ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ – ПИОНЕРЫ ИГРЫ 15 страница



Ситуация в «Финиксе» обострилась из-за проблем Кидда с супругой. Ну а в «Нью-Джерси» Кидду попросту надоело играть с Картером, и нам ли винить его за это? И раз уж мы упомянули Винса, стоит отметить абсолютное невезение Джейсона с партнерами по команде. Машберн и Джексон входили в топ-6 своих драфтов, однако не разыгрались вплоть до обмена в другую команду. В «Финиксе» Кидд пересекся с целым рядом именитых парней – Антонио МакДайесс, Дэнни Мэннинг, Пэнни Хардуэй, Рэкс Чапмэн, Кевин Джонсон, Роберт Орри, Седрик Себаллос, Клиф Робинсон, Шон Мэрион, Том Гуглиотта – но играл с каждым из них в не самый удачный период их карьер. Даже по ходу довольно удачного периода на Восточном побережье, он вытянул в финал салат из дерьма, состоящий из Кита Ван Хорна, Кеньона Мартина, Тодда МакКуллоха, Луциуса Харриса и новичка Ричарда Джефферсона, а год спустя повторил это достижение, получив стареющего Дикембе Мутомбо вместо Ван Хорна.

Что и является довольно убедительной причиной для включения Кидда в число сорока пяти лучших игроков в истории. Еще раз пробегитесь по списку партнеров в предыдущем абзаце, а затем взгляните на следующие цифры: 32-23, 56-26, 27-23, 53-29, 51-31, 52-30, 49-33, 47-35. Первые пять наборов цифр – это показатели «Финикса» в «регулярке» с 1997-го по 2001-й. Три последних набора – показатели «Нью-Джерси» с 2002-го по 2004-й. За те восемь сезонов Кидд попал в пять первых символических сборных НБА (и в одну вторую) и дважды вывел свою команду в финал, играя лишь с одним парнем калибра Матча всех звезд (Кеньон Мартин в 2004-м). Нам постоянно твердят о том, что у Гарнетта была отвратительная группа поддержки в «Миннесоте», но все игнорируют ситуацию с Киддом.

Он делал каждый из Матчей всех звезд со своим участием на 20-25% более зрелищным[593]. Кидду также следует поставить в заслугу умение стабильно выдавать 20-9-8, подобно Оскару Робертсону, и то, как он единолично уничтожил «кельтов» в финале Восточной конференции в 2002-м. Его следует помнить за умение выхватить подбор на своем щите, включить все двигатели, рвануть с одного конца площадки на другой и забить с фолом а-ля Мэджик. Его следует поблагодарить за умение постоянно выпрыгивать перед парнем, совершающим лэй-ап в быстром отрыве, и зарабатывать фол в нападении (в связи с чем НБА была вынуждена огородить полукругом зону под кольцом, где фолы в нападении уже не засчитываются).

И пусть эра Джейсона Кидда была довольно противоречивой, однако я наслаждался ею так же, как и эрой Мишель Пфайффер – пусть у нее и не было заметных округлостей, но она компенсировала этот недостаток множеством других вещей.    

УЭС АНСЕЛД

Резюме: 13 лет в лиге, 12 из них – на высоком уровне, 5-кратный участник Матча всех звезд… Самый ценный игрок финала-78… Самый ценный игрок-69… Новичок года НБА (1969)… топ-5 игроков НБА (69)… лидер сезона по подборам (один раз), проценту бросков с игры (один раз)… четырехлетний пик: 15+17+3… третий лучший в истории плей-офф по подборам (14,9 за игру)… второй лучший игрок в составе команды-чемпиона («Буллетс»-78) и трех команд-финалистов (71, 74, 79)… в плей-офф-71 набирал 13+19+4 (18 игр)

Из числа топ-75 Пирамиды у Биг Уэса однозначно самое странное резюме. Его коллеги были так впечатлены его выступлением, что в первый же сезон в лиге отдали ему приз Самого ценного игрока. А на следующий год после этого Анселд даже на Матч всех звезд не попал (и больше ни разу не попал в символическую сборную НБА). Он угробил колено в сезоне-74 и с тех пор не представлял особой угрозы в нападении, набирая всего по 8 очков за игру последние восемь сезонов в лиге. Он однозначно защищал кольцо хуже всех великих центровых и не смог бы перепрыгнуть и через лежащую на паркете газету «Washington Post». Во второй половине карьеры он набрал столько веса, что его заслоны работали исключительно потому, что у защитника уходило минимум две секунды, чтобы оббежать этого человека-гору[594].

