Отечественная война 1812 г. Изменения в системе печати. Позиция газет



В тетради.

Большинство изданий этого периода недолговечно. Даже война не была фактором активизации изданий. Наоборот, во время Отечественной войны 1812 г. количество изданий сократилось. Сохранившиеся издания получили ярко выраженную патриотическую окраску. В большинстве выходивших в эти годы газетах и журналах военная тема была главной. И в предыдущем веке сатирические журналы осмеивали пристрастие русских дворян ко всему французскому и западному, теперь же патриотические издания стали писать о неприятии всего западного. Среди подобных изданий – журнал, антипод «Вестника Европы»–«Русский вестник».

Главная идея – идея патриотизма. В официальных изданиях в одной плоскости – «Московские ведомости», «Санкт-петербургские ведомости», «Северная почта». Официальная трактовка патриотизма. Здесь же «Вестник Европы». Появляется пресса для инвалидов – 1813. «Русский инвалид» Санкт-Петербург, благотворительная цель. 1812 – «Сын отечества» Н.И. Греч. Различные жанры информации о военных действиях.

«Русский вестник»

«Сын отечества»

Журнал-сборник «Чтение в Беседе любителей русского слова» (1811-1816)

 

Журнал С.Н. Глинки «Русский Вестник» (с 1808 г.). Листовки Растопчина

«Русский Вестник» – ежемесячный журнал патриотической и монархической ориентации, издавался в 1808-1820 и 1824 в Москве Сергеем Николаевичем Глинкой на средства Федора Васильевича Ростопчина.

«Русский Вестник» имел целью подготовку общественного мнения к войне с Францией как очагом революционных идей. «Русский Вестник» заполнялся стихами и прозой, в которых идеализировалось русское самодержавие. «Для возбуждения народного духа» журнал популяризировал национальных героев (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).

Все статьи «Русский Вестник» посвящены исключительно России, ее прошлому и настоящему; переводы исключались, так как популяризация иноземных авторов считалась неуважением к родине. В организации «Русский Вестник» принимали участие Ф. В. Ростопчин, Е. Р. Дашкова, А. А. Аракчеев. В 1821-1823 годах не выходил; после возобновления существовал один год.

Своими патриотическими статьями Глинка в значительной степени содействовал росту национального самосознания, с особенной силой проявившегося в 1812 г. Глинка поставил себе целью подготовить общественное мнение к новой, неизбежной борьбе с Наполеоном. Когда кончилась борьба, миссия Глинки была выполнена; для дальнейшего влияния в журналистике у него не было никакой почвы.

В первые годы нового века Глинка совместно с Н. Н. Муравьевым основал в Москве две частные военные школы. «Муравьев взялся образовать молодых дворян для пополнения ими великого недостатка офицеров... Преподавая им высшие математические науки, он вселял в них и высокие чувства народной гордости. Глинка захотел быть просветителем донских казаков и принялся за ум и сердце пылких, диких мальчиков. Довольно грубым, но пламенным и им понятным языком вливал он в них любовь к познаниям и к великому их российскому отечеству».

Глинка не ограничивал свою деятельность только созданием школы, одновременно с этим он предпринял и издание журнала.

Огромный успех изданной в конце 1807 года брошюры графа Ростопчина «Мысли вслух на Красном крыльце», проникнутой ненавистью к французам и насмешкой над их подражателями и поклонниками, навел Глинку на мысль об издании журнала «Русский вестник». В №102 «Московских ведомостей» 21 декабря 1807 года появилось объявление об издании нового журнала: «В книжной лавке на Никольской улице во флигеле Заиконоспасского монастыря, у книгопродавца Филиппа Сверчкова, принимается подписка на журнал под названием «Русский вестник», который состоять будет из 12 книжек, выдаваемых ежемесячно по одной. Содержанием сего журнала будет все то, что непосредственно относится к отечественному, как-то: о воспитании русских, их образе жизни и обыкновениях; о свойстве князей славянских и русских, о свойстве бояр и проч. звания людей, что все основано на исторических доводах. Издатель, желая по возможности соединять полезное с приятным, будет предлагать почтенным читателям русские исторические повести, многие исторические любопытные отрывки, которые никогда еще не были напечатаны; замечания о всем русском, достойном памяти каждого патриота. В сем же журнале будут помещаемы политические известия касательно токмо до России и известия о добродетельных деяниях, общеполезных заведениях, открытиях и проч.»

Ростопчин поддерживает Глинку в его пламенной любви к отечеству, восхищается его мужеством писать исключительно о русской старине, но он полон скептических раздумий относительно того, кто же будет читать новый журнал.Мысли Ростопчина были чрезвычайно актуальны в первое десятилетие XIX в.

Действительно, авторитет русской нации – в том числе, и среди самих русских – катастрофически падал. Говорить по-русски было не модно; аристократия, дворянство изъяснялись исключительно на французском (часто на плохом, искаженном, со множеством ошибок; «смесь французского с нижегородским»). Французское влияние коснулось не только языка, но и моды, кулинарии, обычаев. Все национальное русское объявлялось старомодным. В этих условиях активным носителем и верным хранителем языка, национальных традиций оставался простой русский народ. Лишь Отечественная война 1812 года смогла погасить непомерную любовь русских ко всему французскому. Наполеон, «покоритель Европы», оказался побежден простым русским крестьянином, поскольку не дворянство, а именно простой, неграмотный к тому же еще и крепостной народ сыграл решающую роль в исходе войны.

