ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ – ПИОНЕРЫ ИГРЫ 16 страница



Пропавшие ложки/бокалы. Продержался на высоком уровне лишь десять сезонов, что является довольно низким показателем для современной суперзвезды. Был обменян «Сиэтлом» в 2002-м, что довольно странно, ведь команды обычно не обменивают своих франчайзов, ведь так? Его последние сезоны в составе «Лейкерс», «Селтикс» и «Хит» были ужасны для человека его уровня, и я даже придумал фразу «показать себя Гэри Пэйтоном» после финала-2004. Довольно заслуженно пользовался репутацией «убийцы тренеров» и «адвоката раздевалки»: он подрался за карьеру с несколькими партнерами[606] и предпочитал предавать своих в кризисные для команды моменты. Играл в свирепом и безжалостном стиле с постоянным треш-токингом, который настолько же вредил команде, насколько и помогал ей. Никто из пятидесяти лучших игроков в истории так часто не менял свой статус в глазах руководства клуба от «Он наш ключевой игрок» к «Мы готовы его обменять».

Да, Пэйтон был более талантлив, чем Стоктон. Мы убедились в этом в финале Западной конференции-1996, когда Гэри сделал с Джоном все, кроме разве того, что засунул ему в рот красный резиновый мячик, привязал его к стулу и выставил на потеху толпе. Но спросите любого, игравшего в ту эпоху в лиге, кого бы они предпочли в партнеры, и почти все выбрали бы Стоктона, просто потому, что им не хотелось бы иметь дело с замашками Пэйтона. Можно ли выиграть чемпионство, когда у твоего лучшего игрока и разыгрывающего гигантское эго, и его больше заботит собственная игра, а не партнеры? Похоже, что нет.

Поменяйте Пэйтона и Стоктона местами в 1992-м, и невозможно представить, что карьера Карла Мэлоуна сложилась бы так, как ей следовало. После первой же игры плей-офф, в которой у Мэлоуна по привычке сдали бы нервы, Пэйтон разорвал бы его на части в раздевалке и в прессе. Однако никто не вспомнит об этом спустя годы – все будут лишь смотреть на статистику Пэйтона и его регалии в качестве защитника, и будут предполагать, что Гэри был лучшим разыгрывающим своего поколения. Что в какой-то мере является правдой. Однако именно Стоктон давал команде лучший шанс на чемпионство, всегда заботясь о партнерах, никогда не раскачивая лодку, достойно играя в «клатче» и всегда ставя интересы команды выше своих. Я бы выбрал Стоктона, и это даже не стоит пытаться оспорить.

Мой выбор, однако, не отменяет того факта, что в 1997-м я поставил большую сумму на «Финикс» в серии против «Сиэтла» в первом раунде плей-офф, в которой «Санз» почти прошли во второй раунд и проиграли лишь потому, что Пэйтон играл как сумасшедший. Я помню это так отчетливо потому, что именно тогда создал правило «Никогда не ставь деньги против Гэри Пэйтона». Стоктон был хорош, но в честь него никогда не придумывали таких правил.

Напоследок стоит упомянуть еще один сюжет из карьеры Пэйтона – как он расцвел в качестве ролевого игрока в составе «Майами» лишь после того, как болезненно осознал, что больше не так хорош, как прежде. В «Бостоне» постаревший Пэйтон по-прежнему пытался в одиночку разобраться с опекуном, лез в «пост», требовал доверить ему защиту против лучшего игрока оппонентов и ворчал, когда не получал мяч. Это было подобно тому, как наблюдать за Джейсоном Александром, приказывающим людям вокруг на съемках какой-нибудь дурацкой второсортной комедии («Неужели вы не понимаете, кто я?! Я же Джейсон Александр!») и не понимающим, что его пик в качестве топового актера уже давно прошел. После прихода в «Хит» Пэйтон добровольно ушел в тень Уэйда, за исключением того самого взрыва в ходе серии против «Чикаго» («Не смей так относиться ко мне, я Гэри Пэйтон!») - после него нам довелось насладиться около 900 комбинациями, в ходе которых Пэйтон мрачно отдавал мяч Уэйду, а сам убегал в угол и ждал там паса, подобно мальчику, подающему мячи во время Уимблдона.