Сегодня невозможно представить, что подобный Анселду игрок был сколь бы то ни было успешен в лиге. Центровой ростом шесть футов шесть дюймов, который не умеет набирать очки, не может поддержать быстрый прорыв и защищать кольцо. Серьезно? И вообще «Буллетс» и Уэс в 78-м взяли единственный титул, поскольку травма Билла Уолтона открыла путь к чемпионству всем остальным недопретендентам[595].

Но затем начинаешь копать глубже. Выясняется, что Уэс травмировал левое колено по ходу второго сезона и окончательно лишился колена в сезоне №6, но при этом первые пять лет в лиге набирал 14+17+4. Он был в четырех составах «Буллетс», которые вышли в финальную серию за девять лет, в том числе в отменной команде в 71-м году (потеряли Гаса Джонсона прямо перед финалом), считавшейся фаворитом команде в 75-м году («Уорриорз» обыграли их всухую) и в двух умудренных опытом командах в 78-м и 79-м годах (поделили титулы пополам с «Суперсоникс»). И все это без полноценной суперзвезды в составе (если не считать таковой Хэйса, чего у меня нет никакого желания делать).

Анселда помнят как главного тафгая своей эры наряду с Ланиром и Уиллисом Ридом. Он был тем самым парнем, которому переходить дорогу даже в незначительной мелочи – себе дороже. Плюс, он был душой каждой команды в раздевалки и лучшим партнером по команде после разве что Пола Сайласа. Анселд плевать хотел на статистику и лишь пытался делать партнеров лучше. Командные успехи вполне отражают его старания – «Вашингтон» не только четырежды выходил в финал, но и выходил в плей-офф в каждый из первых одиннадцати лет Уэса в лиге, а также одержал на 176 побед выше отметки 50% побед. Его первый пас был лучшим его навыком, но только у нас нет никакой возможности измерить влияние этих пасов на игру. Допустим, он запускает передачу Эрлу Монро почти через всю площадку футов на 50 и выводит в быстрый прорыв два-в-одного Монро и Кевина Логери. Монро делает скидку на Логери, легкие два очка. Но ведь в протоколе будут отмечены только Логери и Монро, так?[596]

Приведенный выше пример – лишь вершина айсберга. Нам не хватает качественных и понятных статистических показателей для оценки игроков НБА. Впервые об этой проблеме я начал кричать еще на своем старом сайте, и это было до того, как статистическая революция с бейсбола перекинулась на НФЛ и НБА. Тогда в 2001 году я призывал к введению следующих статистических новшеств:

Процент попаданий с игры и линии штрафных в клатче. Сегодня этот недочет исправлен. Сайт 82games.com даже разделил понятие клатча на обычный (последние 5 минут, разница в счете три очка и меньше) и суперклатч (последние 2 минуты, разница в счете три очка и меньше). Ману Джинобили в 2008-м в решающие моменты выступал на заоблачном уровне – 61,9% с игры в суперклатче и 57,4 с игры в обычном клатче. Почему этих цифр не было, когда Карл Мэлоун был на пике карьеры? Вот дерьмо.

Плюс/минус. Ключевой показатель для хоккея, который баскетбольное сообщество успешно игнорировало до появления этого показателя на сайте 82games.com в сезоне-2002/03. Эдди Карри установил неофициальный рекорд худшего значения плюс/минус для игрока, проведшего минимум 1500 минут за сезон. По ходу сезона-07/08 Карри сыграл 1529 минут и закончил с плюс/минус равным -10.1. Другими словами, Эдди делал свою команду на десять очков хуже, каждый раз когда выходил на площадку. Потрясающе[597].

«Черновики». Этот показатель для тех, кто занимается самой неблагодарной «черновой работой». В счет идут случаи, когда (а) игрок ловит соперника на фол в нападении, (б) прыгает за уходящим в аут мячом и опережает в этом минимум двух других игроков, (в) сохраняет владение для своей команды, бросая мяч в ногу сопернику, после чего мяч выскакивает в аут, (г) не берет подбор сам, но направляет его касанием в сторону партнера по команде. Шейн Баттье был бы лидером по «черновикам» за последние десять лет. Джеймс Поузи – вторым. Тим Томас – последним.

