Отчуждение от других рабочих. Индустриальный капитализм лишал первоначально рабочих сотрудничеств, превращая их в конкурентов.



Список 1:

Поланьи

Зомбарт

Вебер

Шумпетер

Светберг

Смелзер

Манифест коммунистической партии

 

Исторический Подход

Мюллер и Лист

Нет универсальных законов. Для исторической школы каждое хозяйство это уникальное своеобразное и неповторимое. Например с точки зрения Рошера для изучения экономики необходимо знать следующие сферы: язык, религию, искусство, национальность, право, государство и хозяйство.

Рошер: стремление к выгоде(эгоизм) в современном хозяйстве сдерживается чувство справедливости. Рошер как и Спенсер говорит о народном хозяйстве как об организме, где все органы должны быть здоровы. Если кризис значит один из элементов народного хозяйства болеет.

Представители исторической школы считали, что экономики как отдельной отрасли не существует, она вплетена в социальную жизнь общества и регулируется нравами обычами, религией, государством. Историческая школа работала в основном с докапиталистическими обществами. И поэтому экономику в отдельную сферу экономика не была выделена. Адам Смит и историческая школа изучали разные этапы развития экономики. Историки не изучали современные капиталистические общества, в отличие от Адама Смита. Историческая школа критиковала не только политэкономистов но и социалистов. Например Б. Гильдебранд раскритиковал положение Энгельса об ухудшении положения рабочего класса. он обвинял Энгельса в необъективности его исследований. Гильдебранд считал что положение рабочего класса улучшается.

Мелитократия.

Социалисты видят в производстве лишь материальный процесс. Производство это ещё и духовный процесс. По Гильдебранду духовную функцию в производстве должен выполнять предприниматель. Предприниматель должен соединять в себе духовное и материальное производство. 

Духовная сторона все время выигрывает перед материальной стороной. Задача предпринимателя следить чтобы неравенство между материальной и духовной сферой

Критика социалистов за стремление упразднить частную собственность. Нищета не является следствием частной собственности. Есть ли частная собственность или её нет – нищенство будет существовать всегда.

 

Вторая историческая школа. Густав Шмоллер.

Самый влиятельный ученый второго поколения исторической школы. Он был очень влиятельным политическим деятелем. Он основал союз социальных наук и социальной политики. Он предполагал, что социальные науки должны благоприятно влиять на социальную политику государства. Он был организатором эмпирических исследований рабочего класса (анкетный опрос Макса Вебера)

Обратил внимание на связь экономики и этики (историко-этическая школа) человек ориентируется не на чистую рациональность или выгоду, а на обычаи традиции и этические нормы. Коллективный этос хозяйства. Люди действуют индивидуально но все равно они согласуются с этикой. Шмолер по новому поставил вопрос о справедливости в экономике.

По мнению классиков справедливость это свобода конкуренции. Тот кто сильный тот побеждает. Кто слабый тот проигрывает. Адам Смит говорил что нельзя мешать естественному отбору. Вся помощь бедным это препятствие естественному отбору. Всякий друг бедных должен желать отмены закона о бедных.

 Шмолер считал что свобода конкуренции должна сдерживаться религией и культурой, в результате чего человек общественные интересы должен ставить выше своих индивидуальных. Реальный способ обеспечить справедливость в экономике это вмешательство государства, которое обязано следить за правовыми отношениями.

Карл Бюхер. Он критиковал всех. Он предлагал классификацию различных народных хозяйств одним из первых. Классификация этапов развития хозяйства (подъем национальной экономики»») три исторических типов хозяйства: 1)домашнее 2)городское 3)народное. В его классификацию не входит первобытное хозяйство. Оно существует но оно не является экономикой. Первобытным людям не свойственна трудовая деятельность, они просто занимаются собирательством всего что не годно в пищу. Их единственное желание удовлетворить свои потребности здесь и сейчас не задумываясь о будущем. То есть их нельзя назвать рациональными. На этой стадии нет социальной организации, нет социальной организации, нет рациональности, нет передачи трудовых навыков от поколения к поколению. Трудовая деятельность для человека была монотонной, неинтересной, требующей терпения. Первобытный человек придумал музыку для разнообразия трудовой деятельности. Он стал использовать ритуальные обряды, которые имели четкий музыкальный ритм. Книга: «работа и ритм». Первые формы труда были связаны с ритуалами. Он делал ритуальные украшения (маски, раскраска тел, украшения). Первобытный человек по мнению Бюхера приручал животных в качестве развлечения.

Домашнее хозяйство это первый этап действительного экономического развития. Именно здесь начинается хозяйственная деятельность. Основа домашнего хозяйства – родовые связи и семейная организация. Этот тип производства направлен на потребление. Вся продукция которая производится в рамках этого хозяйства предназначена для собственного потребления. Даже в средневековом хозяйства излишки продукции использовали для потребления. Кроме того домашнее производство – замкнутое производство. Отношение между хозяином и работником не носили никаких договоренностей. Это были личностные отношения господина и слуги. Между хозяевами отношения строились по типу безвозмездной помощи. Денежные отношения были скорее средствами накопления, чем средствами обращения. Денег было мало и их копили, расплачиваться предпочитали натур продуктами. Домашнее хозяйство использовали понятия потребность-труд-производство. Здесь нет капитала. Нет разделения труда. Нет понятия цены, стоимости, прибыли, дохода, зарплаты, а так же слова профессия.

Городской тип хозяйства. Продукты производятся с излишком, и этот избыточный товар обменивается или продается на рынке. Именно здесь появляется разделение труда. Что приводит к созданию сильного класса независимых ремесленников, чьё существование зависело от собственных усилий и от объективных законов рынка. Горожане становятся особым слоем людей, со своими политическими правами (Макс Вебер – Город) король очень часто использовал в борьбе с местными феодалами города, поэтому они имели очень много политических прав. Таким образом городское хозяйство основывалось на труде ремесленников.

