Раздел III. Основные направления культурной политики РФ.



Глава3.1. Экономика культуры и культурной индустрии.

Рассматривая культуру как совокупность отраслей материального и духовного производства, направленных на удовлетворение социальных потребностей и запросов, невозможно обойти экономическое измерение культуры. Расценивая культуру как отрасль экономики, мы прибегаем к понятиям экономики культуры и культурных индустрий.

Понятие экономики культуры основывается на признании того факта, что и в области культуры действуют полноценные экономические отношения, имеющие при этом свою специфику, особенно в условиях перехода к рыночной экономике. В советское время понятие экономики культуры считалось чуть ли не оскорбительным для культуры. Находясь в полном ведении и под контролем государства, культура, во всяком случае, достаточно щедро финансировалась – в области науки и образования, искусства, спорта, успехи которых укрепляли престиж советского государства. Вступление российской экономики в сферу рыночных отношений особенно больно ударило по культуре. Если эффективность любой деятельности оценивать, прежде всего, в количественных, а не в качественных показателях, измерять ее непосредственной, сиюминутной, материальной отдачей, это может породить (и, увы, породило) предвзятое, пренебрежительное отношение и к фундаментальной науке, и к искусству – особенно у людей, чьё образование и воспитание пришлось на болезненную смену ценностей, экономических, политических, культурных ориентиров после развала Советского Союза. В свое время английский писатель Оскар Уайльд писал о «поколении людей, знающих цену всему, но не знающих ценности ничего». Это наблюдение уместно и сейчас по отношению к людям, которые считают, что можно быть «эффективными менеджерами» в любой области без глубоких знаний в области культуры. Тем более это невозможно и губительно в управленческой деятельности в области самой культуры. Нередко материальная отдача научных открытий происходит через десятки и даже сотни лет после открытия (которое, тем не менее, может лежать в основе всей научной картины мира – как, например, гелиоцентрическая система Коперника или теория относительности Эйнштейна), мало какие музеи или библиотеки, симфонические концерты могут хотя бы окупать свои финансовые расходы. Конечно, и в этом направлении необходимы серьёзные, но тщательно продуманные и взвешенные шаги, прежде всего, именно в государственной культурной политике. Прежде всего, требуется обеспечение достойной материальной и нравственной оценки культурной деятельности, повышение ее статуса – будь это сотрудники домов культуры, музеев и библиотек, преподаватели школ и вузов, воспитатели и нянечки детских дошкольных учреждений, а тем более сами творцы культуры – ученые, писатели, художники, музыканты.

Одним из шагов, направленных на повышение эффективности научной деятельности, явилось создание ФАНО (Федерального Агентства научных организаций), структуры, задача которой – освободить Академию Наук РФ от хлопот, связанных с хозяйственной деятельностью, отвлекающих от науки, к тому же требующих соответствующей экономической компетентности. Правда, на достаточно долгое время это вполне разумное разделение функций приняло форму борьбы за власть, потребовав вмешательства на уровне Президента.

Большие и вполне справедливые нарекания вызывает и то, что управление образованием вынуждает преподавателей школ и вузов к бесконечным отчетам, не только не способствующим повышению их профессионального уровня, но и отнимающим необходимое для этого время.

Значительно лучше обстоит дело в деятельности музеев, к которой все более привлекаются люди, не только глубоко образованные и преданные культуре, но и инициативные, обладающие организаторскими способностями и в направлении повышения экономической эффективности. Так, ведущие музеи России организуют огромное количество различных курсов, непрерывно происходят совершенно потрясающие выставки, в том числе по международному обмену, привлекающие огромное количество посетителей, которые к тому же с удовольствием приобретают сувениры и альбомы по искусству.

Подобная же практика имеет место и на концертах во всех музыкальных жанрах. Правда, не обходится без курьёзов. Так, на нашумевшей выставке произведений художника Валентина Серова, проведенной в Государственной Третьяковской Галерее, толпа буквально вынесла витрину на входе в здание, что опять возвращает к проблеме культурного уровня потребителей культуры. Вспоминаются в этой связи менады, неистовые любительницы искусства из античной мифологии.

Отдельно стоит сказать о меценатах, способствующих сохранению и приумножению культурных ценностей. Известен вклад меценатов в дореволюционной России. Это и создание музеев (той же Третьяковки), и потрясающее собрание живописи импрессионистов – усилиями Щукина, Морозова, Мамонтова, промышленников и купцов. Тем больнее знать о том, сколько бесценных произведений искусства было не только похищено из наших музеев во время войны, но и продано «в целях борьбы с голодом» в 30-ые годы XX века – прежде всего это тридцать шедевров западноевропейской живописи из Эрмитажа, которые по сей день являются гордостью Вашингтонской Национальной галереи. В той же Америке есть много частных музеев и коллекций, среди которых особое место занимает музей Нортона Саймона в Пасадене, близ Лос-Анджелеса. Когда в США началась Великая депрессия (в 1929 г.), нефтепромышленник Н. Саймон решил спасти свои накопления вложением их в покупку произведений искусства, стремительно упавших в цене – с целью их дальнейшей выгодной продажи. Создав для их хранения специальное здание, он понял, что именно сейчас нашел свое истинное призвание. Счастливая улыбка на обложке альбома музея на фоне одной из замечательных картин Рембрандта (портрет сына художника Титуса) говорит: «Да, старик Саймон, не зря ты прожил свою жизнь». Отрадно, что деятельность меценатов и волонтёров все шире распространяется в сегодняшней России. Особо впечатляющий пример ‒ строительство современного, на мировом уровне футбольного стадиона в Краснодаре владельцем торговой сети «Магнит» А.Галицким. Много сделано частными лицами для возвращения в Россию художественных ценностей, оказавшихся за рубежом. Нельзя не отметить, что некоторые люди делают свои щедрые дары анонимно.

Широко распространяется практика передачи зданий, представляющих художественную и историческую ценность, в частное владение – при условии, что владелец сохранит их архитектурный облик – пусть даже открыв в этих зданиях гостиницу или ресторан. Таким образом, было сохранено и восстановлено значительное число старинных зданий, усадеб, и т.д. Правда, и здесь находятся нечистые на руки любители наживы. Так, некий предприниматель из Москвы приобрел на аукционе за незначительную сумму помещение на территории храма в деревне в Ивановской области, которое фигурировало как «склад», якобы для использования именно по такому назначению, а затем за значительно большую сумму предложил его храму, который и по меньшей цене не мог его выкупить. Здесь уже претензии к устроителям подобного аукциона, с привлечением их к судебной ответственности за мошенничество. Надёжной защитой здесь служат законодательные акты, обеспечивающие «приоритеты сохранения культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц». Законодательное обеспечение подводится под принцип культуросообразности экономических, технологических и политических решений (пример – строительство мостов, плотин и т.д., угрожающих культурному наследию). Надо заметить, что не менее 300-400 городов и сёл РФ обладают культурным наследием, признанным таковым на государственном уровне, многие – на уровне ЮНЕСКО. Это не только архитектурные сооружения, но и парки, заповедники, природные ландшафты.

Приятно было узнать, что в зиму 2017 - 2018 г. столица России Москва вошла в число наиболее посещаемых городов мира, причем и за счет внутреннего туризма. Внедряется практика, оправдавшая себя в Европе, где «культурными столицами» объявляются города, потерявшие свою промышленность, но сохранившие привлекающие туристов достопримечательности, которые дают даже большую прибыль, чем отравляющие природу малорентабельные заводы. Так решается и проблема трудовых мест для их работников. Важным шагом в этом направлении стало расширение «Золотого кольца» России за счет включения в него таких жемчужин как Углич. Заявки на включение в «Золотое кольцо» (Сергиев Пасад, Кострома, Ярославль, Переславль Залесский, Ростов Великий, Иваново, Владимир и Суздаль) подали также Калуга, Серпухов, Боровск, Тула, Таруса). Надо сказать, что в подобных случаях должны соблюдаться жесткие критерии, согласованные с ЮНЕСКО: поселение должно быть основано не позднее XV в., иметь не менее десяти экскурсионных объектов, должна быть сохранена цельная историческая архитектурно-планировочная городская среда, не менее 50% памятников должны быть отреставрированы, имеет значение и благоустроенность территории (Российская газета, 27.02.2018). Организуются круизы даже на Белое море, огромный приток туристов ожидается на чемпионат мира по футболу.