Процент попаданий с игры из открытых положений.Учитывает каждый бросок дальше 15 футов от кольца без противодействия защитника. Теперь у нас есть не только этот показатель: клубы НБА теперь разделяют броски на зоны и, опираясь на эти данные, выбирают более удобные места для атаки кольца особенно для ролевых игроков (обычно разыгрывающие забивают на удивление много средних из зоны выше штрафной линии прямо напротив кольца, а свингмены кладут в цель поразительный процент дальних бросков из угла площадки). Именно поэтому мне нравился обмен Мо Уильямса в «Кливленд» в 2008 году – в предыдущем сезоне Мо был вторым по проценту попаданий из открытых положений (51%).

Данки.Еще один статистический показатель вышел в мейнстрим за последние несколько лет. Я лично бы разбил все броски сверху на дополнительные подкатегории: «Данки после подбора», «Данки через защитника», «Аллей-упы», «Охренительные данки, после которых оппонентам приходится брать тайм-аут, чтобы трибуны хоть немножко успокоились» и «Данки, после которых каждый черный игрок или болельщик в здании поднимается с места, не веря своим глазам, и лицо его принимает такое выражение, как будто он только что учуял самый зловонный пердеж в своей жизни».

Жалобы судьям.Каждый раз, когда игрок недовольный принятым решением обращается к судье – это один ЖС. Изначально, это была невинная шутка. В свое время я писал: «Эта статистическая категория нужна чисто ради того, чтобы Антуан Уокер стал обладателем хоть какого-то рекорда». Сегодня мне начинает казаться, что за этим статистическим показателем было бы ужасно весело и любопытно следить. Кобе был бы лидером по ЖС в каждом сезоне. Без вариантов.

Невынужденные ошибки.Такие штуки считают в теннисе каждый раз, когда игрок допускает ошибку в безобидной ситуации. В баскетболе в зачет невынужденных ошибок шел бы каждый случай, когда кто-то (а) сводит на нет преимущество в быстром прорыве плохим решением, (б) совершает пронос мяча или другую связанную с дриблингом ошибку, (в) получает фол нападении или нарушает правило трех секунд, (г) мажет открытый данк или простой бросок из-под кольца, (д) отдает кривой пас в аут, (д) касается мяча с цилиндре кольца (голтендинг) или нарушает другое правило помехи попаданию мяча в кольцо, (е) совершает неспортивный фол, (ж) забывает про правило 24 секунд и не успевает выбросить мяч по кольцу до истечения времени.

Широкий спектр непростительной тупости, верно? И не говорите мне, что такая статистика не была бы полезной и любопытной.

Остановка нападения. Когда защитник собственноручно не дает оппоненту набрать очки при изоляции, получения игроком нападения мяча в посте или после прохода под кольцо с периметра – это остановка. Если при этом еще вынуждаешь совершить потерю или сделать невынужденную ошибку, то получаешь в зачет двойную остановку. Когда я изложил эту идею Дэрилу Мори, он ответил: «Зачем нам по-твоему в команде Чак Хэйс?[598]»

Расселлы.Когда игрок не только блокирует бросок, но оставляет мяч в игре и тут же начинает быстрый прорыв, который завершается данком или броском в отрыве из-под кольца. Расселл, говорят, делал так миллионы раз. Почему бы и такие случаи не считать? Заодно бы и посчитали, сколько раз Дуайт Ховард идиотски выбивает мяч в аут при блок-шоте. Может, получилось бы убедить Дуайта не заниматься подобной фигней[599].

Мега-ассисты. Я не успокоюсь, пока кто-нибудь не напряжет свои булки и не начнет считать мега-ассисты. Что это такое? Это любой пас, который приводит к очень легкому набору очков, когда за пасом сразу же следует бросок сверху, лэй-ап из-под кольца, данк с наброса на кольцо или когда на получившем пас сопернику тут же приходится фолить (каждый удачный штрафной после такой передачи считается за половинку мега-ассиста). Последняя часть – самая важная, ведь мы до сих пор не может отдать должное всем плеймейкерам, которые отдают настолько филигранный пас, что он приводит к ситуации типа: «У меня не было других вариантов и пришлось фолить на этом парне, иначе он бы набрал слишком легкие очки».

