Обозначение ошибок и исправлений
При проверке изложений учитель двумя линиями подчеркивает допущенную ошибку в работе и отмечает ее на полях в соответствии с условными графическими обозначениями.
Исправления подчеркиваются однойлинией и не выносятся на поля.
Условные графические обозначения ошибок:
С– недочеты в содержании (Л - логические, Ф - фактические ошибки);
Р– речевые ошибки и недочеты.;
I– орфографические ошибки; V– пунктуационные ошибки; Г– грамматические ошибки; н/I– негрубая орфографическая ошибка;
н/V– негрубая пунктуационная ошибка;
I - повторяющиеся орфографические ошибки (подчёркиваются при вынесении на поля); - однотипные орфографические ошибки (обводятся в кружок при вынесении на поля).
Оценивание работы
После подсчета количества ошибок в установленном порядке выставляется общая оценка за работу (на основании оценки за содержание и речь работы и оценки за грамотность работы) .
Первая оценкаставится за содержание и речь.Перед нею цифрами записывается количество ошибок в содержании и число речевых ошибок и недочетов.
При выставлении первой оценки необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). Оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
|
|
При выставлении второй оценки за грамотностьучитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
В целом запись будет выглядеть так:
: С – Р 0 – 2 «4»
I – V – Г 4 – 3 – 1 «3» «4»
На оценку изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учащимся исправлениях:
-негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну;
-первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная;
-при наличии в работе более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка за грамотность снижается на один балл;
Оценка «5» не выставляетсяпри наличии в работе 3-х и более исправлений.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Грамматические ошибки
В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. Классификация грамматических ошибокосуществляется на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена.
1. Ошибкивструктуреслова:
а) в словообразовании;
б) в формообразовании существительных, прилагательных, местоимений, глаголов.
|
|
Ошибкивструктуресловосочетания - всогласовании, вуправлении.
3. Ошибкивструктурепредложения:
а) нарушение границ предложения;
б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
в) ошибки в построении предложения с однородными членами;
г) ошибки в предложении с причастным оборотом;
д) ошибки в предложении с деепричастным оборотом;
е) ошибки в построении сложного предложения;
ж) смешение прямой и косвенной речи.
Разграничение понятий «ошибка» и «недочёт».
Ошибка - это нарушение требования правильности речи. Ошибка расценивается с позиции «правильноилинеправильносказаноилинаписано».
Недочёт - это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Недочёт расценивается с позиции «хуже или лучше сказано или написано». Следовательно, все орфографические (I), пунктуационные(V) и грамматические (Г) нарушения, а также погрешности в содержании (С) являются ошибками; речевые (Р) же могут быть как ошибками, так и недочётами.
Речевые ошибки и недочеты К речевым ошибкам относятся:
1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
2. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений, смешениелексики разных исторических эпох.
|
|
3. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
4. Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи.
К речевым недочётам относятся:
1. Нарушение лексической сочетаемости.
2. Употребление лишнего слова.
3. Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста.
4. Употребление рядом или близко однокоренных слов.
5. Употребление слова или выражения иной стилевой окраски.
6. Неудачный порядок слов.