Когда же «Майами» понадобился опыт Пэйтона в финале против «Далласа», тот стряхнул с себя паутину и выдал два самых важных попадания в серии: джампер, подаривший победу «Хит» в третьем матче, и олдскулльный бросок левой от щита в финальные тридцать секунд овертайма пятого матча. Второй момент был забавен тем, что, когда партнеры кинулись поздравлять Пэйтона, на его лице появилось выражение «Видите, а вы небось уже забыли, что я был довольно хорош!». Однако было что-то грустное в том, как Пэйтон обрел себя в статусе ролевого игрока, способного порой блеснуть, но с трудом удерживающего кого-то типа Джейсона Терри. Неужели стоит действительно удивляться тому, что Пэйтон проявил себя в «клатче»? Неужели он опустился до такого уровня? Ведь речь идет об одном из лучших разыгрывающих в истории![607]

Может, нам не следует корить Пэйтона за то, что он задержался в игре ради парочки денежных чеков и поздно осознал, что его время прошло; ведь это его карьера, а не наша, и все люди, в которых есть подобное неукротимое желание побеждать, с трудом понимают, когда следует закончить. Именно это неумение понять, когда пора уходить, и делает их жажду побеждать такой всеобъемлющей. И раз Пэйтону удалось заслужить право играть в «клатче» в составе чемпионской команды и внести свой вклад в ее титул, то нам не следует сравнивать Гэри с версией Карима 1989-го года. Однако стоил ли чемпионский перстень всех этих сомнений?

Ответ на это знает только сам Гэри Пэйтон.

ПАТРИК ЮИНГ

Резюме: 17 лет в лиге, 11 – на высоком уровне, 12-кратный участник Матча всех звезд… Новичок года (1986)… топ-5 игроков НБА (1990)… топ-10 игроков НБА (1988, 89, 91, 92, 93, 97)… лучший игрок в составе команды-финалиста («Никс»-1994)… двухлетний пик: 28+11, 3.6 блок-шота при 53% реализации с игры… в плей-офф 1990 года набирал 29+11 (10 игр)… в плей-офф-94 и 95 набирал 20+11, 2,8 блок-шота при 45% реализации с игры (36 игр)… игрок «Команды мечты» на Олимпиаде-1992… член клуба 20К+10К

Болельщики «Никс» сделали все возможное, дабы убедить самих себя в успешности эры Патрика Юинга[608]. Все верили, что Юинг будет улучшенной копией Билла Рассела – разрушительной силой на своей половине площадке, которая однажды подомнет под себя лигу. Однако это не произошло… и не произошло… потом вдруг показалось, что это, наконец, случится, однако это оказалось лишь иллюзией… и это по-прежнему не произошло… и в конце концов наступил момент, когда все, за исключением фанатов «Никс», поняли, что это никогда не произойдет. Помните те сцены в кино, когда один из героев фильма умирает на койке в больнице, а его жена сидит рядом с ним и разговаривает так, будто он все еще жив, и всем находящимся в палате становится не по себе, пока, наконец, кто-нибудь не обнимет вдову за плечи и не скажет: «Дорогая, его больше нет», и попытается увести ее, а она начинает кричать «Нет! Нет, с ним все в порядке! Он сейчас проснется!» и бьется в истерике? Вот так вели себя фанаты «Никс» с 1995-го по 1999-й. Когда Хаким превратил Юинга в отбивную в ходе финала-1994, все перспективы в стиле «Этот парень когда-нибудь приведет команду к титулу» просто исчезли. Однако болельщики «Нью-Йорка» продолжали стоять у больничной койки и надеяться, ожидая, что пациент сейчас очнется.

В конце концов, болельщики решили, что карьера Юинга была либо огорчением (то было мнение оптимистов), либо феноменальным разочарованием (мнение пессимистов). Он вышел на пик в сезоне-1989/90, набирая в среднем 29 очков, 11 подборов, 4 блока и 55% с игры в составе «Никс», одержавших 45 побед в «регулярке». В плей-офф он выдал 44 очка и 13 подборов в четвертой игре серии против «Бостона», в которой было необходимо побеждать кровь из носу, а в пятой игре вынес «Селтикс», записав на свой счет 31 очко. Сидя на трибунах и наблюдая за тем, как Юинг забивает невероятный трехочковый, я подумал: «Черт, он, наконец, взялся за дело, теперь жди неприятностей!». Однако «Детройт» с легкостью разобрал «Нью-Йорк» на части в следующем раунде, и Юинг уже никогда не был настолько хорош.