Лэрри Берд был виртуозом по части мега-ассистов. По моим подсчетам (неофициальным), он совершил 373 мега-ассиста в шестой игре финала-86 и тем самым, думаю, поставил рекорд для одной матча, но Стив Нэш мог бы потягаться с Лэрри по ходу эры «Семи секунд и меньше». Так странно, что мы не пытаемся улучшить наше понимание результативных передач. Это как если бы в бейсболе каждый отбитый мяч ценился бы одинаково и хиты не делились бы на синглы/даблы/триплы/хоум-раны. И при этом каждый наблюдающий за игрой считал бы хиты по-разному. Нынешняя система подсчета результативных передач в НБА ужасна.

Анселды. Давайте назовем их в честь Биг Уэса! Анселды – это как ассист в хоккее, когда первый пас за пределы собственной трехочковой разгоняет быстрый прорыв и приводит в итоге к данку или лэй-апу. На ближайшие несколько лет лидером по Анселдам, судя по всему, будет Кевин Лав. Эй, болельщики «Тимбервулвз», не хотите посчитать количество Анселдов в исполнении вашего кумира? Интересно, сколько Анселдов Лав сможет набрать?[600]

Звучит здорово, не правда ли? Одна малюсенькая проблема – баскетбольное сообщество больше озабочено сравниванием игроков, погоней за неоднозначными показателями вроде «откорректированного плюс/минус» или продвижением и рекламой пафосных формул вроде PER. Такой подход работает в бейсболе, индивидуальном виде спорта, где роль партнеров по команде сведена к минимуму, если они, конечно, не могут достать тебе анаболиков (Извините, не сдержался). Я думал, что Дерек Джитер был классным шорт-стопом, пока не увидел его статистику игры в защите. Думал, что ставить Уэйда Боггса лидофф-хиттером – это ошибка, а оказалось, что игрок, занимающий базу с завидным постоянством и поышающий число подач – это как раз то, что нужно.

Но баскетбол – это не бейсбол.

Когда PER Джона Холлинджера мне говорит, что Марисс Спейтс – на 30-м месте в списке самых эффективных игроков нападения в лиге, а Шейн Баттье – на 284-м, я не знаю, что и ответить[601].

Пока интересующееся статистикой сообщество пытается клонировать корову, управленцы НБА озабочены созданием нового, доселе невиданного типа бургера. Они тратят миллионы на то, чтобы собрать тонны сложных статистических данных, изучают остановки нападения, проценнты попаданий с любой точки площадки, считают Расселы и Анселды… а потом прячут всю эту информацию, как будто на дворе Холодная война или что-то вроде того. У рядового фаната вроде меня или тебя, мой читатель, могло бы сложиться более внятное понимание происходящего на площадках… но не судьба.

Думаю, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что бессмысленно измерять статистическую ценность каждого отдельно взятого игрока, поскольку огромная доля его личного успеха (как и его статистика) зависит от ситуации и командного успеха, а также его бескорыстного желания ставить интересы команды выше своих собственных. Только взгляните, какой эффект приход Анселда возымел на игру Кевина Логери, стартового защитника клуба, которому было уже под тридцать, когда в команду пришел Уэс:

 

ИГРОК ГОД МИНУТ ОЧКОВ ПЕРЕДАЧ % С ИГРЫ БРОСКОВ
Логери 1967/68 31,9 17,0 3,5 40,2 15,9
Логери 1969/70 38,1 22,3 5,0 43,9 20,2

 

Как Логери сам рассказал Эллиотту Колбу: «Когда Уэс пришел в команду, моя результативность подскочила с 14 до 22 очков за игру[602]. Все благодаря ему […] Он забирал подбор и бросал его на другой конец площадки. Мяч при этом ни разу не касался земли. Внезапно я стал Полом Уорфилдом, принимающим, который ловит мячи у всех за спинами».

Можно ли как-то сделать подобный вклад в игру более осязаемым? Вместо того чтобы применять сложные формулы для оценки сезонов или целых карьер, нам бы стоило тратить больше усилий на улучшение существующих показателей (аналогия с новым типом бургера) и затем использовать эту продвинутую информацию и связывать ее с командными успехами, со своим теперь уже более аргументированным мнением и с мыслями игроков и тренеров. Тогда получится боле-менее цельная картина.