7 Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||
Соблюдение грамматических норм. -ошибочное словообразование; -нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами. | |||
Код | Разновидности ошибок | Иллюстративный материал | |
Пример с ошибкой | Комментарии. Верный вариант | ||
Г-1 | Невернаязамена приставок, суффиксовв однокоренныхсловах. | Мохнастыйшмель – на душистый хмель. | Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый». Правильно «мохнатый». |
Г-2 | Ошибочноеобразование формы существительного. | Тропв стихотворении немного. Нет облакнад головой. Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился. | Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д. Тропов в стихотворении немного. |
Г-3 | Ошибочноеобразование формыприлагательного. | Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе. | Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более |
|
|
сильный. Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе. | |||
Г-4 | Ошибочноеобразование формычислительного. | Ольга была околдована силою шестьюдесятиколец времени. С обоихсторон были выдвинуты справедливые требования. | Ольга была околдована силою шестидесяти колец. С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования. |
Г-5 | Ошибочноеупотребление формыместоимения. | Возле егопросвистела пуля. Ихнейрадости не было предела. Какие мы – судить по нам. | Возле него просвистела пуля. Ихрадости не было предела. Какие мы – судить по нас. |
Г-6 | Ошибочноеобразование формыглагола. (Ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.) | Олень стоял непошевелясьи смотрел не моргнув. Барс дрогнулсяи бросился бежать. Прочтяназвание – «Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну. | Деепричастие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие. Олень стоял не шевелясь и не моргая. Барс дрогнул и бросился бежать. Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось. Прочитав название… |
Г-7 | Нарушениесвязи согласования. | В стихотворениях, которыхавтор адресовал своему современнику, звучит тема… Я как будто стою на холме, окутаннымв мрак. | В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема… Я стою на холме, окутанном тьмой. |
Г-8 | Нарушениесвязи управления. (при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.) | Его творения всегда соответствовали с мироощущением. Множество зрителей собралось в театрпосмотреть спектакль. | Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение. Произведения поэта всегда соответствовали (чему?) его мироощущению. Зрители собрались (где?) в театре посмотреть спектакль. |
Г-9 | Нарушениевструктуре словосочетания (При неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексикограмматическая структура устойчивого выражения.) | Став известным поэтом, которого знают по всему миру. | Задай вопрос от слова знают (где?) …которого знают во всём мире… |
Г-10 | Ошибки, связанныес нарушением | В данном стихотворении будущее представляется так | Задайте вопрос: будущее представляется (каким?) |
синтаксическойнормы употребления указательныхисоюзных слов. | же, каку М. Цветаевой. Ей не понравилось всё, что она пишет. | …В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой. Замените союзное слово что на союзное слово очём. Ей не нравилось всё, очём она пишет. | ||
Г-11 | Ошибки, связанныес невернымпостроением предложенияс однороднымичленами. (Однородные члены необоснованно являются разными частями речи; Слова-замены однородных членов имеют свой лексикограмматический контекст; Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.) | И героиня надеется, прикладываетневероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений. | Разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?) | |
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ | ||||
Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи пони | мается владение д | остаточным | ||
словарным запасом, разнообразными грамматическими средства | ми для точного и | понятного | ||
выражения мысли. При этом: 1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходн | ого изложения (эм | оционально- | ||
оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтак | сис, перифразы, | интонацию, | ||
создающуюся соответствующим подбором слов). 2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого хар | актера (литературоведческого, | |||
критического, литературно-творческого, на «свободную» тему): а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те | мысли, какие пишущий хотел | |||
выразить; отсутствие в предложении лишних слов); б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство | речи, искренность, отсутствие | |||
заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, наду | манных эмоций, стандартных, | |||
примитивных выражений, словесных штампов); в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те | мысли, какие пишущий хотел | |||
выразить; отсутствие в предложении лишних слов); г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мы представления, определённые чувства). | сли, вызывающие наглядные | |||
Код | Разновидности ошибок | Иллюстративн | ый материал | |
Пример с ошибкой | Комментарии. Верный вариант | |||