В плане сохранения культурного наследия возникает ряд вопросов, достаточно деликатных, в том числе имущественных, относящихся к взаимоотношениям государства и церкви. Хотя в России церковь отделена от государства, она активно участвует в общественной жизни, набирая все больший социальный вес после десятилетий советской власти. Государство, в свою очередь нуждается в нравственной и, можно сказать, политической поддержке церковью христианской, мусульманской, буддисткой, иудейской. Решением государства церкви возвращены многие принадлежавшие ей земли и строения (которые нередко использовались в качестве складов и конюшен), возвращены и многие культурные ценности, имеющие художественное и историческое значение. Но и тут стали возникать достаточно серьезные коллизии и разногласия в общественном мнении. Так, большие споры вызвала передача Российской Православной Церкви Исаакиевского собора в Петербурге, в течение многих десятилетий имевшего статус музея. Весьма избирательно надо разбираться с иконами, которые РПЦ хотела бы вернуть в храмы, где они первоначально хранились – тут и проблема надлежащих условий хранения, и то, что многие произведения религиозной живописи в такой степени стали достоянием не только российской, но и мировой общественности, что не мыслятся в ином месте, как Третьяковская галерея или Русский музей (например, «Троица» Рублева). Весьма серьезные коллизии возникли между Эрмитажем и Государственным Музеем изобразительных искусств в Москве, который требовал вернуть в Москву из Петербурга картины импрессионистов, попавшие туда после раздела экспонатов музея западного искусства в Москве, ликвидированного по распоряжению Сталина. Все эти вопросы не могут быть решены без участия государства и без широкого общественного обсуждения.

Весьма непростые вопросы в эпоху массового распространения информационных технологий возникает в деле защиты авторских прав. Хотя в правовом плане государство предприняло ряд серьезных шагов, но технически очень сложно отследить и пресечь пиратство. Так, хотя блокируются различные торренты, но наши умельцы каждый раз находят или создают лазейки. Возможно, здесь имеет смысл присмотреться к зарубежному опыту- так вносят ежемесячную оплату, вполне доступную (как на платных ТВ каналах), и скачивай сколько хочешь. В условиях огромной страны это бы вполне хватило на авторские вознаграждения, а серьезные ценители все равно бы не отказались от посещения кинотеатров и концертных залов (там, где они есть), зато это бы облегчило массовый доступ к искусству, в том числе людям с ограниченными физическими возможностями.

Актуально в современных условиях и понятие культурных индустрий. Это понятие, впервые появившись в Великобритании в 1998г. (констатируя уже давно существующее социальное явление), можно определить как  «производство непосредственно культурных или в существенной мере культурно отрегулированных феноменов, которое является более или менее массовым по своим объемам и высоко стандартизированным по большинству своих характеристик (Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории современности: типы и технологии. (http//www.7pu-journal jul-7pu/2012/3). Важно заметить, что это – «системная совокупность культурных практик, осуществляемых не в инновационно-поисковом, творческом режиме, а по стандартам, реализующим наиболее актуальные в имеющихся условиях технологии социального производства и свойства создаваемых ими продуктов. Именно массовость и стандартизированность отличают культурные индустрии от культурного творчества, определяющими чертами которого являются как раз новационность, «штучность», авторская оригинальность – при том, что его продукты могут тиражироваться в массовых объемах (репродукции картин, грампластинки и т.д.).
Соответственно, культурное творчество и культурная индустрия выполняют разные социальные функции. Если культурное творчество выделяет лидеров, определяющих развитие направления в своих отраслях, то индустрии обеспечивают интеграцию и стабилизацию социальных аутсайдеров, придают им чувство уверенности, обеспечивая потребительской продукцией, которая определяет и стимулирует стандартные формы их социальной адекватности (характерный пример – футболки с логотипами любимой команды на её болельщиках, одежда и прически, заимствованные у своих кумиров и т.д.) Чем отличаются «дэнди» и «щеголь»? Щеголь неукоснительно следует моде, что в собственных глазах повышает его социальный статус, дэнди же сам формирует моду, следуя своим собственным вкусам и представлениям. Порождением общества потребления является не только мода, но и тщеславное стремление «успеть» на престижные выставки и концерты, побывать на престижных курортах (или хотя бы в фотошопе изобразить такое пребывание), и ужасное представление о том, что главной целью современного образования является выпуск «квалифицированных потребителей» (которые, например, могут делать покупки по интернету).

Цель культурных индустрий – не просто огромная прибыль, но и обеспечение механизмов социализации, снимающих напряжение в социуме. Таким образом, культурные индустрии в значительной степени направляют производство социального порядка, производство доминирующей системы миропредставлений, распространение идеологии, инициирующей желательную социальную активность, организацию досуга населения, проектирование социокультурного развития.

Надо заметить, что нередко различие массовой и элитарной культуры достаточно динамично и довольно условно. В свое время великий И.С.Бах в конкурсе на освободившуюся должность кантора церкви св. Фомы в Лейпциге занял только третье место – жители города сочли его музыку чрезмерно сложной и даже заумной, отдав предпочтение Г.Ф. Телеману и И.Г. Кунау, И.С.Бах был забыт на долгие десятилетия, вернувшись к слушателям только в XIX в. Тогда же, в эпоху романтического искусства, был забыт Телеман со своей «слишком красивой» музыкой, вернувшись правда, во второй половине XX века, когда напряженная жизнь стала требовать все большей релаксации. Важно отметить и то, что негативный и даже пренебрежительный оттенок, с которым мы говорим (справедливо) о современной массовой культуре, не может быть распространен на многие продукты, обладающие высокой художественной и нравственной ценностью при массовой доступности – вспомним многие советские кинофильмы, добрые и остроумные мультики, песни в исполнении К. Щульженко, М. Бернеса, М. Магомаева…

 Есть счастливые примеры культурной индустрии, когда высокие её доходы обеспечены подлинным удовольствием и воспитательным значением, например, Диснейленд, многие кинофильмы такой фабрики киноиндустрии как Голливуд, песни «Битлз» и т.д. Замечательные открытия принес у нас телепроект «Голос», недавно отметивший пятилетний юбилей.

Вопросы и задания

1. Что такое экономика культуры?

2. Какова в ней роль государственных структур, меценатов и волонтёров?

3. Как вы представляете законодательное обеспечение сохранения культурного наследия перед имущественными интересами частных и юридических лиц, культурасообразности экономических, технологических и политических решений?

4. Каковы принципы выбора «культурных столиц»?

5. Какие имущественные вопросы могут возникать во взаимоотношениях государства и церкви?

6. Раскройте понятие «культурные индустрии». Какие функции они выполняют?

7. По каким критериям разделяются и сходятся массовая и элитарная культура?

Глава 3.2 Культурно-языковая политика

 Каждый народ чтит тех подвижников, которые создали их письменность, воздвигает им памятники. Святыми не только в России, но и в других славянских государствах считают Кирилла и Мефодия, создателем азбуки, пережившей века. Они не прославились ратными подвигами, не были мучениками веры, но вошли в историю как люди, понимавшие необходимость и неотложность создания собственной письменности.

 Тем более актуальна задача сохранения как величайшей драгоценности языка и письменности. Вот что писал еще в XIXв. в статье «Родное слово» великий педагог К.Д. Ушинский (1824 - 1870): «Родное слово – та духовная одежда, в которую должны облечься всякое знание и формирующиеся миросозерцание… Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее поля, горы и долины». Важное место отводилось образцам фольклора, пословицам как “зеркалу народной жизни”. Ушинский продолжает: “В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, он есть именно самая эта жизнь. Когда исчезнет народный язык, - народа нет более”. (Ушинский К.Д. Собр. соч., М., 1948. Т.2., с.557.). Тот же Ушинский подчеркивал, что высокий патриотизм формируется как результат знания и осмысления своей истории, любви и уважения к языку, на котором человек услышал первые обращенные к нему, полные любви, слова матери. Ушинский обращает особое внимание на то, что воспитание, начавшись с первых дней жизни, воплощает в себе весь исторический путь народа: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в системах, основанных на абстрактных идеях».

 Живя в многонациональном государстве, где русский язык в силу исторических причин является языком межнационального общения (порой даже в кавказских республиках, например, в Дагестане, где проживают десятки национальностей со своими языками), русский же язык позволяет доносить до людей любой национальности жемчужины национальных культур. Кому из россиян не известно замечательное стихотворение аварца Расула Гамзатова «Журавли», перенесенное в столь же замечательном переводе Р. Рождественского на песню, с мелодией, созданной евреем Яном Френкелем, блистательно исполненную азербайджанцем Муслимом Магомаевым. В этой связи уместно будет рассказать, как пришел к русскому языку автор этого учебника, родившись и живя в Армении в абсолютно армянской во всех поколениях и говорящей на армянском языке семье. Этому способствовал Александр Сергеевич Пушкин, чья «Песнь о вещем Олеге» в замечательном художественном оформлении и прочитанная четырехлетнему мальчику старшей сестрой, сотворила чудо, пленив прежде всего музыкой пушкинского слога, при том, что некоторые слова не слишком понятны даже русскоязычному ребенку. Как, например, объяснить ребенку смысл слова «вещий»? Читая ему Пушкина, чтобы тот сам захотел вникнуть через музыку пушкинского стиха в его содержание. Годы и десятилетия спустя не перестаёшь удивляться еще и точности языка великого поэта. На берегу пустынных (а не, скажем, холодных) волн, стоял он, дум великих полн… Здесь будет город заложен, назло надменному (а не, скажем, коварному, жестокому и т.д.) соседу. Можно ли лучше подобрать слова? Именно поэтому Пушкин – «наше все» для русского человека, именно поэтому на великих образцах литературы следует приобщаться к любому языку. Особенно это ощущается, когда слышишь, на какой тарабарщине говорят многие телеведущие и звезды эстрады, когда в бегущих строках новостей даже ведущих телеканалов «одна другую сменить спешат» не только стилистические, но даже орфографические ошибки. Тем удивительней прозвучало недавнее предложение, исходившее от руководителя Академии образования, (правда, в качестве «частного мнения») изъять из школьной программы «Войну и мир» и романы Достоевского как … слишком сложные для восприятия школьников. Когда же они их прочтут? Да уже никогда! А ведь именно в школьном возрасте начинают задумываться над многими нравственными проблемами, поднимаемыми в лучших произведениях литературы, часто вынуждая вновь их перечитывать в последующие годы.