Блин, проблема в том, что баскетбол одновременно объективен и субъективен. Поэтому за ним так весело наблюдать. На поверхности плавают вопросы о том, как Анселд пробился в топ-45 моей Пирамиды или как забрал домой приз Самого ценного игрока финала-78, набирая при этом 9+12+4. Но на самом деле…

Послушайте, что рассказывал о Уэсе его одноклубник Матч Купчак: «Анселд был настолько ориентированным на команду баскетболистом, насколько это вообще возможно. У него была одна цель – победа. На статистику ему было наплевать. И вы даже представить не можете, как много всего Уэс делал, чтобы помочь партнерам. Он ставил заслоны, отдавал длинные передачи, оборонялся против более внушительных центровых. Он был Самым ценным игроком и в финальной серии 79 года».

Уэс достоин занимать столь высокое место.

Но если бы я мог в качестве аргумента привести данные из разряда «был лидером лиги по анселдам 10 лет подряд» или «лидер лиги по анселдам за карьеру», то доказать его значимость и написать этот раздел было бы горааааздо легче[603].

ГЭРИ ПЭЙТОН

Резюме: 17 лет в лиге, 10 – на высоком уровне, 9-кратный участник Матча всех звезд… топ-5 игроков НБА (1998, 2000)… топ-10 игроков НБА (1995, 96, 97, 99, 2002)… топ-15 игроков НБА (1994, 2001)… игрок сборной лучших оборонительных игроков (девять раз, в первой команде)… Лучший оборонительный игрок года (1996)… лидер сезона по перехватам (один раз), трехочковым броскам (один раз)… трехлетний пик: 23+5+9… лучший игрок в составе команды-финалиста («Сиэтл»-1996), набирал в том розыгрыше плей-офф 21+5+7 (21 игра)… пять раз завершал сезон в топ-6 в голосовании на MVP… завершил карьеру на седьмом месте в истории по рез. передачам за карьеру и третье место – по перехватам… член клуба 20К очков

Во время финала-2008 я написал в своей колонке, что если бы Рэджону Рондо доверили организовать банкет, то он много чего поставил бы на стол, но и многое забрал бы с него. Проще говоря, Рондо оставлял на столе вилки и тарелки, но забирал с собой ложки и ножи. Вы, однако, по-прежнему могли хорошо отобедать за этим столом.

Гэри Пэйтон является лучшим примером подобной аналогии с банкетным столом – он приносил с собой лучшие серебряные вилки и ножи и отменные фарфоровые тарелки, но у вас не было ложечек для десерта и приходилось пить вино из одноразовых стаканчиков просто потому, что Пэйтон разбивал все бокалы. Могли ли вы насладиться обедом за таким столом? Безусловно, но, покидая его, вы все равно думали про себя: «Черт, жалко, что у нас не было ложечек и нормальных бокалов». Вот вам иллюстрация того, как Пэйтон накрывал этот банкетный стол:

Вилки/ножи/тарелки. Лучший всесторонне развитый разыгрывающий 90-х. Лучший игрок «Сиэтла», который одержал 64 победы в «регулярке» и вырвал две игры у «Буллс» в финале сезона-1995/96. Один из самых легендарных «треш-токеров» всех времен. Один из пяти лучших защищающихся разыгрывающих в истории. Сезон-1999/2000 в его исполнении (24,2 очка, 6,5 подбора, 8,9 передачи, 153 перехвата, 45% с игры, 3425 минут в 82 матчах) заслуженно находится в Пантеоне лучших сезонов в истории в исполнении разыгрывающих. Популяризировал стиль бритой наголо головы в 90-х и оставался верен ему до самого конца. Единственный наряду с Оскаром и Мэджиком разыгрывающий, который сумел развить свои навыки игры в «посте» и просто уничтожал этим менее физически развитых оппонентов. Должен был быть номинирован на «Оскар» за роль «Эдди», где он бросил вызов Малику Сили[604]. Защищался против Джордана лучше, чем кто-либо еще, удержав его на 23,7 очка в среднем за игру во второй половине финальной серии-1996 и заставив выдать лишь 6 попаданий из 19 в четвертом матче и 5 попаданий из 19 в шестом[605]. Если бы не самоуничтожение Шона Кемпа, Пэйтон выиграл бы хотя бы один титул в составе «Суперсоникс». Мне довелось видеть в деле Кидда, Стоктона и Гэри на пике их карьер, и Пэйтон был наиболее талантливым и разносторонним из всех троих, в его игре просто не было недостатков. Как можно не любить игрока, чье невообразимо большое эго заставило его назвать своих сыновей Гэри Пэйтон-младший и Гэри Пэйтон-второй?


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!