С началом издания «Русского вестника» была объявлена литературная война Наполеону.

Направление журнала Глинки ценилось многими. Характеризуя в целом творчество Глинки, Вяземский писал о его журнале: «Полезнейшею эпохою литературной деятельности нашего автора было восемнадцатилетие, в которое издавал он «Русский Вестник». По всей России, особенно в провинциях, читали его с жадностью и верою; столицы вообще все, более или менее, придерживаются космополитизма. Преимущественно в первые годы существования своего журнал имел историческое и политическое значение.В то время властолюбие и победы Наполеона, постепенно порабощая Европу, грозили независимости всех государств. Нужно было поддерживать и воспламенять дух народный, пробуждать силы его, напоминая о доблестях предков, которые также сражались за честь и целость отечества. Дух чужеземства мог быть тогда в самом деле опасен».

Помимо критики французов, еще одной целью нового журнала было «возбуждение народного духа», напоминание русским об их славной истории.

Всем учебным округам было предписано не пропускать статей, содержащих «известия и рассуждения политические». Все сочинения должны были проходить жесточайшую цензуру. Но и в условиях строжайших запретов С. Н. Глинка продолжал свою деятельность, что доказывает смелость, убежденность издателя, демонстрирует патриотическую направленность его мировоззрения.

Книжки «Русского Вестника» были нарасхват, вызывали нерасположение не только к Наполеону, но и к представителям его в России, да и вообще ко всем французам как к агрессорам.

«Русский Вестник» был рожден своей эпохой, временем борьбы с Наполеоном и ревностно отражал эту борьбу на своих страницах. Естественно, что по мере того, как подходили к своему логическому завершению военные действия, постепенно и журнал утрачивал свое общественное значение.

Издание Глинки в целом носило ярко выраженный патриотический характер, все материалы были посвящены изображению русского национального характера. Именно это и является объединяющим началом для статей и очерков «Русского вестника», очень неоднородных по своему жанровому и тематическому составу.

По мере того, как развивались военные действия, Ростопчин пришёл к идее массового распространения в Москве печатных листовок, сводок и пропагандистских прокламаций, написанных простым народным языком, который он отработал за время своих литературных опытов. Сведения с театра военных действий московский главнокомандующий получал через своего представителя в штабе Барклая-де-Толли начиная со 2 августа. Ростопчинские листовки разносились по домам и расклеивались на стенах наподобие театральных афиш, за что и были прозваны «афишками» – название, под которым они остались в истории. Афишки часто содержали подстрекательскую агитацию против проживавших в Москве иностранцев, и после нескольких случаев самосуда ему пришлось разбирать дела всех иностранцев, задержанных по подозрению в шпионаже, лично. В целом, однако, в период его управления в Москве царило тщательно охраняемое спокойствие.

Самой известной частью деятельности нового генерал-губернатора было распространение листовок с воззваниями к народу, полное название которых звучало как «Афиши 1812 года, или дружеские послания от главнокомандующего в Москве к жителям ее». С лета 1812 года Ростопчин начинает распространять афиши (они развешивались на улицах). Периодичность издания афиш зависела от остроты политического момента: наиболее часто они появлялись непосредственно перед сдачей Москвы, полные пафоса, что надо защитить столицу и ни в коем случае не сдать ее врагу. После сдачи Москвы Ростопчин выпускает афишу, предназначенную для жителей Московской губернии, однако затем наступает долгое вынужденное молчание, в связи с длительным отсутствием большей части аудитории этого периодического издания.

Первая же афиша задала тон всему предприятию: перед нами лубочная картинка, как некий «московский мещанин, бывший в ратниках, Карнюшка Чихирин», собирательный образ, вываливается из кабака во хмелю и отсель грозит французам. Комичность заключается в том, что этот якобы простонародный нетрезвый говор сочиняет Ростопчин, который, по едкому замечанию Тарле, дома с женой, офранцуженной католичкой, «говорил только по-французски, со своими друзьями тоже говорил по-французски, русской литературы он совсем не знал, и хотя умер в 1826 г., нет никаких признаков, чтобы он подозревал, например, о существовании Пушкина или Жуковского». Тарле продолжает пассаж замечанием, что эти «нелепые афиши» не производили на народ ни малейшего впечатления. Надо сказать, что русский народ, если верить Тарле, вообще мало на что обращал внимание. Например, история с воздушным шаром, появление которого предвещает Ростопчин в одной из своих афиш, тоже поразительным образом «прошла мимо» москвичей.

Перед сдачей Москвы Ростопчин пишет афиши каждый день, а то и несколько раз в день, сообщая своеобразные сводки с полей сражения, согласно которым на одного убитого русского приходится как минимум 600 убитых французов, а также очень своеобразно успокаивая и ободряя горожан, например, следующими сентенциями: «светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственныя места закрыли: дела прибрать надобно; а мы своим судом с злодеем разберемся!»

Афиша, изданная после сдачи Москвы и обращенная к жителям Московской губернии (от 20 сентября), существованием своим опровергает слова Тарле о том, что Ростопчин не знал ничего о русской литературе. Эта афиша написана совсем в другой стилистике, не «лубочной», она пропитана патриотическим пафосом – для создания этого эффекта Ростопчин, похоже, обращается к риторике модного тогда произведения «Слова о полку Игореве», открытого и изданного Мусиным-Пушкиным на рубеже веков.

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 962; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!