 Весьма серьезного внимания на государственном уровне требует поддержка переводов с русского языка и на русский наиболее значительных произведений мировой литературы, воспитание интереса и уважения к русскому, иностранным и национальным языкам и литературе, повышение качества подготовки преподавания языка, поддержка научных исследований в области языка и литературы, создание академических словарей и справочников. Непреложным требованием, закрепленным при этом в Конституции РФ, является признание во всех ее республиках государственными русского и национальных языков, и их обязательное преподавание.

Вопросы и задания

1. Язык как отражение истории духовной жизни народа

2. Какова роль русского языка и национальных языков в многонациональном государстве?

3. Какова роль художественной литературы в приобщении к языку?

 

Глава 3.3. Национальная, этнокультурная и религиозная политика

 Особой деликатности и взвешенности, уважения и интереса к национальным культурным традициям, особенностям религии требует национальная и этнокультурная политика государства. Замечено, что именно невнимание, а тем более высокомерное и пренебрежительное отношение к иным культурам нередко приводило к грубейшим политическим ошибкам и даже преступлениям, вплоть до геноцида в отношении тех или иных национальностей (евреев, армян) или представителей той или иной веры.

 Достаточно свежий пример. Референдум в Крыму, после которого он вошел в состав Российской Федерации, оказался неизбежным после того, как пришедшее на волне «майдана» и умело подогретых националистических настроений правительство Украины заявило о намерении запретить русский язык не только в школах и вузах, но и на бытовом уровне, даже на улице. Здесь была бы вполне уместна фраза, высказанная в свое время наполеоновским министром Фуше: «Это больше чем преступление, это ошибка». Кстати, наиболее дальновидные правители даже в захваченных ими странах не посягали на национальный язык и традиции. Другое дело, что, как правило, колониальную политику стремились объяснить и оправдать стремлением принести свою культуру «отсталым» народам. Одним из первых здесь был Александр Македонский, который, правда, уже у границ Индии понял, что та не нуждается в подобной благотворительности.

 Конечно, в действительности в подоснове национальных и религиозных гонений всегда лежат политические и экономические интересы, как правило, небольшой группы людей, промышленных и политических олигархов, обладающих, помимо прочего, и механизмами манипулирования массами, невежественными и озлобленными. Мощным средством воздействия на людей стали сейчас СМИ и интернет, позволяющие за считанные часы вывести на улицы десятки и сотни тысяч людей. Хитрые «кукольники» особенно умело играют на религиозной почве. Ни одна религия мире не призывает к национальной или религиозной вражде, но умело направленный на поиск врага позволяет и религию использовать как мощное разрушительное оружие. Так, экстремистские организации, вроде ИГИЛ, по праву запрещенные в России, выступая от имени ислама, не только стремятся вернуть к средневековью целые государства в рамках некоего исламского халифата, но и истребляют иноверцев, уничтожают их культурные памятники.

Замечено, даже на бытовом уровне, что никакое, даже личное, оскорбление не воспринимается так тяжело, как оскорбление на национальной или расовой почве. Не вполне понятно, однако, когда люди гордятся национальностью, расой, полом, а тем более стыдятся их, ведь не мы же их выбираем. Правильнее говорить об ответственности за то, что ты представитель того или народа, государства, той или иной культуры – даже если на тебя не возлагают никаких представительских функций, например, в обычной туристической поездке. Ведь буквально по одному человеку составляют впечатление о национальности, о государстве, откуда данный человек приехал. Опять же даже на бытовом уровне – идешь, никого не трогаешь, и никому нет дела до твоей национальности, а вот при неадекватном, неуважительном, вызывающем поведении впечатление, произведенное этим человеком, неизбежно распространяется на национальность, государство, религию.

Тем большая ответственность, внутренняя культура, способные подсказать правильное поведение даже в экстремальных ситуациях, должны быть присущи людям, выполняющим миссию, возложенную на них государством. Здесь уместно привести такой пример. Аркадий Вольский, больше известный как промышленник, завоевал авторитет не только профессиональными познаниями, но и как умелый переговорщик, человек высокой культуры, истинно интеллигентный. Зная эти его качества, сперва М.С.Горбачев (в разгар армяно-азербайджанского конфликта вокруг Карабаха), а затем Ельцин (когда начали разворачиваться события в Чечне) посылали вовсе не обязанного это делать Вольского в эти горячие точки, где ему в значительной степени удавалось сбить напряжение. Так, на митинге в Грозном, когда толпа со всё более воинственно звучащими криками «Аллах Акбар!» стала сжимать кольцо вокруг делегации из Москвы, Вольский произнес только два слова «Воистину Акбар!», и это поистине волшебным образом успокоило толпу, произведя своего рода эффект мирного рукопожатия.

Увы, такая культура не всегда присуща даже самого высокого ранга государственным деятелям. Когда Ельцин сперва отложил, а затем вовсе отменил (по совету своего окружения) исключительно важную в тех политических реалиях встречу с первым президентом Чечни, генералом Дудаевым (тот даже сшил к этой встрече новый мундир – такое значение он ей придавал!), это было воспринято, с учётом кавказского менталитета,  как оскорбление всему чеченскому народу. Ещё раньше тот же Ельцин «не смог» выйти из самолета, совершившего посадку по пути из США в Россию в Ирландии, для встречи с её премьером, но тот, человек европейский, гораздо спокойнее это воспринял.

 При всех безусловных заслугах перед государством подобные больше чем ошибки наносят неизмеримый ущерб имиджу всего государства. Напротив, взвешенное, уважительное к оппонентам поведение только возвышает авторитет государства. Нельзя не заметить, что нынешний Президент РФ постоянно называет коллегами, партнёрами (даже не оппонентами) людей, не скрывающих своей ненависти к России. Ещё Екатерина II заметила: «Слабые боятся, сильные ненавидят». Совсем недавно стал известен весьма характерный эпизод из биографии тогда ещё офицера госбезопасности Владимира Путина, служившего в Советском посольстве в Берлине. Когда в ночь падения Берлинской стены толпа разгорячённой немецкой молодёжи пришла громить наше посольство, молодой офицер, проявив немалое мужество и такт, остановил их несколькими спокойными, выдержанными, искренними фразами.

Сегодня, в период далеко не лучших отношений между Россией и США уместно вспомнить и одного из выдающихся людей Америки, Мартина Лютера Кинга: «Ни в ком нельзя видеть врага. Если же ты видишь, что твой оппонент прав, не бойся это признать. Если же ты остаёшься убеждённым в своей правоте, найди слова, которые убедят оппонента. Судя по всему, он их находил, собирая сотни тысяч людей на митингах против расизма и войны во Вьетнаме. Считают, вполне справедливо, что эти митинги сыграли большую роль, чем действия официальных лиц. Открытой, уважительной, убедительной и последовательной должна быть и внешняя, и внутренняя политика государств в сегодняшнем взрывоопасном мире.

В советские годы длительное время министром иностранных дел СССР был А. Громыко, получивший за рубежом прозвище «Mr. “No”». Каким же контрастом оказался один из первых успехов нашей дипломатии, уже в годы перестройки, когда руководитель делегации, грузин, в духе своих национальных традиций, спросил у президента Аргентины, женщины, как дела у её дочерей, назвав их при этом по именам. Это тоже рукопожатие. Чрезвычайно приятное впечатление оставляли взаимоотношения министра иностранных дел уже современной России, А.Лаврова, и государственного секретаря при администрации Обамы, Джима Керри, которые и в условиях нарастающей напряжённости между нашими странами проявили себя достойно, уважительно друг к другу и представленным ими государствам, проявляя и чисто человеческое дружелюбие, и даже чувство юмора.