Почему? Из-за своих коленей. Юинг времен колледжа носился по «краске» как тигр и блокировал все в пределах пятнадцати футов от кольца. Юинг в статусе ветерана НБА тщательно выбирал, откуда следует бросить, дабы гарантировано попасть и не бороться за подбор, бегал по площадке трусцой и горбился перед каждым прыжком. Никогда не считавшийся великим подбирающим[609] или пасующим и никогда не обладавший целым арсеналом движений в усах Юинг из-за эрозии своего атлетизма превратился в элитного центрового, который многое делал хорошо, но ни в чем не был велик. Это было печально. Бедняга Патрик довел до совершенства умение сохранять на лице выражение полной концентрации, умело играл на чувствах зрителей на трибунах «Мэдисон Сквер Гарден», лупил себя в грудь после каждого ключевого момента, сложившегося в его пользу, строил из себя «Истинного воина» во время интервью и даже сделал пару неуклюжих попыток стать устрашающей силой в «краске». Казалось, что эти трюки работают, но не совсем. Те фанаты «Никс», что были поумней, видели его насквозь, без конца обсуждали его достоинства и недостатки и постоянно возвращались к одному и тому же выводу – «До тех пор пока он наш лучший игрок, нам никогда не добраться до титула».

Затем Пэту Райли чуть было не удалось спасти карьеру Юинга, превратив «Никс» в «Плохих парней 2.0» и адаптировав тактику под своего ограниченного центрового, в процессе чуть было не загубив баскетбол. Они проиграли две подряд мясорубки «Чикаго», пока Джордан, наконец, не ушел в свой бейсбольный отпуск и не позволил «Никс» выйти в финал Восточной конференции, где они одержали победу в седьмом матче благодаря монструозной игре в исполнении Патрика (24 очка, 22 подбора, 7 передач, 5 блоков и победный мяч против «Индианы»), но пролетели в финале. В следующем году Реджи Миллер вырвал сердце «Нью-Йорка» в полуфинале Востока, который был проигран из-за того, что Юинг промазал решающий судьбу серии лэй-ап с полутора метров. Таким образом, чемпионское окно для Патрика закрылось, хотя всем потребовалось еще пара лет, дабы это осознать[610].

Перед сезоном-2000/01 «Никс», наконец, спилили сук, на котором сидели (и уничтожили собственное будущее), обменяв истекающий контракт Юинга на кучу тяжеловесных соглашений; а нам пришлось наблюдать, как Патрик проходит через стадию пятнадцатилетнего пуделя, у которого развилась катаракта, который начинает гадить в доме и которого пора бы уже усыпить. Вы никогда не думали, почему центровые стареют так же быстро, как и собаки, едва им исполняется больше тридцати пяти лет? У них всегда есть тот самый последний сезон, в ходе которого они набирают лишние двадцать фунтов веса, полностью теряют координацию, бегают как в замедленной съемке и прыгают так, словно их кроссовки забиты острыми лезвиями, и все, что остается в их арсенале – это бросок с разворота. Они начинают походить на автомобиль, в котором не работает ничего, за исключением радио. Для Юинга подобный сезон произошел дважды – по разу в «Сиэтле» и «Орландо». Затем он ушел.

Юинг не добился успеха по ряду причин. У него полностью отсутствовала харизма, что превращало его в самого неуклюжего собеседника для интервью с момента объединения лиг (хотя Мозес Мэлоун, возможно, был и похуже)[611]. Он обладал определенными и несомненными минусами – неуклюжие руки, которые тряслись в «клатче» и превращали его в ужасного подбирающего, неумение находить открытых партнеров при сдваиваниях на нем, неумение делать партнеров лучше. Даже момент, который должен был стать триумфом Юинга (финал-1994), превратился в катастрофу – по ходу серии Патрик набирал в среднем 18,9 очка и бросал с игры с точностью в 36%, в то время как Хаким набирал 27 очков, 9 подборов, 3,9 блока и 50% с игры.

Причина, по которой Юинг так высоко забрался в моей Пирамиде – в годы его расцвета вокруг него можно было создать команду-контендер, и он вполне смог бы добраться до титула в 1994-м, если бы играл в паре с Ричмондом, Райсом, Миллером или любым другим добротным атакующим защитником, коим Джон Старкс никогда не был. Мы будем помнить Юинга в том же ключе, в котором вспоминаем его партнеров по «DreamTeam» Дрекслера, Робинсона и Мэлоуна – игрок, созданный для роли второго лучшего исполнителя в команде, замаскированный под «франчайза». И хотя фанаты «Никс» не хотели признавать этот факт в то время, сейчас-то они это прекрасно понимают[612].

