Сущностьправославнойисветскихдоктринпомощинатерриторииславянскихгосударств.



Православная доктрина помощи ближнему основана нанадежде на вознаграждение в виде Царствия Небесного. Не нуждающийся был целью помощи – он был лишь условием, с помощью которого помогающий получал некие духовные блага; средством же получения этих благ выступала деятельность, направленная на оказание помощи. Основа помощи ближнему - забота в первую очередь о собственной душе, ее совершенствовании, в конечном итоге - о собственном благе, что является проявлением индивидуализма. При этом считалось, что благополучие отдельных личностей служит условием благополучия всего общества.

Целью религиозной морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, смиренного, заботящегося о совершенствовании своей души. Именно забота о собственной душе требует от верующего помощи ближнему, заботы о нем. В связи с этим нищий полезен богатому - он дает ему возможность свершения богоугодных дел, без которых невозможно обрести рай после смерти. Мысль о душе богатого благотворителя прослеживается более четко, чем сострадание бедняку.

Широко были распространены на Руси традиции частной благотворительности. Князья, представители духовенства, купцы, простые крестьяне, кормили нищих, подавали милостыню деньгами, продуктами и одеждой, давали временный приют. Фактически до XX века в некоторых русских деревнях и местностях сохранялся древнейший обычай пускать к себе в дом на постой странников, оказывать индивидуальную и коллективную помощь неимущим соседям, разбирать по домам и усыновлять осиротевших детей, не ожидая в результате этого прибыли или благодеяния, а просто потому, что нельзя не помочь людям, оказавшимся в беде и нужде. В наше время происходит постепенная переоценка целей современной цивилизации, традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек. Нормы совместного существования людей в обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому человеку, нуждающемуся в ней, основанной на любви к человеку, уважении его прав, принципах гуманизма и социальной справедливости. Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов.

Светская доктрина помощи основана на принципах гуманизма и отвергает понятие о вознаграждении в Царстве Божием. Таким образом, и та, и другая доктрины имеют своей целью оказание помощи человеку человеком, но разняться в мотивировке такой деятельности. Помощь, оказываемая в виде профессиональной деятельности (например, помощь психолога), может рассматриваться только в рамках светской доктрины помощи(Пряжников, Студопедия)

Этико-аксиологическиеоснованиясовременнойпрактическойпсихологии.

Использование этико-аксиологического подхода имеет главную цель в реализации гуманистических этических ценностей, как собственно психологической работы, так и общества в целом. Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным.

Однако аксиологический подход может считаться одним из важнейших, задающим значимость других важных компонентов. Заключается в обосновании, анализе ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении психологии в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей.

Главная цель применения аксиологического подхода – этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество практической психологической деятельности.

(Студопедия)

 

Место и роль профессионально-этической системы практической психологии в системе общественной морали, философской этики и аксиологии.

Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения.

Этическая система психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.Роль системы можно определить как:

- Адаптация профессионально-этической системы к нуждам профессиональной практики;

- Обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально-этической регламентации;

- Содействие формированию единой этико-аксиологической основы профессиональной деятельности;-унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований и единой системы ценностей;

- Систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

- Содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в практической работе;

- Обеспечение нормативного поведения, отношений и действий психологов, их коллективов в рамках профессионально-этической системы;

- Обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

- Обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и целых служб);

- Обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально-этической системы;

- Содействие совершенствованию и развитию личности, повышению уровня моральности специалистов, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

- Содействие повышению морального авторитета практической психологии в обществе;

- Обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

(Пряжников, Студопедия)

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!