Журналистика начала XIX в. и эпохи Отечественной войны 1812 г.



Журналистика начала XIX века опиралась на традиции и завоевания печати XVIII века. По своим идеям она была неоднородной. В ней участвовали представители самодержавного строя, сторонники неизменности общественных отношений, но были люди, оппозиционно настроенные к существующим порядкам в России, которые стремились к изменению положения в стране, раскрепощению народа, усилению законности, осуществлению свободы прессы и равенства граждан.

В последние годы XVIII и в первый год XIX века правительство всячески стремилось подчинить прессу своим интересам. Издание новых газет и журналов строго регламентировалось. В имеющихся изданиях сужалась политическая информация. В официальной печати, частной печати дворянской ориентации, поддерживающей монархизм, острые социальные вопросы не находили места, ничего не говорилось о народе, его нуждах и страданиях. Особенно нетерпимо было правительство ко всему, что напоминало о народных возмущениях, о французской буржуазной революции.

При Павле I впервые устанавливалась официальная правительственная цензура в Петербурге, Москве, Риге, Одессе и пограничном местечке Радзивилов. Были назначены цензоры, выделено соответствующее помещение и штаты. Руководили цензурой по-прежнему чиновники из управы благочиния, т.е. полицейские.

Прогрессивная печать начала XIX века пробивала заслоны на пути социальной информации, несла слово правды, ставила социально острые вопросы, прежде всего о тяготах крепостничества, и тем самым как бы «выравнивала» систему печати, хотя и с большим трудом, большими жертвами.

С приходом на престол Александра I несколько смягчается положение прессы и литературы. Облегчаются цензурные правила. Вновь разрешается ввоз книг из-за границы, снимается запрет на открытие частных типографий. Цензура была передана министерству просвещения, а точнее университетам, и цензорами стали профессора Московского и других университетов. В 1804 году был принят цензурный устав, который сохранял предварительную цензуру, но разрешал, например, спорные места истолковывать в выгодном для автора смысле.

В результате этих мер и некоторого смягчения общего положения образованного общества увеличивается количество периодических изданий в стране, хотя в большинстве своем они по-прежнему остаются недолговечными: за 10 лет появилось более 70 изданий. В их число входят журналы и газеты на иностранных языках как средство официозной внешнеполитической контрпропаганды.

В начале XIX века оппозиционные и либеральные настроения немногочисленной передовой дворянской интеллигенции нашли выход в организации ряда дружеских, литературных обществ, в издании ими периодических или непериодических печатных органов – журналов, альманахов. Так, возникает «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», в которое входили И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев, старшие сыновья Радищева – всего более двадцати молодых поэтов и публицистов. Идейным вдохновителем был Пнин. Они выступали за просвещение, свободу, против порабощения человека, т.е. против крепостничества, не признавали революционных методов борьбы за народное освобождение.

Члены «Вольного общества» издавали ряд периодических и непериодических изданий.

В числе изданий радищевцев стихотворный альманах «Свиток муз», журнал «Периодическое издание», «Журнал российской словесности».

Журналом, близким «Вольному обществу», был «Северный вестник» (1804-1805). Его редактировал образованный чиновник министерства просвещения И. И. Мартынов. В журнале печатались некоторые члены «Вольного общества» (Н. Остолопов, С. Бобров и др.).

Основной тематикой «Северного вестника» было просвещение и законодательство. Журнал выступал сторонником реформ того и другого. Он считал, что хорошие законы в руках монарха суть источник всех благ для человека. Вся программа «Северного вестника» была рассчитана на либерализм молодого царя Александра I.

Наряду с оппозиционной прессой радищевцев в начале XIX века существуют и либерально-консервативные печатные органы. В первую очередь к ним надо отнести журнал Н. М. Карамзина «Вестник Европы».

Из откровенно консервативных журналов начала века надо назвать журнал «Русский вестник» (1808-1820) С. Н. Глинки и «Чтение в Беседе любителей русского слова» (1808-1816) адмирала Шишкова.

В начале века газет было мало, и они не играли сколько-нибудь заметной роли в формировании общественного мнения, сознания. В начале XIX века появились в России новые отраслевые журналы: «Журнал полезных изобретений», «Экономический журнал», «Артиллерийский журнал». В 1811 г. стала выходить первая провинциальная газета «Казанские известия».