Весьма серьёзные не только социальные, но и культурные разломы, своего рода столкновение цивилизаций (С.Хантингтон) обнажила массовая миграция 2015-2016 гг. из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу. Миграция в богатые европейские страны, прежде всего Германию и Францию (из Турции и Северной Африки) началась уже в 60-70-ые гг. прошлого века, но тогда инициатива исходила из Европы, жители которой отказывались от тяжёлой, непрестижной и низкооплачиваемой работы (например, мусорщиками), за которую охотно брались выходцы из бедных стран. Прошли годы, дети из семей иммигрантов, как правило, многодетных, чаще всего не находили себе приложения – такого количества мусорщиков не требовалось. Правда, в Германии, Франции, Великобритании, Швеции им были предоставлены огромные льготы – в обеспечении жильём, образованием и т. д., но далеко не все смогли или захотели ими воспользоваться: для этого, по крайней мере, следовало адаптироваться к культуре принявших их стран, или хотя бы уважительно к ней относиться. Эти люди стали пополнять ряды безработных и даже преступников, а сейчас и террористов. В нынешней волне мигрантов наряду с людьми, действительно спасающимися от смерти, нищеты и голода в Европу хлынули любители халявы, потенциальные преступники и, ужаснее всего, террористы. Вся Европа теперь в ужасе не только от регулярно происходящих и непредсказуемых терактов, но и от хулиганства, переходящего все границы и немыслимого там до этого, сексуального домогательства и даже изнасилований на улицах городов. До этого Европа относилась к мигрантам как обслуге, теперь наоборот, многие мигранты относятся подобным образом к европейцам, ведя себя так, как ни в коем случае не вели бы себя в собственных странах. Не спасают положения и гипертрофированная политкорректность и толерантность, когда жители европейских городов отказываются от ношения крестиков и рождественских ёлок, чтобы не обидеть проживающих в них представителей иных культур.

Таким образом, дело не в низкой бытовой культуре, а в неуважении и даже презрении к культуре принявших их государств и их гражданам. Недаром почти столетие назад немецкий культуролог О.Шпенглер назвал подобных людей, выпавших из культуры, кочевниками мировых столиц. Замечено, что люди, не знающие и не уважающие иные культуры, часто не знают и своей – еще одна форма варварства. Беда ещё и в том, что подобные люди создают негативный образ иммигранта как такового, при том что большинство выходцев из других стран являются законопослушными гражданами, честно трудятся, внося новые краски в культуру принявших их стран – среди них известные учёные, прекрасные музыканты (особенно джазовые), художники, писатели, спортсмены, политики (так, мэром Лондона стал пакистанец).

С подобными проблемами, хотя в значительно меньшей степени, приходится сталкиваться и в современной России, где очень много гастарбайтеров — дворников, строительных рабочих, чаще всего живущих в невыносимых бытовых условиях, что, конечно, служит источником социального напряжения. Это должно быть учтено в культурной политике российского государства, как и то, что многие выходцы из бывших советских республик Средней Азии, а также Кавказа, пополняют ряды ИГИЛ. Ожидает решения и проблема упрощённого получения российского гражданства людьми, желающими вернуться на историческую Родину.

Тесно связана с указанными проблемами и региональная культурная политика, особенно в многонациональных и многоконфессиональных регионах — в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа, Краснодарском и Ставропольском краях. Будучи гражданами единого российского государства, жители этих областей особенно бережно и даже ревностно относятся к своим традициям, фольклору и т.д. (и не только национальным — например, казаки в самых различных регионах России).

Это создает основание и необходимость рассматривать как объект культурной политики государства традиционную культуру, которая обеспечивается всё возрастающей государственной поддержкой, включая народные художественные промыслы и ремесла народов России, фольклорные праздники и фестивали. Важную роль в этом играют этнокультурные и национальные объединения. Значительно возросло число научных исследований и работ, посвященных изучению и популяризации традиционной культуры. Продолжает совершенствоваться законодательство, регламентирующее соотношение полномочий и обязанностей федеральных и региональных органов культурной политики. Это касается широкого спектра вопросов, от образования — семейного, школьного, дошкольного, вузовского, до образцов повседневного поведения, одежды и т. д., где, к сожалению, нередко возникают перегибы и неоправданные принуждения.

Вопросы и задания

1.В чем особая деликатность национальной, этнокультурной и религиозной политики?

2. Какие истинные цели лежат в основе национальных и религиозных гонений?

3. К каким ошибкам и даже преступлениям может вести национальное и религиозное высокомерие политиков?

4. Какие культурные и цивилизационные разломы наблюдаются в сегодняшнем мире?

5. Каковы особенности региональной культурной политики РФ? Что делается для поддержки и развития традиционной культуры?

Глава 3.4 Молодежная  культурная политика.

      Большой деликатности, ответственности и в то же время творческого подхода требует культурная политика в отношении юного и молодого поколения – как в плане его приобщения к культуре, так и в плане его деятельности в области культуры, её приумножения и развития. Ведь именно молодежь будет определять будущее новой России, ее экономику, политику, обороноспособность, науку и искусство.

      Одним из первых больших достижений Советской власти было резкое сокращение числа выброшенных на улицу гражданской войной беспризорных детей, их образование и обеспечение им “Путевки в жизнь”  (Так, кстати, назывался первый советский художественный кинофильм – реж. Х. Экк). Трудно поверить, но огромное количество беспризорников породили и «лихие девяностые» годы. Конечно, сейчас это не главная проблема в отношении молодого поколения, хотя материальное обеспечение, особенно многодетных семей, вызывает много вопросов, даже после принятия и продления программы «материнского капитала». Предпринимаются серьезные шаги по обеспечению количества мест в детских садах и яслях, перехода школ на одну смену и т.д .  Все это в полной мере может быть отнесено к культурной политике государства. Большую и важную деятельность по сбору средств для дорогостоящего лечения и операций детей с тяжелыми болезнями выполняют СМИ. Возрастающее внимание уделяется работе по корректировке девиантного поведения детей и подростков, воспитания и привлечения талантливых педагогов.

       Материальное обеспечение является необходимым, но недостаточным условием духовного развития, формирования личности. И здесь столь же важна государственная политика. Важнейшими ее составляющими является государственная поддержка детских и молодежных организаций, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность,  а также подготовка кадров для осуществления их деятельности. В советское время существовали повсеместно дома культуры, дворцы пионеров, разнообразнейшие бесплатные кружки ‒ юных техников, фото- и кинолюбителей, вплоть до кружков рисования и вязания, спортивные секции, по вполне доступным ценам издавались журналы,  некоторые из которых существуют и по сей день – “Вокруг света», “Наука и жизнь”, «Знание-сила», а в детских садах и школах никто бы и не подумал собирать с родителей деньги на ремонт, а тем более на покупку парт ‒ об этом пришлось говорить самому президенту. И здесь опять-таки дело не только в финансировании, а и в “воспитании воспитателей“, включая, конечно, чиновников, отвечающих за перечисленные области.

     Расширяется практика наставничества, ранней профориентации школьников, организуются международные математические центры, целые культурно-образовательные комплексы. Одной из прекрасных форм соединения объектов и субъектов государственной политики может и должен стать проект “Лидер России”. Огромное количество людей творческого возраста, в первую очередь молодежи, участвуют в программе, направленной на выявление инициативных, творчески мыслящих, широко образованных, позитивно настроенных людей, которые в ближайшем будущем могли бы стать лидерами России буквально во всех областях. Проходят испытания не только их знания, но и умение  принимать решения, сочетание лидерских качеств и способности работать в коллективе. Уже сейчас на смену некоторым мэрам и губернаторам пришло много перспективной, нацеленной на будущее молодежи. Очень важно доверять молодежи с самого раннего возраста дела, позволяющие ощутить их важность и ценность.

       В плане культурной политики многие годы успешно действует ряд проектов на телевидении. Это передачи: “Что,Где,Когда”; “Клуб веселых и находчивых”; “Умники и умницы” и т.д. Впрочем и здесь неизбежные приметы рекламного мышления. Так, ведущий программы ”Умники и умницы'' объявляет: ”Победители прямо в этой студии будут зачислены в МГИМО, один из самых престижных вузов России. Если бы он сказал хотя бы “один из самых известных вузов”, это сочли бы недостаточным.      

       Огромное значение имеет развитие массового спортивного движения. Пусть далеко не все станут чемпионами, но это необходимо для физического и духовного развития ‒ дети оторвутся от зомбирующих их компьютерных «стрелялок», больше будет времени для простого человеческого общения, да и во дворе будет чем заняться. Занятия спортом, а также знакомство с историей отечественного спорта во многом служат и патриотическому воспитанию молодежи.

