Отчуждение от человеческой сущности. Труд искажает человеческую сущность.



В его «капитале» содержится два прогноза:

-Величина деловых фирм будет увеличиваться во времена кризисов. Малые фирмы будут банкротиться, а крупные будут их скупать. С развитием капитализма бизнес будет более широким.

-будет происходить обострение классовой борьбы, потому что будет расширяться пролетариат.

Критик Маркса П. Дракер

Социальная стратификация при капитализме не была такой уж острой. Рабочим на заводах жилось лучше, чем сельской общине.

При капитализме снижается детская смертность, но только в городах. Увеличивается продолжительность жизни в среднем на 5 лет и население европы растет.

Еще один противник Марксизма – Парето.

Маркса критиковали так же за отделение вознаграждения от результатов труда, поддерживая уравнительную систему оплаты труда. «от каждого по способностям, каждому по потребностям». По мнению критиков маркса, такой разрыв служит причиной низкой производительности труда.

Защитники Марксизма прежде всего указывают на социальную сущность человека по Марксу. Индивидуальное денежное вознаграждение это не единственный способ мотивировать людей для лучшего исполнения своих ролей. 

Отсутствие мирового революционного движения. Защитники маркса указывают много причин этого. Ральф Дорендорф:

Фрагментация капиталистического класса – причина отсутствия мировой революции. Предприятиями владеют миллионы акционеров. Руководство управление корпорациями находится в руках менеджеров, которые являются такими же рабочими. Получается что бороться не с кем.

Более высокий уровень жизни. Рабочие становятся белыми воротничками. Труд становится все более механизированным, но становится более индивидуальным. Большинство европейских рабочих не считают себя пролетариатом. Например доход среднего американского рабочего вырос в 10 раз при сокращении рабочей недели.

Рост числа рабочих организаций (профсоюзы). Они интституционализировались. Рабочие и капиталисты договариваются друг с другом через профсоюзы.

Более широкая правовая защита. Появилось социальное страхование. Законы о бедных о безопасности труда. пенсионное обеспечение, защита инвалидов и тому подобное.

Сторонники маркса устверждают что его анализ общества актуален до сих пор:

Богатство концентрируется в руках немногих.

Многие преимущества которыми сегодня владеют рабочие были приобретены в результате классового конфликта.

Хотя рабочие и защищены законом, но закон по прежнему защищает в первую очередь богатых людей.

Таким образом, отсутствие всемирной революции не означает, что анализ Маркса утопичен.

Маркс попытался рассмотреть взаимодействие 3х элементов:

Социальные общности (классы)

Экономическое производство.  

Политические институты

22.10.2011

                                               ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ

Отрицает возможность объяснения социальных явлений экономическими процессами. Доказывает это явлением разделения труда. он отрицал экономические причины разделения труда (повышение эффективности и прибыли) а настаивал на причине солидарности. Механическая (выполняют одну и ту же функцию) и органическая солидарность (выполняют разные функции). Он отрицает индивидуалистические поведенческие практики. Человек это продукт коллективной жизни. Он не может быть эгоистом, индивидуалистом и т.д.

Он критикует экономистов за провозглашенный ими эгоизм. Он настаивает на альтруизме человека.

Дюркгейм выступал против психологизма. Психологии в экономике быть не должно. Он предлагал искать причины тех или иных социальных фактов в прочих социальных фактах. Дюркгейм выступал против марксизма за тягу к конфликтам. Он говорил, что общество основано на консенсусе а конфликт это признак болезни общества. Он настаивал на том, что общество гармонично функционирует при адекватной солидарности людей. Дюркгейм «о разделении общественного труда».

Разделял органическую и механическую солидарность. Установил их связь с разделением труда и сделал вывод что разделение труда ведет к интеграции. Механическая солидарность присуща к традиционным культурам, где люди занимаются сходными видами деятельности, и имеют одни символы веры. Вера обладает силой подавления: инакомыслие наказывается, а если она наказывается то у человека не будет желания инакомыслить. Механическое общество основывается на консенсусе и сходстве веры.

С ростом индустриализации и урбанизации появляются новые профессии, и разделение труда стало возрастать. Появляется органическая солидарность, которая основывается на экономической взаимозависимости людей и признание ими необходимости сотрудничества. Каждый нуждается в товарах и услугах, которые производят люди других профессий.