 

Третий тип - Народное хозяйство. Производимые товары проходят несколько хозяйств. Этот вид хозяйства он отождествлял с капитализмом, существенной чертой которого является обращение товара. То есть товар не перед

ается а действует через посредника. Решающее значение в развитии народного хозяйства принадлежит денежному капиталу, который непрерывно двигается. Бюхер предложил этапы развития промышленности.

1. Домашняя промышленность

2. Труд ремесленника на заказ

3. Труд ремесленника на свободный рынок

4. Домашнее производство для скупщика – мануфактуры (ручное производство)

5. Крупное фабричное производство. Капитализм

Луи Брентано занимался конкретным анализом конкретных обществ. Занимался изучением средневековой византии и англии. Критиковал политэкономию за упрощенный анализ экономики: «классическая экономия создала человека свободного от всех индивидуальных черт, налагаемых занятием, классом, национальностью и культурой. Ей неизвестны особенности рас, религий, исторических эпох. В реальном мире выбор работы происходит в зависимости от привычек, и личного призвания.

Экономические отношения всегда дополняются социальными. Самые главные здесь отношения – отношения между работниками и отношения рабочих и работодателя. 

Огюст Конт. Он сильно верил в прогресс. Разработал три стадии: 1. Теологическая 2. Метафизическая 3. Позитивная

Конт считал что экономические кризисы происходят из за противоречия между двумя типами обществ: 1)старое общество. Теологическое или военное общество 2)научно-индустриальное общество.

Отдельный индивид для Конта это абстракция то есть ничто. Общественная жизнь всегда стоит выше личного существования. (если она проходит три стадии)

Капиталистическое общество благодаря разделению труда становится сложным (появляются новые типы стратификации) так как общество все более дифиринцируется индивиды все более нуждаются друг в друге, а значит повышается солидарность. В этой солидарности происходит новое социальное разделение между классами и классы, которые обладают властью, будут стремиться к экономическому застою, так как при экономическом подъеме появляются новые сильные люди, которые хотят попасть во власть.

Конт умаляет значение экономики по сравнению с моралью. В своей классификации наук экономике нет места. В своей классификации он говорит как о предпринимательстве, но как о ветви в социологии. У Конта человек деятелен, чувствителен и разумен. При этом его действия исходят от его чувств, а не от разума.

 

                                                           Классический этап.

Этот этап открывается трудами Маркса. В рамках экономической социологии мы будем изучать формационную теорию. Вторая теория – теория отчуждения.

Экономические законы не универсальны и все они зависят от конкретного общества. Маркс обозвал экономического человека homo economicus. И это переходное состояние: «сегодня человек задавлен нуждой и стремится к обогащению, но его истинное предназначение это быть гармонично развитой личностью и достижение материального изобилия будет означать скачок в царство свободы» 

Вместо индивидуальных эгоистов у Маркса появляются коллективные эгоисты – класс эксплуататоров, которые всегда стремятся к реализации своих интересов. Главной движущей силой развития общества он считал классовую борьбу. Теория социального конфликта. В противовес Огюсту Конту, Спенсеру, Дюркгейму, которые настаивали на эволюционном пути. Маркс считал, что все аномалии общества можно решить только революцией.

Все общественные отношения капитализма пронизаны антогонизмом основных классов общества. Антогонизм – непримиримое противоречие. Антогонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, так как эксплуататоры никогда не отдадут добровольно награбленное.  

08.10.2011

Манифест коммунистической партии: История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов ( свободный и раб, Патриций и плебей, помещик и крепостной и т.д.). эпоха буржуазии отличается тем что она упростила классовые противоречия, оно раскололось на два больших лагеря: буржуазию и пролетариат.

Классы по Марксу развиваются под большим влиянием конкуренции: первоначальном этапе развития капитализма, конкуренция разобщает интересы людей. Сохранение низкой заработной платы, общие интересы, эксплуатация со стороны предпринимателя их объединяет.

Буржуазия не может выработать общих экономических интересов для себя, как для класса. капиталисты работали в условиях рыночной конкуренции, а потому «часто выступали экономическими соперниками». Единственная сфера, в которой они могли объединить свои интересы это политическая сфера. «государство это способ организации, посредством которого представители правящего класса утверждают свои общие интересы. Идеи правящего класса становятся господствующими идеями». Капиталистов объединяет политическая власть и идеология.

Господство буржуазии рухнет, когда созреют для этого экономические условия, и когда рабочий класс, объединенный духом солидарности, выступит против своих разобщенных противников. (когда рабочие поймут что они отчуждены от процесса производства)

 

                                              ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ

Капитализм порождает отчуждение (одиночество, страдание и т.д.)

Находясь под властью капиталистов пролетариат оказывается обычным товаром. Капиталист его принимает и выкидывает по собственному усмотрению.

Маркс указывал на монотонность труда рабочего, которая не дает ему творчески развиваться. Маркс выделял следущие типы отчуждения:

1)отчуждение от процесса труда. В идеале люди трудятся, чтобы удовлетворить свои нужды и развить потенциал своей личности. Но труд рабочих монотонен поэтому развиваться они не могут. Рабочих никто не спрашивает мнение о труде. Маркс говорил, что люди превратились в машины и механизмы, а сделал их такими именно капитализм.

2)отчуждение от продуктов труда. чем больше рабочий трудится тем больше он теряет.

отчуждение от других рабочих. Индустриальный капитализм лишал первоначально рабочих сотрудничеств, превращая их в конкурентов.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!