       Блестящими примерами в этом плане могут служить собравшие невиданное количество зрителей, основанные на документальном материале художественные фильмы «Легенда № 17» (о поистине легендарном хоккеисте Валерии Харламове и легендарной серии хоккейных матчей сборной СССР и Канады) и «Движение вверх» ‒ о памятной победе советской сборной по баскетболу (объединившей, кстати, спортсменов самых разных национальностей над непобедимыми до того американцами на Олимпиаде-72 в Мюнхене, где все решили последние три секунды). Харламову предлагали контракт в американской хоккейной лиге, позволив самому вписать любую сумму. Но, как сказал бы Маяковский: «У советских собственная гордость» ‒ он не купился. Еще пример «советской гордости». На чемпионате мира по хоккею сборной СССР, уже обеспечившей себе золотые медали, предстоял последний, уже ничего не решавший матч со сборной Чехословакии. Накануне матча нашему тренеру, знаменитому Анатолию Тарасову позвонили из ЦК КПСС и велели сыграть хотя бы вничью (незазорно), тогда бы наши «друзья-соперники» из «социалистической» страны вышли бы на второе место, опередив «буржуазные» команды Канады и Швеции. Тарасов собрал команду, поговорил с ними, после чего решил :

«Играйте как получится». Получилось 7:1 в нашу пользу! А строптивый Тарасов был уволен, не успев даже вернуться домой. Кто вспомнит тех около спортивных функционеров, а имена А.Тарасова, как и его дочери, тренера по фигурному катанию, Татьяны Тарасовой составляют гордость нашей страны. Это весьма характерный штрих из той поры, удерживающий от чрезмерной ностальгии по ней. А вот не менее характерный. Когда в гости к советской команде приехал знаменитый канадец Уэйн Гретцки, Тарасов предложил ему вспомнить упражнение, заданное нашим хоккеистам – пробежаться на коньках со штангой на плечах. Когда ошарашенный канадец даже не попытался, Тарасов сказал: « Да, Уэйн, ты не смог бы играть в сборной СССР», - «Но почему?» - «Потому, что ты не комсомолец!» Так нас учили, «партия приказала», со всеми плюсами и минусами такого подхода .

        Добавлю еще кое-какие сведения для молодого поколения из истории нашего спорта. Глядя на сегодняшних вяло и неохотно передвигающихся по полю футболистов, не сразу поверишь, что сборная СССР была первым чемпионом Европы по футболу,  занимала второе место в Европе, побеждала на Олимпиадах. Впервые участвуя в Олимпийских играх в 1952г, сборная СССР, победив сильнейшую тогда в мире Венгрию, вышла в финале на Югославию. Проигрывая за 15 минут до конца 1:5, наши сравняли счет (вот уж советский характер!), а в переигровке на следующий день открыли счет, но все же проиграли 1:3. Казалось бы, их должны были встречать как героев, но последовало расформирование команды ЦДСА, составляющей основу сборной – ведь проиграли Югославии, чей руководитель И.Тито расходился со Сталиным в представлениях о социализме.

            Сейчас, слава Богу, подобное невозможно, но неожиданно политика стала вмешиваться в наш спорт уже извне. Экономические санкции против России дополняются спортивными – отлучением от Олимпиады ведущих российских спортсменов. Мы видим, однако, как любые санкции только сплачивают нас, служат росту патриотических настроений. Замечательным свидетельством этому стал героически исполненный нашими хоккеистами гимн России под музыку олимпийского гимна (несмотря на запрет со стороны МОК (ведь они рисковали героически завоеванными золотыми медалями))  

Вопросы и задания

1. Какие шаги предпринимаются в государственной поддержке молодежных и юношеских организаций?

2. Что вы знаете о проекте «Лидеры России»? Не хотите ли в нем участвовать?

3. Какие ТВ-проекты способствуют выявлению творческой молодежи?

4. Какова роль массового спортивного движения и пропаганда успехов отечественного спорта?

Глава 3.5 Социально-культурные предпосылки развития творческого потенциала личности.

Советская идеология предполагала неукоснительное, беспрекословное следование "линии партии" (естественно, единственной в стране)». Если и колебался, то вместе с "линией партии", - могли сказать тогда. Зло и остро пел Высоцкий: "И как сказал ЦК в письме открытом, мы одобряем линию его" (попробовали бы не одобрять). Доходило до курьёзов. В огромном Доме культуры в Ленинграде устроили общественный суд над будущим Нобелевским лауреатом Иосифом Бродским, который числился тунеядцем, так как "не приносил никакой общественной пользы", а только писал стихи (в этом смысле более осмотрительным оказался Виктор Цой, утроившийся кочегаром). На этом "суде" одного из клеймивших Бродского спросили: "А вы читали его стихи?" - "Не читал, но осуждаю". Вынудили отказаться от Нобелевской премии и буквально затравили Бориса Пастернака, который в "антисоветском" романе "Доктор Живаго" показал, как в условиях гражданской войны зверствовали и "красные", и "белые", как кровь порождала кровь, ненависть порождала ненависть, как могли озвереть и до этого вполне мирные люди. К счастью, подобная судьба не постигла автора столь же "антисоветского" "Тихого Дона".

Более всего в идеологических тисках задыхались люди творческие - писатели, художники, даже ученые. Были лишены советского гражданства вынужденные эмигрировать за границу еще один будущий Нобелевский лауреат по литературе А. Солженицын, великий музыкант М. Ростропович, приютивший опального писателя у себя на даче. Остались за рубежом многие выдающиеся представители искусства. В годы хрущевской "оттепели" была разгромлена выставка художников-авангардистов в Москве - их картины в Нескучном саду давили бульдозером ("бульдозерная выставка"), в зале Манежа сам Хрущёв срывал картины и кричал: "Пидарасы!". Конечно, с его точки зрения такая живопись должна была показаться извращением. Только один скульптор Эрнст Неизвестный, с доблестью прошедший всю Отечественную войну, осмелился поставить его на место. К чести Н. Хрущева, он позже признался, что художественное невежество не является оправданием для такого поведения. На могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище установлен бюст, с его лицом, как бы обращенным в две стороны - один лик мрачный, тяжелый, а другой - светлый. Столь же противоречивой была вся советская история - с блестящими достижениями, с верой в светлое будущее и с ужасными репрессиями. Когда Хрущева снимали с должности, он сказал: "Покрайней мере одним из результатов моего правления стало то, что снимают без последующего расстрела".

После крушения советской системы становилось все более очевидным, что советский строй погубил сам себя именно бесконечными запретами - и в искусстве, и в экономической деятельности, подавлением любого творчества, нестандартного мышления. Даже в года перестройки и объявленной М. Горбачевым "гласности", когда уже могли вносить какие-то, достаточно смелые предложения для выхода страны из "застоя", тот отреагировал на одно из них: "Это, конечно, разумное предложение, но оно как-то расходится с социализмом." И какая разница, как называть государственный строй, при котором люди могли жить лучше достойно своей великой страны. Когда Горбачёв упрекал делегата одной из республик за намерение выйти из Советского Союза, тот ответил: «Мы не за выход из Союза, а за такой Союз, в котором хочется остаться».

"Ничто не свободно так, как человеческая мысль" - заметил английский философ Дэвид Юм. А вот что писал Галилей, поставленный на колени судом инквизиции: “Требовать, чтобы люди отказались от своих собственных аргументов и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными... это новшества, способные довести до гибели республику и разрушить государство” (Галилей Г. Избр. соч. в 2-х т. - М., 1964. Т. 1, с.556). Увы, подобные «новшества» сопровождают всю историю.

Когда нобелевских лауреатов в той или иной области науки спрашивали, как они пришли к своему открытию, те объясняли: "Я не побоялся взглянуть на проблему с несколько иной точки зрения, чем это принято." Великий Эйнштейн заметил: "Самые интересные открытия происходят тогда, когда начинают доказывать то, что, казалось бы, в доказательствах не нуждается." Именно так, после попыток доказать, что две параллельные прямые никогда не пересекаются, была создана неэвклидова геометрия искривленного пространства, которая легла в основу теории относительности. Другой великий физик, Нильс Бор, когда спрашивали его мнение о какой-то научной идее, мог сказать: "Она недостаточно сумасшедшая, чтобы быть правильной." Ему же принадлежит наблюдение: «противоположности не взаимоисключающи, а взаимодополняющи. Отрадно видеть, что даже в условиях крайней враждебности к России наши ученые удостаиваются Нобелевских премий, а многие их идеи успешно используются в таких грандиозных международных проектах, как адронный коллайдер, в исследованиях космоса.

Свободная, творческая мысль неприемлема, опасна для тоталитарных режимов, а демократическое устройство государства не просто допускает, но предполагает и поощряет новые идеи, творческий подход в любых областях, включая политическую ‒ сравним Древний Египет и Древнюю Грецию, колыбель европейской демократии и такого блестящего его продукта, как античная философия.

Совершенно закономерно, что в культурной программе современной России не просто декларируется, а стала велением времени задача развития творческого потенциала личности, "воспитание уважения к личности как основание её самореализации, стержень национальной идеи, объединяющей граждан и государство."

В качестве прочной основы для самореализации личности подчеркивается роль семьи и семейного воспитания как "важнейшего звена в системе ценностных ориентаций российского общества." Принят ряд законодательных актов, направленных на укрепление семьи, ответственности за нее даже при отсутствии пресловутого "штампа в паспорте." Продолжает оставаться актуальной "передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения." У нас так и не прижились брачные контракты, дети, приехавшие проведать родителей, не останавливаются в гостинице, у нас не регистрируются однополые браки и не проводятся гей-парады.