 

                                                ВЕРНЕР ЗАМБАРТ (1863 – 1941)

    Классик немецкой социологии. Вышел из недр исторической школы. Он был первым аналитиком современного западного капитализма на примере германии. Являлся одним из лучших аналитиков марксизма, по мнению Энгельса, и массы социальных движений. по его мнению Нельзя анализировать капитализм только с экономической точки зрения, он его анализировал как культурно историческое явление, которое повлекло за собой масштабные социальные процессы: социализм, изменения в социальной структуре, изменения в мотивации действий людей. Все это он написал в своей книге современный капитализм 1902. Капитализму присущ характерный хозяйственный образ мысли, он ещё его называет «дух хозяйственной эпохи». Это нравы и обычаи, характерные для конкретной ступени хозяйственного развития. Капиталистический хозяйственный уклад вырос «из духа беспокойства, предприимчивости, и жажды наживы». Евреи и хозяйственная жизнь, война и капитализм, любовь роскошь и капитализм. Буржуа 1913. Работы по анализу марксизма « социализм и социальное движение в 19 веке 1896 год. «народное хозяйство германии»

Зомбарт первым разделил капитализм на этапы:

Ранний, развитый и поздний. Маркс являлся теоретиком первого периода, самого сложного самого противоречивого. Он не учел качественных изменений капитализма.

Ранний этап капитализма начинается с новым временем, и начинается вплоть до конца 18 века. Начинают формироваться особые люди, готовые рисковать, терять и находить деньги, и начинать все сначала. Маркс как раз застал как раз это формирования.

Второй этап конец 18 века. Развенчана простая жажда наживы капиталистов. Капиталисты вступают в объединения (акционерное общество). Возрастает роль государства и организации рабочих, в капиталистических отношениях. Государство предлагает социальное страхование.

Поздняя стадия. Капитализм становится более монопольным. То есть он утрачивает личностные характеристики. По мнению зомбарта маркс не учёл духовно психологическое состояние общества, его общественный настрой, его готовность к изменениям и т.д. наличие лидирующих групп. Именно благодаря этим группам капитализм стал возможен.

История происхождения капитализма есть история лиц. Именно люди, а не экономические отношения являются двигателями социальных изменений. Лидирующие группы которые привели к становлению капитализма Зомбарт рассматривает на примере евреев которые были аутсайдерами в европейских городах, и могли заниматься только финансами. По мере либерализации общества евреи расширили сферу своих занятий, но продолжали оставаться замкнутой социальной группой, которая стремилась вверх по социальной лестнице, добиться денег и влияния вопреки негативному к ним отношению. В итоге страны, которые поддерживали евреев шли в сторону процветания. В работе буржуа замбарт описывает что сам факт возникновения буржуа предпринимателя это прежде всего культурное событие а не экономическое. «экономический прогресс это действие творческих одиночек, которые вырвались из рутины и обыденности, и которые не выберая средств пробивают себе путь наврех. Для успеха предприниматель должен быть хорошим торгашом и хорошим орагнизатором. Это исходные типы из которых выросли первые предприниматели. Мородер – пират, бюрократ, купец и ремесленник. Зомбарт был убежден, что экономия и труд не являются двигателями прогресса. Любовь к роскоши по мнению зомбарта открывает нам новые горизонты.

Он критикует бережливость и хвалит праздное безделье роскошь и называет это прекрасной эпохой. Праздность стимулирует хозяйственную деятельность индивидов, формирует новые потребности, профессии.

 

                                                               МАКС ВЕБЕР (1864 – 1920)

Он первым дал определение таких понятий как обмен, рынок, прибыль, полезность и т. Д. вебер рассматривал индивида, который обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Члены доиндустриальных обществ погружены в традицию. Современных обществ в рациональность. Традиции это навыки которые передаются из поколения в поколение. Следовательно тот кто живет традициями тот живет прошлым. Традиции не обсуждаются. Рациональное мировоззрение исключает чувства а включает в себя трезвый расчёт, наиболее эффективных путей достижения цели.  

Задание на дом: типы поведения. Прочитать зомбарта. И законспектировать – не сделано.