Р -1 | Употреблениеслови | Грибоедова давно нет, история | Смвыражение история его |
выражений, неточно передающихмысль сочинения | его временивсё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более живв своём герое, чем какисторическое лицо. | времени.: Возникает путаница значений слова история– случай, рассказ или истории —это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)? И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века. | |
Р -2 | Употреблениесловв несвойственномим значении. (Слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.) | Правда зачастуюскрыта в глубинахпроизведения. Блок следует традиции предка. | Значение слова зачастую отличается от значения слова часто; значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение. Правда часто скрыта писателем междустрок произведения. Значение слова предок искажает авторскую мысль. Замена: предокпредшественник. |
Р -3 | Неуместноеупотребление словинойстилевой окраски. (Слово-замена имеет оттенок другого стиля речи (вместо художественного – публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста. | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колеевосприятия. В этом планестихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно. Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. | Слово колея ограниченной сферы употребления. Замена – «направить в другую сторону». Выражение вэтомплане имеет оттенок официальноделового стиля, его употребление в сочинении нежелательно. Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно. Слово шокированы требует замены. Нам понравилась игра актёров. |
Р -4 | Неуместноеупотребление эмоциональноокрашенныесловаили фразеологизмы (Слово (выражение)замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. | Особенно отчётливо представлены размышленияпоэтов на эти особенно волнующие их темы. Благодаря творениям потрясающихавторов Серебряного века, мы слышим | Выражение представлены размышленияпоэтов требует замены. Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы. Слово потрясающих требует замены. |
Работу отличает ложнопафосная речь.) | «громкую мелодию эпохи». | Благодаря великим произведениям известных поэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи». | |
Р -5 | Неоправданное употребление просторечныхслов | Таким людям всегда удаётся объегоритьдругих. Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам. | Слово объегорить требует замены Таким людям всегда удаётся обмануть других. Выражение всепошлипо домам требует замены Через два часа спектакль закончился, и все разошлись. |
Р -6 | Нарушениелексической сочетаемости. (Слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.) | К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны. Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности… | Необходимо изменить число выражения переменав социальнойжизни. В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны Выражения увеличивает впечатление их художественные особенности необходимо заменить. Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление…. |
Р -7 | Плеоназм (Слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.) | В двух этихпроизведениях звучит тема отчаяния. В обществепроизошли социальныеизменения. | В выражении вдвухэтих содержится повтор. В этих произведениях звучит тема отчаяния. Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень. В общественном укладе страны произошли большие изменения |
Р -8 | Ошибки, связанныес употреблениемводном предложении однокоренныхслов. | Под ногамигероя рассказа подножкавагона. В этом рассказе рассказываетсяо реальных событиях. | Герой рассказа выскакивает на подножку вагона. Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология)В этом рассказе идёт речь… |
Р -9 | Бедныеиоднообразные синтаксические конструкции. (В условиях одного контекста использованы предложения однотипной конструкции (подлежащее – | Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когдаонипоговорили, писательотправилсяв гостиницу. Стихотворение Тютчева называется «Ночь», и | Необходимо изменить конструкцию второго предложения. По окончании разговора Петров отправился в гостиницу. Использованы однотипные |
сказуемое – обстоятельство); использованы только сложноподчинённые или сложносочинённые предложения; в предложении пропущены значимые для выражения мысли слова.) | стихотворениеБунина называется «Ночь». | конструкции: подлежащее – дополнение — сказуемое – обстоятельство— подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство. Стихотворения Тютчева и Бунина имеют одинаковое название – «Ночь». | |
Р-10 | Нарушениевидовременной соотнесённости глагольныхформ. (В одном предложении употреблены глаголы или глагольные формы разного вида и времени. | Замираетна мгновение сердце и вдруг застучитвновь. Наблюдаяза движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погрузилсяв сказку. | Замирает – глагол несовершенного вида, настоящего времени; Застучит – глагол совершенного вида, будущего времени. Замрёт…застучит. Наблюдая – деепричастие настоящего времени, образовано от глагола несовершенного вида; Погрузился – глагол прошедшего времени, совершенного вида. Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погружается в сказку. |