Не будет преувеличением сказать, что семейные отношения являются критериями не только семьи, но и государства в целом: духовное, нравственное, мировоззренческое воспитание происходит прежде всего в семье. Сама жизнь при этом вынуждает отказываться от авторитарной модели воспитания, когда родители буквально навязывают ребенку ни только свои представления о жизни ("мал еще иметь свое мнение"), но даже будущую профессию. Именно семья призвана быть важнейшей гуманитарной ячейкой общества, где её члены вместо нравоучений могли бы учиться друг у друга, когда и родителям не зазорно обратиться за советом к младшему члену семьи, который лучше в данном вопросе разбирается (например, в вопросах, связанных с компьютером). "Разрешать с удовольствием, запрещать с трудом ", ‒ учили классики мировой педагогики. Не запрещать грубым окриком, а постараться объяснить, почему чего-то не следует делать, а что следует. Даже Петр I  всегда в своих приказах, указывал их причину.

Неопытность, наивность детей могут умилять только до определенного возраста (особенно если учитывать, как быстро взрослеют современные дети), а сюсюканье с ними, равно как и грубое пренебрежение их мнением, запросами формирующейся личности, по существу, тесно взаимосвязаны. Что касается отношений между супругами, то в здоровых семьях пылкая и страстная любовь с годами переходит в своеобразную дружбу, единство по духу, и это служит наилучшим воспитательным примером.  

В своей нелепой приверженности к иностранным словечкам ("make love") не лучше ли вспомнить, что в русском языке слово "любить" связывалось и дополнялось словом "жалеть". Не унижающая, оскорбляющая жалость, а когда "сердце сжимается". А в Армении говорят, когда очень сильно любят ("сердце сжимается"): "чтоб твою боль я взял на себя".

Давно замечено, как тесно взаимосвязаны отношение к природе, (включая животных) и отношение к людям. Бережное отношение к природе не достигается страшными цифрами, выброса вредных веществ в атмосферу и воду. Промышленников они не трогают, а обычным людям кажется, что они ни причём Мало влияют и призывы беречь природу ("мать нашу"), поскольку мы нуждаемся в ней. Это похоже на призывы беречь родителей, пока мы в них нуждаемся. Бережное отношение к природе должно быть укоренено в культуре, воспринимаясь как само собой разумеющееся, воспитываясь с раннего детства.

Важнейшее значение имеет формирование отношения к труду не просто как средству существования, а как форме самореализации. Самореализация, творчество возможны не только в искусстве или науке (не говоря уже о том, что искусство и наука - это тоже тяжкий, непрерывный труд, заполняющий жизнь и наполняющий её смыслом). Творчески действовать, получая удовольствие и от результатов, и от процесса своей работы, могут и строитель, и кулинар, и повар, и огородник. Известно, что лучшая картошка вырастает у бабульки, которая её любит, разговаривает с ней, радуется ей.

В условиях перехода к цифровой экономике во вполне обозримом будущем могут исчезнуть профессии водителя, бухгалтера и многие другие. Конечно, и это учитывается в государственной экономической и культурной политике. В своё время Маркс, сопоставляя понятия "свобода - от" и "свобода - для", предвидел, что технический прогресс, освобождая людей от нетворческой, рутинной, тяжелой физической работы, предоставит возможность не только для творческой работы, но и больше времени для досуга. Насколько творчески и полноценно будет он использоваться, также зависит от культурного воспитания, культурных запросов. Как много времени экономит компьютер в поисках любой информации, но как много времени люди убивают за ним в бессмысленных, зомбирующих играх. А ведь благодаря интернету можно совершить прогулку по любому музею мира, прочесть любую книгу, послушать музыку всех времён и народов. Воспитание вкуса и интереса к подобному времяпровождению должно закладываться с ранних лет, уже в семье, и, конечно, в школе, но это требует, чтобы культурно воспитанными были сами воспитатели.

Опасным стереотипом, в свете сказанного, является механическое противопоставление рабочего времени и досуга. Здоровый образ жизни - это не только полноценное питание, своевременный сон и т.д. Он предполагает ещё и органичную взаимосвязь образования, труда, отдыха, интереса к жизни. Замечательной приметой нашей жизни является рост числа волонтеров самых различных возрастов, которые получают удовольствие, помогая людям, находя в этом форму самореализации.

Говоря о "свободе - для", нельзя обойти вопрос о самой готовности к свободе. В современном мире отчетливо проявился парадокс, замеченный ещё Э. Фроммом - чем больше свободы предоставлено людям, тем больше людей её боятся ("бегство от свободы"). Особенно это проявляется в поведении людей, прошедших тоталитарное воспитание и образование, привыкших в лучшем случае выполнять спущенные им предписания. Мы живём в эпоху, когда всё более насущной становится необходимость перехода "от мира, закреплённого необратимыми решениями, к динамичному, плюралистичному миру процесса, автономии на всех уровнях, в котором устойчивость и жизнеспособность обеспечиваются постоянным движением, гибкостью» (вспомним "Алису в стране чудес" – "даже чтобы оставаться на месте, надо постоянно бежать". Куда и как - этому надо учить и учиться).

"Готовность к свободе" невозможна без веры в себя, уверенности в себе, которые не имеют ничего общего с самоуверенностью, основаны на трезвой самооценке, оценке своих знаний, выбора пути. Удивительно актуальны сегодня сказанные ещё в XIII в. слова Фомы Аквинского о "добродетели как навыке правильных действий, имеющих основу в воле свободного существа". Своё учение о «внутреннем учителе» Фома развивал в религиозном контексте, таким образом решая свободу выбора, который оставляет человеку Господь: не потому, что так угодно Богу, не для того, чтобы получить воздаяние, а потому, что сделавший выбор считает его правильным, отвечающим убеждениям, его совести. Тезис о свободе как осознанной необходимости, ключевой в советском воспитании, приписываемый обычно Марксу (хотя он прямо ссылался на Спинозу, а тот на римских стоиков), должен связываться не с принуждением, а выбором вытекающим из реальной оценки ситуации и нашего места в ней. Ещё один аспект свободы, связываемый с философией Фромма - свободы как внутренней независимости, умения оставаться с другими самим собой, без опасения не быть как все, способностью критично относиться к "прописным истинам" - при условии открытости друг другу, уважения мнения других. Здесь мы вновь напрямую сталкиваемся с проблемой соотношения авторитарной и гуманистической этики, авторитарной и свободной совести. "Чистая" совесть сопровождает и включает хорошо выполненное поручение, долг, однако с "чистой" совестью могут выполняться (или ею оправдываться) самые бесчеловечные поручения и приказы. Выполнением приказа пытались прикрыться и военные преступники, и цареубийцы. Если "чистая" совесть так или иначе - следствие покорности, зависимости, то у людей сильных, уверенных в себе, продуктивных, творческих, нередко бывает чувство неудовлетворённости за не вполне реализованные возможности, за произведённый ими выбор, принятое ими решение.

Именно высокая гражданская ответственность, обостренная совесть, порядочность, способность переживать за свое дело, свою Родину, за других людей характеризует тех, кто может называться интеллигентами. Хотя это опнятие происходит от латинского untellectus, только интеллектом и даже обширными знаниями оно не исчерпывается, и именно в России включило в себя указанные выше качества, и только в России укоренилось в этом широком и глубоком смысле.

Независимо от своих религиозных убеждений, человеку необходимо иметь "внутренний стержень", "Бога в душе" (en theos - Бог внутри - отсюда и понятие "энтузиаст", утратившее во многом свой исконный смысл в расхожем словоупотреблении). Не случайно тот же Фромм, во многом следуя Марксу, говорил о возможности "верующих атеистов" - человек может быть заполнен верой в своё дело, верой в человека, в будущее своей страны.

Вопросы и задания

1.Существует ли связь между идеологическими принуждениями и формой государственного устройства?

2. Какие факторы могут способствовать развитию творческого потенциала личности?

3. Какова в этом роль семьи?

4. Есть ли связь между отношением к природе и к людям?

5. Как вы представляете творческое отношение к труду и досугу?

6. Что входит в здоровый образ жизни?

7. Как соотносятся вера в себя и самоуверенность, авторитарная и свободная совесть?

8. Какое содержание включает в себя понятие «интеллигент»?

**********

3.6. Культурная политика в сфере профессионального искусства, науки и образования

Современные наука и образование, искусство и спорт требуют больших расходов, которые, как уже отмечалось, не могут дать скорую материальную отдачу. В этой связи уместно вспомнить наблюдение французского философа, лауреата Нобелевской премии по литературе Ж-П. Сартра: "Жизнь человека наполнена нюансами, которые и придают ей смысл самой жизни". Никакими деньгами нельзя измерить наслаждение произведениями искусства ‒ "музыки, живописи, литературы, спортивными состязаниями, а тем более от собственного творчества. "Для писателя или учёного самым ценным в данный момент является то, над чем он работает сейчас ", - заметил Ф. Ницше. Только радость творчества, упоение им могут породить плоды, представляющие ценность уже для всего человечества. Именно поэтому государственная культурная политика ставит важнейшей задачей «утверждение в создании граждан убежденности в высокой социальной ценности образования и просвещения, осознания разрушительности утилитарного, потребительского отношения к культуре». Это требование актуально по отношению и к рядовым гражданам, и к тем людям, которые принимают властные решения. Как-то английский физик Ф. Лондон, принимая Нобелевскую премию, сказал, что он готов заниматься любимым делом даже бесплатно, и тем более ему принято получать премию за результаты своей деятельности. А известный советский физик пошутил: "Наука ‒ это способ удовлетворять любознательность учёных за государственный счёт". Десятилетия спустя современный крупный чиновник, знающий об этом высказывании, заявил: "Почему же государство за свой счёт должно удовлетворять их любопытство?" Попробуем представить сегодняшних физиков, химиков, биологов, колдующих, подобно средневековым алхимикам, над купленными на собственные сбережения приборами в  тёмной и тесной келье.