 

29.10.2011

 

Социальным выступает только то действие, которое понятно другим людям. Центральным понятием у вебера является мотивация. Другим людям действия индивида могут быть понятны только в том случае, если они понятны (осмысленны) самому индивиду. При этом действия должны иметь четкую цель и средства для достижения этой цели. Те действия которые имеют мотивацию они являются социальными. То действие, которое имеет осознанную мотивацию и ориентировано на других называется целерациональным (основной тип действия по Веберу) именно этот тип действия он считает точкой отсчёта.

В итоге получается шкала построенная на рациональности. По мере её убывания поступки становятся менее понятными, как и их мотивы. В конце шкалы находится иррациональное действие, которое индивид совершает вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Это действие с отрицательной целью.

Ценностно-рациональное и традиционное.

Ценностно-рациональное основано на сознательной вере в то что наш поступок имеет какую то ценность. (эстетическую религиозную, этическую ценность) оно не ориентировано на выгоду или успех, оно бескорыстно. У действия есть мотив и ориентацию на других. (антон уступая место бабушке, ориентируется на то что ей будет хорошо)

Традиционное действие – совершаемое автоматически над которым люди не задумываются. По веберу когда человек начинает задумываться над традиционным действием автоматизм разрушается, и действие становится либо целерациональным либо ценностно рациональным. У такого действия нет цели, мотива, ориентации на других, действия не являются социальными.

Аффективное поведение. Анализируют специалисты В области психологии. У него нет ни мотивов, ни цели, и оно направлено на разрушение. Оно может быть скорректировано с помощью психоанализа.

Поведение людей ориентировано сразу на несколько типов действий. Но только два из них изучают социологи.

Вывод. Рациональность у вебера характеризуется как социальный прогресс. Именно она помогает бороться с традиционализмом. И помогает установиться целерациональным формам деятельности людей, которые необходимы в силу урбанизации, индустриализации, формализации права и другим процессам. Рациональный способ ведения хозяйства должен присутствовать во всех сферах. Например в области политики за счёт становления бюрократии. Благодаря рациональности во всех сферах общество становится универсальным.

Другим важным вопросом в работах вебера является анализ возникновения капитализма (западноевропейского) и влияние на него трудовой этики. «протестанская этика и дух капитализма»

· По мнению Вебера индустриальный капитализм является наследием кальвинизма (течение протестантизма возникшего в эпоху реформации. Кальвинисты подходили к жизни с чрезвычайно строгих рациональных позиций. Первоначальная идея Джона Кальвина была о божественном предопределении. Судьба человека определялась с момента рождения. Люди не знали свой путь, они колебались между надеждой на счастливое будущее и духовное спасение и тревожными страхами вечного проклятия. Это незнание своей судьбы было невыносимо и сторонники Кальвина пришли к следующему решению: «почему бы тем, кому уготована слава в мире ином не видеть признаков божественного расположения в мире этом» мирское благополучие стало рассматриваться как знак божьей милости. После такого компромисса они стали добиваться успехов в своих делах «при помощи рациональности, дисциплины и тяжелого труда».

Кальвинисты не занимались благотворительностью, не помогали бедным. Так как бедность выступала знаком отвержения богом. Кальвинисты не вели праздный образ жизни, они использовали богатство для того чтобы создать новое богатство. Они экономили деньги и брали на вооружение новые технологии, которые помогали бы им разбогатеть. Кальвинизм отличался от дрпугих религий особенно от каталицизма (официальная религия большей части европы) он отличал пассивное мировождение.

Промышленный капитализм развивался прежде всего в тех странах европы где были сильны кальвинистские настроения. Вебер говорит о власти идеи над формированием общества ( в отличие от маркса который считал идеи следствием экономических отношений.

Образ первого капиталиста.

В отличие от маркса вебер считал что у капитализма большое будущее, потому что капитализм совпадает с религиозной этики.

Таким образом для развития капитализма необходимы особые хозяйственные диалоги.

«мы имеем преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а среди ремесленников мы имеем больше католиков»

«в протестантизме интересы бога и работодателя сливаются: рабочие должны удовлетворяться самым незначительным свободным временем а протестантизм легализовал эксплуатацию рабочих» интересы бога и интересы предпринимателя слились.

«Капитализму в эпоху его возникновения нужны были рабочие, которые бы позволили себя эксплуатировать во имя совести, без дополнительных премий» англия в 19 веке была одной из самых социально и политически стабильных стран в европе.