Журналистика Отечественной войны 1812 года

Отечественная война 1812 года способствовала развитию новых форм печати, которой позже воспользуются и декабристы: «летучие» листки-воззвания, оперативно откликающиеся на события. Так что не только рост национального самосознания позволил М.И.Муравьеву сказать от имени всех декабристов: «Мы были дети 1812 года».

Правительство Александра I, несмотря на весь свой либерализм, в условиях обострения международной обстановки в 1811 г. снова ввело ряд ограничений в области печати. Начавшаяся война сократила и без того незначительное число русских периодических органов.

За время войны сохранилось только три журнала консервативного направления: «Русский вестник», «Чтение в Беседе», «Вестник Европы».

На первый план выдвинулась тема патриотизма, защиты своего дома, своей страны от захватчиков. В защите идей патриотизма было достаточное различие между журналистами-монархистами и журналистами прогрессивного лагеря6 первые стремятся воспитывать читателей в духе героического самопожертвования ради царя-батюшки и православной веры, вторые – чувство собственного достоинства граждан, больше ценящих свою работу.

В «Русском вестнике» помещалась информация с театра военных действий, печатались статьи, рассуждения и заметки на военную тему, очерки, зарисовки, патриотические стихотворения. Война 1812 г. рассматривалась как защита православной церкви, престола, помещичьего землевладения. Постоянным сотрудником этого журнала был граф Растопчин. Он составлял свои ура-патриотические «афишки», которые выпускал отдельными листками или печатал в журнале С. Глинки. «Афишки» писались в форме обращения к солдату и ополченцу. Они отличались грубой подделкой под речь простого народа, под его мировосприятие и были пронизаны безудержным национализмом и шовинизмом. Растопчин призывал солдат сражаться не щадя жизни для того, чтобы «государю угодить», уговаривал их «иметь послушание, усердие и веру к словам начальников». В годы Отечественной войны выходили не только тыловые издания. Идея создания при штабе армии агитационно-пропагандистского центра возникла, видимо, сразу же после начала военных действий. Первые его шаги были связаны с публикацией пропагандистских материалов, обращенных к солдатам противника: листовок, прокламаций, публицистических брошюр.

Когда с июня 1812 года стал выходить «Бюллетень Великой армии», пытавшийся противостоять акциям русского агитационно-пропагандистского центра, появилась необходимость в регулярном периодическом издании. И уже в июле 1812 года походная типография Главной квартиры штаба русской армии пытается наладить выпуск своей газеты. Но «Россиянин» вышел всего один раз, с русским и параллельным немецким текстами. В газете упоминались военные действия в Испании, подводились итоги войны с Турцией и подчеркивался народный характер войны с Наполеоном. Выход газеты был приурочен к подписанию мира с Турцией.

В октябре 1812 года в Петербурге начал выходить новый журнал «Сын Отечества».

С 1813 г. стала выходить с благотворительной целью газета «Русский инвалид».

 

Журнал «Вестник Европы»

«Вестник Европы» – периодический журнал, издававшийся в Москве в 1802-1830 годах. В разные годы тираж составлял от 580 до 1200 экземпляров.«Вестник Европы» два раза в месяц по 24 книжки (6 частей) в год.

Идея создания журнала принадлежит арендатору типографии Московского университета И. Попову. Он предложил Карамзину стать редактором за определенную плату (3000 руб. в год). В январе 1802 года 35-летний Н. М. Карамзин выпустил в типографии московского университета первый томик своего журнала «Вестник Европы». Это неприметное событие знаменовало наступление новой эпохи: культурного вступления России в Европу. Наряду с литературой и искусством, журнал освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран.

Первый номер своего журнала Карамзин открыл «Письмом к Издателю», т. е. к самому себе. В этой статье Карамзин дает принципиальную программу своего издания, которую можно рассматривать как нестареющий моральный кодекс журналистики... «помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский; развивать идеи, указывать новые красоты в жизни, питать душу моральными удовольствиями и сливать ее в сладких чувствах с благом других людей... Поздравляю тебя с новым титулом “Политика”.

Уже в первых номерах карамзинского «Вестника Европы» обнаружилось, что именно раздел политики – основа и соль журнала. Из-за политики выписывали его подписчики. Число их превысило тысячу двести – это был совершенно ошеломляющий успех. В разделе политики систематически печатались программные статьи самого издателя. Журнал Карамзина был откровенно модернизаторский; он сообщал не только литературные и текущие новости светских салонов, но и давал широкое «всеобщее обозрение» европейской беспокойной политики, не избегая прямых оценок и политических рекомендаций, не скрывая своих республиканских симпатий. Карамзин одним из главных дел своего журнала видел знакомство российского общества с самими принципами правового государства, как он их понимал, стремился подготовить основу для новых правовых институтов, необходимых для развития страны.