Современная государственная экономическая и культурная политика исходит из необходимости наращивания "государственной поддержки фундаментальных и прикладных наук, Академии наук и научной работы в вузах". Важно отметить возрастание и качества научно-исследовательской работы в вузах, при которых создаются целые научно-промышленные объединения, к тому же зарабатывающие немалые деньги. На космических спутниках функционируют приборы, созданные преподавателями и студентами МГУ. Успешно развивается во многих вузах (МФТИ, МИСИС, МИФИ, Бауманка, Томский политех и др.), роботехника, создаются космические приборы, наноматериалы и т. д.  Выпускники, занятые в этих проектах, могут не беспокоиться о своем трудоустройстве. Российские студенты регулярно побеждают в крупнейших международных олимпиадах по информатике, математике, физике, астрономии. Ежегодно проводится конкурсы и олимпиады в России, выделяется множество грантов.

Не меньшее внимание уделяется государственной поддержки архитектурного творчества, кинематографии, театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, циркового и других видов исполнительского искусства. В советское время любые формы искусства находились под жёстким гнётом цензуры, прежде всего идеологической. Доходило до нелепых курьёзов. Так, некий партийный деятель из региона, где снималась знаменитая комедия «Кавказская пленница», носящий фамилию Саахов (как и один из отрицательных героев фильма), потребовал переснять весь фильм уже с другой фамилией. Какую же надо придумать фамилию, чтобы никого не задеть! Другой случай. Когда кантата «Крылья Ильича» не нашла одобрения худсовета уже по художественным критериям, её автор обратился в ЦК КПСС с жалобой, что обрезали крылья самому Ленина. Крылья было предписано вернуть.

Одна крайность неизбежно порождает крайность противоположную – безвкусия, вседозволенности, отсутствия внутренней цензуры. Первым судьей любого творчества, художественного, научного должен быть сам творец. Ладно ещё, когда герои «Евгения Онегина» ходят с автоматами, так иногда ещё и в чем мать родила. Поразительно, что на подобные эпатажные спектакли, выставки и инсталляции валит публика. Казалось бы, выход простой - не нравится, не ходи. В последнее время, однако, много шума поднималось по поводу произведений искусства, «оскорбляющих религиозные чувства верующих». Дольше и ожесточённее всего шли дебаты вокруг кинофильма «Матильда», после того, как депутат Госдумы Н.Полонская потребовала его запрета, сочтя, что изображение любви молодого Николая II, будущего императора, к балерине оскорбляет память человека, причисленного к лику святых. Заметим не только то, что он был канонизирован не за великие дела, а за мученическую, ужасную смерть, но и то, что любой человек имеет право на любовь, и трагедия этой истории в том, что «всё могут короли, но не могут жениться по любви». Так бы этот сентиментальный фильм и не привлёк особого внимания, а то пошли угрозы в адрес кинотеатров, призывы их поджигать, а особую активность проявил в этом персонаж с криминальным прошлым и сомнительным настоящим, называющий себя «бог Кузя». Здесь опять приходится возвращаться к теме и художественного, и нравственного воспитания всех слоев населения. И уж вовсе нельзя отмахиваться от ценнейшего в советском художественном наследии – замечательных, высокопатриотичных кинофильмов, добрых и веселых мультиков, призывающих жить дружно, где симпатию и сочувствие могут вызвать не только заяц, но и волк. И не важно, как называются враги, с которыми боролся Мальчиш-Кибальчиш из повести Аркадия Гайдара – это история о мужестве, верности долгу, любви к Родине.

В программе культурной политики выделяется «приоритетное развитие гуманитарных наук и гуманитарного образования в противодействии бездуховности, безнравственности, безответственности, в воспитании гражданской позиции, в расширении кругозора и выработке нестандартного мышления». Мы бы добавили еще – в выработке «философского отношения к жизни». Не так просто определить, что это такое, но в любом случае это умение подняться над суетой, не давать места зависти и злобе, в любом человеке видеть личность, не поддаваться унынию после неудач, а извлекать из них уроки на будущее. В век огромного количества технологических моделей и инструкций остается масса факторов частной и общественной жизни, которые невозможно уместить в их рамки, более того, имеющих «не просто культурную ценность», игнорируемую технократами, но являющихся стержнем любой цивилизации и обладающих даже сверхисторической значимостью». Они «могут выражаться в различных формах – от страниц философа до истории, рассказанной в романе, до лирического выражения в поэме или небольшом стихотворении, многогранных формах пластических и изобразительных искусств, до музыки, не говоря уже о великих глобальных мировоззрениях и истолкованиях человеческой жизни, представленных различными религиями» (Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях// Вопросы философии 2012 №10, с.16).     Всё это входит в необъятный состав знания, и без него не может быть никакого общества, основанного на знаниях. Все дело в том, что «наука и техника говорят нам о том, каковы вещи, но не о том какими они должны быть». Как заметил французский философ Жак Маритен, если ХХ век был веком науки, то ХХI в. должен быть веком мудрости (которая, конечно же, питается наукой, но не может ею ограничиваться).

На протяжении всей истории культуры и цивилизации мы видим, как тесно переплетались материальное и духовное производство, как взаимодействовали, идейно подпитывая друг друга, наука, философия, религия, искусство, мораль и право.     Оглядываясь на историю человечества, мы заметим, что прогресс  в любой области подготавливался, сопровождался, подпитывался размышлениями, дискуссиями, рефлексией философов многих поколений, а если взглянуть на последние столетия, характеризующиеся резким ускорением научного и технического прогресса, следует признать, что это были в то же время столетия великих философов, музыкантов, художников, романистов: «два облика нашей цивилизации никогда не развивались независимо, и их согласование должно оставаться регулятивным идеалом для проектов нашего будущего» (там же, с. 19).

Гуманитарное образование занимает ключевое место в набирающей все большую популярность концепции «образования для себя» В современном мире особенно резко возрастает необходимость людей, способных к постановке и решению нестандартных задач, обладающим огромным набором разнообразных компетенций, а это становится возможным, когда образование направлено не на что-то конкретно, а является внутренней потребностью, стимулировано стремлением к интеллектуальному и духовному росту − "для себя" (пример ‒ Билл Гейтс). Это отвечает прогнозам теоретиков информационной эры (Э.Тоффлер, Ф.Фукуяма, Ж.-Ф.Лиотар), согласно которым в XXI веке крупные корпорации уступят место университетам, а бизнесмены – учёным и профессиональным специалистам, сочетающим научные знания и способности к менеджменту. Сегодня конкуренция знаний имеет даже большее значение, чем конкуренция собственности, и поэтому капиталом новой формы становится знание нового качества. Симптоматично, что специалисты "новой волны" являются наиболее высокооплачиваемыми, обладая знаниями и способностями, которые невозможно купить ни за какие деньги (как невозможно купить интеллигентность − чего, как заметил академик Лихачев, не могут простить интеллигентам люди, которые могут купить все). Такие специалисты, сохраняя контакт с реальностью, окажутся способными, оттолкнувшись от неё, подняться и увидеть новые горизонты, новые сценарии развития и наше место в них. Именно в этом состоит ценность бесполезного (с точки зрения узких технократов) знания, т.е. того, что не имеет прямого отношения к профессиональным обязанностям, но расширяет кругозор, наполняет и обогащает жизнь. Не случайно многие крупные учёные в области естественных и технических наук были знатоками музыки и живописи, сами играли на музыкальных инструментах, а многие идеи и образы черпали из художественной литературы и философии, Нобелевский лауреат по физике Нильс Бор был ещё и вратарём сборной Дании по футболу.

Когда говорят о непрерывном образовании, образовании всю жизнь (life long education), имеются в виду вовсе не периодически проводимые ‒ для галочки, курсы «повышения квалификации», а желание и умение ставить и решать всё новые задачи, способность приобретать знания, необходимые для этого. При современном вале информации никакие школа или вуз не поспеют за ним, но могут дать своеобразный ключ, ниточку, которую мы должны разматывать уже сами. По существу, цель любого образования, включая вузовское ‒ дать базовые знания, которые позволят ставить и решать задачи, которым в вузе не учили (и не могли научить ‒ с учётом динамики современной жизни). Так называемая банко-депозитная модель знания (что вложил, то и извлёк) давно исчерпала себя – особенно в связи с инфляцией «застывшего знания, непреложных истин». В этой связи и учебники должны быть не справочниками, а путеводителями: «Описательные методики – благо для учителей-ремесленников, а утверждённая методика – санкция против оригинальности и самобытности».