Большой интерес среди ученых протестанской этики был во многом вызван соперничеством маркса и вебера. Вебер так же считал, что в обществе идет борьба за ресурсы, но по марксу борьбу ведут коллективные экономические субъекты (классы). У Вебера стратификация формируется благодаря классу, статусу, партия. По его мнению эти три элемента участвуют в стратификации общества. У маркса только класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых, то у вебера много (указанные три элемента указывают огромное количество возможных положений в обществе а не жесткую двухполостную модель о которой говорил Маркс)

Вебер критиковал не столько Маркса, сколько марксизм в целом.

Маркс не верил в развитие капиталиста, как субъекта хозяйственной деятельности. В него так же не верил и Вебер, но неверили они по разному.

Маркс: капиталист уйдет а к власти придет рабочий класс.

Вебер: вместо капиталиста придет бюрократ, государственный чиновник. Из за кризиса малые и средние предприятия будут разоряться.укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности вытеснит индивидуального владельца из производства.

Вебер считал что управлением будут заниматься менеджеры. (Вебера считают основателем теории менеджерской революции и социологии бюрократии)

Джон Бернхайм «менеджерская революция». 

О трансформации капиталиста в менеджеры писал так же Питирим Сорокин, Парсонс.

От семьи к собственникам корпораций.

Вебер более популярен чем Маркс в экономической социологии. Во первых он более удобен для чтения, не являлся радикалистом, был консервативно настроен. Вебер рассматривал социальный мир более широко чем Маркс. У Вебера более академичный язык, его суждения звучали очень научно. Маркс же допускал в своих работах массу некрасивых выражений.Вебер писал более поздние работы чем Маркс, он мог анализировать уже последствия раннего капитализма.

 

5.11.2011

Георг Зиммель (1858 – 1918)

Был учредителем немецкого социологического общества, много работал с трудами Вебера и Маркса. Зиммель не занимался макросоциологией, он занимался микросоциологией, а именно индивидуальным действием и взаимодействием (близко к социологии Вебера).

Зиммель писал небольшие очерки по нищете, безработице, пауперизации, скупости, расточительству, по чужеродности. Чужеродность – как люди некоренных этносов уживаются на новом месте.

Самая известная работа по экономической социологии «философия денег». Деньги – средство обмена между людьми, в ходе которого люди друг друга оценивают. Деньги это форма обмена, а денежный обмен это форма социализации. Деньги заставляют нас играть по общественным правилам, следовать нормам и ценностям. Денежный обмен учит нас играть по правилам общества, разучивать правила.

Деньги универсальное средство обмена. Они нейтральны. Люди пытаются максимально рационально их использовать. Люди из за денег становятся эгоистичными. Единственная социальная роль денег по Зиммелю – деньги могут вровнять социальные различия.

Но в то же самое время они создают предпосылки для новых социальных различий. Многие социальные структуры основываются как раз на деньгах и богатстве.

Деньги ослабляют традиционные связи и создают новые.

Деньги вводят новые измерения жизненных стандартов.

 

Торстен Веблен (1857 – 1929)

 

Веблену принадлежит теория праздного класса. праздный класс – господствующий класс собственников, который нацелен на элитарное, престижное потребление, которое не всегда вписывается в рациональность.

Он первым дал характеристику социальных институтов и их классификацию. Социальный институт – совокупность обычаев, привычек поведения, образ мысли, образ жизни людей, которые передаются по наследству и меняются в зависимости от обстоятельств.

Под такое же определение подпадают и экономические институты. Например институт частной собственности во многом формировался из-за жажды людей к накопительству и желания воевать за обладанием имуществом, а так же из-за расположенности к соперничеству. «за исключением инстинкта самосохранения, предрасположенность к соперничеству является самым сильным экономическим мотивом. Где бы ни обнаруживался институт частной собственности, он всегда будет основываться на этих нормах поведения.

Обладание богатством, то есть частной собственности выделяет человека, наделяет его почетом и делает его объектом зависти. 

Первоначально институт собственности возникает как трофей, результат набега одного племени на другое. Собственность была демонстрацией силы, удачи, а так же знаком победы. С развитием культуры собственность стала приобретаться по другому, мирными методами, но социальное значение собственности не поменялось, оно по прежнему служит доказательством силы, удачи, успеха. Является критерием одобрения со стороны общества.

