Журналистская деятельность А. С. Пушкина



Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. В трактовке некоторых проблем (в частности, проблемы народности) и в оценке творчества отдельных писателей Пушкин выступал как предшественник Белинского.

Предшественником Белинского Пушкин был и в жанре полемики. Пародия, сатира, иносказания, Пушкин охотно прибегал к острому слову. Пушкин явно тяготел к малым формам литературной критики и публицистики. За исключением памфлетов, статьи Пушкина, как правило, невелики по размеру: от пяти страниц журнального текста до нескольких фраз. Это скорее даже не статьи, а миниатюрные заметки. В наброске статьи «О прозе» (1822) Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы».

Журналистская деятельность Пушкина началась еще в 20-е годы XIX века. В канун восстания декабристов он выступал как поэт и публицист в журналах «Сын Отечества», «Московский телеграф», в альманахе «Полярная звезда». Темы его публицистических выступлений – борьба против консервативных мнений «Вестника Европы» Каченовского.

Близко к сердцу принял поэт-журналист литературные обзоры Бестужева в «Полярной звезде», статьи Кюхельбекера в «Мнемозине». Пушкин спорил в беседах, в письмах с отдельными положениями этих статей, проявляя подчас более зрелый историзм в оценках литературных явлений, чем Бестужев или Кюхельбекер. Поэт оставил несколько черновых набросков по этому поводу, которые характеризуют его как вдумчивого полемиста и критика.

Еще будучи в южной ссылке, Пушкин мечтал о своем журнале или газете, но реализовать это желание очень долго не мог по политическим причинам.

В течение 1825 г., некоторое время после разгрома декабристов, Пушкин участвует в «Московском телеграфе» Полевого, защита романтизма на страницах которого вполне устраивала поэта. Здесь было напечатано несколько стихотворений и статья о баснях Крылова.

Поэт продолжает участвовать в борьбе против «Вестника Европы», а вскоре активно включается в борьбу против Булгарина и Греча.

Однако длительное сотрудничество с Полевым оказалось невозможным, и поэт ищет себе новых союзников.

В 1827 г. Пушкин принимает активное участие в организации журнала «Московский вестник». Это недолговременное издание, душой которого на первых порах был рано умерший поэт и философ Д. В. Веневитинов. Лицо журнала определяли философы-идеалисты: сам Веневитинов, С. П. Шевырев, Н. М. Рожалин и др. Официальным редактором журнала был М. П. Погодин. Разработка философских основ литературной критики и эстетики явилась главным содержанием журнала. Но Пушкин настойчиво боролся за влияние в журнале, за превращение его из сугубо философского издания в литературно-общественный журнал, доступный широкому кругу читателей. В 1827 г. он поместил здесь не один десяток поэтических произведений. Однако этот союз не удовлетворял Пушкина, друзья поэта не поддерживали его и не приняли участия в «Московском вестнике», и сам Пушкин покидает журнал. Со смертью Веневитинова в 1827 г. журнал постепенно теряет влияние среди читателей и в 1830 г. закрывается.

Таким образом, и эта попытка Пушкина создать «свой» журнал не увенчалась успехом. Его не удовлетворяет участие в периодических изданиях только в качестве поэта, он хотел иметь возможность влиять на общественное мнение, выступать с острым словом публициста. Борьба с продажной журналистикой, Булгариным и Гречем становится насущной задачей. Органом печати, где Пушкин мог в начале 30-х годов выступить против Булгарина и Греча, стала «Литературная газета».

«Литературная газета»(1830-1831) издавалась друзьями Пушкина и редактировалась А. А. Дельвигом. Главная заслуга этого периодического органа – смелая борьба против Булгарина и Греча, против засилья реакционеров и циников в отечественной литературе. В «Литературной газете» Пушкин приобщился к редактированию периодического издания. В 1830 г. во время отъезда Дельвига из Петербурга Пушкин как редактор подготовил и выпустил ряд номеров газеты.

По своему характеру новое издание друзей Пушкина было литературным и литературно-критическим. Соответственно имелось и два отдела: литературный и критики. «Литературная газета» стояла на позициях романтизма, но уже трезво и критически оценивала крайности этого направления. Сам Пушкин переходит в это время от романтизма к реализму. В связи с этим в «Литературной газете» начинают отводить больше места прозе, жанру путевых очерков и путевых записок.

Политический отдел не был разрешен газете Дельвига. Только наличие такого отдела позволило бы успешно конкурировать с «Северной пчелой» Булгарина и Греча. В условиях строгого контроля со стороны правительства и цензуры, при отсутствии в газете политического отдела ей трудно было стать влиятельной и независимой газетой с большим кругом подписчиков. Но главный направление литературной борьбы – это разоблачение полицейской роли в литературе Булгарина и Греча, насаждения ими пошлых вкусов, безыдейности в литературе.