Возрастающее значение в культурной программе РФ приобретает поддержка просветительской деятельности, вовлечение в неё граждан, клубов, организаций. Хорошей традицией стала повсеместно проходимая по всей России акция «Ночь музеев», с бесплатным посещением музеев – художественных, исторических. Привлекая огромное количество людей любого возраста, эта акция многих из них делает постоянными посетителями музеев, в таком случае соединяются и просветительская, и финансовая политика музеев. Растет массовое краеведческое движение, позволившее обнаружить и восстановить много культурных и военных памятников, вернуть истории имена ее героев. Подлинно массовой, идущей из сердца народа стала проводимая ежегодно в день Победы акция «Бессмертный полк» - дань памяти, мужеству и стойкости родственников – участников Великой Отечественной войны.

Уважение и бережное отношение к истории, занимая важнейшее место в государственной культурной политике, становится буквально приметой времени. Конечно, и здесь неизбежно столкновение различных, нередко противоположных позиций. Не утихают, а даже все более ожесточенными становятся споры о различных эпизодах и фигурах отечественной истории. Прежде всего это касается личности И.В. Сталина, о которой, казалось бы, известно более чем достаточно. Даже зная об ужасных репрессиях сталинской эпохи, голодоморе, многие люди пытаются оправдать его сложность предвоенной, военной и послевоенной поры. «Сталин выиграл войну», ‒ говорят они. Нисколько не отрицая масштаб этой зловещей личности, как можно забывать о героизме и самоотверженности всего народа? Для сравнения – когда Н.С. Хрущева спросили, кого представить к Нобелевской премии за полет в космос Юрия Гагарина, тот ответил: «Весь советский народ». Видя размах коррупции, говорят «Сталина нет, он бы навел порядок!». Трудно поверить, что люди, ностальгирующие по Сталину, захотели бы жить в условиях порядка, основанного на постоянном страхе, ужасе даже перед стуком в дверь.

В отношении к Сталину отчетливо проступает извечный феномен русской истории – вера в доброго царя («барин приедет, барин рассудит»). Вспоминается весьма характерный эпизод, связанный с именем В.М. Бехтерева, знаменитого врача, осмелившегося поставить Сталину диагноз «вялотекущая паранойя» и вскоре внезапно умершего. Уже в 70-е годы на крупной научной конференции в Обнинске внучка В. Бехтерева, Наталья Бехтерева, человек весьма известный в научном мире, пыталась оправдать Сталина: «Если этот диагноз верен, в чем я не сомневаюсь, то Сталин не виноват!». Уже в кулуарах конференции, не осмелясь заявить это вслух, я сказал Бехтеревой – «Тогда приходится говорить о еще более ужасном диагнозе ‒ системе, которая порождает таких руководителей». Как был прав Э. Фромм, когда анализировал причины возникновения «некрофильных систем», во главе которых неизбежно оказываются люди, одержимые страстью к убийствам. «Вы еще очень молоды», ‒ сухо ответила мне Н. Бехтерева. Вспомнилось тогда: «молодость - это недостаток, который проходит с годами».

То, что история – дело тонкое, особенно важно помнить в период все еще продолжающийся, порой весьма болезненной переоценки ценностей. Хочется предложить читателю для размышления два схожих эпизода. По предложению министра культуры В. Мединского, признанного специалиста в области отечественной истории, были установлены барельефы адмирала А.И. Колчака и маршала К. Маннергейма. Замысел состоял в исправлении исторической несправедливости, толерантности к истории. Из советской истории известно, что Колчак, объявивший себя «правителем всей России», был ярым врагом советской власти и в итоге был расстрелян. «Но он не был врагом России, а как раз ее патриотом, переживавшим за ее судьбу», ‒ приводится достаточно убедительный сегодня аргумент. Более того, Колчак до революции прославился как ученый, основатель Российского географического общества. Столь же неоднозначна фигура Маннергейма. Получив военное образование в дореволюционной России, он прославился в Первой мировой войне. После же прихода к власти большевиков, не приняв их политику, он эмигрировал в Финляндию и даже стал там министром обороны. Во время советско-финской войны он воевал, по существу, уже не против России, а против советской власти. Кто бывал в Петербурге и прогуливался по Невскому проспекту, наверняка обратил внимание на таблички на зданиях (память о ВОВ) – «эта сторона улицы наименее опасна при артиллерийском обстреле». Это потому, что Маннергейм распорядился не обстреливать Ленинград. Маршал смог (и осмелился) таким образом выразить свою любовь к России и Петербургу.

  Все это полезно и даже необходимо знать, понимать, какими противоречивыми могут быть судьбы людей в противоречиях истории, не ими порожденных. Об этом пишут романы, снимают кинофильмы. А как отнестись к Павлику Морозову – как к герою или предателю, или как к жертве ужасных обстоятельств? Обо всем этом следует писать непредвзято, в том числе в учебниках истории. А вот барельефы в честь Колчака и Маннергейма были очень скоро и ожидаемо разбиты и облиты краской негодующими гражданами. Не пришло время. Точно так же не следует сейчас поднимать вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея, много гораздо более неотложных проблем.

Вполне закономерно, что создание нового, истинно современного учебника истории было признано делом государственной важности. Несколько лет над ним работала группа крупнейших российских историков под руководством академика А. Чубарьяна, и наконец, он представлен на суд общественности, для учета предложений, пожеланий и замечаний. Ставя целью историческую объективность и непредвзятость, адекватный требованиям времени учебник истории непременно должен быть максимально толерантным.    Очень важно помнить, что «история – это наука не только о прошлом, но и о будущем». Известна фраза о Габсбургах, которые «ничего не забыли, но ничему так и не научились». История очень многому может и должна научить. Велением времени становится и то, что в учебнике истории должны освещаться не только великие военные победы, но и великие культурные достижения.

Завершая этот раздел, нельзя обойти стороной вопрос о национальной идее, которая призвана сплотить и объединить, вдохновить всех граждан государства. В истории дореволюционной России роль такой идеи выполняли сформулированные графом  Уваровым «три столпа», скорее не предложенные им, а тонко и точно уловленные: «Необходимо всю культурную жизнь России нечувствительно привести к точке, где сольются твердые и глубокие знания с глубоким же убеждением и теплой верой в истинно русские хранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества».

Первые два принципа соответствовали российской государственной политике, а последний был направлен на реализацию на русской почве европейской просветительской идеи национального возрождения. При советской власти эти «три столпа» претерпели решительную трансформацию – роль религии выполняла коммунистическая идеология, обещавшая рай не на небесах, а в «светлом будущем», на смену самодержавию пришла абсолютно тоталитарная власть, а понятие советский народ объединило огромное количество национальностей Советского Союза. Эти составляющие сыграли роль национальной идеи в течение нескольких десятилетий, поддерживали и направляли в труде, помогли выстоять и победить в тяжелейшей войне. Тем болезненнее для людей, воспитанных советской идеологией, стал отказ от идеи коммунизма. Оказались возможными немыслимые в советское время кровавые столкновения на национальной почве, умело подогреваемые не только беспринципными политиками, но и многими людьми, причислявшими себя к интеллигенции – писателями, художниками, историками.

 Закономерно, что в 90-е годы, после крушения советской системы, был брошен клич, чуть ли не на уровне государственного задания, о создании новой национальной идеи. На определенный промежуток времени роль национальной идеи могли выполнять успехи в освоении космоса, спорте, сейчас международное давление на Россию все больше сплачивает людей в патриотическом порыве. Речь идет, однако, о долгосрочной идее. Кто только не попытался выдвинуть таковую. Подобная идея, однако, не может быть воздвигнута впрок, а может именно «нечувствительно» выразить то, что уже имеет место, формируется. Не случайно, что так непросто и нескоро родился текст гимна РФ на смену советскому, для этого потребовалась «волшебная палочка» того же автора, С. Михалкова (при возврате к прежней музыке). Между тем текст гимна Советского Союза С.Михалков создал за одну ночь – судя по всему, она вызрела у него естественным образом, а не просто по необходимости.

Вопросы и задания

1. В чём опасность утилитарного отношения к культуре?

2. В чём состоит государственная поддержка творческой деятельности в различных областях?

3. Как вы представляете себе цензуру в творчестве?

4. Почему заявляется задача приоритетного развития гуманитарных наук и гуманитарного знания? В чём их главная миссия?

5. В чём состоит различие банко-депозитной модели образования и концепции «образования для себя»? В чём состоит ценность «бесполезного»?

6. В чём выражается поддержка государством просветительской деятельности?

7. В чём состоит в современных условиях роль учебников? Почему создание современного учебника истории является делом государственной важности?

8. Как вы представляете себе национальную идею для современной России?

 

Раздел IV.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1549; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!