объясняя это «благими намерениями».

От призрака «враждебного государства» можно избавиться в процессе глобализации при условии эффективности таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО и т.д. Однако глобализация в той форме, как она происходит, во многом обесценивает и усилия, и авторитет этих организаций. Идея глобализации предполагает объединить мир на новом уровне – единого мирового рынка, единого торгового пространства, глобального культурного обмена. Ничего этого пока не произошло. Что касается культуры, то опять – таки навязывается некий единый образец, выражающийся в массовой монокультуре, усредненности жизненных запросов. Как реакция на это, не менее разрушительная, выступают ксенофобия (неприятие всего иного, чужого) и фундаментализм, («возвращение к основам»), которые нередко оборачиваются возвращением к средневековью.

Попытки навязать культуру другим народам и государствам постоянно имели место в истории. Наиболее отчетливо они проявились в «евроцентризме», все нарастая в XIX в. и продолжаясь в определенном смысле по сей день. Евроцентризмом и «америкацентризмом» оправдывались колониальные войны, государственные перевороты. Давно известно, однако, и ярко показано – в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Гумилева, что навязывание той или иной культуры вредит не только тем, кому она навязывается, но и тем, кто навязывает. Любая система, не обменивающаяся энергией, информацией и т.д., неизбежно приходит к стагнации, омертвлению. Подобный период в своей истории прошли такие государства, как Китай и Япония. Как утверждают злые языки, многие проблемы культуры США проистекают от того, что у них не было Средневековья, т.е. было скорее смешение культур, но не преемственность. Не берясь обсуждать эту точку зрения, сошлемся на мудрецов Китая древнего: «Сильное побеждается слабым, твердое – мягким».

Мягкой силой, способной преодолеть силу твердую, грубую, прямолинейную, является культура. В культурном обмене тот, кто отдает, ничего не теряет, как и в обмене знаниями – выигрывают и обогащаются все стороны. Страны, берегущие и лелеющие культуру, никогда не захотят решать свои проблемы силовым путем, зная, какие неизбежные потери – для них же – это повлечет. Терять нечего тем, у кого нет культурных традиций, нет культурного воспитания.

Все возрастающую роль в современном мире приобретает так называемая народная дипломатия – общение обычных людей из разных стран, которое подчас приносит более ощутимые результаты, чем действия дипломатов профессиональных. Дело в том, что профессиональные дипломаты связаны в своих деятельности поставленными перед ними задачами, что в некотором роде уподобляет их адвокатам, обязанным любой ценой оправдывать людей, интересы которых они представляют. Недаром к профессиональным качествам дипломатов относят не только умение говорить и убеждать, но и умение промолчать, умолчать что-то, схитрить.

В отличие от них, обычные люди, не связанные никакими заданиями и поручениями, в самом обычном, простом, человеческом общении убеждаются, что люди во всем мире такие же, как они – пусть и с другими привычками, вкусами, традициями, что люди в своей повседневной жизни испытывают такие же заботы и радости, как они, что они так же хотят дружить, а не враждовать, ездить в гости и принимать гостей. Такое общение – наилучший способ удаления из сознания образа врага, поиска врага, который насаждается политиками. Как горько заметил директор Эрмитажа, академик М.Пиотровский, «культура строит мосты, а политики их сжигают» («Российская газета» 27.12.2017).

Автору этих строк вспоминается, какой приятной неожиданностью для него оказалось посещение выставки американской графики, которая в годы «хрущевской оттепели» проходила в его родном Ереване. На эту выставку повалил весь город – не из-за того, конечно, что его жители были знатоками и ценителями графической живописи, а чтобы увидеть живых американцев (почти что марсиан), увидеть, чем они живут, элементарно – как они выглядят. Так вот, у входа на выставку меня встретил не надменный пузатый капиталист с такой же надменной сигарой, «Мистер Твистер», а милая симпатичная женщина, которая с обаятельной улыбкой приглашала в зал. Примерно в те же годы в Ереван приехал из Америки знаменитый Кливлендский симфонический оркестр (как я потом узнал, с самым знаменитым в его истории дирижером Джорджем Селлом). Из такого же, можно сказать, краеведческого интереса, мы, три неразлучных друга, десятиклассники, посетили этот концерт. Это было для меня, признававшего тогда только рок-музыку, откровением – открытием классической музыки, которая сопровождает меня после этого всю жизнь. Как не сказать – такие музыканты, которые не преследовали никаких политических целей, а просто делились со своими слушателями замечательной музыкой – в замечательнейшем же исполнении, фактически выполнили миссию народной дипломатии. Потрясенные этим подарком судьбы, мы не сразу поехали домой, а пешком прошлись до центральной площади города, где, как оказалось, проходила репетиция парада, который должен был состояться наутро, седьмого ноября. В этот момент к гостинице «Армения» подъехали автобусы с музыкантами В первый момент мы злорадно подумали – «знай наших», но тут же устыдились – ведь не на танках же они к нам приехали.