И последние мысли о Юинге. Когда я еще писал для своего старого вебсайта, читатель по имени Дэйв Сирилли отправил мне свою Теорию Юинга, которая зиждилась на феноменальном факте – и «Джорджтаун, и «Нью-Йорк» выступали лучше, когда Юинг не участвовал в матче. Поиграв немного с этой теорией и найдя множество ее примеров[613], Дэйв отправил ее мне по электронной почте, и мы провели следующие несколько недель за полировкой теории[614]. Мы пришли к выводу, что для применения Теории Юинга требуется два важных обстоятельства: звездный спортсмен, находящийся в центре внимания СМИ и болельщиков, с которым команда не может добиться успеха; и полное игнорирование команды со стороны СМИ и болельщиков в случае отсутствия звезды (по причине травмы, обмена, перехода в статус свободного агента или ухода на пенсию).

Я опубликовал Теорию, а спустя пару месяцев Юинг порвал связки во втором матче финала Востока-1999. «Пэйсерс», казалось, гарантировали для себя выход в финал. Ситуация вдруг превратилась в главный тест Теории Юинга, да к тому же и при непосредственном участии самого Патрика. Перед третьим матчем Дэйв с уверенностью заявлял мне, что травма Юинга была лучшим, что могло произойти с «Никс» в такой ситуации, и теперь команде предстояло выйти в финал. «Никс» выиграли три из следующих четырех матчей и действительно вышли в финал после того, как я опубликовал прогноз Дэйва на своем вебсайте! Три тысячи моих подписчиков были просто потрясены!

С той поры Теория Юинга находила все больше доказательств своей правомерности (Мо Вон и «Ред Сокс»-1999, Дэн Марино и «Долфинс»-2000 и множество других примеров), и я, наконец, добился национального интереса к Теории, опубликовав ее на ESPN.com в 2001-м и предсказав, что Дрю Блэдсоу является самым логичным кандидатом на еще одно подтверждение Теории Юинга. Через пару месяцев Блэдсоу получил травму, «Пэтриотс» победили в Супербоуле впервые в своей истории, и я заслужил славу Нострадамуса. Согласитесь – это довольно удивительно.

Вывод: если твой пик вдохновил фанатов на создание теории, которая вращается вокруг факта, что твоя команда играет успешнее в твое отсутствие, то тебе нет места среди тридцати пяти лучших баскетболистов моей Пирамиды Славы.

СТИВ НЭШ

Резюме: 13 лет в лиге, 9 – на высоком уровне, 6-кратный участник Матча всех звезд… Самый ценный игрок регулярного чемпионата (2005, 06)… занял второе место в голосовании за звание MVP (2007)… MVP сезона по версии Билла Симмонса (2007)… топ-5 игроков НБА (2005, 06, 07)… топ-10 игроков НБА (2008)… топ-15 игроков НБА (2002, 03)… лидер сезона по рез. передачам (трижды), проценту реализации штрафных (один раз)… четырехлетний пик: 17+4+11 при 51% реализации штрафных, 45% реализации трехочковых и 90% реализации штрафных… трехлетний пик в плей-офф: 21+4+11 при процентах попадания 49-40-90 (46 игр)… занимает 9 место в истории по рез. передачам за карьеру и 5 место – по проценту реализации трехочковых

Причины, по которым Стив Нэш попал в число сорока лучших игроков в истории: выиграл две подряд награды MVP (предложение, которое заставляет мои глаза выскакивать из глазниц, ибо подобное удавалось лишь Берду, Мэджику, Джордану, Расселлу, Уилту, Данкану, Мозесу, Кариму и Леброну); наряду с Бердом и Новицки является одним из трех членов «Клуба 50-40-90», попавших в символическую сборную НБА по итогам сезона (Нэшу это удалось аж дважды)[615]; зрелищно действует в нападении; усилием воли превратил себя в убийцу в «клатче» а-ля Стоктон; является этакой эволюционировавшей версией Кузи (или Кузи с поставленным броском); помог вернуть в моду три вымирающих вида искусства (умение пасовать, умение вести быстрый отрыв и ужасные прически); пятикратный обладатель награды «Парень, с которым все в лиге хотели бы сыграть в одной команде любой ценой» (2005-2010); сменил Уэйна Грецки в качестве самого популярного спортсмена Канады; улучшил карьеры Мэриона и Амаре по крайней мере на 35%; единственный в 21-м веке баскетболист, который заставил Тима Томаса думать о баскетболе[616]; заставил Чарльза Баркли несколько раз за последние пару лет восклицать: «У этого белого парня есть яйца!»; наверняка сумел бы выйти в финал, если бы а) владелец «Финикса» не был таким жлобом, б) Джо Джонсон не получил травму в начале плей-офф-2004, в) Тиму Донахи не дали судить третий матч той самой серии против «Сперс» в 2007-м, и Амаре с Дьо не получили дисквалификации, г) Данкан не попал тот сумасшедший трехочковый бросок в конце первого матча серии с «Санз» в 2008-м, д) Джейсон Ричардсон не позволил Рону Артесту взять тот самый подбор в конце пятого матча серии с «Лейкерс» в 2010-м; чем больше Нэш выступает со своими партнерами, тем лучше становится; и он является одной из немногих современных суперзвезд, раз за разом оправдывавшим звание игрока-франчайза[617].