Р-11 | Неудачноеупотребление местоимений.(Употребление местоимений вместо существительных с конкретным значением, вместо других местоимений, имеющих временное, пространственное значение.) | В произведении отображены реальные события и герои ихвремени. Мы узнаём иххарактеры и философию жизни, так как ониоткрывают перед читателем душу. Именно недосказанность придаёт стихотворению «Побег» егоочарование, егопрелесть. | Необходима замена местоимения их. В произведении отображены реальные события и герои того времени. Необходима замена местоимения существительным с конкретным значением. Мы узнаём характеры и философию жизни героев,открывающих перед читателем душу. Необходимо исключить местоимения из состава предложения. Именно недосказанность придаёт очарование и прелесть стихотворению «Побег». |
Р-12 | Бессвязность предложений (И одном предложении идёт речь о не связанных между собой событиях, явлениях, действиях. В | Многоев Дубне уделяется и культуре. | Необходима замена слова многое; необходимо уточнение слова культура. Большое внимание в Дубне уделяется развитию культуры. |
середину одного предложения «вклинивается» новое, не связанное с ним по смыслу. Нарушена последовательность изложения мысли. Пропущен важный смысловой фрагмент предложения.) | Ведь говоря об этом самом близком, дорогом человеке, боишься недосказать чего-то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного. | Необходиморазбить предложениенадве самостоятельные синтаксическиеединицы. Ведь говоря о самом близком, дорогом человеке, мы боимся, что не сумеем выразить словами самого главного. Того, что, на первый взгляд, кажется неважным, незначительным. | |
Р-13 | Стилистическая невыразительность предложения (Слова-замены привносят в текст новые оттенки (публицистического, научного стилей), «обедняют» предложение, текст.) | Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а такжев сосновом и смешанномлесах. Эти поэты внесли огромный вклад в русскую литературу. | Слово также привносит в предложение оттенок публицистичности, слово смешанный (лес) является термином, поэтому в текстах художественного стиля их употребление нежелательно. Выражение внестибольшой вкладимеет оттенок политического устойчивого словосочетания. Происходит смешение стилей в рамках одного предложения. Эти поэты оказали большое влияние на развитие русской литературы. |
Р-14 | Неудачноподобранные выразительноизобразительные средства. | Учитель – нужная, справедливая, мучительнаяпрофессия. Трудно определить литературное сердцепроизведения «Мёртвые души». | Один из эпитетов лексически не сочетается с двумя предыдущими; Слово мучительная лучше заменить. Учитель – нужная, справедливая, требующая полной самоотдачи профессия. Трудно определить самое захватывающее место поэмы «Мёртвые души». |
Р-15 | Нарушениепорядкасловв предложении. (Некоторые члены предложения «вклиниваются» между главными членами, нарушая логику высказывания.) | В стихотворении Ф. Тютчева в самом начале – ночь. Днём мы просыпаемся, радуемся жизни, в отличие от ночи. | Поменяйте середину предложения и его начало, добавьте недостающий фрагмент высказывания. В самом начале стихотворения Ф. Тютчева ведётся речь о ночи. Поменяй начало предложения и его концовку. В отличие от ночи, днём мы просыпаемся, радуемся жизни. |
|
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||
Код | Разновидности ошибок | Иллюстративный материал | |
Пример с ошибкой | Комментарии. Верный вариант | ||
Л-1 | Нарушение причинноследственных связей в содержании Объяснение:из причины не следует вывод; приведённое следствие не соответствует указанной причине. | 1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая… 2. Преподаватели лицея, которыепрививали своим воспитанникам уважение друг к другу, расширяли кругозор поэта. | 1. Поэт воспринимаетмузыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку! 2. Причина:преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу; следствие:расширяли кругозор поэта: уважение друг к другу не является причиной интеллектуального развития. Преподаватели лицея прививали своим воспитанникам уважение друг к другу. Они же расширяли кругозор будущего поэта. |
Л-2 | Нарушение логики объединениясловв однородныйряд Соединять союзом «И» два противоположных (разных) по значению слова нелогично | Софья считает Молчалина очень добрым и услужливымчеловеком. «Молчалин за других себя забыть готов…» Но, я думаю, она ошибается, потому что на самом деле героиня «сама вызвала в себе эту любовь». | Определения «добрым» и «услужливым» не являются синонимами, так как соответствующие им слова имеют разное лексическое значение. При этом: Добрый –положительная характеристика незлого человека. Услужливый– всегда готовый оказать услугу. Сначалаученик рассуждает о том, каким видит Софья Молчалина; затемхочет поспорить с героиней комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и утверждает, что «она ошибается»; но! вместо доказательства тому, в чём именно ошибается Софья, ученик утверждает новую и потому НЕЛОГИЧНУЮ мысль: «героиня сама вызвала в себе эту любовь». Нам непонятно, о какой любви идёт речь. Видимо, после слов «она ошибается» пропущено предложение: |
«потому что на самом деле Молчалин любит вовсе не её, а свою мечту стремительно подняться вверх по карьерной лестнице…» и др. | |||