Увеличению собственности служит «завистническое сравнение» – желание превзойти всех остальных в своем богатстве и других случаях жизни. Завистническое сравнение признает ошибочным тезис о том, что накопление богатства происходит из-за потребления. Оно происходит потому что мы хотим быть более престижными чем наши соседи. «если бы стимулом к накоплению была нужда в средствах к сущестованию, тогда потребности общества могли бы быть удовлетворены при каком то уровне развития, но поскльку стимулом является борьба за престижность на основе завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребления не возможно».

На определенном этапе развития общества устанавливается определенный уровень стандарта богатства, достижение которого является столь же необходимым как умение воевать прежде, но данный уровень не остается неизменным, он будет возрастать. Индивид будет испытывать хроническую неудовлетворенность, пока не достигнет этого уровня. По Веблену индивид испытает счастье если его привысят.

«среди мотивов, которыми руководствуются люди при накоплении богатства, первенство остается за денежным соперничеством». Поэтому благодаря своему богатству обладатели собственности становятся привилегированными людьми в обществе. Класс собственников Веблен часто называет праздным классом. (работа «теория праздного класса» 1899) они не участвуют в создании материальных благ, а свой доход имеют благодаря собственности.

«скопление богатства на верхних ступенях социально-денежной структуры предполагает лишение на более низких ступенях. Ранняя дифференсация общества, из которой возникло расслоение общества на праздный и работающий класс является поддерживающиеся на нижних ступенях варварства различия между мужской и женской работой.( у мужчин почетная у женщин непочетная) из за своего низкого статуса женщины часто входили в собственность мужчин и до сих пор мужчины стремяться завоевать женщину в свое безраздельное пользование. Жажду богатства утолить невозможно – ни конкретного индивида ни общества в целом. Технический прогресс будет ещё больше этому способствовать, так как появляются новые возможности, новые продукты блага. Из за зависти приближение к определенному уровню потребления невозможно. Праздный класс по веблену – консервативный класс, его функция сопротивляться всем нововведениям, для того чтобы сохранить свое право на собственность. Новаторство у праздного класса является дурным тоном, более того праздный класс показывает другим слоям населения, которые хотят приблизиться к его уровню, что нововведениям необходимо сопротивляться.

Таким образом институт праздного класса способствует тому, чтобы низы стали консервативными, лишая их возможности улучшить их материальное положение, снижая их потенциальную энергию до такой степени что они становятся неспособными к напряжению, требующемуся чтобы научиться новому образу мысли. Недоедание и чрезмерно тяжелая физическая работа, таким образом, мешает прогрессу ничуть не меньше чем праздная сытая жизнь. В результате закрепляется общая консервативная позиция.

Праздный класс возник на основе почетных видов деятельности. Для его образования необходимы следующие условия:

1) У общности должен быть хищнический уклад жизни – война либо охота на крупную дичь. Это нужно для демонстрации своей силы, а так же мужчины должны усвоить привычку наносить ущерб силой и хитростью.

2) Средста для поддержания жизни должны доставаться на достаточно лёгких условиях, с тем чтобы можно было освободить какую то часть общества от рутинного труда.

3) Праздный класс может существовать только в тех обществах, где произошла частная собственность. Она проходит несколько стадий. 1) приобретение собственности путем откровенного захвата. 2) организация производства, которое зародилось на основе частной собственности

 

Стремление к праздности так же предпологает определенные нормы поведения. Прежде всего демонстрация праздности (через одежду, украшение, жилище и т.д.) в итоге сама праздная жизнь считается ценной и прекрасной.

 

Демонстративное поведение. Люди стремяться показать что у них существует большой излишек денег. Для достижения более высокого социального статуса люди должны постоянно и везде демонстрировать свое богатство, только так они могут его добиться и добиться уважения своих соседей. Такое поведение Веблен называет демонстративным поведением.

Часто праздный класс не может обойтись без помощи. Часто ему помогает прислуга, а так же его соперники.

 

12.11.2011

 

У праздного класса расточительское поведение занимает первое место.

Таким образом, гости осуществляют за хозяина подставное потребление, восхищаясь его излишками. Гости являются свидетелями высокого социального статуса хозяина.