Острый характер полемики «Литературной газеты» с Булгариным, Гречем и Полевым не нравился правительству, Бенкендорфу. Разоблачая Булгарина и Греча, Пушкин добивался недоверия читателя к их изданиям, которые шли в русле официальной политики, поэтому III Отделение ищет повод запретить газету Дельвига. Этим поводом стала публикация в газете перевода четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 г. во Франции. Друзьям Пушкина удалось, используя свои связи при дворе, добитьсявозобновления газеты, но при категорическом условии отказа Дельвига от ее редактирования. Редактором был утвержден О. Сомов.

Пушкин печатается здесь реже и реже, а само издание из-за цензурных стеснений в 1831 г. прекращается.

Одновременно с сотрудничеством в газете Дельвига Пушкин использовал в борьбе против Булгарина и Греча московский журнал «Телескоп», поскольку тот благоволил к поэту, одобряя его переход от романтизма к реализму.

В 1831 г. Пушкин помещает там две фельетонные статьи: «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов» и «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем», – направленные против Булгарина и Греча. Они перекликаются с басней Крылова «Кукушка и Петух», которая тоже была направлена против Булгарина и Греча, против их восхваления друг друга.

Стремясь к созданию собственного печатного органа, А. С. Пушкин безуспешно пытается организовать в 1832 г. газету «Дневник» с правом публикации политической информации. Только в 1836г. ему удается наконец организовать свой собственный журнал под названием «Современник». Но и этот журнал был чрезвычайно ограничен в своей программе, в своих возможностях. Журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью: четыре номера в год.

К моменту выхода «Современника» положение на журнальном фронте было особенно трудным. Всего издавалось менее десяти журналов общего содержания. Он мечтал об общественно-политическом издании, но цензура не разрешила. «Современник» публиковал русских авторов, поднимал вопросы гражданственности, справедливости, свободомыслия. В этих условиях Пушкин обещал придать безобидный характер программе журнала, лояльный по отношению к правительству. Журнал был разрешен правительством, надеявшимся привлечь Пушкина на свою сторону. Но все же желаемого результата правительство не достигло.

В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики (конечно, не прямо, а «обиняками»), экономики, отечественной истории, культуры и просвещения. При жизни Пушкина вышли все четыре тома «Современника».

Пушкин, выступая руководителем издания, сосредоточивает все свое внимание на литературной части журнала. В «Современнике» почтинет переводов. Редактор предпочитает печатать своих, русских литераторов. Пушкин принял решение платить твердый гонорар, такой же как у Сенковского – 200 руб. за печатный лист. Это было нелегко для Пушкина, ибо его журнал не давал значительного дохода. Тираж его колебался от 2400 до 900 экземпляров.

Исключительное внимание Пушкин проявляет к творчеству Гоголя. Он пишет и печатает ряд послесловий, примечаний к отдельным произведениям Гоголя, печатает критические заметки, в том числе о «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Кроме Гоголя в журнале печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и др. Сам поэт печатает «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», «Путешествие в Арзрум».

Пушкин сознавал некоторые недостатки своего журнала и в конце 1836 г. задумал его реорганизацию. Хотел пригласить в отдел критики Белинского –«талант, подающий большую надежду», других сотрудников, но смерть оборвала его планы. При жизни Пушкина вышло всего четыре номера «Современника». Пятый номер был издан уже после смерти поэта его друзьями Жуковским, Вяземским, П. А. Плетневым.

Тем не менее, журналу, основанному Пушкиным, суждено было после девятилетнего забвения стать лучшим журналом, когда-либо издававшимся до того в царской России.

Отвечая на вопрос о назначении журналистики, Пушкин в «Обозрении обозрений» писал, что она управляет общим мнением русской публики. Пушкин не признавал монопольного права «указателей общественного мнения» за официозными газетами и журналами, потому что сами эти издания не являлись голосом общественного мнения. Пушкин противопоставлял европейскую периодику русской и указывал на качества, которых лишена последняя, – широкий спектр политических направлений, свобода мнений.

Поэт формировал язык и стиль русской публицистики, утверждал в теории и на практике краткость, точность, содержательность и доступность печатных выступлений. Он воспитал плеяду блестящих мастеров критико-публицистической и научно-популярной прозы, достойно представлявших отечественную журналистику в европейском и мировом литературном процессе.

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 2016; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!