Л-3 | Нарушение логики примера в рассуждении | Молчалин всем льстит. Он готов «ползать перед всеми на коленях». Так, например, Хлёстовой он говорит о том, какая у неё прелестная собачка: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, — я гладил всё его: какая шёлковая шёрстка!» Но на самом деле эта собачкаему противна: он презирает всех людейиз высшего общества. | Все – это и Хлёстова, и её собачка? Именно перед ними Молчалин готов ползать на коленях? Возможно… но! собачка не человек из высшего общества. А именно так получилось в результате неверно построенного последнего предложения. Видимо, должно было быть так: он презирает её так же, как и всех представителей высшего московского общества, к которому так хотел бы принадлежать. |
Л-4 | Нарушение логики построениятекста (построения нового абзаца). | Молчалин очень хитёр. Он понимает, что только чинопочитанием и услужливостью можно добиться высокогоположениявсвете. Молчалин и Чацкий…Взаимоотношения этих героев комедии являются подтверждением этой мысли. | Учеником создан резкий переход от одной мысли к другой. Общими темами предложений текста сочинения являются фрагменты, выделенные курсивом, но! общая мысль разорвана неожиданным, резким, а потому НЕЛОГИЧНЫМ тезисом (утверждением): Молчалин и Чацкий… Вернотак: Подтверждением этой мысли являются и сложные взаимоотношения приспособленца Молчалина и не желающего «прислуживаться» Чацкого. |
Л-5 | Нарушение логики утверждения | Молчалинпо-своему страшен. Мне страшноосознавать то, как он расчётливо и цинично относится к чувствам влюблённой в него Софьи. Поэтому мне очень жальэтого героя. | Молчалин страшен. Далее должно быть доказательство этой мысли: чем же страшен герой Молчалин. Речь должна идти об идее, заложенной А.С.Грибоедовым в этот образ. но!Ученик, пренебрегая необходимыми доказательствами первому тезису, выдвигает новый: мне страшно осознавать... —нарушена логикавывода: мне страшно осознавать… |
и поэтому мне очень жальМолчалина. (Едва ли мы пожалеем того, кто нам страшен!) | |||
Л-6 | Нарушение логики присоединениянового доказательства | В городе строятся детские площадки, открываются новые магазины, появляются места для развлечения: клубы, рестораны. Так жеразвивается и спортивная жизнь города. | Не понятно, как так жеразвивается спортивная жизньгорода? Как в клубах и ресторанах? (Хочется надеяться, что всё-таки не так же) |
Л-7 | Нарушение логики утверждений | На площади высится памятникВ.И. Ленину. За памятником находится Домкультуры. | Памятник В.И. Ленину поставлен, а Дом культуры расположен на площади Победы (например). |
Л-8 | Нарушение логики соразмерности в утверждениях | Зимы в Карелииочень снежные, очень холодные. А летом вкарельском посёлке(?)очень жарко, стоят знаменитые белые ночи. | Мысль: холодно в Карелии, а жаркотолько в карельском посёлке. — нарушена логика утверждения и вывода: летом в Карелии жарко, потому что стоят белые ночи? Вряд ли… Вернотак: А летом в карельском посёлке так жарко, что даже в знаменитые белые ночи… |
Л-9 | Нарушение логики субъектно-объектных отношений | Всё смешалось в доме Простаковых: имение взято под опеку, власти, столь важной для господ, нет, крестьян, основной их (?) доход, у них (?)отобрали. | Ктовыполняет действие (субъект) и на когораспространяется это действие (объект). Не понятно: чей доход отобран – крестьян или Простаковых? Вернотак: Крестьян, основной доход семейства, отобрали. |
Л-10 | Нарушение логики вопросаиответа. | Как же это(?) стало возможно? Прежде всего это вина (?)госпожи Простаковой. | Вопрос сформулирован неточнои предполагает другой ответ. Вернотак: Как же такое положение дел семейства Простаковых стало возможно? Виновата в этом прежде всего сама Простакова. |
Л-11 | Нарушение логикитезиса ивывода | «Ученье — вот чума, учёность – вот причина» сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным. Это (?)доказывает то (?), что все они (?)необразованны и глупы. | Последнее предложение необходимо поменять местами с первым, исключив его первую часть: Представители фамусовского общества необразованны и глупы, потому что заявляют, что |
«ученье – вот чума, учёность – вот причина». И это сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным и необходимым для служения Отечеству. | |||
Л-12 | Нарушение логики построениясочинения. | В последнее время город выглядит не лучшим образом. Во-первых, втрое увеличился поток машин на главных дорогах города. Вблизи трасс невозможно дышать от выхлопных газов и пыли. Вовторых, повсюду грязь и неубранный снег. В-третьих, огромное число рекламных щитов просто задавило жителей своей агрессивной навязчивостью. | Начало сочинения не соответствуеттеме работы. Нет вступления о родном крае, выражением которого для ученика стал родной город. — нарушена логика содержания работы. Не стоит начинать рассуждение с отрицательного, правильнее начинать с того, что вызывает в сердце любовь и гордость. |