Праздность превращается в профессию, и демонстрация достойной жизни пронизывает все сферы: семья, система высшего образования, отдых. Расходы на демонстративное поведение становятся более важными чем расходы на необходимое потребление. В этом Веблен видит власть вещей над людьми:

Власть денег разрывает границу между классами. Между ними существует только имущественное различие.

Демонстративное поведение захватывает все слои населения, даже самых обнищавших.

Закон демонстративного расточительства: «чем дальше стоит общество по росту богатства и по диапазону социальных контактов, тем более властно будет утверждаться закон демонстративного поведения в вопросах одежды, тем сильнее будет тенденция деньгам подчинять себе чувство красоты, тем скорее будут меняться моды, и тем нелепее будут новые стили. Особенно ярко демонстративизм проявляется в одежде, а следовательно в наибольшей степени он касается женщин»

Главная мысль веблена состоит в непримиримости интересов промышленности и бизнеса, технологии и собственности, производных и финансовых операций. Главное противоречие у веблена заключается между теми, кто производит товары и теми кто делает деньги, «между профессиональным мастерством и умением торговать». Веблен в этой точке зрения выступил против официальной доктрины эволюционистов (У.Самнер), которые считали бизнесменов украшением современной цивилизации, они же считали их паразитами жиреющих за счёт других людей. Социальный контекст противоречивая эпоха, золотой век – век протеста. Веблен: век господства магнатов – грабителей. 

Р Паррингтон

Первые протесты против финансовых магнатов начались в среднем западе, благодаря фремерам. Они создали очень интересный орден покровителей земледелия. Вскоре к ним присоединилось движение гринбеккеров. Они выступали за изъятие бумажных денег.

 

Йозеф Шумпетер. Любое социальное действие по его мнению должно анализироваться с точки зрения экономического результата к которым оно может принести.

Таким образом, экономическая социология сформировалась в течении второго периода, именно в 90е годы появляется термин экоомическая социология( в германии хозяйственная социология)

В этот же период создаются специальные отрасли и теории экономической социологии, теория капитализма, теория денег, рынка, обмена и т.д.

Третий период не имеет чётких границ. 30е годы 20 века. Этап институтционализации экономической социологии, появляются специальные методы. Происходит отчуждение экономики и социологии. Основные направления появляются вне экономической теории. Самая первая теория это индустриальная социология.

Вторым источником для экономической социологии становится антропология. В рамках социальной антропологии работал Карл Поланьи(1886 – 1954) . Книга «великая трансформация» 1944. в центре внимания поланьи находится разница между докапиталистическими экономическими системами и домонополистическим капитализмом (конкурентный капитализм) 19 века. В среде докапиталистических экономик его интересовали примитивные (племенные, доклассовые общества и архаичные (древнеклассовые общества в основном древневосточное общество). Проанализировав систему поланьи приходит к выводу что экономика универсальна: в любой системе существует социально-организованное производство и распределение и потребление материальных благ и услуг.

Отличие докапиталистической и капиталистической экономик носит качественный характер, поэтому необходимо создание особой теории первобытной экономики.

Для создания этой теории поланьи вводит понятие – субстантивистская экономика. Исходя из её идеи – экономика это производственный процесс, где человек демонстрирует свою полную зависимость от природного и социального окружения. При этом в капиталистическом обществе экономика представляет отдельную сферу (субстанцию) со своими собственными законами и институтами. Причём поланьи говорит что экономика противостоит всем остальным сферам. Экономическая система при капитализме функционирует независимо от воли людей, она всецела и манипулирует. Более того экономическая система определяет развитие всех остальных сфер и общества в целом. Совсем иную картину мы наблюдаем в докапиталистическом обществе. В первобытном обществе экономика погружена в само общество, она не представляет собой отдельной сферы. Создание распределение материальных благ и услуг организован не через экономические институты (рынки, заработная плата, стипендия, частные предприятия и т.д.), как при капитализме, а через социальные институты (возрастные группы, половые группы, через родство, через брак и т.д. через религиозные организации) 

Таким образом, в таких обществах функции экономических институтов выполняют родственные, моральные, религиозные, политические отношения. Из-за своей специфики первобытная экономика требует специальной теории.

Экономика первобытного общества построена на стратегии выживания, которая при этом не вырабатывается индивидуально, а вырабатывается коллективно. Это исключает человеческий эгоизм, а интересы общественные ставятся на первое место. Выживание всего общества, индивидуальное мнение в расчёт не берется, принимается коллективное решение. Таким образом, получается, что действие, которое направлено на выживание, является социально-укоренённым действием, а экономика встроена в социальную структуру. Поланьи использует термин «включенность».