В течение года Карамзин наполнил журнал большей частью своими произведениями, некоторыми баснями И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, одним стихотворением Державина и первым переводом «Сельского кладбища» В. Жуковского, который с большими изменениями был перепечатан в собрании его сочинений (издан. 1849 года). Намереваясь продолжать издание и в 1803 году, Карамзин напечатал статью «К читателям Вестника» (1802 г., №23, стр. 227), в которой развил первоначальное объявление об издании журнала; он высказал в ней свое желание, чтобы русские сочинения в стихах и прозе, помещаемые в Вестнике, могли бы без стыда для нашей литературы мешаться с произведениями иностранных авторов.

С 1804 по 1807 год включительно, «Вестник Европы» издавал М. Каченовский; он держался программы, назначенной для этого журнала Карамзиным. В 1805 году Каченовский напечатал объявление об издании «Вестника Европы» в 1806 году; в этом он говорит, что в вышедших 16 книжках Вестника 1805 года, все в прозе писано им самим, кроме статей: Рюрик; о музее г. Дубровского; о красноречии Бридена; письмо о языке древних сарматов; два письма из Грузии и статья о благости владетелей. На 1808 год Каченовский передал редакцию журнала В. А. Жуковскому, чтобы: «вновь выступить на оставляемое им поприще, когда исполнит некоторые обязанности по части учебной при Московском университете и гимназии.» Жуковский издавал «Вестник Европы» один с 1808 года по №20, 1809 года; с №21 по 1811 год он издавал его вместе с Каченовским.

В объявлении об издании «Вестника Европы» на 1810 год сказано, что расположение книжек по новому плану должно быть следующее.

I. Словесность, проза: повести, речи, разговоры и пр.; стихотворения: оды, басни, песни, послания, эпиграммы и пр.

II. Науки и искусства: отрывки из путешествий; рассуждения о предметах философических, о предметах, принадлежащих к изящным искусствам и вообще к наукам.

III. Критика: разбор книг российских и иностранных; критические рассуждения.

IV. Смесь.

V. Обозрение происшествий.

С 1811 по 1813 год включительно «Вестник Европы» издавал М. Каченовский один, следуя прежнему плану издания; болезнь принудила его отказаться от обязанности журналиста, и на 1814 года редакция «Вестника Европы» перешла к В. Измайлову, которому посчастливилось напечатать на страницах издаваемого им журнала первые стихотворения А. С. Пушкина.

С 1815 по 1828 включительно, «Вестник Европы» издавался от Московского университета под редакцией Каченовского, а последние два года (1829-1830) Каченовский издавал этот журнал от себя. 1815-й год начинается следующим объявлением редактора: «Я не ожидал и даже вовсе не думал, что «Вестник Европы», университетской типографией издаваемый, будет снова препоручен моему распоряжению, и т. д. Благосклонное внимание начальства ускорило медленный ход моего выздоровления. Принимая на себя труд составлять журнал, коего бытие обеспечено уважением публики, я не имею надобности подкреплять его несбыточными обещаниями».

В объявлении об издании этого журнала на 1816 год, редактор говорит, что «между прочим внимание его будет устремлено на историю отечественного и родственных ему языков, на деяния и обычаи народов славянского происхождения и на изящные искусства древних веков и новых». Внешнее расположение журнала состояло из:

I. Изящной словесности.

II. Изящных искусств, наук и литературы.

III. Современной истории и политики

IV. Смеси. Издатель следовал этой программе до конца.

С 1820 года начинаются нападения «Вестника Европы» на А. С. Пушкина. Отрывок из его поэмы «Руслан и Людмила» был напечатан в том году в «Сыне отечества», и «Вестник Европы» поместил у себя разбор этого отрывка. Критик, житель Бутырской слободы, восстал против содержания этой поэмы: «Возможно ли просвещенному или хоть немного сведущему человеку терпеть, когда ему предлагают новую поэму, писанную в подражание «Еруслану Лазаревичу»?

Последние два года (1829-1830), что издавался «Вестник Европы», суждения этого журнала о сочинениях Пушкина были еще строже и резче. Критик с Патриарших прудов (Н. Надеждин?) поместил в журнале Каченовского разборы «Графа Нулина», «Полтавы» и VII главы «Евгения Онегина».

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 1503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!