Л-13 | Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности). | Чацкий обличает право крепостников владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. (?)Чацкий — истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной. (?)В барском обществе процветает лицемерие. | Следовало разбить текст на 3 абзаца и дополнить каждый из них: 1: необходимо доказательство (цитата) 2: необходим переход к новой мысли (Герой комедии А.С. Грибоедова не может мыслить иначе.) 2: необходимо завершить 2 абзац доказательством рассуждения (цитатой) 3:необходим переход к новой мысли, связанной с темой сочинения «Век нынешний» и «век минувший» (Чацкий не может принять законов светскогообщества, в котором процветает лицемерие). |
Л-14 | Нарушение логики построенияабзаца. | Я родилась и живу в замечательном городе Сергиевом Посаде. Я заканчиваю школу, мне предстоят выпускные экзамены, затем вступительные в колледж, меня ждёт новая жизнь, которая интригует неизвестностью. В своём сочинении я хотела бы рассказать, как просыпается мой родной город. | 2 предложение не соответствует заявленной теме. Онолишнее. Из двух предложений можно было построить одно: Всочинениияхотелабы рассказатьотом, как просыпаетсямойродной городСергиевПосад. |
Л-15 | Нарушение логики завершениятекста сочинения. | Концовка сочинения 1.Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город. 2.Зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края. | Даны два предложения, которые являются самостоятельными нераспространёнными абзацами. После тезисов нет доказательств. Находясьв любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город, потому что моё сердце навек поселилось именно там. Мне дорого всё: широкие дороги, заснеженные улицы, старинные купеческие дома моего города. А ещёзимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края. |
Л-16 | Нарушение логики сопоставленияобразносюжетныхпонятий, субъектно-объектных отношений. | Пугачёв наполнил жизнь Гринёваглубоким содержанием, а повесть«Капитанская дочка» глубоким смыслом. | Ученик в одном предложениисопоставляет образ героя повести Пушкина и замысел самого писателя. Пугачёв наполнил жизнь Гринёва новым глубоким содержанием, помог переосмыслить свою жизнь и утвердиться в своих представлениях о долге и чести. |
Л-17 | Нарушение логики построенияпредложения. | Калашникова можно назвать былинным героем. Во-первых, его характеризует смелость по отношению к царю Ивану Грозному (его ответ после боя). (?) | Часть предложения, взятая в скобки, вероятно, является доказательством. Но при создании развёрнутого текста, а не тезисного плана такое построение предложений является неверным. После боя с Кирибеевичем Калашников разговаривает с царём на равных. |
Л-18 | Нарушение логики предметноколичественных отношений. | Девочки в чёрных костюмах выполняют упражнения с обручем. Правая рука с обручем поднята вверх, а левая плавно отведена назад. (?) Девочки грациозны, стройны, изящны. Глядя на девочек, можно уверенно сказать, что через несколько лет они станут | Девочек в школе занимается много. Но выражения «правая рука» и «левая рука» подчёркивают единственное число описываемых предметов изображения. |
известными гимнастками (Д). | |||
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||
Фактической ошибкой называют искажение: -цитатного материала; -информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей. | |||
Код | Разновидности ошибок | Иллюстративный материал | |
Пример с ошибкой | Комментарии. Верный вариант | ||
Ф-1 | Неточноецитирование | Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, может и просто, но как на свете без любви прожить?» | Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?» |
Ф-2 | Неверноеуказаниедат жизниидеятельности (творчества) писателей, написанияпроизведений, названийижанров произведений. | Стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта»написано в 1837 году. Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1825 году. ТрагедияА.Н. Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе. | Стихотворение М. Лермонтова «Смерть поэта» было написано в 1837 году. Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1833 году. Драма А.Н. Островского « Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе. |
Ф-3 | Смешениеэпох, авторов, произведений. | А. Пушкин, как и Н.А. Некрасов,в стихотворении одушевляет природу. | Нарушение хронологии: Н.А. Некрасов, как и А.С. Пушкин, одушевляют природу в своих произведениях. |
Ф-4 | Искажениесобытий, литературоведческого материала, именгероев. | В стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» нет лирического героя,но есть ключевые образы ночи и дня. В стихотворении Ф. Тютчева «День и ночь» круговаякомпозиция. И.А. Бунин использует в стихотворении эпитеты, с помощью которых достигается гармония стилистических фигури эмоционального образа. | А кто же размышляет о дне и ночи? Значит, всё-таки лирический герой есть, может быть, это сам автор? Следует писать не круговая, а кольцевая. Эпитет не является стилистической фигурой, это троп. |
Ф-5 | Преувеличенноеосвещение второстепенныхфактов. | Морозка и Метелица – настоящие национальныегерои. | Национальный герой – это общественно-политический термин. Он не имеет никакого отношения к литературным героям А. Фадеева. Морозка и Метелица проявили себя как настоящие герои. |
Классификация грубых и негрубых ошибок Орфографическиеошибкиисправляются, нонеучитываются:
1. Описки.