В самые напряженные годы «холодной войны» миссию народной дипломатии выполняли не только люди искусства, но и спортсмены, ученые. В это время, в 1981 – 1982 годах мне довелось проходить научную стажировку в Бостонском университете, и не только ученые, но и мои соседи, обычные люди, с которыми приходилось общаться, спрашивали, почему так мало к ним приезжает ученых – тогда бы у них сложился совсем другой образ падшей страны. Даже туристам в те годы было не просто куда-то съездить, особенно в страны, причисленные к враждебным.

Сегодня, именно туризм стал сейчас самой массовой формой «народной дипломатии». Расширение туризма, отсюда и сюда, занимает сегодня важное место не только в экономической, но и культурной программе Российской Федерации. Продолжается и развивается международное сотрудничество в области искусства, науки и образования, участие в крупнейших международных соревнованиях, включая олимпиады. Запомнилось, как на Пекинской Олимпиаде 2008 года, когда только вспыхнул конфликт между Россией и Грузией, на пьедестале в обнимку стояли грузинская и российская спортсменки, на Олимпиаде 2018 в Корее – российский и украинский сноубордисты. Единой командой выступили на этой олимпиаде хоккеистки Северной и Южной Кореи, государств, разделенных в результате политического передела мира уже в течение нескольких десятилетий и находящихся в крайне напряженных отношениях. Приезжала большая делегация из Северной Кореи. Героическим участием российских спортсменов на этой олимпиаде была поставлена точка в спорах о том, участвовать ли нам в ней или отгородиться теперь уже спортивным занавесом. Вот тут уж действительно ‒ пусть знают наших!

Во время античных олимпиад прекращались войны, а вот в XX веке, наоборот, во время двух мировых войн, олимпиады надолго отменялись, две олимпиады, в Москве и Лос-Анжелесе, бойкотировались рядом государств по политическим соображениям. Сегодня, при всей напряженной обстановке в мире, олимпиады вновь стали объединять. Была такая песня – «Если бы парни всей Земли, вместе собраться однажды смогли…». Очень редко, но бывает, когда много незнакомых людей объединяются в едином устремлении помочь другим незнакомым людям, чаще всего во время стихийных бедствий,  эпидемий и техногенных катастроф. Так, например, было во время страшного землетрясения в Армении в 1988 г., когда помощь шла со всего мира, а самолеты с гуманитарным грузом, в том числе из «недружественных» государств, летели, даже не дожидаясь разрешения пересечь государственную границу СССР, на свой страх и риск, так же было после Чернобыля и Фукусимы. Правда, и в таких случаях находились нелюди, злорадствующие по поводу крушения самолета с «неверными», «поздравляющие с землетрясением». Бог им судья.

Как-то М. Горбачева спросили, что должно произойти, чтобы человечество объединилось? «Нашествие инопланетян» ‒ ответил тот. Не надо ожидать инопланетян, людей может и должно объединить осознание того, что все мы – жители «Планеты людей», такой маленькой и хрупкой, особенно при взгляде из космоса, который, увы, может рассматриваться не только как территория совместных научных исследований, но и как военный плацдарм.

Вспомним философов – или эволюция перейдет на уровень культуры или человечество обречено. Подобное восхождение к культуре – стратегическая цель культурной программы, она не может реализоваться за короткое время, но главное, двигаться в нужном направлении. Получается так, что в условиях глобализации культурная политика любого государства имеет судьбоносное значение не только для этого государства, но и всего мирового сообщества, все еще разобщённого и запутавшегося в противоречиях.

Последний выпуск Римского клуба озаглавлен «Старый мир обречен, новый мир неизбежен». Оценивая место России в создании этого нового мира, нельзя не вспомнить слова П. Чаадаева, поистине пророческие, о том, что России словно суждено преподать некий великий урок всему миру. Много уроков, как прекрасных, так и ужасных, она уже преподала. Есть уверенность в том, что если Россия преодолеет свалившиеся на нее испытания, это будет прорыв не только для нее, но и путеводная нить для всего мира.

Вопросы и задания

1. Почему насилие не совместимо с «подлинной историей» человечества?

2. Почему навязывание своей культуры другим государствам вредит обеим сторонам?

3. Почему и как культура может выступать как «мягкая сила»?

4. В чём сущность и возможности «народной дипломатии»?Каково в ней место туризма и спорта?

5. Как вы представляете место России в том мире, где велением времени становится «эволюция на уровне культуры»?

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!