В настоящее время это экономика домашних хозяйств, когда семья принимает решение что выживать будут все. Это стратегия выживания. В экономике такого типа особое место занимают держатели избыточных ресурсов те, которые могут оказать материальную помощь. В семьях это будет горизонтальная поддержка, но такая поддержка может оказываться и вертикально, когда владельцы избыточных ресурсов это государство или просто богатые люди.

Альтруизм держателя в данном случае не связан с моральными нормами (возлюби ближнего своего)а связан с требованием социума обеспечить выживание и нормальную жизнедеятельность членам социума. Когда это выживание находится под угрозой, то к агентам держателям выдвигаются требования о помощи (это может быть наиболее обеспеченный член семьи, сосед, феодал, государство и так далее).

 

26.11.2011

Формально обязанности нигде не закреплены, но нуждающиеся, тем не менее, помощь запрашивают. Как правило, люди обращаются за помощью в критических ситуациях, когда рыночная логика перестаёт работать и люди (пострадавшие) переключаются на нерыночные способы обоснования своих требований о помощи. Очень часто к нерыночной логике прибегают при сбоях рынка, например обманутые вкладчики финансовых пирамид обратились за помощью к государству, хотя правовых оснований для этого у них не было.

Моральная экономика, где хозяйственные расчёты подкрепляются неформальными представлениями о социальной ответственности. Нарушение этих социальных устоев может порождать социальные конфликты.

Институциональный характер экономики. Экономику он представлял как институт.

 

Институционализация экономики. 3 процесса:

1)перераспределение

2)обмен

3)реципрокальность (

 

Через эти процесса человек интегрируется в социальную структуру общества. Через экономические процессы человек становится членом общества.

Обмен – не только рыночный процесс, но и этический. Обмен прежде всего характеризует рыночное хозяйство и если деловые партнёры обманывают друг друга, то между ними не могут складываться рыночные отношения.

Перераспределение – централизованное хозяйство. Важную роль играет государство, которое обязано сохранять принципы справедливости, а граждане ему подчиняться.

Процесс реципрокальности. Поланьи сравнивает с рыночным обменом. Цель рыночного обмена максимализация и минимизация издержек для её участников, причём рыночный обмен осуществляется на основе возмездности. Рыночный обмен предпологает ценообразующий рынок, где цены образуются в процессе торга. Но Поланьи утверждает что торг происходит не всегда. Обмен может происходить и без ценообразующих рынков - Например по политическому договору или фиксированным ставкам. Приношение даров и угощение. Цель такого обмена не экномическая выгода, а социальная. Утверждение соседских и дружеских связей, поддержание социальных структур;  как способ самоутверждения или повышения своего социального статуса, способ подчинения или установления ресурсной зависимости. С чисто экономической точки зрения такие действия не приносят выигрыша, а даже наоборот приносят ущерб. Но в социальном плане акторы выигрывают. Подобные виды обмена, которые не приносят экономической выгоды называются реципрокальными: обмен происходит без торга, без выяснения полезности дара, без гарантии эквивалентного возмещения затрат в будущем. Если получатель дара не сможет «отдариться» в будущем, то инициатор дарения укрепляет свое положение в обществе. Поскольку публичная раздача своего капитала повышает авторитет дарителя. В реципрокальных отношениях агенты оказывают дар другим агентам, включенным в их социальные сети. При этом они ожидают, что когда они обратятся к кому то за помощью или даром, то с ними поступят точно так же. Надежда на возмездный обмен.

Для реципрокальных отношений характерны следующие особенности:

1)реципрокность предполагает возмездность но не всегда эквивалентность.

2)соблюдается принцип адекватности ответного дара, но не строгой калькуляции взаимных выгод.

3)ответный дар предполагается, но сроки возврата «долга» и его форма четко не зафиксированы, а иногда даже не оговариваются.

4)текущий контроль за соблюдением обязательств отсутствует.

5)проявляется терпимость к материальному дисбалансу, который компенсируется через повышение авторитета дарителя. 

6)неспособность отдариться часто ведет к подчинению дарителю.