2. На не изучаемые в школе правила.
Относятсякнегрубым:
1. Исключения из правил.
2. Ошибки на правила, требующие знания этимологии слова.
3. Большая буква в составных наименованиях, собственных именах нерусского происхождения.
4. Ы – И после приставок.
5.Трудные случаи различения частиц НЕ и НИ (Как не любить мне эту землю! Как ни старался, ничего не вышло.)
6. Слитное – раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительныхс предлогами, правописание которых не регулируется правилами.
7. Слитное – раздельное написание предлогов, не регулируемое правилами.8. НЕ с прилагательными, причастиями, выступающими в роли сказуемого.
Пунктуационныеошибкиисправляются, нонеучитываются:
1. Запятая вместо точки с запятой между однородными членами предложения и между однородными придаточными.
2. Пропуск запятой для выделения обособленного обстоятельства, выраженного существительным с производным предлогом и несогласованного определения
3. Если в целях предупреждения смешения грамматических фактов или более сильного их выделения употребляется один знак вместо другого в той же функции (тире вместо запятой для отделения приложения в конце предложения или вводного слова при обобщающих словах).
Относятсякнегрубым:
1. Неправильный выбор знака препинания (тире вместо двоеточия в БСС).
2. Отсутствие восклицательного знака в конце предложения (сравни: ? – грубая).
3. Пропуск одного из сочетающихся знаков препинания.
4. Лишняя запятая между однородными придаточными или точка с запятой между частямиСПП, имеющими общий второстепенный член, общее вводное слово.
5. Постановка лишнего знака препинания для выделения придаточного при встрече сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении).
Повторяющиесяошибки – это ошибки в одном и том же слове или в однокоренных словах.
Однотипныеошибки (на одно правило). Первые три ошибки считаются за одну, далее считается каждая.
Не являются однотипными: проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; приставки ПРЕ и ПРИ; большая буква в собственных наименованиях, пунктуационные ошибки.
Содержание
Пояснительная записка | 2 |
Тексты изложений | |
1.Трава | 3 |
2.О сосне-герое | 4 |
3. Храм-Лебедь | 5 |
4. Легенда о Коломне | 6 |
5. Побороть шум | 7 |
6. В доме Чехова | 8 |
7. Масленица | 9 |
8. Приручение собаки | 10 |
9. Синий камень Памира | 11 |
10. Соловей | 12 |
11.Об искусстве слова и филологии | 13 |
12. Мир, который тебя окружает | 14 |
13. Подвиг Миклухо-Маклая | 15 |
14. Хохлома | 16 |
15. Концерт классической музыки | 17 |
16. Достоевский в Инженерном училище | 18 |
17. Пушкин в Лицее | 19 |
18. Слово о Пушкине | 20 |
19. Поэзия Пастернака | 21 |
20. О Шмелеве | 22 |
21. «Вечерний альбом» | 23 |
22. Михаил Пришвин | 24 |
23. Качалов | 25 |
24. Анна Павлова | 26 |
25. Улыбка Моны Лизы | 27 |
26. О Ландау | 28 |
27. Размышляя о Вселенной | 29 |
28. Милосердие | 30 |
29. О русской интеллигенции | 31 |
30. Поэтическая звезда Лермонтова | 32 |
31. Колокольный звон | 33 |
32. Сады и парки | 34 |
33. О русской литературе | 35 |
34. Царь-колокол и Царь-пушка | 36 |
35. Памяти Чехова | 37 |
36. Полевые цветы | 38 |
37. Федор Иванович Тютчев | 39 |
38. О Горьком | 40 |
39. Павел Михайлович Третьяков | 41 |
40.Осенний день в Сокольниках | 42 |
41. Дерзкая книга | 43 |
42. Подвиг Ивана Федорова | 44 |
43. Функции русского языка | 45 |
44. Прекрасный адресат | 46 |
45. Серафим Саровский | 47 |
46. Эсперанто и его создатель | 48 |
47. Будут ли наши дети читать Пушкина? | 49 |
48. Генрих Шлиман | 50 |
49. Тайна гекзаметра | 51 |
50. Речка тоже живая! | 52 |
Рекомендации по проверке и оцениванию изложений | 53 |
Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 959; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!