Когда Нэш подписал новый трехлетний контракт с «Финиксом» в 2009-м, я с удивлением подумал: «Какого черта ему делать в Аризоне?». В Америке мы привыкли к суперзвездам, жадным до более зеленых лужаек и эгоистично требующим обмена, не особо задумываясь о последствиях подобного требования. Стоит вам заявить «Парни, вы недостаточно хороши для меня, мне нужна команда получше», как ситуация становится необратимой. Нэш всегда понимал это. Он канадец, черт возьми. Он знает, что такое верность и что такое лидерство. Игроки-франчайзы должны вести за собой. Именно поэтому он и остался, прекрасно осознавая, что, вполне возможно, потерял шанс выйти в финал.

Вот за что вы должны любить спорт: в возрасте тридцати шести лет Нэш выдал свой лучший сезон (17 очков, 11 передач, 51% с игры, 43% из-за дуги, 94% с линии штрафных), создав лучшую командную химию в лиге, проведя операцию на открытом сердце Амаре (и возродив его настолько, что в Нью-Йорке посчитали хорошей идеей дать ему 100 миллионов), ведя за собой группу молодых неопытных ребят типа Джареда Дадли, Робина Лопеса и Горана Драгича, наконец-то отомстив «Сан-Антонио» за все прошлые поражения (и прослезившись после этого в раздевалке) и каким-то образом умудрившись дотянуть слабую команду до двух побед в финале конференции (став единственным игроком в истории, проведшим трехзначное количество матчей в плей-офф – у Стива их 118 – но так не вышедшим в финал).

Как вам такая карьера? 10 лет игры на элитном уровне, девять сезонов с 50 и больше победами, два титула Самого ценного игрока сезона, семь попаданий на Матч всех звезд, многочисленные упоминания в символических сборных НБА, лучший процент попадания в истории для разыгрывающих и существенный отрыв от Кидда в рейтинге разыгрывающих, с которым хотел бы сыграть каждый игрок поколения.

Причины, по которым можно было бы не включать Стива Нэша в число сорока лучших игроков в истории: первые четыре года в лиге боролся с травмой спины, пропустив в итоге 64 матча; плохо играет в защите, бесполезен против элитных разыгрывающих и не умеет совершать перехваты; закономерность его наград MVP можно аргументировано оспорить, хотя его лишили заслуженной статуэтки в 2007-м; был первым игроком, получившим выгоду при изменении правил НБА в 2005-м[618]; был просто разорван в плей-офф Майком Бибби (2002, 2004) и Тони Паркером (2007, 2008), что стало одной из основных причин вылета команд Нэша; абсолютно адекватное предложение «Финикса» (60 миллионов за шесть лет) не было повторено Марком Кьюбаном, который воскликнул «Прости, парень, но это слишком дорого для меня!» и предпочел отдать эти деньги Эрику Дампьеру (а ведь Кьюбан даже не знает значения слова «дорого»!).

Так почему же я поставил Стива Нэша так высоко? По трем основным причинам, которые выходят за рамки всего, что мы с вами уже обсудили. Во-первых, он выступал в командах «Даллас» и «Финикс», которые нацелены лишь на нападение, не умеют толком играть в защите и никогда не могли закрыть недостатки Нэша так, как это делали «Лейкерс» с Мэджиком. Отсутствие качественных командных взаимодействий в защите постоянно концентрировало внимание общественности на неумении Нэша играть в защите. Но ведь это нечестно!


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!