Реципрокальность, таким образом, обеспечивается ресурсами социального капитала. Формы реципрокальности могут быть различными: политические договоры, фиксируемые цены, обмен дарами, взаимное кредитование под единовременные нужды.

Межпоколенческие трансферты.

Форма обеспечения выживания локального сообщества в экстремальных ситуациях.

Способ поддержки и повышения авторитета.

Таким образом, Поланьи показывает роль примитивных нерыночных обменов в современной рыночной экономике.  

 

28.11.2011

 

Наряду с таким социальным регулированием, важную роль в современной экономике играет регулирование со стороны государства, которое поддерживает рынки. Поланьи делает вывод, что современный рынок неотделим от государства.

В начале 19 века по мнению Поланьи произошла «великая трансформация» Которая привела к автономности экономических отношений, государство не могло вмешиваться. Роль рыночных хозяйств заметно возрастает, происходит объединение ранее изолированных рынков в мировую глобальную систему саморегулирующихся рынков. Эти изменения сопровождались либеральной политикой, и ещё больше увеличился отрыв экономики от социальной сферы. Общество стало восприниматься как производное от экономики. 

Основным элементом подобного превращения является коммодификация (превращение в товар всё новых и новых объектов которые раньше товаром не являлись, а теперь получили свою цену и начинают продаваться). В результате экспансия рыночной экономики перерастает в рыночное общество.  (логика рынка распределяется на области, которые изначально к экономике не имели никакого отношения).

Но здесь рыночное общество наталкивается на серьезное ограничение. Самое главное ограничение – ограничение морального толка, моральные нормы.

Второе ограничение. Некоторые объекты например: земля, труд, деньги не могут свободно обращаться на рынке без поддержки, регулирования, вмешательства государства. Государство их контролирует. Поэтому труд, деньги и землю называют фиктивным товаром. Тенденции превратить их в рыночные встречает сопротивление у общества.

Общество вырабатывает своего рода защитный панцирь из культурных институтов, который страхует от чрезмерной маркетизации.

размышления Поланьи о домашнем хозяйстве. До Поланьи домашние хозяйства противопоставляли рыночному труду. Продукт домашнего труда направлен на самообеспечение домохозяйства. А продукция рыночного труда на продажу. Домашний труд направлен в основном на производство услуг и продуктов питания.

Основные споры стали вестись вокруг разделения времени потраченного на домашний труд от времени потраченного на досуг. Возникла потребность их разделить. уход за детьми.

 Т.з. экономистов: домашний труд может быть заменен рыночной занятостью. Уход за детьми может осуществлять специально нанятая няня.

Вариант Поланьи. Домашний труд – все виды нерыночной занятости, которые вносят вклад в материальное выживание домашнего хозяйства. Например: если выловленная рыба потребляется домохозяйством, но это потребление не отражается на его кошельке, то это будет досуг. А если улов это существенная прибавка к натуральному доходу, то это домашний труд. Одна и та же деятельность может расцениваться в зависимости от того какую пользу она приносит.  

Подчинение общества экономике имеет свои пределы. Общество начнет защищаться от рынка, как только ощутит разрушительные последствия дезинтеграции.

 

Нейл Смелзер

Социология хозяйственной жизни. Согласно его концепции вся жизнь общества делится на неэкономическую и экономическую, но социологические переменные присутствуют в обеих сферах. В экономической это рынки, власть в социологической классы, роли и т.д.

Экономическая сфера занимается такими категориями как производство, распределение богатства и методы организации ресурсов.

 В экономике так же изучают эти процессы, но анализируют их, как социальные явления. Например экономист, который изучает заработную плату изучает в основном спрос и предложение, уровень цен в регионе в зависимости от зарплаты и т.д. Социолог будет обращать внимание на то, кто влияет на формирование зарплаты, хватает ли зарплаты на удовлетворение потребностей, как разные заработные платы влияют на взаимоотношения в коллективе, как зависит авторитет руководителя от уровня заработной платы.

Смелзер ввел понятие «первичная группа в экономике». Очень тесные личностные эмоциональные связи (семья, компания друзей, небольшая боевая единица, как экипаж самолёта). по мнению Смелзера первичная группа продемонстрировала свою эффективность в производстве, поскольку она построена на доверии, её работники практически ничего не требуют, все споры они решают сообща, без привлечения профсоюзов, они тратят минимум энергии на восстановление сил.

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!